1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Разумовская 9 Класс по Русскому Языку Львова Учебник 📕 Капинос — Все Части
Русский язык
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
9 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Год
2015-2024.
Издательство
Вертикаль.
Описание

Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 340 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы

Упражнение
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

Роль памяти в духовном становлении человека огромна. Доказательство тому народный опыт. Почему (из)древле на Руси придаётся такое большое значение памяти? (Бес, без)памятный человек — (не)уважаемый. Человек (же) способный хранить долгую память, — нравственный образец. Есть в народе такая поговорка: «Иван (не)помнящий родства». Так называют самого последнего человека, того кто (не)помнит своего прошлого своего рода дел предшественников. Он — самый презираемый человек на Руси. …Порой меня поражает странное (не)вежество молодых людей. Это плохое знание истории отсутствие той большой высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке. Ведь он (не)летучий стручок в мире у него есть корни а они в земле его предков которые создавали наше государство обороняли его которые создавали нашу культуру строили обрабатывали землю. Если человек хочет прожить жизнь ответственно серьёзно прошлое должно быть частью его души существа естества человеческого. (Ю. Нагибин)

  • Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте и запишите тему и основную мысль высказывания.
  • Охарактеризуйте ведущий тип речи. Найдите зачин, основную часть, концовку. Как они называются в текстах такого типа речи?
  • Выпишите из текста поговорку. Кратко напишите, как вы понимаете значение этого устойчивого выражения.
  • Объясните лексическое значение слов издревле, невежество, естество. Каким словарём вы воспользуетесь? Приведите примеры словосочетаний или предложений, раскрывающих смысл данных слов.
  • Какой глагол в последнем предложении текста в форме 3-го лица единственного числа иногда произносится неверно? А как правильно образовать эту форму? Устно проспрягайте глагол, соблюдая нормы орфоэпии.
  • 7. Найдите в тексте местоимения. Укажите, к какому разряду относится каждое из них. Объясните правописание и произношение местоимений, где это необходимо.
  • 8. Составьте схемы всех сложноподчинённых предложений и выполните их синтаксический анализ.
  • 9. Составьте схему сложного предложения с различными видами связи. А затем придумайте своё предложение, соответствующее составленной вами схеме.
  • 10. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
  • 11. Какие группы орфограмм, связанных со слитными и раздельными написаниями, встретились в этом тексте? Объясните выбор слитного или раздельного написания в словах со скобками.
  • 12. Почему в пятом предложении первого абзаца употреблено сочетание сразу двух пунктуационных знаков?
Краткий ответ:

Роль памяти в духовном становлении человека огромна. Доказательство тому народный опыт. Почему издревле на Руси придаётся такое большое значение памяти? Беспамятный человек — неуважаемый. Человек же, способный хранить долгую память, — нравственный образец. Есть в народе такая поговорка: «Иван, не помнящий родства». Так называют самого последнего человека, того кто не помнит своего прошлого своего рода дел предшественников. Он — самый презираемый человек на Руси.

Порой меня поражает странное невежество молодых людей. Это плохое знание истории отсутствие той большой высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке. Ведь он не летучий стручок в мире у него есть корни а они в земле его предков которые создавали наше государство обороняли его которые создавали нашу культуру строили обрабатывали землю.

Если человек хочет прожить жизнь ответственно серьёзно прошлое должно быть частью его души существа естества человеческого.

Тема данного текста — роль памяти в духовном становлении человека. Основная мысль высказывания заключается в том, что если человек хочет прожить жизнь ответственно, прошлое должно быть частью его души.

Ведущий тип речи в тексте — рассуждение. Зачин рассуждения представлен первым предложением. Основная часть охватывает текст со второго предложения первого абзаца до конца второго абзаца. Концовка — это третий абзац. В текстах такого типа части называются: тезис, доказательство, вывод.

Поговорка, выписанная из текста, — «Иван, не помнящий родства». Понимание значения этого устойчивого выражения заключается в том, что оно характеризует неблагодарного человека, который относится с полным безразличием к своим предшественникам и корням.

Лексическое значение слова издревле (книжное) означает с древних времен, исстари. Пример употребления: Русь издревле была страной земледельческой. Слово невежество имеет два значения: 1. отсутствие знаний, необразованность, неосведомленность в чём-либо. Пример: Извините моё невежество, что значит издревле? 2. (разговорное) неучтивый, невежливый поступок. Пример: Мужчина никогда не позволит себе невежества по отношению к даме. Слово естество также имеет два значения: 1. (книжное) природное основное свойство чего-либо; суть, сущность. Пример: Это явствует из самого естества вопроса. 2. (устаревшее) природа, всё живое. Пример: Смерть, трепет естества и страх! (Г. Державин). Для объяснения этих значений можно воспользоваться толковым словарём русского языка.

