
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 343 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст.
«Морем тинным» называли в старину широкое но (не, ни) глубокое озеро Неро. Стоит на его берегах древний город Ростов жемчужина России. Был он когда-то столицей княжества и величали его Ростовом Великим. Город словно пришёл из чудес(?)ной сказки удивляя нас прекрасными (бело) каме(н, нн)ыми храмами золотыми куполами церквей сторожевыми башнями и крепос(?)ными стенами Архиерейского дома извес(?)ного как Ростовский кремль. Издавна славился Ростов финифтью. Иску(с, сс)тво финифти (живо)писной эмали росписи (огне)упорными красками по эмалевой поверхности металлических предметов было хорошо извес(?)но ещё в Древней Руси. Развивая древние традиции мастера украшали финифтью оклады икон рисовали на медных пластинках и сами иконы. Были украшения из финифти и на одеждах священников и на церковной утвари и на обложках тяжелых (руко)писных книг. Финифть обогащаясь золотом (само)цветными камнями иску(с, сс)ным шитьём превращается в ажурные узоры скани кружево из тоненьких гладких или витых проволочек чаще всего золотых и серебря(н, нн)ых. Позже появились и изящные женские украшения ларцы шкатулки сувениры декоративные па(н, нн)о. Их орнаменты рождающие ощущение чуда волшебной сказки поражают лёгкостью и простотой. Но скоро лишь сказка сказывается… (Не, ни)сколько раз покроет мастер медную пластинку эмалью прокалит её в печи. Удивительно но до обжига все краски поч(?)ти одинакового серого цвета! Но жар печи и талант мастера рождают чудо — живописную финифть. (По М. Балашову)
- Графически выделите обособленные члены предложения и определите, какие их виды представлены в тексте.
- Найдите сложные слова и выполните их морфемный анализ.
- Проведите фонетический анализ выделенных слов.
- Во втором предложении второго абзаца найдите слово, образованное бессуффиксным способом. Выполните словообразовательный анализ этого слова.
- Расскажите, какие народные промыслы вы знаете. Письменно ответьте на вопрос: почему одни народные промыслы находятся сейчас в забвении, а другие востребованы и в наше время?
Ростовская финифть
В старину широкое, но неглубокое озеро Неро называли «Морем тинным». Это прилагательное образовано с помощью приставки не-, которая в данном случае пишется слитно, так как слово можно заменить синонимом без не-, например, «мелкое». На его берегах стоит древний город Ростов — настоящая жемчужина России. Здесь мы видим тире между подлежащим «Ростов» и сказуемым «жемчужина», выраженным существительным в именительном падеже, что указывает на их тождество. Слово «жемчужина» является словарным, его написание нужно запомнить. Когда-то Ростов был столицей княжества, и его величали Ростовом Великим. Слово «столица» также относится к словарным. Город словно пришёл из чудесной сказки, удивляя нас прекрасными белокаменными храмами, золотыми куполами церквей, сторожевыми башнями и крепостными стенами Архиерейского дома, известного как Ростовский Кремль. В слове «чудесной» пишется буква «е», так как проверочное слово «чудесен». «Удивляя» — это деепричастие, образованное от глагола «удивлять», проверочное слово — «диво». «Прекрасными» — словарное слово. «Церквей» — проверочное слово «церковь». «Сторожевыми» — проверочное слово «сторож». «Крепостными» — проверочное слово «крепость». «Известного» — проверочное слово «известен».
Издавна славился Ростов финифтью. Наречие «издавна» пишется через дефис, так как образовано от прилагательного «давний» с помощью приставки из- и суффикса -а. Искусство финифти — живописной эмали, росписи огнеупорными красками по эмалевой поверхности металлических предметов — было хорошо известно ещё в Древней Руси. Слово «искусство» — словарное. «Известно» — проверочное слово «известен». Развивая древние традиции, мастера украшали финифтью оклады икон, рисовали на медных пластинках и сами иконы. Деепричастие «развивая» образовано от глагола «развивать», проверочное слово «развитие». Слово «традиции» — словарное. «Украшали» — проверочное слово «украсить». «Рисовали» — глагол, в котором происходит чередование гласных в корне (рисую — рисовать). «Пластинках» — словарное слово. Были украшения из финифти и на одеждах священников, и на церковной утвари, и на обложках тяжёлых рукописных книг. «Украшения» — проверочное слово «украсить». «Священников» — проверочное слово «свято». «Тяжёлых» — проверочное слово «тяжесть». Финифть, обогащаясь золотом, самоцветными камнями, искусным шитьём, превращается в ажурные узоры скани — кружево из тоненьких гладких или витых проволочек, чаще всего золотых и серебряных. Деепричастие «обогащаясь» образовано от глагола «обогащать», проверочное слово «богач». «Искусным» — проверочное слово «искусен». «Проволочек» — словарное слово. «Серебряных» пишется с одной «н», так как это прилагательное, образованное от существительного «серебро» с помощью суффикса -ян-.
