
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 62 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
1. Пушкин использует простые предложения, чтобы создать эффект динамичности и стремительности происходящего. Каждое простое предложение — как отдельный кадр батальной сцены, быстро сменяющий друг друга. Это передаёт напряжённость момента перед боем. Сложное предложение в конце («Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки») замедляет темп, создавая кульминацию — момент непосредственного столкновения, когда несколько действий происходят одновременно.
2. Запятая ставится между частями «Катятся ядра, свищут пули», потому что эти части тесно связаны по смыслу — описывают параллельные действия снарядов. Точка с запятой отделяет «Нависли хладные штыки», так как эта часть представляет новый этап действия — завершающий момент перед схваткой, когда войска сошлись вплотную.
3. Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
4. Холмам — проверочное слово холм (корень -холм-)
Грохочут — проверочное слово грохот (корень -грохоч-/грохот-)
Небесам — проверочное слово небо (корень -неб-)
5. Горит (корень -гор- с чередованием гор/гар)
Зарёю (корень -зар- с чередованием зор/зар)
Равнине (корень -равн- с чередованием ровн/равн)
6. В слове «ряды» буква я находится в безударной позиции после согласного р, поэтому обозначает один звук [и] и смягчает предшествующий согласный: [р’иды]. В слове «ядра» буква я стоит в ударной позиции в начале слова, поэтому обозначает два звука: [й’а] — согласный [й’] и гласный [а]: [й’адра].
Задание 1. Александр Сергеевич Пушкин в данном отрывке из поэмы «Полтава» намеренно использует преимущественно простые предложения для создания особого художественного эффекта. Простые предложения позволяют поэту передать стремительность и напряжённость момента начала битвы. Каждое простое предложение представляет собой отдельную картину, отдельный кадр происходящего: «Горит восток зарёю новой», «Грохочут пушки», «Полки ряды свои сомкнули», «В кустах рассыпались стрелки». Такая структура создаёт ощущение быстрой смены событий, калейдоскопа военных приготовлений. Читатель словно видит отдельные вспышки, моменты подготовки к сражению, что усиливает драматизм повествования.
Простые предложения также помогают создать чёткий, отрывистый ритм, напоминающий барабанную дробь или команды военачальников. Это соответствует военной тематике произведения и передаёт атмосферу боевых действий. Кроме того, простые предложения легче воспринимаются читателем, что позволяет быстрее погрузиться в происходящее и почувствовать динамику событий.
В конце отрывка Пушкин использует сложное бессоюзное предложение: «Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки». Это предложение выполняет функцию кульминации описания. После череды простых предложений, показывающих подготовку к бою, сложное предложение демонстрирует момент непосредственного начала сражения. Здесь уже не отдельные действия, а их одновременность — ядра катятся, пули свищут, штыки готовы к атаке. Использование сложного предложения замедляет темп повествования, заставляет читателя остановиться и осознать важность момента. Это художественный приём, который подчёркивает переход от подготовки к самому сражению.
Задание 2. В сложном бессоюзном предложении «Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки» используются разные знаки препинания между частями, что обусловлено смысловыми отношениями между ними. Между первыми двумя частями «Катятся ядра» и «свищут пули» стоит запятая, потому что эти части тесно связаны между собой по смыслу. Они описывают одновременные, параллельные действия артиллерийского обстрела — движение снарядов и звук летящих пуль. Эти действия происходят в один момент времени и дополняют друг друга, создавая общую картину начавшегося обстрела. Запятая здесь указывает на перечисление однородных по смыслу действий.
Точка с запятой перед частью «Нависли хладные штыки» ставится потому, что эта часть представляет собой новый смысловой этап описания. Если первые две части описывают дистанционный бой (артиллерия и стрелковое оружие), то третья часть переносит внимание на ближний бой — готовность к рукопашной схватке. Точка с запятой показывает более значительную паузу, смысловой переход от одного типа боевых действий к другому. Кроме того, эту часть действительно можно было бы оформить как отдельное предложение, что подтверждает правомерность использования точки с запятой. Такая пунктуация помогает структурировать описание боя, показывая его разные фазы.
