
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 341 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Что (бы) (не) заблуди(тся, ться) в лесах надо знать пр..меты. Находить пр.меты или созд.вать их очень увл..кательное занятие. Пр…меты связа(н, нн)ы (со) всем с цветом неба с росой и туманом с криком птиц и яркостью звёздного света. В пр..метах заключе(н, нн)о много точ(?)ного знания и поэзии. Есть пр..меты простые и сложные. Самая простая примета это дым костра. То он подыма..(тся, ться) столбом к небу свободно струи(тся, ться) (в) верх, выше самых высоких ив, то стел..(тся, ться) туманом по траве то меч..(тся, ться) вокруг огня. И вот к прел..сти ночного костра и горькому запаху дыма треску сучьев перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединя..(тся, ться) ещё и знание завтр..шней погоды. Глядя на дым можно точ(?)но сказать будет ли завтра дождь ветер или снова как сегодня солнце подым..(тся, ться) в глубокой тиш..не, в синих прохладных туманах. (К. Паустовский)
- Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его.
- Определите тип речи текста.
- Озаглавьте текст. Что отражено в вашем заголовке: тема или основная мысль высказывания?
- Выполните лексический анализ выделенных слов.
- Проанализируйте слово прохладных по плану: а) фонетический анализ; б) морфемный анализ; в) лексический анализ; г) морфологический анализ.
- Укажите слова в переносном значении (эпитеты, метафоры, олицетворения).
- Назовите наречия. Укажите, как они образованы.
- Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Составьте схему предложения, а затем придумайте предложение, соответствующее этой схеме.
- Разберите по членам предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире.
- Установите, есть ли в тексте сложные предложения с разными видами связи. Если есть, выпишите их. Составьте схемы.
- Сгруппируйте по видам орфограмм слова с пропущенными буквами и скобками. Объясните написание.
- Составьте перечень пунктуационных правил, которые вы применяли при написании этого текста. Перескажите эти правила, подтверждая их примерами из текста.
Представленный текст, после тщательного списывания и внесения необходимых исправлений, включая пропущенные буквы, знаки препинания и раскрытие скобок, приобретает следующий вид:
«Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или создавать их — очень увлекательное занятие. Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманом, с криком птиц и яркостью звёздного света. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Самая простая примета — это дым костра. То он подымается столбом к небу, свободно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. И вот к прелести ночного костра и горькому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.» (К. Паустовский)
Текст озаглавлен «Приметы». Этот заголовок точно отражает основную тему произведения, поскольку весь текст посвящён описанию различных природных явлений, которые служат знаками, предсказывающими погоду, и подчеркивает важность умения их распознавать. Заголовок является ёмким и информативным, сразу давая читателю представление о содержании.
Стиль речи данного текста — художественный. Это определяется несколькими ключевыми особенностями. Во-первых, текст воздействует на воображение и чувства читателя, а не просто передаёт информацию. Автор использует образные средства языка, чтобы создать яркие картины и вызвать эмоциональный отклик. Во-вторых, в тексте передаются мысли и чувства автора относительно природы и её явлений, его восхищение и глубокое понимание. В-третьих, художественный стиль проявляется в наличии однородных членов предложения, сложных предложений, а также эпитетов, сравнений и богатой лексики, которые делают язык выразительным и живым. Тип речи текста — повествование с элементами рассуждения. Повествование проявляется в описании последовательности действий и изменений, например, в том, как дым костра «подымается столбом», «струится», «стелется», «мечется», а затем к прелести костра «присоединяется» знание погоды. Элементы рассуждения присутствуют там, где автор объясняет, почему приметы важны («надо знать приметы», «очень увлекательное занятие», «в приметах заключено много точного знания и поэзии») и как можно использовать эти знания («можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова…»). Таким образом, текст не только рассказывает о приметах, но и объясняет их значение и ценность.
Лексический анализ слова подыматься, которое встречается в тексте, позволяет глубже понять его значение и употребление.
- Лексическое значение: В словарях слово подыматься часто указывается как разговорный или устаревший вариант слова подниматься. Оно означает:
- Перемещаться, передвигаться вверх, возвышаться.
- Принимать вертикальное положение.
- Виднеться, возвышаясь над уровнем или на фоне чего-либо.
- В тексте: «То он подымается столбом к небу…» — здесь слово используется в прямом значении, описывая вертикальное движение дыма.
