1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Разумовская 9 Класс по Русскому Языку Львова Учебник 📕 Капинос — Все Части
Русский язык
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
9 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Год
2015-2024.
Издательство
Вертикаль.
Описание

Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 341 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы

Упражнение
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

Что (бы) (не) заблуди(тся, ться) в лесах надо знать пр..меты. Находить пр.меты или созд.вать их очень увл..кательное занятие. Пр…меты связа(н, нн)ы (со) всем с цветом неба с росой и туманом с криком птиц и яркостью звёздного света. В пр..метах заключе(н, нн)о много точ(?)ного знания и поэзии. Есть пр..меты простые и сложные. Самая простая примета это дым костра. То он подыма..(тся, ться) столбом к небу свободно струи(тся, ться) (в) верх, выше самых высоких ив, то стел..(тся, ться) туманом по траве то меч..(тся, ться) вокруг огня. И вот к прел..сти ночного костра и горькому запаху дыма треску сучьев перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединя..(тся, ться) ещё и знание завтр..шней погоды. Глядя на дым можно точ(?)но сказать будет ли завтра дождь ветер или снова как сегодня солнце подым..(тся, ться) в глубокой тиш..не, в синих прохладных туманах. (К. Паустовский)

  • Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его.
  • Определите тип речи текста.
  • Озаглавьте текст. Что отражено в вашем заголовке: тема или основная мысль высказывания?
  • Выполните лексический анализ выделенных слов.
  • Проанализируйте слово прохладных по плану: а) фонетический анализ; б) морфемный анализ; в) лексический анализ; г) морфологический анализ.
  • Укажите слова в переносном значении (эпитеты, метафоры, олицетворения).
  • Назовите наречия. Укажите, как они образованы.
  • Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Составьте схему предложения, а затем придумайте предложение, соответствующее этой схеме.
  • Разберите по членам предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире.
  • Установите, есть ли в тексте сложные предложения с разными видами связи. Если есть, выпишите их. Составьте схемы.
  • Сгруппируйте по видам орфограмм слова с пропущенными буквами и скобками. Объясните написание.
  • Составьте перечень пунктуационных правил, которые вы применяли при написании этого текста. Перескажите эти правила, подтверждая их примерами из текста.
Краткий ответ:

Текст, озаглавленный Приметы, представлен ниже с заполненными пропусками и исправленными ошибками:

«Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или создавать их — очень увлекательное занятие. Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманом, с криком птиц и яркостью звёздного света. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Самая простая примета — это дым костра. То он подымается столбом к небу, свободно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. И вот к прелести ночного костра и горькому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.» (К. Паустовский)

Озаглавленный текст «Приметы» отражает его основную тему.

Стиль речи данного текста — художественный, поскольку он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, характеризуется наличием однородных членов предложения, сложных предложений, эпитетов, сравнений и богатой лексикой. Тип речи — повествование с элементами рассуждения.

Лексический анализ слова подыматься показывает, что оно в разговорном значении означает то же, что и «подниматься», то есть перемещаться, передвигаться вверх, принимать вертикальное положение или виднеться, возвышаясь над уровнем или на фоне чего-либо. В данном контексте оно используется в прямом значении и является исконно русским словом. Формы слова включают подымается (глагол настоящего времени, несовершенного вида) и подымется (глагол будущего времени, совершенного вида).

Фонетический анализ слова прохладных: [прахладных], 3 слога. Звуковой состав: п — [п] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный; р — [р] — согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный; о — [а] — гласный, безударный; х — [х] — согласный, глухой, непарный, твёрдый, парный; л — [л] — согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный; а — [а] — гласный, ударный; д — [д] — согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный; н — [н] — согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный; ы — [ы] — гласный, безударный; х — [х] — согласный, глухой, непарный, твёрдый, парный. Всего 10 букв, 10 звуков.

Морфемный анализ слова прохладных: корень -хлад-, приставка про-, суффикс -н-, окончание -ых.

