
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 334 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
В Мещёрск.. кра.. нет (н..) каких особе(н, нн)ых красот и богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха. И тем не менее этот край (н..) хоже(н, нн)ых троп и (н..) пуга(н, нн)ых птиц и зверей обл..дает большой пр..т..гательной силой. Он так (же) скром..н как картины Левитана но в нём как и в этих картинах заключа..(тся, ться) вся прел..сть и всё (н..) заметное на первый взгляд разн..образие ру(с, сс)кой пр..роды. Что можно увидеть в Мещёрск.. кра..? Цветущие (н..) когда (н..) коше(н, нн)ые луга сосновые боры лесные озёра высокие стога пахнущ.. сухим и тёплым сеном. Сено в стогах ост..ё(тся, ться) тёплым (в) течени.. всей зимы. Мне пр..ходилось ноч..вать в стогах в октябре когда ин..й покрывает траву на ра..вете и я вырывал в сен.. глубокую н..ру. Залез..Ⅲ(?) в неё сразу согре..Ⅲ(?)ся и спиш(?) в продолжени.. всей ночи буд (то) в натопле(н, нн)ой комнате. (По К. Паустовскому)
- Выразительно прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Найдите тезис, содержащий оценку, и его аргументацию.
- Определите стилистическую роль однородных членов, определений, вопросительного предложения.
- Запишите слова прелесть, ночевать в фонетической транскрипции. Выполните фонетический анализ одного слова (на выбор).
- Из последнего предложения выпишите слово, состав которого соответствует схеме ¬⌢^⎕. Приведите примеры слов с таким же составом.
- Проведите словообразовательный анализ выделенных слов первого абзаца.
- Из первого абзаца выпишите слова с нулевым окончанием. Определите, какой частью речи является каждое слово и в какой форме оно употреблено.
- К каким частям речи относятся выделенные слова во втором абзаце? Выполните морфологический анализ этих слов.
- Укажите сложное предложение, в состав которого входит односоставное. Определите его вид.
- Найдите слова, связанные с правописанием ь в глаголах. Приведите свои примеры на эти правила.
- Объясните написание не — ни. Укажите, какой частью речи являются слова с приставками не- и ни-.
- Объясните написание н — нн в словах.
- Составьте перечень пунктуационных правил, которые вы применили при записи текста.
В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. И тем не менее этот край нехоженых троп и непуганых птиц и зверей обладает большой притягательной силой. Он так же скромен, как картины Левитана, но в нём, как и в этих картинах, заключается вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие, никогда некошенные луга, сосновые боры, лесные озёра, высокие стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. Сено в стогах остаётся тёплым в течение всей зимы. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда иней покрывает траву на рассвете, и я вырывал в сене глубокую нору. Залезешь в неё, сразу согреешься и спишь в продолжение всей ночи, будто в натопленной комнате.
Раскрытие скобок и вставка пропущенных букв и знаков препинания
Начнём с первого абзаца. В словосочетании «в Мещёрск.. крае» мы видим предлог «в» и существительное «край» во втором склонении, которое в предложном падеже имеет окончание -ом, поэтому пишем «в Мещёрск_ом_ крае». Далее, «нет (н..) каких» — здесь используется отрицательное местоимение «никаких», где «ни-» является приставкой, усиливающей отрицание, поэтому пишем «нет никаких«. В слове «особе(н, нн)ых» мы имеем прилагательное, образованное с помощью суффикса -енн-, который всегда пишется с двумя н, следовательно, «особе_нн_ых». После перечисления однородных членов («лесов, лугов и прозрачного воздуха») ставится запятая, так как далее идёт оборот с предлогом «кроме», который в данном случае выступает в роли предлога, вводящего обособленное дополнение.
