
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 339 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Однажды это было в царствование имп..ратрицы Екатерины II жители (Санкт) Петербурга увид..ли св..тящ..йся шар. От него шло такое с..яние что (во) круг было св..тло как днём. Люди кр..стились и вздыхали Это Божье знамение! С нами Крестная сила! Ок..залось осв..ща..т улицу ф..нарь выв..ш..(н, нн)ый на четвёртом этаже в окне кв..ртиры извес(?)ного меха(н, нн)ика Ивана Петровича Кулибина. Ф..нарь действительно (по) тому времени был (н..) обычным. Пон..маете ли вы что (с, з)делал Кулибин? Он создал пр..жектор вещ(?) соверше(н, нн)о в те времена (не) извес(?)ную. Его задняя стенка (с, з)дела(н, нн)а из мелких кусков з..ркального ст..кла. Эта стенка отр..жала свет единстве(н, нн)ой св..чи столько раз сколько в ней было кусоч(?)ков. (По М. Поступальской)
- Выразительно прочитайте текст. Подберите заголовок, отражающий основную мысль высказывания.
- Расскажите, как связаны между собой предложения в первом абзаце. Укажите способ и средства связи.
- Определите стиль речи.
- Укажите, какие языковые средства использованы для того, чтобы сделать сообщение более живым, доступным для восприятия.
- Подберите синонимы к словам жители, (с, з)делал; антонимы к словам извес(?)ного, св..тло.
- Определите, сколько звуков и сколько букв в словах кр..стились, извес(?)ного, осв..ща..т (фонарь). Объясните, почему количество буки и звуков в этих словах не совпадает.
- Укажите причастия в этом тексте. Выберите то из них, состав которого соответствует схеме ¬ ⌢ ^ □
- Выпишите из текста все слова с корнем -свет-. Как называются такие слова? Разберите их по составу. Дополните эту группу слов своими примерами.
- Обозначьте, к какой части речи относится каждое выделенное слово.
- Найдите бессоюзное сложное предложение. Какие смысловые отношения связывают его части? Замените это бессоюзное предложение союзным.
- Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами и со скобками. Для этого сначала сгруппируйте слова по орфограммам.
- Объясните постановку знаков препинания в первом и последнем абзацах текста.
Представленный текст можно озаглавить как Изобретение Кулибина, поскольку именно это событие — создание Кулибиным уникального по тем временам прожектора — является центральной темой повествования и отражает основную мысль автора.
В первом абзаце предложения связаны между собой цепной связью. Это означает, что каждое последующее предложение или его часть развивает мысль предыдущего, как бы «цепляясь» за него. Например, первое предложение говорит о том, что жители Санкт-Петербурга увидели светящийся шар. Второе предложение, начинающееся с «От него…», напрямую продолжает эту мысль, указывая на источник сияния, исходящего от этого шара. Средствами связи здесь выступают местоимения («шар» – «от него»), которые указывают на уже упомянутый предмет, обеспечивая плавный переход от одной мысли к другой. Также связь осуществляется через лексические повторы и синонимические замены, хотя в первом абзаце это менее выражено, чем местоименная связь. Например, упоминание «шара» и последующее описание его «сияния» логически связаны. В дальнейшем, когда люди «крестились и вздыхали», их реакция напрямую вызвана увиденным «Божьим знамением», что также поддерживает эту цепную связь.
Стиль речи данного текста является публицистическим. Это определяется несколькими характерными чертами. Во-первых, текст носит информативный характер, рассказывая о реальном историческом событии и изобретении. Во-вторых, он стремится быть доступным и понятным широкому кругу читателей, не используя сложной научной терминологии, несмотря на техническую тему. В-третьих, автор использует приёмы, делающие изложение живым и эмоциональным, например, прямую речь («Это Божье знамение! С нами Крестная сила!»), которая придает тексту динамику и позволяет передать реакцию людей. Также присутствует обращение к читателю («Понимаете ли вы что сделал Кулибин?»), что создает эффект диалога и вовлекает аудиторию в размышление. Все эти признаки — информативность, доступность, эмоциональность и стремление к воздействию на читателя — типичны для публицистического стиля.
