
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 337 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Учёные подсчитали что если на одном стебле одуванчика созреет сто плодов то через год они могут довести численность потомства до десяти тысяч(?). Следовательно лет через десять число одуванчиков достигнет невообразимой величины. Представьте себе такую картину. Горожанин выйдя как (то) утром из дома не найдёт знакомого ему с детства сквера на месте его тенистых аллей (тёмно) зелёных газонов тесня друг друга покрывают землю одуванчики похожие на золотистый ковёр. Каждая трещина в асфальте тротуара каждый незамощённый клочок двора тоже заняты ими. А за городом заросли этого растения уже вытеснили колосящиеся поля пшеницы. Куда не кинешь взгляд всюду только одуванчики. (В) начале они жёлтые потом (снежно) белые пушистые. И всё это произошло (по) тому что несколько лет назад разметало по белу свету (одну) единственную пушистую головку! К счастью одуванчик по разным причинам лишается своего потомства. Во всяком случае оно оказывается у него совсем не таким (много) численным как ожидалось. (По В. Голявкину)
- Выразительно прочитайте текст. Определите его основную мысль, сформулируйте её и запишите.
- Определите, к какому типу речи относится текст. Обоснуйте свою точку зрения.
- Расскажите о строении текста: найдите в нём зачин, среднюю часть, концовку; укажите смысловые отношения между частями текста.
- Найдите в тексте два-три слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните, почему это происходит.
- Расскажите, как образовано слово пушистый. Найдите в тексте ещё два слова, образованных с помощью того же суффикса. Какие общие языковые признаки объединяют все эти слова?
- Укажите, к какой части речи относится каждое выделенное слово.
- Найдите в тексте вводные слова, определите их роль в предложении. Подберите к ним, где это возможно, синонимы.
- Как определяется написание личных окончаний глагола? Объясните на примерах слов с пропущенными буквами.
- Выпишите по пять слов с непроверяемыми и проверяемыми написаниями в корне.
- Объясните постановку знаков препинания во втором предложении второго абзаца.
Основная мысль текста глубоко раскрывает тему невероятной жизнеспособности и репродуктивного потенциала одуванчика, но при этом подчёркивает, что природа обладает удивительными механизмами саморегуляции, которые предотвращают экологическую катастрофу. Автор начинает с пугающего математического расчёта, демонстрирующего, как быстро одуванчики могли бы заполонить планету, создавая картину полного исчезновения привычного мира. Однако эта гипербола служит лишь фоном для главной идеи: к счастью, в реальной жизни одуванчик по разным причинам лишается своего потомства, и его численность остаётся под контролем. Таким образом, основная мысль текста — это успокаивающее утверждение о балансе в природе, который не допускает чрезмерного распространения даже самых плодовитых видов, и это является источником облегчения и оптимизма.
Тип речи текста — это преимущественно рассуждение. Рассуждение как тип речи характеризуется тем, что его основная цель — объяснить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль, явление или факт. Оно часто строится по схеме: тезис (утверждение) – аргументы (доказательства, примеры) – вывод. В данном тексте мы видим эту структуру. Тезис представлен в первом абзаце, где говорится о потенциальной невообразимой численности одуванчиков. Это утверждение вызывает вопрос: «Неужели так и произойдёт?». Далее, во втором абзаце, автор приводит аргументы и иллюстрации в виде яркого, детализированного описания гипотетического будущего, где одуванчики полностью захватили мир. Это описание служит доказательством того, насколько серьёзной могла бы быть проблема, если бы не было естественных ограничителей. Наконец, в последних двух предложениях содержится вывод (или антитезис), который разрешает поставленную проблему: «К счастью, одуванчик по разным причинам лишается своего потомства». Автор не просто описывает или повествует, а анализирует ситуацию, предполагает развитие событий и даёт объяснение, почему этого не происходит. Это отличает рассуждение от описания (которое статично и отвечает на вопрос «какой?») и повествования (которое динамично и отвечает на вопрос «что произошло?»).
Строение текста чётко разделено на три функциональные части: зачин, среднюю часть и концовку, каждая из которых выполняет свою специфическую роль в развитии авторской мысли.