В словосочетаниях «нехоже(н, нн)ых троп» и «непуга(н, нн)ых птиц» слова «нехоженых» и «непуганых» являются отглагольными прилагательными, образованными от глаголов несовершенного вида («ходить», «пугать») без приставок (кроме не-) и без зависимых слов, поэтому они пишутся с одной н. Таким образом, «нехоже_н_ых» и «непуга_н_ых». Слово «обл..дает» является словарным, его написание нужно запомнить: «обл_а_дает». «Пр..т..гательной» — в корне слова «тяг» происходит чередование гласных, а приставка «при-» указывает на приближение, поэтому «пр_и_т_я_гательной». Сравнение «Он так (же) скромен, как картины Левитана» требует раздельного написания «так же», так как «же» здесь является частицей, усиливающей значение «так». Слово «скром..н» — это краткое прилагательное, в котором происходит выпадение гласной при образовании краткой формы, поэтому «скроме_н_». В глаголе «заключа..(тся, ться)» мы задаём вопрос «что делает?», ответ «заключае_тся_», без мягкого знака, так как это глагол в 3-м лице единственного числа. В слове «прел..сть» в корне пишется е, проверочное слово «прелестный», поэтому «прел_е_сть». «Н.. заметное» — здесь «не» пишется слитно, так как слово можно заменить синонимом без «не» («скрытое»), поэтому «незаметное». Наконец, «ру(с, сс)кой» — в прилагательном «русский» пишется две с, так как одна с относится к корню, а вторая к суффиксу, поэтому «ру_сс_кой».
Переходим ко второму абзацу. «В Мещёрск.. крае» — аналогично первому абзацу, «в Мещёрск_ом_ крае». «Цветущие, (н..) когда (н..) коше(н, нн)ые луга» — «никогда» пишется слитно, так как это наречие, а «некошенные» является полным страдательным причастием, образованным от глагола несовершенного вида «косить», но имеющим приставку «не-» и зависимое слово «никогда», поэтому пишется с двумя нн. Таким образом, «никогда некоше_нн_ые«. «Пахнущ..» — это причастие, образованное от глагола «пахнуть», в суффиксе которого пишется у, поэтому «пахнущ_ие_». «Ост..ё(тся, ться)» — глагол «остаётся», «что делает?», без мягкого знака, так как 3-е лицо единственного числа. «В течени.. всей зимы» — «в течение» является производным предлогом, пишется слитно и на конце имеет е, поэтому «в течени_е_». «Мне пр..ходилось» — приставка «при-» указывает на приближение, поэтому «пр_и_ходилось». «Ноч..вать» — в корне глагола «ночевать» пишется е, проверочное слово «ночевать», поэтому «ноч_е_вать». «Ин..й» — словарное слово, пишется «ин_е_й». «На ра..вете» — в слове «рассвет» пишется две с на стыке приставки «рас-» и корня «свет», поэтому «на ра_сс_вете». «В сен.. глубокую н..ру» — «в сене» (предложный падеж существительного «сено», окончание е), «нору» (винительный падеж существительного «нора», окончание у).
В глаголах «Залез..Ⅲ(?)», «согре..Ⅲ(?)» и «спиш(?)» мы имеем дело с глаголами 2-го лица единственного числа, которые после шипящих всегда пишутся с мягким знаком: «Залез_ешь_», «согре_ешься_», «спи_шь_». «В продолжени.. всей ночи» — «в продолжение» является производным предлогом, пишется слитно и на конце имеет е, поэтому «в продолжени_е_». «Буд (то)» — частица «то» с наречиями и союзами пишется через дефис, но «будто» является союзом и пишется слитно, поэтому «будто». «Натопле(н, нн)ой» — это полное страдательное причастие, образованное от глагола совершенного вида «натопить», имеющее приставку «на-«, поэтому пишется с двумя нн. Таким образом, «натопле_нн_ой».
Стиль и тип речи, тезис и аргументация
Стиль данного текста – художественный. Это определяется несколькими признаками. Во-первых, автор использует образные средства языка: сравнения («Он так же скромен, как картины Левитана»), эпитеты («прозрачного воздуха», «большой притягательной силой», «глубокую нору»), метафоры («край нехоженых троп»). Во-вторых, текст вызывает эмоциональный отклик у читателя, передавая чувство любви к природе и её скромной красоте. В-третьих, присутствует авторское «я» («Мне приходилось ночевать»), что характерно для художественного повествования.
Тип речи – описание с элементами повествования. Основная часть текста посвящена описанию Мещёрского края: его лесов, лугов, озёр, стогов сена. Автор подробно описывает ощущения, связанные с этим местом («пахнущие сухим и тёплым сеном», «тепло в течение всей зимы»). Элементы повествования проявляются в рассказе о личных переживаниях и действиях автора («Мне приходилось ночевать в стогах», «я вырывал в сене глубокую нору», «Залезешь в неё, сразу согреешься и спишь»).