В последнем предложении текста глагол хочет (в форме 3-го лица единственного числа) иногда произносится неверно. Правильное спряжение глагола «хотеть» выглядит так: хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят.

В тексте встречаются следующие местоимения и их разряды:

  • томутакоетого — указательные местоимения.
  • ктокотораякоторые — относительные местоимения.
  • своегоегонашенашу — притяжательные местоимения.
  • оннегоони — личные местоимения. Правописание и произношение данных местоимений соответствуют общим правилам русского языка.

В тексте присутствуют следующие сложноподчинённые предложения:

  1. «Так называют самого последнего человека, того, кто не помнит своего прошлого, своего рода, дел предшественников.» Схема: [Так называют того], (кто не помнит). Это повествовательное, невосклицательное предложение. Оно является сложноподчинённым с придаточным определительным, где части соединены союзным словом «кто». Главная часть — №1, придаточная — №2.
  2. «Это плохое знание истории, отсутствие той большой высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке.» Схема: [Это плохое знание], (которая должна присутствовать). Это повествовательное, невосклицательное предложение. Оно является сложноподчинённым с придаточным определительным, где части соединены союзным словом «которая». Главная часть — №1, придаточная — №2.
  3. «Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьёзно, прошлое должно быть частью его души, существа, естества человеческого.» Схема: (Если человек хочет прожить жизнь), [прошлое должно быть частью]. Это повествовательное, невосклицательное предложение. Оно является сложноподчинённым с придаточным условия, где части соединены союзом «если». Главная часть — №2, придаточная — №1.

Пример сложного предложения с различными видами связи из текста: «Ведь он не летучий стручок в мире: у него есть корни, а они в земле его предков, которые создавали наше государство, обороняли его, которые создавали нашу культуру, строили, обрабатывали землю.» Схема данного предложения: [ ]: [ ], а [ ], (которые), (которые).

Объяснение написания слов с пропущенными буквами:

  • памяти — словарное слово.
  • становлении — проверочное слово стать.
  • огромна — проверочное слово какова.
  • доказательство — проверочное слово докажет.
  • издревле — наречие, словарное слово, пишется слитно.
  • придаётся — приставка при- в значении присоединения, приближения.
  • беспамятный — приставка бес- перед глухим согласным п; словарное слово.
  • неуважаемый — пишется слитно с не, так как можно подобрать синоним без не (например, презираемый).
  • хранить — проверочное слово охрана.
  • нравственный — пишется с двумя нн, так как образовано от прилагательного на -енный.
  • помнящий — причастие, образовано от глагола II спряжения, пишется с одной н.
  • предшественников — суффиксы -енн- и -ник-, правописание на стыке морфем.
  • презираемый — словарное слово.
  • поражает — словарное слово, глагол I спряжения.
  • странное — пишется с двумя нн, так как образовано от существительного странна.
  • невежество — пишется слитно с не, так как без не не употребляется.
  • отсутствие — словарное слово.
  • присутствовать — приставка при- в значении нахождения вблизи; словарное слово.
  • нелетучий — пишется слитно с не, так как без не не употребляется.
  • стручок — суффикс -ок- после шипящих в существительных.
  • создавали — проверочное слово создать.
  • обороняли — проверочное слово оборона.
  • обрабатывали — словарное слово.
  • ответственно — наречие, образовано от прилагательного ответственный, пишется с двумя нн.
  • серьёзно — наречие.

В тексте встретились следующие группы орфограмм, связанные со слитными и раздельными написаниями:

  • Написание не с различными частями речи:
    • Слитное написание ненеуважаемый (прилагательное, можно заменить синонимом), невежество (существительное, без не не употребляется), нелетучий (прилагательное, без не не употребляется).
    • Раздельное написание нене помнящий (причастие, имеет зависимое слово «родства»).
  • Написание приставокиздревле (слитно, наречие), беспамятный (слитно, приставка бес-), придаётся (слитно, приставка при-), присутствовать (слитно, приставка при-).
  • Написание н и нн в разных частях речи:
    • нравственный (две нн в прилагательном), странное (две нн в прилагательном), ответственно (две нн в наречии).
    • помнящий (одна н в причастии).