Позже появились и изящные женские украшения, ларцы, шкатулки, сувениры, декоративные панно. Глагол «появились» — проверочное слово «появится». «Украшения» — проверочное слово «украсить». «Шкатулки» и «сувениры» — словарные слова. «Декоративные» — проверочное слово «декор». Их орнаменты, рождающие ощущение чуда, волшебной сказки, поражают лёгкостью и простотой. Слово «орнаменты» — словарное. Причастие «рождающие» — проверочное слово «роды». «Поражают» — словарное слово.
Но скоро лишь сказка сказывается… Несколько раз покроет мастер медную пластинку эмалью, прокалит её в печи. Наречие «несколько» пишется слитно, так как это неопределённое местоимение. «Пластинку» — словарное слово. «Прокалит» — проверочное слово «накал». Удивительно, но до обжига все краски почти одинакового серого цвета! Наречие «удивительно» — проверочное слово «диво». «Обжига» — словарное слово. Но жар печи и талант мастера рождают чудо — живописную финифть. Глагол «рождают» — проверочное слово «роды». (По М. Балашову)
В данном тексте представлены различные виды обособленных членов предложения, которые служат для уточнения, пояснения или дополнения информации, делая речь более образной и выразительной.
Во-первых, это обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Например, в первом абзаце: «Архиерейского дома, известного как Ростовский Кремль». Здесь причастный оборот «известного как Ростовский Кремль» относится к существительному «дома» и обособляется запятой, так как стоит после определяемого слова. Также мы видим обособленное определение, выраженное одиночным прилагательным с зависимыми словами: «озеро Неро, неглубокое». Оно обособляется, так как стоит после определяемого слова и имеет добавочное обстоятельственное значение (хотя и неглубокое, но широкое).
Во-вторых, в тексте встречаются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Например, в первом абзаце: «Город словно пришёл из чудесной сказки, удивляя нас прекрасными белокаменными храмами…». Деепричастный оборот «удивляя нас прекрасными белокаменными храмами» обособляется запятыми, так как обозначает добавочное действие к основному действию сказуемого «пришёл». Аналогичный пример во втором абзаце: «Развивая древние традиции, мастера украшали финифтью оклады икон…». Здесь деепричастный оборот «Развивая древние традиции» стоит в начале предложения и обособляется запятой. Ещё один пример: «Финифть, обогащаясь золотом, самоцветными камнями, искусным шитьём, превращается в ажурные узоры скани». Деепричастный оборот «обогащаясь золотом, самоцветными камнями, искусным шитьём» обособляется запятыми, так как относится к подлежащему «финифть» и выражает добавочное действие.
В-третьих, в тексте есть обособленные приложения. Например, в первом абзаце: «древний город Ростов — жемчужина России». Приложение «жемчужина России» обособляется тире, так как стоит после определяемого существительного «Ростов» и имеет пояснительное значение, давая ему второе название или характеристику. Ещё одно приложение, обособленное тире, находится во втором абзаце: «в ажурные узоры скани — кружево из тоненьких гладких или витых проволочек». Здесь приложение «кружево из тоненьких гладких или витых проволочек» поясняет значение слова «скани» и обособляется тире.
В тексте присутствуют несколько сложных слов, то есть слов, образованных путём сложения двух или более основ (корней). Их морфемный анализ позволяет понять их структуру и происхождение.
- Белокаменными: Это сложное прилагательное. Оно образовано путём сложения двух основ: «бел-» (от слова «белый») и «камен-» (от слова «камень»). Между ними находится соединительная гласная «о». Суффикс «-н-» и окончание «-ыми» формируют форму прилагательного. Таким образом, морфемный состав: бел- (корень) + о (соединительная гласная) + камен- (корень) + -н- (суффикс) + -ыми (окончание). Слово означает «сделанный из белого камня».