Для того чтобы сделать сообщение более живым и доступным для восприятия, автор использует несколько языковых средств. Одним из них является прямая речь («Это Божье знамение! С нами Крестная сила!»). Она позволяет читателю как бы «услышать» голоса персонажей, погрузиться в атмосферу того времени и лучше понять эмоциональное состояние людей, увидевших необычное явление. Это придает тексту драматизм и непосредственность. Другим средством является обращение к читателю («Понимаете ли вы что сделал Кулибин?»). Этот риторический вопрос создает эффект диалога, вовлекает читателя в размышление, заставляет его задуматься над значимостью изобретения Кулибина и его гениальностью. Это делает изложение менее сухим и более интерактивным. Также можно отметить использование вводных слов и выражений, которые могут уточнять информацию, выражать отношение автора или связывать части текста, делая его более логичным и легким для восприятия (например, «действительно» в предложении «Фонарь действительно по тому времени был необычным» подчеркивает истинность утверждения).
Синонимами к слову «жители» могут быть: горожане, народ, население, обитатели. Эти слова обозначают людей, проживающих на определенной территории. Синонимами к слову «сделал» являются: создал, соорудил, изготовил, сконструировал, произвел. Все они указывают на акт созидания или производства чего-либо. Антонимы к слову «известного» (в значении «широко известного, знаменитого») могут быть: безвестного, неведомого, незнакомого, неизвестного, малоизвестного. Эти слова обозначают отсутствие известности или знакомства. Антонимы к слову «светло» (в значении «наличие света, освещенности») могут быть: темно, мрачно, беспросветно, сумрачно. Эти слова указывают на отсутствие света или его недостаток.
Давайте рассмотрим фонетический состав слов и объясним, почему количество букв и звуков в них не совпадает. Слово крестились: [кр’ист’и́л’ис’]. В этом слове 10 букв (к, р, е, с, т, и, л, и, с, ь). Однако звуков в нем 9. Несовпадение происходит из-за мягкого знака (ь), который сам по себе не обозначает отдельного звука, но указывает на мягкость предшествующего согласного звука [л’]. Слово известного: [изв’э́снава]. В этом слове 10 букв (и, з, в, е, с, т, н, о, г, о). Звуков в нем 9. Здесь наблюдается несколько фонетических явлений. Во-первых, буква «т» в сочетании «стн» выпадает, так как является непроизносимой согласной, поэтому звука [т] нет. Во-вторых, безударные гласные «е» и «о» редуцируются: «е» в первом слоге превращается в [и] или [ы] (здесь [и]), а «о» в последнем слоге превращается в [а]. Буква «г» перед «о» в окончании произносится как [в] (в родительном падеже прилагательных и причастий). Слово освещает: [асв’ищ’а́й’ит]. В этом слове 8 букв (о, с, в, е, щ, а, е, т). Звуков в нем 9. Здесь несовпадение происходит из-за буквы «е» в суффиксе «-ает», которая после «щ» обозначает два звука: [й’] и [и] (или [э] в ударной позиции). Также буква «о» в безударной позиции редуцируется до [а].
В тексте встречаются следующие причастия: светящийся, вывешенный, сделана. Причастие — это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы «какой?», «что делающий?», «что сделавший?». Из перечисленных причастий, состав которого соответствует схеме «приставка – корень – суффикс – окончание», является причастие вывешенный. Разберем его по составу:
- вы- — это приставка, которая придает глаголу значение завершенности действия или направления действия наружу.
- -веш- — это корень слова, который восходит к глаголу «вешать» и указывает на основное лексическое значение (действие по подвешиванию чего-либо).
- -енн- — это суффикс страдательного причастия прошедшего времени, который указывает на признак предмета, над которым совершено действие.
- -ый — это окончание, которое указывает на род, число и падеж причастия (мужской род, единственное число, именительный падеж).