В четвёртом предложении первого абзаца («Человек же, способный хранить долгую память, — нравственный образец.») употреблено сочетание запятой и тире (, —). Запятая ставится для обособления вводного слова «же» и деепричастного оборота «способный хранить долгую память». Тире используется для присоединения приложения «нравственный образец», которое стоит в конце предложения после определяемого слова и имеет дополнительное пояснительное значение. Сочетание запятой и тире используется, когда на месте тире должна быть запятая по одному правилу, и тире по другому, при этом тире усиливает смысловую или интонационную паузу.

Подробный ответ:

Роль памяти в духовном становлении человека огромна. Доказательство тому народный опыт. Почему издревле на Руси придаётся такое большое значение памяти? Беспамятный человек — неуважаемый. Человек же, способный хранить долгую память, — нравственный образец. Есть в народе такая поговорка: «Иван, не помнящий родства». Так называют самого последнего человека, того кто не помнит своего прошлого, своего рода, дел предшественников. Он — самый презираемый человек на Руси.

Порой меня поражает странное невежество молодых людей. Это плохое знание истории, отсутствие той большой высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке. Ведь он не летучий стручок в мире: у него есть корни, а они в земле его предков, которые создавали наше государство, обороняли его, которые создавали нашу культуру, строили, обрабатывали землю.

Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьёзно, прошлое должно быть частью его души, существа, естества человеческого.

Тема данного текста, написанного Ю. Нагибиным, глубоко раскрывает значимость памяти в духовном и нравственном формировании личности. Автор подчеркивает, что именно память о прошлом, о своих корнях и предках, является фундаментом для становления полноценного человека. Основная мысль высказывания заключается в утверждении, что для того чтобы прожить жизнь осмысленно и ответственно, человек должен интегрировать своё прошлое в свою душу, в свою сущность, сделав его неотъемлемой частью своего естества. Это не просто знание фактов, а глубокое внутреннее принятие и уважение к истории своего рода и народа.

Ведущий тип речи в представленном тексте — это рассуждение. Данный тип речи характеризуется тем, что автор не просто описывает события или предметы, а размышляет над какой-либо проблемой, доказывает или опровергает определённую мысль, приводит аргументы и делает выводы. Структура рассуждения традиционно включает в себя три основные части:

  • Тезис — это основная мысль, которая требует доказательства. В данном тексте тезис содержится в первом предложении: «Роль памяти в духовном становлении человека огромна».
  • Доказательство (аргументация) — это часть, где приводятся доводы, примеры, факты, подтверждающие или опровергающие тезис. В тексте доказательство начинается со второго предложения первого абзаца («Доказательство тому народный опыт…») и продолжается на протяжении всего второго абзаца, где автор приводит примеры важности памяти в народном сознании и критикует «невежество» молодых людей, не знающих своей истории.
  • Вывод — это заключительная часть рассуждения, которая обобщает сказанное и подтверждает тезис. В данном тексте вывод представлен последним абзацем: «Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьёзно, прошлое должно быть частью его души, существа, естества человеческого».

Выписанная из текста поговорка — «Иван, не помнящий родства». Это устойчивое выражение, которое в народном сознании имеет глубокий смысл. По моему мнению, оно характеризует человека, который полностью оторван от своих корней, не знает и не ценит свою родословную, историю своей семьи и своего народа. Такой человек воспринимается как безнравственный, неблагодарный, лишенный уважения к прошлому и, как следствие, не способный к полноценной жизни в настоящем и будущем. Он лишен внутренней опоры, которую дает связь с предками и их опытом. В контексте текста Нагибина, эта поговорка служит ярким примером того, как народная мудрость подчеркивает катастрофические последствия потери исторической и родовой памяти.