Лексический анализ слова прохладных: 1. умеренно холодный, освежающий; 2. (переносное значение) равнодушный, холодно-безразличный. В тексте используется в прямом значении. Синоним: свежий. По стилистической окраске — нейтральное. По происхождению — исконно русское.

Морфологический анализ слова прохладных: это прилагательное, обозначающее признак предмета. Начальная форма — прохладный. Постоянные признаки: качественное. Непостоянные признаки: в полной форме, во множественном числе, в предложном падеже. В предложении является определением.

В тексте присутствуют слова в переносном значении: Эпитеты: звёздный свет, пушистый пепел. Метафоры: дым подымается столбом, струится. Олицетворения: дым мечется, перебегание огня.

Наречия в тексте и их образование: Свободно образовано от прилагательного свободный. Вверх образовано от существительного верх. Выше образовано от наречия высоко. Точно образовано от прилагательного точный. Снова образовано от прилагательного новый. Сегодня образовано от сочетания сего дня.

Предложение с обобщающим словом при однородных членах: «Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманом, с криком птиц и яркостью звёздного света.» В этом предложении обобщающее слово всем предшествует однородным членам, которые его конкретизируют. Схема предложения: [Подлежащее Сказуемое Обобщающее слово: Однородный член, Однородный член и Однородный член, Однородный член и Однородный член].

Предложение, в котором между подлежащим и сказуемым употребляется тире: «Самая простая примета — это дым костра.» Здесь подлежащее примета (существительное в именительном падеже) и сказуемое дым (существительное в именительном падеже) выражены существительными, поэтому между ними ставится тире.

В тексте есть сложное предложение с разными видами связи: «Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.» Это предложение включает в себя деепричастный оборот («Глядя на дым»), главную часть («можно точно сказать»), и две придаточные изъяснительные части, соединённые разделительным союзом «или» («будет ли завтра дождь, ветер» и «снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах»). Схематично это можно представить как: [Деепричастный оборот], [главная часть], (придаточная изъяснительная часть 1), или (придаточная изъяснительная часть 2).

Группировка слов по видам орфограмм с объяснением написания: Правописание приставок и суффиксов: Чтобы (союз, пишется слитно), увлекательное (суффикс -тельн-), завтрашней (суффикс -шн-). Правописание глаголов: Заблудиться (инфинитив, -ться пишется без мягкого знака, так как отвечает на вопрос «что сделать?»), создавать (глагол, суффикс -ва-), подымается, струится, стелется, мечется, присоединяется, подымется (глаголы I спряжения, в 3-м лице единственного числа оканчиваются на -ет, -ит, но здесь -тся, так как возвратные, а -тся пишется без мягкого знака, так как отвечает на вопрос «что делает?»). Правописание кратких причастий: Связаны, заключено (краткие причастия, пишется одна «н»). Правописание наречий: Вверх (наречие, пишется слитно). Правописание существительных: Приметы (словарное слово), тишине (существительное на -е, в предложном падеже). Правописание прилагательных/наречий: Точного (без мягкого знака, так как это прилагательное), точно (наречие, без мягкого знака). Раздельное написание: Со всем (предлог со с местоимением всем пишется раздельно).

Перечень пунктуационных правил, применённых в тексте: Запятая между простыми предложениями в составе сложного: Например, «То он подымается столбом к небу, свободно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня.» (Запятые разделяют однородные сказуемые, которые являются простыми предложениями в составе сложного). Тире между подлежащим и сказуемым: «Самая простая примета — это дым костра.» (Тире ставится, когда и подлежащее, и сказуемое выражены существительными в именительном падеже). Двоеточие при обобщающем слове: «Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманом, с криком птиц и яркостью звёздного света.» (Двоеточие ставится после обобщающего слова «всем» перед рядом однородных членов). Запятая при однородных членах: «с цветом неба, с росой и туманом, с криком птиц и яркостью звёздного света.» (Запятые разделяют однородные дополнения). Запятая при обособленном обстоятельстве: «Глядя на дым, можно точно сказать…» (Запятой выделяется деепричастный оборот «Глядя на дым»). Запятая при сравнении: «…или снова, как сегодня, солнце подымется…» (Запятыми выделяется сравнительный оборот «как сегодня»).