- Зачин представлен первым абзацем и служит мощным введением в проблему, сразу же захватывая внимание читателя. Он начинается с шокирующего статистического факта о потенциальном количестве семян одуванчика, которые может произвести одно растение, и экстраполирует это на невообразимые масштабы, создавая картину полного исчезновения привычного мира. Этот абзац задаёт основной вопрос или проблему, на которую текст будет отвечать: если одуванчик так плодовит, почему же он не захватил весь мир? Он создаёт ощущение тревоги и предвкушения, подготавливая почву для дальнейшего рассуждения. Автор использует числительные и гиперболы, чтобы подчеркнуть масштаб потенциальной угрозы, делая зачин не просто информативным, но и эмоционально заряженным, заставляя читателя задуматься о последствиях такого безудержного размножения, если бы оно не контролировалось. Это своего рода провокация, которая заставляет читателя активно вовлекаться в дальнейшее чтение, чтобы найти ответ на поставленный вопрос.Далее следует средняя часть, которая охватывает второй абзац до слов «К счастью…». Эта часть является кульминацией авторского рассуждения, где он разворачивает гипотетический сценарий, основанный на предпосылке, заданной в зачине. Автор рисует яркую, почти апокалиптическую картину мира, полностью поглощённого одуванчиками. Он использует детализированные описания: «невообразимой величины сквера», «тенистых аллей», «тёмно-зелёных газонов», которые постепенно превращаются в «сплошной, незамощённый, жёлтый, а потом снежно-белый, пушистый ковёр». Это визуальное повествование, наполненное образными сравнениями («похожие на золотистый ковёр», «снежно-белый, пушистый ковёр»), служит мощным аргументом, показывающим, насколько ужасными были бы последствия, если бы одуванчик реализовал свой репродуктивный потенциал без ограничений. Описание того, как одуванчики «вытеснили» культурные растения, «заросли» поля пшеницы, и даже пробились сквозь «трещину в тротуаре», подчёркивает их агрессивность и вездесущность в этом гипотетическом мире. Автор намеренно усиливает драматизм, описывая, как «горожанин» выходит из дома и видит эту катастрофу, делая её более осязаемой и личной для читателя. Эта часть текста не только иллюстрирует проблему, но и усиливает её драматизм, заставляя читателя ощутить весь масштаб потенциальной угрозы, которая могла бы возникнуть. Она создаёт сильный контраст с последующей концовкой, которая принесёт облегчение и разрешит созданное напряжение.
И наконец, концовка состоит из двух последних предложений: «К счастью, одуванчик по разным причинам лишается своего потомства. Следовательно, его численность оказывается не такой уж огромной, как ожидалось». Эта часть выполняет функцию разрешения конфликта, который был создан в предыдущих абзацах. После тревожного и даже пугающего описания потенциального захвата мира одуванчиками, концовка приносит облегчение и успокоение. Фраза «К счастью» является ключевой, она мгновенно меняет эмоциональный тон текста, сигнализируя о том, что худшего сценария удастся избежать. Это вводное слово, выражающее положительные эмоции, снимает напряжение, созданное предыдущим описанием. Второе предложение, начинающееся со слова «Следовательно», подводит логический итог всему рассуждению, объясняя, почему наши опасения беспочвенны. Оно является выводом, который следует из подразумеваемых, но не названных в тексте причин, по которым одуванчик теряет своё потомство. Концовка не просто констатирует факт, а даёт позитивный вывод, завершая рассуждение на оптимистичной ноте и подтверждая идею о природном балансе и саморегуляции. Она отвечает на вопрос, поставленный в зачине, и снимает напряжение, созданное в средней части, оставляя читателя с чувством уверенности в устойчивости природных систем.
В тексте встречаются слова, где количество букв и звуков не совпадает, что является распространённым явлением в русском языке из-за особенностей фонетики и графики. Например, в слове «если» (4 буквы, 5 звуков) буква «е» в начале слова после согласного обозначает два звука [й’э], так как она йотированная. Аналогично, в слове «тысяч» (5 букв, 5 звуков) здесь нет расхождения, но если бы было «тысячи», то «и» в конце слова после мягкого согласного обозначала бы один звук. Важно отметить, что в слове «десять» (6 букв, 5 звуков) мягкий знак «ь» не обозначает отдельного звука, а лишь выполняет грамматическую функцию, указывая на мягкость предшествующего согласного [с’]. Ещё один пример — слово «жёлтые» (6 букв, 6 звуков), где буква «ё» после согласного обозначает один звук [о], но в данном случае она стоит после шипящего, и звук [о] не является йотированным. Однако, если бы «ё» стояла в начале слова или после гласной, она бы обозначала два звука. В слове «счастью» (7 букв, 6 звуков) буква «т» перед «ь» не произносится, так как это непроизносимый согласный в сочетании «стл», а «ь» не даёт звука. В слове «оказывается» (10 букв, 9 звуков) также наблюдается несовпадение из-за мягкого знака, который не даёт звука. В слове «вытеснили» (9 букв, 8 звуков) мягкий знак также не обозначает звука.