Объяснение лексического значения слов:

  • Издревле — это наречие, которое означает «с древних времен», «издавна», «испокон веков». Оно указывает на очень давнее происхождение чего-либо, на то, что некое явление или традиция существует уже очень долго. Например: «Русский народ издревле славился своим гостеприимством» или «Издревле наши предки верили в силу природы». Для уточнения значения этого слова можно обратиться к толковому словарю русского языка, например, к словарю Ожегова или Ушакова.
  • Невежество — это существительное, имеющее несколько значений. В широком смысле оно означает «отсутствие знаний, необразованность, неосведомленность в какой-либо области». Например: «Его невежество в вопросах истории поражало всех». В более узком, разговорном смысле, особенно в устаревшем употреблении, оно может означать «неучтивый, невоспитанный поступок, грубость». Например: «Позволить себе такое невежество в обществе было недопустимо». Это слово часто употребляется слитно с частицей «не», так как без нее оно не имеет самостоятельного значения в современном русском языке. Для полного понимания можно использовать толковый словарь русского языка или словарь синонимов.
  • Естество — это книжное и устаревшее слово, которое обозначает «природное, основное свойство чего-либо; суть, сущность, природа вещи или явления». Оно указывает на внутреннюю, неотъемлемую основу чего-либо. Например: «Понять истинное естество человека — значит постичь его душу» или «Всякое живое существо подчиняется законам естества». В устаревшем значении оно могло также означать «природа вообще, все живое». Например: «Красота естества вдохновляла поэтов». Это слово придает тексту более высокий, философский оттенок. Для точного определения значения следует обратиться к толковому словарю русского языка.

В последнем предложении текста («Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьёзно, прошлое должно быть частью его души, существа, естества человеческого.») глагол хочет (в форме 3-го лица единственного числа) иногда произносится неверно, с ударением на последний слог, что является ошибкой. Правильное ударение в этом слове падает на первый слог: хОчет. Проспрягаем глагол «хотеть», соблюдая нормы орфоэпии (правильного произношения):

  • Я хочу́ (ударение на второй слог)
  • Ты хо́чешь (ударение на первый слог)
  • Он/она/оно хо́чет (ударение на первый слог)
  • Мы хоти́м (ударение на второй слог)
  • Вы хоти́те (ударение на второй слог)
  • Они хотя́т (ударение на второй слог) Этот глагол является разносклоняемым, то есть он спрягается не по одному типу спряжения, а сочетает в себе черты как первого, так и второго спряжения, что и вызывает трудности с ударением и образованием форм.

В тексте встречаются следующие местоимения, относящиеся к разным разрядам:

  • тому (в предложении «Доказательство тому народный опыт.») — это указательное местоимение, указывающее на что-либо.
  • своего (в предложении «…не помнит своего прошлого…») — это притяжательное местоимение, указывающее на принадлежность.
  • кто (в предложении «…того кто не помнит своего прошлого…») — это относительное местоимение, используемое для связи придаточного предложения с главным.
  • он (в предложении «Он — самый презираемый человек…» и «Ведь он не летучий стручок…») — это личное местоимение 3-го лица единственного числа.
  • меня (в предложении «Порой меня поражает…») — это личное местоимение 1-го лица единственного числа в родительном падеже.
  • которая (в предложении «…памяти, которая должна присутствовать…») — это относительное местоимение, связывающее части сложноподчиненного предложения.
  • у него (в предложении «…у него есть корни…») — это личное местоимение 3-го лица единственного числа с предлогом. При добавлении предлога к личному местоимению 3-го лица (он, она, оно, они) появляется начальная буква н (у него, к ней, с ними).
  • они (в предложении «…а они в земле его предков…») — это личное местоимение 3-го лица множественного числа.
  • его (в предложении «…в земле его предков…», «…обороняли его…», «…частью его души…») — может быть притяжательным местоимением (в значении чей? — «его предков», «его души») или личным местоимением в родительном или винительном падеже (в значении кого? что? — «обороняли его»).
  • наше (в предложении «…наше государство…») — это притяжательное местоимение, указывающее на принадлежность.
  • которые (в предложении «…предков, которые создавали…») — это относительное местоимение, используемое для связи придаточных предложений. Правописание и произношение этих местоимений подчиняются общим правилам русского языка, включая правила слитного/раздельного написания с предлогами и отсутствие мягкого знака после шипящих.

Рассмотрим синтаксический анализ сложноподчинённых предложений (СПП) из текста:

  1. «Так называют самого последнего человека, того кто не помнит своего прошлого своего рода дел предшественников.»
    • Главное предложение: «Так называют самого последнего человека, того». Это повествовательное, невосклицательное предложение.
    • Придаточное предложение: «кто не помнит своего прошлого своего рода дел предшественников». Это придаточное определительное, которое относится к указательному местоимению «того» в главном предложении и отвечает на вопрос какого?. Присоединяется к главному предложению при помощи союзного слова «кто» (которое является подлежащим в придаточном).
    • Схема: [Так называют самого последнего человека, того], (кто не помнит…).
    • Синтаксический разбор: «называют» — сказуемое (глагол), «человека» — дополнение, «того» — дополнение; «кто» — подлежащее (местоимение), «не помнит» — сказуемое (глагол).
  2. «Это плохое знание истории отсутствие той большой высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке.»
    • Главное предложение: «Это плохое знание истории отсутствие той большой высокой памяти». Это повествовательное, невосклицательное предложение.
    • Придаточное предложение: «которая должна присутствовать в человеке». Это придаточное определительное, которое относится к существительному «памяти» в главном предложении и отвечает на вопрос какой?. Присоединяется к главному предложению при помощи союзного слова «которая» (которое является подлежащим в придаточном).
    • Схема: [Это плохое знание истории отсутствие той большой высокой памяти], (которая должна присутствовать…).
    • Синтаксический разбор: «знание», «отсутствие» — подлежащие; «это» — связка; «памяти» — дополнение; «которая» — подлежащее (местоимение), «должна присутствовать» — составное глагольное сказуемое.
  3. «Если человек хочет прожить жизнь ответственно серьёзно прошлое должно быть частью его души существа естества человеческого.»
    • Главное предложение: «прошлое должно быть частью его души существа естества человеческого». Это повествовательное, невосклицательное предложение.
    • Придаточное предложение: «Если человек хочет прожить жизнь ответственно серьёзно». Это придаточное условия, которое отвечает на вопрос при каком условии? и относится ко всему главному предложению. Присоединяется к главному предложению при помощи союза «если».
    • Схема: (Если человек хочет прожить…), [прошлое должно быть частью…].
    • Синтаксический разбор: «человек» — подлежащее, «хочет прожить» — составное глагольное сказуемое; «прошлое» — подлежащее, «должно быть частью» — составное именное сказуемое.

Рассмотрим сложное предложение с различными видами связи: «Ведь он не летучий стручок в мире: у него есть корни, а они в земле его предков, которые создавали наше государство, обороняли его, которые создавали нашу культуру, строили, обрабатывали землю.» Это предложение содержит бессоюзную связь, сочинительную связь и подчинительную связь.

  • Первая часть: «Ведь он не летучий стручок в мире» — это простое предложение.
  • Вторая часть: «у него есть корни» — это простое предложение. Связь между первой и второй частью бессоюзная (двоеточие указывает на пояснение или причину).
  • Третья часть: «а они в земле его предков» — это простое предложение. Связь между второй и третьей частью сочинительная (союз «а» указывает на противопоставление или сопоставление).
  • Четвертая часть: «которые создавали наше государство, обороняли его» — это придаточное определительное, относящееся к слову «предков» из предыдущей части. Присоединяется союзным словом «которые».
  • Пятая часть: «которые создавали нашу культуру, строили, обрабатывали землю» — это еще одно придаточное определительное, также относящееся к слову «предков» и присоединяющееся союзным словом «которые». Эти две придаточные части являются однородными.
  • Схема: [ ], [ ]: [ ], а [ ], (которые…), (которые…).
  • Пример собственного предложения, соответствующего схеме: «На улице было темно: фонари не горели, а звезды ярко светили, которые освещали путь, которые указывали дорогу путникам.»

Объяснение написания слов с пропущенными буквами:

  • издревле: это наречие, образованное от устаревшего прилагательного «древний» с приставкой из-. Наречия, образованные от прилагательных с приставкой из- и суффиксом , пишутся слитно.
  • придаётся: в корне слова пишется а, так как это глагол I спряжения, и в безударном положении пишется а. Приставка при- здесь имеет значение «прибавление», «добавление значения», «придание качества».
  • беспамятный: приставка бес- пишется с буквой с, потому что корень слова начинается с глухого согласного п. Слово также является словарным.
  • неуважаемыйне с прилагательными и причастиями пишется слитно, если можно подобрать синоним без не (например, презираемый, ничтожный) или если нет противопоставления.
  • нравственный: в суффиксе прилагательного нравственный пишется две буквы нн, так как оно образовано от существительного нрав с помощью суффикса -ственн-.
  • не помнящийне с причастиями пишется раздельно, если причастие имеет зависимые слова (в данном случае «родства»: не помнящий (чего?) родства).
  • кто не помнитне с глаголами всегда пишется раздельно.
  • предшественников: в данном слове пишется две нн в суффиксе -енник-, так как это существительное, образованное от глагола.
  • презираемый: это словарное слово, написание которого нужно запомнить.
  • поражает: глагол поражать относится к I спряжению, в безударном личном окончании пишется е (он поражает), но здесь речь идет о корне. В корне пишется а, что является словарным написанием.
  • невежествоне с существительными пишется слитно, если слово без не не употребляется или если можно подобрать синоним без не (например, необразованность).
  • которая должна присутствоватьприсутствовать пишется с приставкой при-, которая имеет значение «нахождение вблизи», «прибытие». Это словарное слово.
  • не летучийне с прилагательными пишется слитно, если слово без не не употребляется (нет слова «летучий» в значении, подразумеваемом здесь, скорее «непостоянный»).
  • которые создавали: в корне глагола создавать пишется а, что проверяется словом создать.
  • обороняли: в корне глагола оборонять пишется о, что проверяется словом оборона.
  • обрабатывали: это словарное слово, написание которого нужно запомнить.
  • ответственно: это наречие, образованное от прилагательного ответственный. Наречия, образованные от прилагательных с суффиксом -енн-, пишутся с двумя нн.
  • серьёзно: это наречие, образованное от прилагательного серьёзный. Наречия, образованные от прилагательных, сохраняют столько же н, сколько их было в прилагательном.