- Огнеупорными: Это также сложное прилагательное. Оно образовано путём сложения основ «огн-» (от слова «огонь») и «упор-» (от глагола «упираться», «терпеть»). Между ними находится соединительная гласная «е». Суффикс «-н-» и окончание «-ыми» формируют форму прилагательного. Морфемный состав: огн- (корень) + е (соединительная гласная) + упор- (корень) + -н- (суффикс) + -ыми (окончание). Слово означает «устойчивый к огню, не горящий».
- Рукописных: Это сложное прилагательное. Оно образовано путём сложения основ «рук-» (от слова «рука») и «пис-» (от глагола «писать»). Между ними находится соединительная гласная «о». Суффикс «-н-» и окончание «-ых» формируют форму прилагательного. Морфемный состав: рук- (корень) + о (соединительная гласная) + пис- (корень) + -н- (суффикс) + -ых (окончание). Слово означает «написанный от руки».
- Самоцветными: Это сложное прилагательное. Оно образовано путём сложения основ «сам-» (от местоимения «сам») и «цвет-» (от слова «цвет»). Между ними находится соединительная гласная «о». Суффикс «-н-» и окончание «-ыми» формируют форму прилагательного. Морфемный состав: сам- (корень) + о (соединительная гласная) + цвет- (корень) + -н- (суффикс) + -ыми (окончание). Слово означает «имеющий свой естественный цвет, драгоценный камень».
Эти слова демонстрируют продуктивный способ словообразования в русском языке — сложение основ, что позволяет создавать новые лексические единицы с комплексным значением.
Фонетический анализ позволяет нам рассмотреть звуковой состав слов, определить количество слогов, букв и звуков, а также дать характеристику каждому звуку.
- стенами [ст’инам’и]
- Слово состоит из 3 слогов: сте-на-ми.
- Букв: 7, Звуков: 7.
- с — [с] — согласный, глухой, парный (с/з), твёрдый, парный (с/с’).
- т — [т’] — согласный, глухой, парный (т/д), мягкий, парный (т/т’).
- е — [и] — гласный, безударный (редукция гласного).
- н — [н] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), твёрдый, парный (н/н’).
- а — [а] — гласный, ударный.
- м — [м’] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), мягкий, парный (м/м’).
- и — [и] — гласный, безударный.
- оклады [аклады]
- Слово состоит из 3 слогов: о-кла-ды.
- Букв: 6, Звуков: 6.
- о — [а] — гласный, безударный (редукция гласного).
- к — [к] — согласный, глухой, парный (к/г), твёрдый, парный (к/к’).
- л — [л] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), твёрдый, парный (л/л’).
- а — [а] — гласный, ударный.
- д — [д] — согласный, звонкий, парный (д/т), твёрдый, парный (д/д’).
- ы — [ы] — гласный, безударный.
- утвари [утвар’и]
- Слово состоит из 3 слогов: ут-ва-ри.
- Букв: 6, Звуков: 6.
- у — [у] — гласный, ударный.
- т — [т] — согласный, глухой, парный (т/д), твёрдый, парный (т/т’).
- в — [в] — согласный, звонкий, парный (в/ф), твёрдый, парный (в/в’).
- а — [а] — гласный, безударный.
- р — [р’] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), мягкий, парный (р/р’).
- и — [и] — гласный, безударный.
- скани [скан’и]
- Слово состоит из 2 слогов: ска-ни.
- Букв: 5, Звуков: 5.
- с — [с] — согласный, глухой, парный (с/з), твёрдый, парный (с/с’).
- к — [к] — согласный, глухой, парный (к/г), твёрдый, парный (к/к’).
- а — [а] — гласный, ударный.
- н — [н’] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), мягкий, парный (н/н’).
- и — [и] — гласный, безударный.
- панно [пан:о]
- Слово состоит из 2 слогов: пан-но.
- Букв: 5, Звуков: 4. (Две буквы «н» образуют один долгий звук [н:]).
- п — [п] — согласный, глухой, парный (п/б), твёрдый, парный (п/п’).
- а — [а] — гласный, безударный.