Подробный ответ:

Представленный текст, после тщательного списывания и внесения необходимых исправлений, включая пропущенные буквы, знаки препинания и раскрытие скобок, приобретает следующий вид:

«Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или создавать их — очень увлекательное занятие. Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманом, с криком птиц и яркостью звёздного света. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Самая простая примета — это дым костра. То он подымается столбом к небу, свободно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. И вот к прелести ночного костра и горькому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.» (К. Паустовский)

Текст озаглавлен «Приметы». Этот заголовок точно отражает основную тему произведения, поскольку весь текст посвящён описанию различных природных явлений, которые служат знаками, предсказывающими погоду, и подчеркивает важность умения их распознавать. Заголовок является ёмким и информативным, сразу давая читателю представление о содержании.

Стиль речи данного текста — художественный. Это определяется несколькими ключевыми особенностями. Во-первых, текст воздействует на воображение и чувства читателя, а не просто передаёт информацию. Автор использует образные средства языка, чтобы создать яркие картины и вызвать эмоциональный отклик. Во-вторых, в тексте передаются мысли и чувства автора относительно природы и её явлений, его восхищение и глубокое понимание. В-третьих, художественный стиль проявляется в наличии однородных членов предложения, сложных предложений, а также эпитетов, сравнений и богатой лексики, которые делают язык выразительным и живым. Тип речи текста — повествование с элементами рассуждения. Повествование проявляется в описании последовательности действий и изменений, например, в том, как дым костра «подымается столбом», «струится», «стелется», «мечется», а затем к прелести костра «присоединяется» знание погоды. Элементы рассуждения присутствуют там, где автор объясняет, почему приметы важны («надо знать приметы», «очень увлекательное занятие», «в приметах заключено много точного знания и поэзии») и как можно использовать эти знания («можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова…»). Таким образом, текст не только рассказывает о приметах, но и объясняет их значение и ценность.

Лексический анализ слова подыматься, которое встречается в тексте, позволяет глубже понять его значение и употребление.

  • Лексическое значение: В словарях слово подыматься часто указывается как разговорный или устаревший вариант слова подниматься. Оно означает:
    • Перемещаться, передвигаться вверх, возвышаться.
    • Принимать вертикальное положение.
    • Виднеться, возвышаясь над уровнем или на фоне чего-либо.
    • В тексте: «То он подымается столбом к небу…» — здесь слово используется в прямом значении, описывая вертикальное движение дыма.
  • Употребление в прямом или переносном значении: В данном контексте слово подымается используется в прямом значении, описывая физическое движение дыма.
  • Синонимы: Основным синонимом является подниматься. Другие возможные синонимы, в зависимости от контекста, могут быть вздыматьсявозноситьсявзлетать (для более быстрого движения).
  • Стилистическая окраска: Слово подыматься имеет разговорную или несколько устаревшую окраску по сравнению с более нейтральным подниматься. Однако в художественном тексте, как у Паустовского, его использование может быть намеренным для придания тексту особого колорита, близости к народной речи или для создания определённой атмосферы.
  • Происхождение: Слово подыматься является исконно русскимГрамматические формы: В тексте встречаются формы: подымается (глагол настоящего времени, несовершенного вида, 3-е лицо, единственное число) и подымется (глагол будущего времени, совершенного вида, 3-е лицо, единственное число). Эти формы показывают, что глагол относится к I спряжению.