- Употребление в прямом или переносном значении: В данном контексте слово подымается используется в прямом значении, описывая физическое движение дыма.
- Синонимы: Основным синонимом является подниматься. Другие возможные синонимы, в зависимости от контекста, могут быть вздыматься, возноситься, взлетать (для более быстрого движения).
- Стилистическая окраска: Слово подыматься имеет разговорную или несколько устаревшую окраску по сравнению с более нейтральным подниматься. Однако в художественном тексте, как у Паустовского, его использование может быть намеренным для придания тексту особого колорита, близости к народной речи или для создания определённой атмосферы.
- Происхождение: Слово подыматься является исконно русским. Грамматические формы: В тексте встречаются формы: подымается (глагол настоящего времени, несовершенного вида, 3-е лицо, единственное число) и подымется (глагол будущего времени, совершенного вида, 3-е лицо, единственное число). Эти формы показывают, что глагол относится к I спряжению.
Анализ слова прохладных (в выражении «в синих прохладных туманах») проводится по следующему плану:
а) Фонетический анализ: Слово: прохладных Транскрипция: [прахладных] Количество слогов: 3 (про-хлад-ных) Разбор по звукам:
- п — [п] — согласный, глухой, парный (п-б), твёрдый, парный (п-п’)
- р — [р] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), твёрдый, парный (р-р’)
- о — [а] — гласный, безударный (редукция гласного «о» в первом предударном слоге)
- х — [х] — согласный, глухой, непарный, твёрдый, парный (х-х’)
- л — [л] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), твёрдый, парный (л-л’)
- а — [а] — гласный, ударный
- д — [д] — согласный, звонкий, парный (д-т), твёрдый, парный (д-д’)
- н — [н] — согласный, звонкий, непарный (сонорный), твёрдый, парный (н-н’)
- ы — [ы] — гласный, безударный
- х — [х] — согласный, глухой, непарный, твёрдый, парный (х-х’) Количество букв: 10 Количество звуков: 10 Объяснение: В данном слове количество букв и звуков совпадает. Гласная «о» в безударной позиции редуцируется до звука [а]. Все согласные, кроме сонорных [р], [л], [н], имеют парные по глухости/звонкости и твёрдости/мягкости.
б) Морфемный анализ: Слово: прохладных
- про- — приставка. Придаёт значение некоторой степени, неполноты действия или состояния, или указывает на движение сквозь что-либо. В данном случае, скорее, указывает на умеренность «холода».
- -хлад- — корень. Несёт основное лексическое значение, связанное с холодом (ср. холод, охладить).
- -н- — суффикс. Образует прилагательные от существительных или других основ, придавая значение «относящийся к чему-либо» или «обладающий свойством чего-либо».
- -ых — окончание. Указывает на форму слова: множественное число, родительный или предложный падеж. В данном контексте («в туманах») это предложный падеж.
в) Лексический анализ: Слово: прохладный (начальная форма)
- Лексическое значение:
- Умеренно холодный, освежающий (прямое значение). Например: прохладный ветерок, прохладный напиток.
- (Переносное значение) Равнодушный, холодно-безразличный, лишённый теплоты чувств. Например: прохладный приём, прохладное отношение.
- Употребление в прямом или переносном значении: В тексте («в синих прохладных туманах») слово прохладных используется в прямом значении, описывая физическое ощущение температуры тумана.
- Синонимы: свежий, нежаркий, холодноватый. Отличается от холодный меньшей степенью интенсивности.
- Стилистическая окраска: Нейтральное по стилистической окраске.
- Происхождение: Исконно русское слово.
г) Морфологический анализ: Слово: прохладных
- Часть речи: Имя прилагательное. Обозначает признак предмета (туманах).
- Начальная форма: прохладный (именительный падеж, единственное число, мужской род).
- Постоянные признаки:
- Качественное прилагательное. Это означает, что оно может образовывать степени сравнения (прохладнее, самый прохладный), а также иметь краткую форму (прохладен).
- Непостоянные признаки:
- Употреблено в полной форме (в отличие от краткой).
- Стоит во множественном числе.
- Стоит в предложном падеже (отвечает на вопрос «в чём?», «в туманах каких?»).
- Синтаксическая роль: В предложении является определением (согласованным), так как отвечает на вопрос «каких?» и относится к существительному туманах.