Слово «пушистый» образовано суффиксальным способом от существительного «пух» с помощью суффикса -ист-. Этот способ словообразования является одним из самых продуктивных в русском языке и заключается в присоединении суффикса к основе исходного слова. В данном случае, суффикс -ист- придаёт слову значение «обладающий чем-либо в большом количестве» или «похожий на что-либо». В тексте также можно найти слова, образованные с помощью этого же суффикса, что демонстрирует его многофункциональность и распространённость: «тенистый» (от «тень») и «золотистый» (от «золотой»). Общие языковые признаки, объединяющие прилагательные с суффиксом -ист-, заключаются в том, что они обозначают: 1) сходство с чем-либо, например, «похожий на что-то», как в случае с «золотистым» (похожий на золото); 2) наличие чего-либо в большом количестве, например, «обладающий чем-то в большом количестве», как «пушистый» (имеющий много пуха) или «тенистый» (имеющий много тени); 3) иногда могут обозначать склонность к какому-либо действию или характерную черту, хотя в данных примерах это менее выражено. Этот суффикс часто используется для образования прилагательных, характеризующих внешний вид, свойства или изобилие чего-либо.
К частям речи, к которым относятся выделенные слова, относятся:
- Существительные: это слова, обозначающие предмет или явление, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?». В тексте это: «стебле» (что? стебель), «одуванчика» (кого? одуванчик), «численность» (что? численность), «потомства» (чего? потомство), «величины» (чего? величина), «горожанин» (кто? горожанин), «аллей» (чего? аллея), «газонов» (чего? газон), «трещина» (что? трещина), «тротуара» (чего? тротуар), «клочок» (что? клочок), «растения» (что? растение), «пшеницы» (чего? пшеница), «головку» (что? головка), «причинам» (чему? причина).
- Глаголы: это слова, обозначающие действие или состояние, отвечающие на вопросы «что делать?» или «что сделать?». В тексте это: «созреет» (что сделает? созреть), «достигнет» (что сделает? достигнуть), «представьте» (что сделайте? представить), «не найдёт» (что не сделает? найти), «заросли» (что сделали? зарасти), «вытеснили» (что сделали? вытеснить), «кинешь» (что сделаешь? кинуть), «лишается» (что делает? лишаться), «оказывается» (что делает? оказываться), «ожидалось» (что делалось? ожидаться).
- Числительное: это слово, обозначающее количество предметов или порядок их при счёте. В тексте это: «тысяч» (сколько? тысяч).
- Прилагательные: это слова, обозначающие признак предмета, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». В тексте это: «невообразимой» (какой? невообразимый), «знакомого» (какого? знакомый), «тенистых» (каких? тенистый), «тёмно-зелёных» (каких? тёмно-зелёный), «незамощённый» (какой? незамощённый), «жёлтые» (какие? жёлтый), «снежно-белые» (какие? снежно-белый), «пушистые» (какие? пушистый), «одну-единственную» (какую? одну-единственную), «многочисленным» (каким? многочисленный).
- Причастия: это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию, отвечающая на вопросы прилагательного. В тексте это: «незамощённый» (какой? от глагола «мостить»), «колосящиеся» (какие? от глагола «колоситься»).
- Наречия: это слова, обозначающие признак действия, признак признака или признак предмета, отвечающие на вопросы «как?», «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?». В тексте это: «вначале» (когда? вначале), «потому» (почему? потому).
- Местоимение: это слово, которое указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их конкретно. В тексте это: «несколько» (сколько? неопределённое количественное местоимение).
- Союз: это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, части сложного предложения, а также предложения в тексте. В тексте это: «тоже» (союз, связывающий однородные члены или предложения).
В тексте присутствуют вводные слова и словосочетания, которые не являются членами предложения, но выражают отношение говорящего к высказыванию, указывают на источник информации, способ оформления мысли и т.д. Они всегда выделяются запятыми.
