
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 61 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
Простое предложение от сложного отличает количество грамматических основ: в простом предложении она всегда одна, а в сложном их две или более. Благодаря этому именно сложные предложения несут в себе более богатую и многогранную информацию о событиях, поскольку они связывают несколько ситуаций в одно повествование.
Части внутри сложного предложения соединяются либо с помощью союзов и союзных слов, что называется союзной связью, либо без них, исключительно по смыслу и интонационно — это бессоюзная связь. Примером бессоюзного сложного предложения является фраза: Прошло ещё около десяти минут; рощи всё не было видать. Здесь две мысли объединены в одно целое, а для их разделения используется точка с запятой.
Союзная связь бывает двух видов. Сочинительная связь соединяет полностью равноправные, независимые друг от друга части. От одной части к другой невозможно задать вопрос. Это хорошо видно в предложении: Лошадь начинала уставать, а пот с него катился градом…. Здесь обе части синтаксически равноценны и соединены сочинительным союзом ‘а’.
Подчинительная связь, напротив, устанавливает между частями неравноправные отношения, где одна часть является главной, а другая — зависимой (придаточной). От главной части к зависимой всегда можно поставить вопрос, что делает такую конструкцию похожей на словосочетание. Например, в предложении Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел, мы видим иерархию: от главной части сделалась такая метель можно задать вопросы к придаточным — сделалась (когда?) как поднялся ветер и сделалась такая (в какой степени?), что он ничего не взвидел.
Всё сложное предложение произносится как единое смысловое и интонационное целое. Интонация завершённости характерна для всего предложения в целом, а не для каждой его отдельной части. Для разделения частей на письме используются знаки препинания. В основном это запятая, как в примере Метель не утихала, небо не прояснялось. Когда части более распространены или отдалены по смыслу, может ставиться точка с запятой.
В основе любого предложения лежит его грамматическая основа, состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого. Именно количество таких основ и является ключевым различием между простыми и сложными предложениями. В простом предложении всегда только одна грамматическая основа, она описывает одну конкретную ситуацию. В то же время сложное предложение обязательно содержит две или более грамматические основы, каждая из которых формирует свою часть в составе целого. За счет этого сложные предложения обладают значительно большим информационным потенциалом. Они не просто перечисляют факты, а связывают их, показывая временные, причинно-следственные, условные или противительные отношения между событиями, что делает повествование более глубоким, динамичным и целостным.
Связь между частями сложного предложения может быть выражена по-разному. Существует бессоюзная связь, при которой части соединяются только по смыслу и с помощью интонации, без использования служебных слов. В тексте это иллюстрирует предложение: Прошло ещё около десяти минут; рощи всё не было видать. Здесь мы видим две самостоятельные мысли: прошло около десяти минут (первая основа) и не было видать (вторая основа). Между ними нет союза, а точка с запятой на письме указывает на более длительную паузу, чем запятая, и подчеркивает, что вторая часть является своего рода следствием или следующим этапом в развитии событий. Другой тип связи — союзная, когда для соединения частей используются специальные слова: союзы или союзные слова. Это более явный способ показать логические отношения между частями.
Союзная связь, в свою очередь, делится на два вида. Первый — это сочинительная связь, которая соединяет синтаксически равноправные, независимые друг от друга части. От одной такой части к другой нельзя задать вопрос, они существуют параллельно. Рассмотрим пример: Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом. В этом сложносочинённом предложении две грамматические основы: лошадь начинала уставать и пот катился. Они соединены противительным союзом ‘а’, который указывает на сопоставление или контраст двух одновременных действий. Обе части абсолютно самостоятельны и могли бы существовать как отдельные простые предложения, но их объединение создает более полную картину происходящего.
Второй вид союзной связи — подчинительная. Здесь части предложения неравноправны: одна из них является главной, а другая — зависимой, или придаточной. От главной части к придаточной всегда можно поставить смысловой вопрос, что делает их структуру иерархичной. Это прекрасно иллюстрирует сложное предложение: Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. Здесь структура гораздо сложнее. Главной частью является сделалась такая метель. От неё мы можем задать вопросы к нескольким придаточным. Во-первых, сделалась метель (когда?) — едва Владимир выехал за околицу в поле и как поднялся ветер. Эти две части являются придаточными времени, они указывают на момент, когда началось основное действие, и соединены составным союзом едва… как, подчеркивающим стремительность событий. Во-вторых, от словосочетания такая метель в главной части можно задать вопрос метель (какая именно?) — что он ничего не взвидел. Это придаточная часть со значением следствия, она раскрывает степень интенсивности метели, на которую указывает слово ‘такая’ в главной части. Таким образом, зависимые части поясняют и детализируют главную, создавая сложную, многоуровневую смысловую конструкцию.
Интонационно сложное предложение воспринимается как единое целое. Интонация завершённости, то есть понижение тона, характерна для конца всего предложения, а не для каждой его отдельной части. Внутри предложения между частями делаются паузы, но тон голоса, как правило, остается на одном уровне или слегка повышается, показывая, что мысль еще не окончена. Это создает мелодическую целостность высказывания. На письме для разделения этих частей используются знаки препинания. Чаще всего это запятая, как в предложении Метель не утихала, небо не прояснялось, где она разделяет две простые по структуре и тесно связанные по смыслу части. В случаях, когда части более самостоятельны по смыслу или уже имеют внутри себя знаки препинания, может использоваться точка с запятой, как в примере о прошедших десяти минутах, что сигнализирует о более значительной смысловой и интонационной паузе.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!