В тексте К. Паустовского широко используются слова в переносном значении, которые обогащают язык и создают образность:
- Эпитеты — это образные определения, которые придают слову дополнительную эмоциональную окраску или выделяют характерные черты предмета. В тексте: «звёздного света» (подчеркивает происхождение света и его особую чистоту), «пушистому белому пеплу» (описывает текстуру пепла, делая образ более осязаемым и мягким).
- Метафоры — это перенос значения слова на основе сходства между предметами или явлениями. В тексте: «дым подымается столбом» (сравнение дыма с колонной, столбом, без использования слов «как», «будто», «словно», что придаёт образу статичность и величественность), «свободно струится» (дым сравнивается с жидкостью, которая течёт, что подчёркивает его плавность и непрерывность движения).
- Олицетворения — это разновидность метафоры, при которой неодушевлённым предметам или явлениям приписываются свойства живых существ. В тексте: «дым мечется» (дыму приписывается человеческое беспокойство, метание, что делает образ дыма живым и динамичным), «перебеганию огня» (огню приписывается способность двигаться, как живое существо, быстро перемещаясь). Эти художественные средства делают описание природы более выразительным и эмоциональным.
В тексте встречаются следующие наречия, и их образование можно проследить:
- Свободно — образовано от качественного прилагательного свободный с помощью суффикса -о. Это один из самых распространённых способов образования наречий образа действия.
- Вверх — образовано от существительного верх с помощью предлога в-, который в данном случае слился с существительным, образуя наречие направления.
- Выше — это сравнительная степень наречия высоко. Образовано от наречия высоко путём изменения суффикса и основы.
- Точно — образовано от качественного прилагательного точный с помощью суффикса -о. Аналогично свободно.
- Снова — образовано от прилагательного новый с помощью приставки с- и суффикса -а.
- Сегодня — это исторически сложившееся наречие, образованное от сочетания родительного падежа указательного местоимения сей (этот) и существительного день (сего дня). Со временем это сочетание слилось в одно слово.
В тексте присутствует предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения: «Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманом, с криком птиц и яркостью звёздного света.»
- Обобщающее слово здесь — всем. Оно является местоимением и обобщает последующий ряд однородных членов.
- Однородные члены — это дополнения: с цветом неба, с росой и туманом, с криком птиц, с яркостью звёздного света. Они конкретизируют значение обобщающего слова.
- Схема предложения выглядит следующим образом: [Подлежащее Сказуемое Обобщающее слово: Однородный член, Однородный член и Однородный член, Однородный член и Однородный член].
- Пример предложения, соответствующего этой схеме: «На столе лежали разные фрукты: яблоки, груши, апельсины и бананы, а также виноград и персики.» Здесь «разные фрукты» — обобщающее слово, а далее следует перечисление конкретных фруктов.
В тексте есть предложение, в котором между подлежащим и сказуемым употребляется тире: «Самая простая примета — это дым костра.»
- Подлежащее в этом предложении — примета (выражено существительным в именительном падеже).
- Сказуемое — дым (также выражено существительным в именительном падеже).
- Тире между подлежащим и сказуемым ставится в тех случаях, когда оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, или инфинитивами, или числительными, или когда один из них выражен существительным/инфинитивом, а другой — числительным. В данном случае, наличие частицы это перед сказуемым также является основанием для постановки тире, так как это выступает в роли связки.
В тексте присутствует сложное предложение с разными видами связи: «Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.»
- Это предложение состоит из нескольких частей, соединённых различными способами.
- Первая часть: «Глядя на дым» — это обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Оно не является самостоятельной предикативной частью, но примыкает к главной.
- Вторая часть: «можно точно сказать» — это главная предикативная часть (безличное предложение).
- Третья часть: «будет ли завтра дождь, ветер» — это придаточное изъяснительное предложение (первое), которое присоединяется к главной части с помощью союзного слова ли (в составе вопроса «будет ли»).
- Четвёртая часть: «или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах» — это второе придаточное изъяснительное предложение, которое присоединяется к главной части с помощью сочинительного союза или (связывающего его с предыдущим придаточным) и союзного слова как (в сравнительном обороте «как сегодня»).
- Таким образом, в предложении присутствуют:
- Подчинительная связь (между главной частью и двумя придаточными изъяснительными).
- Сочинительная связь (между двумя однородными придаточными изъяснительными, соединёнными союзом или).
- Обособление (деепричастный оборот).
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!