- Слово «следовательно» используется для оформления мысли, указывая на логическую связь между частями высказывания, на следствие или вывод из предыдущих рассуждений. Оно сигнализирует о том, что далее будет представлен итог или заключение. Его синонимом, который можно использовать в аналогичном контексте, может быть слово «итак» или «таким образом». Например, «Итак, мы пришли к выводу…».
- Фраза «к счастью» выражает различные чувства, а именно радость, удовлетворение или облегчение говорящего по поводу описываемого события. Она передаёт эмоциональную оценку ситуации. Синонимичной ей может быть фраза «к радости», «к великому счастью» или «по счастливому стечению обстоятельств». Например, «К радости, всё обошлось».
- Выражение «во всяком случае» служит для оценки меры того, о чём говорится, или для уточнения, ограничения высказывания. Оно может указывать на то, что данное утверждение является минимальным или безусловным, независимо от других условий. Его синонимом может быть фраза «по крайней мере», «как минимум» или «в любом случае». Например, «Во всяком случае, он попытался».
Информация о том, как определяется написание личных окончаний глагола, не представлена в предоставленных материалах. Для определения написания личных окончаний глаголов (например, -ет/-ит, -ешь/-ишь) необходимо знать их спряжение (первое или второе). Спряжение определяется по неопределённой форме глагола: ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) и 11 глаголов-исключений (гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть); все остальные глаголы относятся к первому спряжению.
Примеры слов с непроверяемыми и проверяемыми написаниями в корне из текста:
- К непроверяемым написаниям относятся слова, написание которых невозможно проверить путём подбора однокоренных слов или изменения формы слова, так как их орфография исторически сложилась и должна быть запомнена. Это так называемые словарные слова. Из текста это: «одуванчика» (нет проверочного слова для безударной гласной в корне), «потомства» (нет проверочного слова для безударной гласной в корне), «величины» (нет проверочного слова для безударной гласной в корне), «горожанин» (нет проверочного слова для безударной гласной в корне), «аллей» (нет проверочного слова для безударной гласной в корне).
- К проверяемым написаниям относятся слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить, подобрав однокоренное слово или изменив форму слова так, чтобы эта гласная оказалась под ударением. Из текста это: «стебле» (проверочное слово – стебель, ударение на первый слог), «созреет» (проверочное слово – зреть, ударение на гласную «е»), «тенистых» (проверочное слово – тень, ударение на гласную «е»), «жёлтые» (проверочное слово – желтеть, ударение на гласную «е»), «пушистые» (проверочное слово – пух, ударение на гласную «у»).
Постановка знаков препинания во втором предложении второго абзаца объясняется следующими правилами синтаксиса и пунктуации русского языка:
- Запятые используются для выделения обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Например, «выйдя как-то утром из дома» — это деепричастный оборот, который обособляется запятыми с обеих сторон (или с одной, если стоит в начале или конце предложения). Аналогично, «тесня друг друга» — это также деепричастный оборот, который обособляется запятыми. Деепричастные обороты обозначают добавочное действие к основному глаголу-сказуемому.
- Двоеточие ставится после обобщающего слова «сквера» перед рядом однородных членов предложения, которые поясняют это обобщающее слово. В данном случае, «сквера» является обобщающим словом для последующих однородных членов «аллей, тёмно-зелёных газонов». Двоеточие указывает на то, что далее следует перечисление или раскрытие содержания обобщающего слова.
- Запятые также используются для разделения однородных членов предложения, которые являются частями одного и того же члена предложения и отвечают на один и тот же вопрос. В данном случае, «аллей, тёмно-зелёных газонов» — это однородные дополнения, которые перечисляются после обобщающего слова.
- Ещё одна запятая ставится для выделения обособленного определения, выраженного причастным оборотом: «похожие на золотистый ковёр». Причастный оборот, стоящий после определяемого слова (в данном случае, «газонов»), всегда обособляется запятыми. Он уточняет или характеризует определяемое существительное, отвечая на вопрос «какие?».
- Также в этом предложении есть однородные определения, которые характеризуют одно и то же существительное с разных сторон: «сплошной, незамощённый, жёлтый, а потом снежно-белый, пушистый ковёр». Запятые между ними ставятся, потому что они являются однородными определениями, характеризующими «ковёр». Союз «а» между «жёлтый» и «снежно-белый» также требует запятой, так как он соединяет однородные члены с противопоставительным значением или указывает на изменение состояния.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!