- н — [н:] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), твёрдый, парный (н/н’), долгий.
- н — [-] — не образует звука в данном слове.
- о — [о] — гласный, ударный.
- Её [й’ий’о]
- Слово состоит из 2 слогов: Е-ё.
- Букв: 2, Звуков: 4. (Буквы «е» и «ё» в начале слова или после гласной обозначают два звука).
- е — [й’] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), мягкий, непарный.
- [и] — гласный, безударный.
- ё — [й’] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), мягкий, непарный.
- [о] — гласный, ударный.
- обжига [обжыга]
- Слово состоит из 3 слогов: об-жи-га.
- Букв: 6, Звуков: 6.
- о — [о] — гласный, ударный.
- б — [б] — согласный, звонкий, парный (б/п), твёрдый, парный (б/б’).
- ж — [ж] — согласный, звонкий, парный (ж/ш), твёрдый, непарный.
- и — [ы] — гласный, безударный (после «ж» произносится [ы]).
- г — [г] — согласный, звонкий, парный (г/к), твёрдый, парный (г/г’).
- а — [а] — гласный, безударный.
Во втором предложении второго абзаца: «Искусство финифти — живописной эмали, росписи огнеупорными красками по эмалевой поверхности металлических предметов — было хорошо известно ещё в Древней Руси.» Слово, образованное бессуффиксным способом, это роспись.
Словообразовательный анализ слова «роспись»:
- Исходное слово: «расписать» (глагол).
- Способ образования: Бессуффиксный способ (или нулевая суффиксация). Этот способ заключается в образовании нового слова путём отсечения от производящей основы суффиксов и/или окончаний, при этом у нового слова появляется нулевой суффикс, который не выражен звуками, но присутствует в его морфемной структуре.
- Процесс образования: От глагола «расписать» отсекаются суффикс инфинитива -ть и приставка рас-. От основы «распис-» образуется существительное «роспись». Нулевой суффикс указывает на принадлежность слова к существительным и его отвлеченное значение действия (процесс росписи) или результата действия (то, что расписано).
- Значение: Если глагол «расписать» означает действие (покрыть что-либо рисунком), то существительное «роспись» означает либо сам процесс этого действия, либо его результат (художественное изображение на какой-либо поверхности).
Таким образом, слово «роспись» образовано от глагола «расписать» путём отсечения суффикса и окончания, что характерно для бессуффиксного способа словообразования, при котором у нового слова появляется нулевой суффикс.
Народные промыслы России — это огромное культурное достояние, отражающее многовековую историю, традиции и самобытность русского народа. Среди наиболее известных и значимых можно выделить:
- Гжельская роспись: Это знаменитая бело-голубая керамика, которая производится в Гжели, Московской области. Её отличают нежные цветочные узоры, птицы и пейзажи, выполненные в характерной синей гамме на белом фоне.
- Хохломская роспись: Яркая и узнаваемая роспись по дереву, зародившаяся в Нижегородской области. Основные цвета — красный, чёрный, золотой, с растительными орнаментами, ягодами рябины и земляники. Изделия выглядят как золотые, но при этом они деревянные.
- Жостовская роспись: Это искусство росписи металлических подносов, появившееся в деревне Жостово Московской области. Характерные черты — букеты цветов на чёрном фоне, выполненные масляными красками.
- Палехская миниатюра: Изящная лаковая миниатюра на папье-маше, создаваемая в посёлке Палех Ивановской области. Сюжеты обычно берутся из русских сказок, былин, религиозных тем, выполненные в тёмных тонах с яркими, светящимися фигурами.
- Федоскинская миниатюра: Ещё один вид лаковой миниатюры, но с использованием масляных красок и перламутра, что придаёт ей особую глубину и блеск. Сюжеты разнообразны: от портретов до пейзажей и жанровых сцен.
- Вологодское и Елецкое кружево: Тончайшие изделия из нитей, выполненные вручную. Вологодское кружево известно своими геометрическими узорами и плотным плетением, а Елецкое — более лёгкое и воздушное.
- Оренбургский пуховый платок: Невероятно лёгкие, тёплые и ажурные платки из козьего пуха. Они настолько тонкие, что могут пройти через обручальное кольцо.
- Павловопосадские платки: Шерстяные платки с набивными узорами, преимущественно цветочными, яркими и насыщенными.