Задание 3. Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
В данном отрывке сложным является только последнее предложение, состоящее из трёх частей. В первой части «Катятся ядра» подлежащее — ядра, сказуемое — катятся. Во второй части «свищут пули» подлежащее — пули, сказуемое — свищут. В третьей части «Нависли хладные штыки» подлежащее — штыки, сказуемое — нависли. Все остальные предложения в отрывке являются простыми, имеющими одну грамматическую основу.
Задание 4. Из текста можно выписать следующие слова с проверяемыми безударными гласными в корнях:
Слово холмам имеет корень -холм-, где безударная гласная о проверяется словом холм, в котором эта гласная находится под ударением. В проверочном слове чётко слышится звук [о], что подтверждает правильность написания буквы о в безударной позиции.
Слово грохочут имеет корень -грохоч- (исторически чередуется с -грохот-), где первая безударная гласная о проверяется словом грохот. В этом проверочном слове первая о находится под ударением, что позволяет убедиться в правильности написания. Вторая о в корне также проверяется этим же словом, где она хоть и безударная, но отчётливо слышится.
Слово небесам имеет корень -неб- (с беглой гласной е), где безударная гласная е проверяется словом небо. В форме «небо» гласная е находится под ударением, что подтверждает написание буквы е в слове «небесам». Исторически корень восходит к древнему слову, обозначающему облака, тучи.
Задание 5. В тексте присутствуют следующие слова с чередующимися гласными в корнях:
Слово горит содержит корень -гор- с чередованием гор/гар. В данном корне под ударением всегда пишется а (загар, угар), а в безударном положении — о (гореть, горение, загореть). Это правило чередования не имеет исключений и является одним из основных в русской орфографии. В слове «горит» корень находится в безударной позиции, поэтому пишется через о.
Слово зарёю содержит корень -зар- с чередованием зор/зар. Это чередование имеет обратное правило: под ударением пишется та гласная, которая слышится (зорька, зарево), а в безударном положении всегда пишется а (заря, зарница, озарение). Исключением является слово «зоревать». В слове «зарёю» корень безударный, поэтому пишется а.
Слово равнине содержит корень -равн- с чередованием ровн/равн. Выбор гласной зависит от значения: корень -равн- пишется в значении «одинаковый, равный» (уравнение, сравнить), а корень -ровн- — в значении «ровный, гладкий» (выровнять, ровнять). В слове «равнина» исторически заложено значение «равная, одинаковая по высоте местность», поэтому пишется через а. Слово «равнина» является словарным, его написание нужно запомнить.
Задание 6. Буква я в русском языке может обозначать разные звуки в зависимости от её позиции в слове, что наблюдается в выделенных словах из текста.
В слове «ряды» буква я находится после согласного звука р в безударной позиции. В этом случае буква я выполняет две функции: она обозначает мягкость предшествующего согласного [р’] и передаёт гласный звук [и]. Таким образом, в транскрипции это слово записывается как [р’иды́]. Буква я здесь обозначает только один звук — [и], но при этом влияет на произношение предыдущего согласного, делая его мягким. Это типичная ситуация для безударных гласных после мягких согласных в русском языке.
В слове «ядра» буква я находится в начале слова в ударной позиции. По правилам русской фонетики, буквы я, ё, е, ю в начале слова, после гласных и после разделительных знаков обозначают два звука. В данном случае буква я обозначает сочетание согласного звука [й’] и гласного звука [а]. В транскрипции слово записывается как [й’а́дра]. Такое произношение обусловлено историческим развитием языка, когда йотированные гласные сохранили свою двойную природу в определённых позициях. Ударное положение буквы я в этом слове делает оба звука отчётливо слышимыми, в отличие от безударной позиции в слове «ряды», где происходит редукция гласного.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!