Анализ слова прохладных (в выражении «в синих прохладных туманах») проводится по следующему плану:

а) Фонетический анализ: Слово: прохладных Транскрипция: [прахладных] Количество слогов: 3 (про-хлад-ных) Разбор по звукам:

  • п — [п] — согласный, глухой, парный (п-б), твёрдый, парный (п-п’)
  • р — [р] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), твёрдый, парный (р-р’)
  • о — [а] — гласный, безударный (редукция гласного «о» в первом предударном слоге)
  • х — [х] — согласный, глухой, непарный, твёрдый, парный (х-х’)
  • л — [л] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), твёрдый, парный (л-л’)
  • а — [а] — гласный, ударный
  • д — [д] — согласный, звонкий, парный (д-т), твёрдый, парный (д-д’)
  • н — [н] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), твёрдый, парный (н-н’)
  • ы — [ы] — гласный, безударный
  • х — [х] — согласный, глухой, непарный, твёрдый, парный (х-х’) Количество букв: 10 Количество звуков: 10 Объяснение: В данном слове количество букв и звуков совпадает. Гласная «о» в безударной позиции редуцируется до звука [а]. Все согласные, кроме сонорных [р], [л], [н], имеют парные по глухости/звонкости и твёрдости/мягкости.

б) Морфемный анализ: Слово: прохладных

  • про- — приставка. Придаёт значение некоторой степени, неполноты действия или состояния, или указывает на движение сквозь что-либо. В данном случае, скорее, указывает на умеренность «холода».
  • -хлад- — корень. Несёт основное лексическое значение, связанное с холодом (ср. холодохладить).
  • -н- — суффикс. Образует прилагательные от существительных или других основ, придавая значение «относящийся к чему-либо» или «обладающий свойством чего-либо».
  • -ых — окончание. Указывает на форму слова: множественное число, родительный или предложный падеж. В данном контексте («в туманах») это предложный падеж.

в) Лексический анализ: Слово: прохладный (начальная форма)

  • Лексическое значение:
      1. Умеренно холодный, освежающий (прямое значение). Например: прохладный ветерок, прохладный напиток.
      1. (Переносное значение) Равнодушный, холодно-безразличный, лишённый теплоты чувств. Например: прохладный приём, прохладное отношение.
  • Употребление в прямом или переносном значении: В тексте («в синих прохладных туманах») слово прохладных используется в прямом значении, описывая физическое ощущение температуры тумана.
  • Синонимысвежийнежаркийхолодноватый. Отличается от холодный меньшей степенью интенсивности.
  • Стилистическая окраскаНейтральное по стилистической окраске.
  • ПроисхождениеИсконно русское слово.

г) Морфологический анализ: Слово: прохладных

  • Часть речи: Имя прилагательное. Обозначает признак предмета (туманах).
  • Начальная формапрохладный (именительный падеж, единственное число, мужской род).
  • Постоянные признаки:
    • Качественное прилагательное. Это означает, что оно может образовывать степени сравнения (прохладнее, самый прохладный), а также иметь краткую форму (прохладен).
  • Непостоянные признаки:
    • Употреблено в полной форме (в отличие от краткой).
    • Стоит во множественном числе.
    • Стоит в предложном падеже (отвечает на вопрос «в чём?», «в туманах каких?»).
  • Синтаксическая роль: В предложении является определением (согласованным), так как отвечает на вопрос «каких?» и относится к существительному туманах.

В тексте К. Паустовского широко используются слова в переносном значении, которые обогащают язык и создают образность:

  • Эпитеты — это образные определения, которые придают слову дополнительную эмоциональную окраску или выделяют характерные черты предмета. В тексте: «звёздного света» (подчеркивает происхождение света и его особую чистоту), «пушистому белому пеплу» (описывает текстуру пепла, делая образ более осязаемым и мягким).
  • Метафоры — это перенос значения слова на основе сходства между предметами или явлениями. В тексте: «дым подымается столбом» (сравнение дыма с колонной, столбом, без использования слов «как», «будто», «словно», что придаёт образу статичность и величественность), «свободно струится» (дым сравнивается с жидкостью, которая течёт, что подчёркивает его плавность и непрерывность движения).
  • Олицетворения — это разновидность метафоры, при которой неодушевлённым предметам или явлениям приписываются свойства живых существ. В тексте: «дым мечется» (дыму приписывается человеческое беспокойство, метание, что делает образ дыма живым и динамичным), «перебеганию огня» (огню приписывается способность двигаться, как живое существо, быстро перемещаясь). Эти художественные средства делают описание природы более выразительным и эмоциональным.