В тексте встречаются несколько слов с корнем -свет-. Это: светящийся, светло, освещает, свет. Эти слова называются однокоренными (или родственными), так как они имеют общий корень и общее лексическое значение, связанное с понятием света. Разберем их по составу:
- светящийся: корень —свет-, суффикс —ящ-, окончание —ий-, постфикс —ся. (Основа: светящийся).
- светло: корень —свет-, суффикс —л-, окончание —о. (Основа: светло). Это краткое прилагательное или наречие.
- освещает: приставка о-, корень —свет-, суффикс —а-, окончание —ет. (Основа: освеща).
- свет: корень —свет-, нулевое окончание. (Основа: свет). Дополним эту группу слов своими примерами, также имеющими корень -свет-:
- рассвет: приставка рас-, корень —свет-, нулевое окончание. Обозначает начало светового дня.
- осветитель: приставка о-, корень —свет-, суффикс —итель-, нулевое окончание. Обозначает прибор или человека, который освещает.
- светлячок: корень —свет-, суффикс —л-, суффикс —ячок-, нулевое окончание. Обозначает насекомое, излучающее свет. Все эти слова объединены общим значением, связанным с излучением, восприятием или наличием света.
Определим, к какой части речи относится каждое выделенное слово в тексте (исходя из предполагаемых выделений в источнике):
- светящийся — причастие (отвечает на вопрос «какой?», обозначает признак предмета по действию).
- вокруг — наречие (отвечает на вопрос «где?», обозначает обстоятельство места).
- светло — наречие (отвечает на вопрос «как?», обозначает признак действия или состояния).
- освещает — глагол (отвечает на вопрос «что делает?», обозначает действие).
- вывешенный — причастие (отвечает на вопрос «какой?», обозначает признак предмета по действию).
- известного — прилагательное (отвечает на вопрос «какого?», обозначает признак предмета).
- по тому (времени) — местоимение с предлогом (указательное местоимение «тот» в дательном падеже с предлогом «по»).
- необычным — прилагательное (отвечает на вопрос «каким?», обозначает признак предмета).
- Понимаете — глагол (отвечает на вопрос «что делаете?», обозначает действие).
- сделал — глагол (отвечает на вопрос «что сделал?», обозначает действие).
- вещь — существительное (отвечает на вопрос «что?», обозначает предмет).
- совершенно — наречие (отвечает на вопрос «как?», обозначает степень признака).
- неизвестную — прилагательное (отвечает на вопрос «какую?», обозначает признак предмета).
- сделана — краткое причастие (отвечает на вопрос «какова?», обозначает признак предмета по действию).
- зеркального — прилагательное (отвечает на вопрос «какого?», обозначает признак предмета).
- единственной — прилагательное (отвечает на вопрос «какой?», обозначает признак предмета).
В тексте присутствует бессоюзное сложное предложение: «Оказалось: освещает улицу фонарь, вывешенный на четвёртом этаже в окне квартиры известного механика Ивана Петровича Кулибина». Это предложение является бессоюзным, так как его части соединены без помощи союзов или союзных слов, а только с помощью интонации и знака препинания (двоеточия). Между частями этого предложения устанавливаются смысловые отношения дополнения (или пояснения). Первая часть «Оказалось» как бы предваряет сообщение, а вторая часть «освещает улицу фонарь…» раскрывает, что именно оказалось, поясняет содержание первой части. То есть, вторая часть дополняет смысл первой. Это бессоюзное предложение можно заменить союзным, используя союз «что»: «Оказалось, что освещает улицу фонарь, вывешенный на четвёртом этаже в окне квартиры известного механика Ивана Петровича Кулибина». В этом случае союз «что» явно указывает на придаточную изъяснительную часть, которая дополняет значение главного предложения.
Рассмотрим правописание слов с пропущенными буквами и со скобками, сгруппировав их по орфограммам.
- Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением:
- императрицы (проверочное слово: импЕрия) – безударная «е».
- увидели (проверочное слово: видЕть) – безударная «е».