- Каслинское литье: Художественное чугунное литье, производимое в городе Касли Челябинской области. Это могут быть статуэтки, ажурные решётки, мебель.
- Варнавинская резьба по кости: Искусство резьбы по кости, создающее миниатюрные скульптуры и украшения.
- Гусевский хрусталь: Изделия из хрусталя, отличающиеся изысканной огранкой и игрой света.
- Филигрань: Искусство создания ажурных узоров из тонкой проволоки, чаще всего золотой или серебряной.
Почему одни народные промыслы находятся сейчас в забвении, а другие востребованы и в наше время?
Судьба народных промыслов во многом зависит от их способности адаптироваться к современным реалиям, экономической целесообразности и государственной поддержки.
Промыслы, находящиеся в забвении или на грани исчезновения, часто сталкиваются с рядом проблем:
- Трудоёмкость и высокая стоимость производства: Многие традиционные промыслы требуют огромного количества ручного труда и времени. Например, создание сложной кружевной скатерти или расписной шкатулки может занимать недели и месяцы. Это приводит к высокой себестоимости продукции, которая становится недоступной для массового потребителя. В современном мире, где преобладает массовое производство и низкие цены, такие изделия не могут конкурировать.
- Потеря мастеров и преемственности: С уходом старых мастеров утрачиваются уникальные навыки и секреты ремесла. Молодёжь не всегда заинтересована в освоении трудоёмких и малодоходных профессий. Отсутствие школ, мастерских и государственной поддержки приводит к тому, что знания не передаются из поколения в поколение.
- Изменение вкусов и моды: Некоторые изделия, которые были популярны в прошлом, не вписываются в современный интерьер или стиль жизни. Например, громоздкие или слишком вычурные предметы могут не найти своего места в минималистичных или функциональных домах.
- Слабая маркетинговая стратегия и отсутствие спроса: Многие промыслы не имеют достаточного продвижения. Изделия остаются неизвестными широкой публике, и спрос на них падает.
- Конкуренция с дешёвыми подделками: Рынок наводнён некачественными имитациями, которые подрывают репутацию и ценность подлинных изделий.
Примерами таких угасающих промыслов могут быть некоторые виды художественной резьбы по дереву или кости, отдельные виды вышивки, которые не смогли найти современное применение или массового покупателя.
Промыслы, которые остаются востребованными и в наше время, обладают рядом преимуществ:
- Адаптация к современным потребностям: Успешные промыслы смогли найти новые формы и применение для своих изделий. Например, Гжель и Хохлома, помимо традиционной посуды, производят сувениры, украшения, предметы интерьера, которые легко вписываются в современный быт. Они могут изменять дизайн, сохраняя при этом узнаваемый стиль.
- Туристическая привлекательность: Многие промыслы стали частью туристической индустрии. Изделия Жостова, Гжели, Хохломы активно покупаются туристами как сувениры, что обеспечивает постоянный спрос и доход мастерам. Это позволяет промыслам выживать даже при относительно небольшоком внутреннем спросе.
- Уникальность и культурная ценность: Изделия народных промыслов воспринимаются как произведения искусства, имеющие высокую культурную и историческую ценность. Это делает их привлекательными для коллекционеров и тех, кто ценит ручной труд и эксклюзивность.
- Государственная поддержка и брендинг: Некоторые промыслы получают поддержку от государства в виде грантов, выставок, создания музеев и центров народного творчества. Это помогает сохранять традиции, обучать новых мастеров и продвигать продукцию.
- Относительная доступность: Некоторые изделия, несмотря на ручной труд, могут быть относительно доступны по цене, что расширяет круг потенциальных покупателей. Например, небольшие расписные сувениры.
- Успешный маркетинг и узнаваемость: Промыслы, которые активно продвигаются, участвуют в выставках, имеют свои интернет-магазины и хорошо узнаваемый бренд, легче находят своего покупателя.
Примерами процветающих промыслов являются Гжель, Хохлома, Жостово, Павловопосадские платки, Оренбургские пуховые платки. Они смогли сохранить свою самобытность, но при этом адаптироваться к рыночным условиям, найти новые ниши и активно привлекать как российских, так и иностранных покупателей. Сохранение народных промыслов — это не только вопрос экономики, но и вопрос сохранения национальной идентичности и культурного наследия.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!