В тексте встретились следующие группы орфограмм, связанные со слитными и раздельными написаниями:

  • Написание не с различными частями речи:
    • Слитное написание ненеуважаемый (прилагательное, можно заменить синонимом «презираемый»); невежество (существительное, без не не употребляется); не летучий (прилагательное, в данном контексте означает «непостоянный», без не не употребляется).
    • Раздельное написание нене помнящий (причастие, имеет зависимое слово «родства»); не помнит (глагол, не с глаголами пишется раздельно).
  • Написание приставок:
    • беспамятный: приставка бес- пишется с с, так как корень начинается с глухого согласного п.
    • придаётся: приставка при- в значении «прибавление», «придание».
    • присутствовать: приставка при- в значении «нахождение вблизи», «прибытие».
  • Слитное написание наречийиздревле (наречие времени, образованное от прилагательного с приставкой из- и суффиксом ).
  • Написание н и нн в различных частях речи:
    • нравственный: прилагательное, образованное от существительного нрав с суффиксом -ственн-, пишется с двумя нн.
    • помнящий: действительное причастие настоящего времени, образованное от глагола II спряжения помнить, пишется с одной н в суффиксе -ящ-.
    • предшественников: существительное, образованное от глагола, имеет суффикс -енник-, пишется с двумя нн.
    • странное: прилагательное, образованное от существительного странность или страна, пишется с двумя нн, так как корень заканчивается на н и к нему добавляется суффикс -н-.
    • ответственно: наречие, образованное от прилагательного ответственный, пишется с двумя нн, так как в исходном прилагательном было две нн.

В пятом предложении первого абзаца («Человек же, способный хранить долгую память, — нравственный образец.») употреблено сочетание сразу двух пунктуационных знаков: запятой и тире (, —**). Это происходит потому, что в данном предложении встречаются два разных правила пунктуации, которые требуют постановки знаков препинания в одном и том же месте.

  1. Запятая ставится для обособления причастного оборота «способный хранить долгую память», который стоит после определяемого слова «человек». Также запятая может быть связана с обособлением вводного слова «же», хотя чаще «же» не обособляется, если не является усилительной частицей. В данном случае, основной причиной запятой является именно причастный оборот.
  2. Тире ставится между подлежащим «человек» и сказуемым «образец», выраженными существительными в именительном падеже при отсутствии глагола-связки. Тире здесь выполняет функцию связки, указывая на тождество или характеристику. Таким образом, когда на месте, где по одному правилу должна стоять запятая (например, для обособления оборота), по другому правилу должно стоять тире (например, между подлежащим и сказуемым или перед обобщающим словом), то ставятся оба знака: сначала запятая, а затем тире. Это позволяет сохранить смысловую и синтаксическую структуру предложения, одновременно указывая на две разные грамматические связи.


Общая оценка
4.2 / 5
Комментарии
  • 🙂
  • 😁
  • 🤣
  • 🙃
  • 😊
  • 😍
  • 😐
  • 😡
  • 😎
  • 🙁
  • 😩
  • 😱
  • 😢
  • 💩
  • 💣
  • 💯
  • 👍
  • 👎
В ответ юзеру:
Редактирование комментария

Оставь свой отзыв 💬

Комментариев пока нет, будьте первым!

Другие предметы

Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.

Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.

Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.

Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!