В тексте встречаются следующие наречия, и их образование можно проследить:

  • Свободно — образовано от качественного прилагательного свободный с помощью суффикса . Это один из самых распространённых способов образования наречий образа действия.
  • Вверх — образовано от существительного верх с помощью предлога в-, который в данном случае слился с существительным, образуя наречие направления.
  • Выше — это сравнительная степень наречия высоко. Образовано от наречия высоко путём изменения суффикса и основы.
  • Точно — образовано от качественного прилагательного точный с помощью суффикса . Аналогично свободно.
  • Снова — образовано от прилагательного новый с помощью приставки с- и суффикса .
  • Сегодня — это исторически сложившееся наречие, образованное от сочетания родительного падежа указательного местоимения сей (этот) и существительного день (сего дня). Со временем это сочетание слилось в одно слово.

В тексте присутствует предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения: «Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманом, с криком птиц и яркостью звёздного света.»

  • Обобщающее слово здесь — всем. Оно является местоимением и обобщает последующий ряд однородных членов.
  • Однородные члены — это дополнения: с цветом небас росой и туманомс криком птицс яркостью звёздного света. Они конкретизируют значение обобщающего слова.
  • Схема предложения выглядит следующим образом: [Подлежащее Сказуемое Обобщающее слово: Однородный член, Однородный член и Однородный член, Однородный член и Однородный член].
  • Пример предложения, соответствующего этой схеме: «На столе лежали разные фрукты: яблоки, груши, апельсины и бананы, а также виноград и персики.» Здесь «разные фрукты» — обобщающее слово, а далее следует перечисление конкретных фруктов.

В тексте есть предложение, в котором между подлежащим и сказуемым употребляется тире: «Самая простая примета — это дым костра

  • Подлежащее в этом предложении — примета (выражено существительным в именительном падеже).
  • Сказуемое — дым (также выражено существительным в именительном падеже).
  • Тире между подлежащим и сказуемым ставится в тех случаях, когда оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, или инфинитивами, или числительными, или когда один из них выражен существительным/инфинитивом, а другой — числительным. В данном случае, наличие частицы это перед сказуемым также является основанием для постановки тире, так как это выступает в роли связки.

В тексте присутствует сложное предложение с разными видами связи: «Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.»

  • Это предложение состоит из нескольких частей, соединённых различными способами.
  • Первая часть: «Глядя на дым» — это обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Оно не является самостоятельной предикативной частью, но примыкает к главной.
  • Вторая часть: «можно точно сказать» — это главная предикативная часть (безличное предложение).
  • Третья часть: «будет ли завтра дождь, ветер» — это придаточное изъяснительное предложение (первое), которое присоединяется к главной части с помощью союзного слова ли (в составе вопроса «будет ли»).
  • Четвёртая часть: «или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах» — это второе придаточное изъяснительное предложение, которое присоединяется к главной части с помощью сочинительного союза или (связывающего его с предыдущим придаточным) и союзного слова как (в сравнительном обороте «как сегодня»).
  • Таким образом, в предложении присутствуют:
    • Подчинительная связь (между главной частью и двумя придаточными изъяснительными).
    • Сочинительная связь (между двумя однородными придаточными изъяснительными, соединёнными союзом или).
    • Обособление (деепричастный оборот).


Общая оценка
4.7 / 5
Комментарии
  • 🙂
  • 😁
  • 🤣
  • 🙃
  • 😊
  • 😍
  • 😐
  • 😡
  • 😎
  • 🙁
  • 😩
  • 😱
  • 😢
  • 💩
  • 💣
  • 💯
  • 👍
  • 👎
В ответ юзеру:
Редактирование комментария

Оставь свой отзыв 💬

Комментариев пока нет, будьте первым!

Другие предметы

Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.

Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.

Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.

Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!