- светящийся (проверочное слово: свЕт) – безударная «е».
- сияние (проверочное слово: сиЯть) – безударная «и».
- крестились (проверочное слово: крЕст) – безударная «е».
- оказалось (проверочное слово: окАжется) – безударная «а».
- освещает (проверочное слово: свЕт) – безударная «е».
- вывешенный (проверочное слово: повЕсить) – безударная «е».
- квартиры (словарное слово, не проверяется ударением) – безударная «а».
- понимаете (проверочное слово: понИм-, чередование корней -ним-/-ня-) – безударная «и».
- отражала (проверочное слово: отрАзит) – безударная «а».
- зеркального (проверочное слово: зЕркало) – безударная «е».
- стекла (проверочное слово: стЁкла) – безударная «е».
- свечи (проверочное слово: свЕчи) – безударная «е».
- Правописание непроизносимых согласных:
- известного (проверочное слово: извесТен) – непроизносимая «т» в корне.
- вещь (существительное 3-го склонения, женского рода, после шипящей пишется мягкий знак) – мягкий знак.
- Правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных:
- вывешенный (полное страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола совершенного вида «вывесить», имеет приставку «вы-«) – пишется НН.
- сделана (краткое страдательное причастие, образовано от глагола совершенного вида «сделать») – пишется Н.
- единственной (прилагательное, образовано от существительного «единство» с суффиксом -енн-) – пишется НН.
- совершенно (наречие на -о, образовано от прилагательного «совершенный», в котором НН) – пишется НН.
- Правописание приставок:
- сделал (приставка с- всегда пишется одинаково, приставки з- не существует).
- сделана (аналогично, приставка с-).
- Правописание сложных существительных и прилагательных:
- (Санкт) Петербурга (сложное географическое название, первая часть Санкт- пишется через дефис) – Санкт-Петербурга.
- Правописание наречий:
- (во)круг (наречие, пишется слитно) – вокруг.
- (по)тому (в данном контексте «по тому времени» является местоимением с предлогом, пишется раздельно) – по тому.
- Правописание НЕ с различными частями речи:
- (н**)обычным (прилагательное, можно заменить синонимом без «не» – «оригинальным», «особым», поэтому пишется слитно) – необычным.
- (не)известную (прилагательное, можно заменить синонимом без «не» – «безвестную», «новую», поэтому пишется слитно) – неизвестную.
- Правописание сочетаний ЧК/ЧН:
- кусочков (сочетание ЧК пишется без мягкого знака) – кусочков.
Объясним постановку знаков препинания в первом и последнем абзацах текста. В первом абзаце:
- «Однажды это было в царствование императрицы Екатерины II жители Санкт-Петербурга увидели светящийся шар.» – Предложение простое, повествовательное, в конце ставится точка.
- «От него шло такое сияние, что вокруг было светло как днём.» – Это сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени. Запятая ставится перед союзом «что», разделяя главное и придаточное предложения.
- «Люди крестились и вздыхали: «Это Божье знамение! С нами Крестная сила!»» – Здесь используется прямая речь. Двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью. Прямая речь заключается в кавычки. Внутри прямой речи используются восклицательные знаки, так как она выражает сильные эмоции – удивление, благоговение, страх.
В последнем абзаце:
- «Понимаете ли вы что сделал Кулибин?» – Это простое вопросительное предложение, в конце ставится вопросительный знак.
- «Он создал прожектор, вещь совершенно в те времена неизвестную.» – Здесь присутствует обособленное приложение «вещь совершенно в те времена неизвестную», которое поясняет существительное «прожектор». Запятая ставится перед приложением, которое выражено существительным с зависимыми словами и стоит после определяемого слова.
- «Его задняя стенка сделана из мелких кусков зеркального стекла.» – Простое повествовательное предложение, в конце ставится точка.
- «Эта стенка отражала свет единственной свечи столько раз, сколько в ней было кусочков.» – Это сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени. Запятая ставится перед союзом «сколько», разделяя главное и придаточное предложения.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!