Тезис, содержащий оценку, находится в первом абзаце: «И тем не менее этот край нехоженых троп и непуганых птиц и зверей обладает большой притягательной силой. Он так же скромен, как картины Левитана, но в нём, как и в этих картинах, заключается вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.» Здесь автор выражает свою высокую оценку Мещёрского края, подчёркивая его скрытую, но глубокую привлекательность. Аргументация этого тезиса разворачивается во втором абзаце, где приводятся конкретные детали, подтверждающие эту «прелесть» и «разнообразие»: цветущие луга, сосновые боры, лесные озёра, высокие стога, ощущения от ночёвки в сене, что всё вместе создаёт яркий и притягательный образ природы.
Стилистическая роль однородных членов, определений, вопросительного предложения
Однородные члены играют важную стилистическую роль в тексте. Они усиливают выразительность описания, создавая ощущение полноты и многообразия природы Мещёры. Перечисление «лесов, лугов и прозрачного воздуха», «троп и птиц и зверей», «лесов, лугов и прозрачного воздуха», «цветущие луга, сосновые боры, лесные озёра, высокие стога» позволяет автору передать обилие деталей, формируя целостную и динамичную картину. Они придают тексту ритмичность и плавность, делая его более мелодичным и лёгким для восприятия.
Определения (прилагательные и причастия) служат для создания художественной выразительности и яркости. Они делают описание более точным, образным и эмоционально насыщенным. Например, «прозрачного воздуха» подчёркивает чистоту, «нехоженых троп» и «непуганых птиц и зверей» создают образ дикой, нетронутой природы, «большой притягательной силой» выражает глубокое воздействие края, «незаметное разнообразие» указывает на тонкие, неочевидные красоты, а «натопленной комнате» усиливает ощущение уюта и тепла. Эти определения помогают читателю не только представить описываемое, но и почувствовать его атмосферу.
Вопросительное предложение «Что можно увидеть в Мещёрском крае?» выполняет риторическую функцию. Оно не требует прямого ответа, а служит для привлечения внимания читателя, создавая паузу и интригу. Оно подготавливает читателя к последующему подробному и живописному описанию, фокусируя его внимание на конкретных деталях природы, которые будут перечислены далее. Это также придаёт тексту более живой и диалогичный характер.
Фонетическая транскрипция и фонетический анализ
Фонетическая транскрипция слова прелесть: [пр’эл’ист’]. Фонетическая транскрипция слова ночевать: [нач’иват’].
Выполним фонетический анализ слова прелесть: Слово «прелесть» состоит из 7 букв и 6 звуков. п – [п] – согласный, глухой, парный (пара [б]), твёрдый, парный (пара [п’]). р – [р’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный (пара [р]). е – [э] – гласный, ударный. Это первый гласный звук в слове, на него падает ударение. л – [л’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный (пара [л]). е – [и] – гласный, безударный. В безударной позиции после мягкого согласного [л’] звук [е] редуцируется до [и]. с – [с] – согласный, глухой, парный (пара [з]), твёрдый, парный (пара [с’]). т – [т’] – согласный, глухой, парный (пара [д]), мягкий, парный (пара [т]). ь – [-] – мягкий знак не обозначает отдельного звука, он лишь указывает на мягкость предшествующего согласного [т’].
Слово с морфемным составом ¬⌢^⎕ и примеры
Из последнего предложения слово, состав которого соответствует схеме: приставка (¬), корень (⌢), суффикс (^), окончание (⎕) – это натопленной. Разбор слова «натопленной»: на- – приставка (указывает на завершенность действия и способ его выполнения). топл- – корень (от глагола «топить»). -енн- – суффикс (суффикс страдательного причастия прошедшего времени). -ой – окончание (женский род, единственное число, предложный падеж).
Примеры слов с таким же составом: выращенный: вы- (приставка), ращ- (корень), -енн- (суффикс), -ый (окончание). Здесь приставка вы- указывает на результат действия, корень ращ- от глагола «растить», -енн- — суффикс причастия. бесконечный: бес- (приставка), конеч- (корень), -н- (суффикс), -ый (окончание). Здесь приставка бес- указывает на отсутствие чего-либо, корень конеч- от слова «конец», -н- — суффикс прилагательного.
Словообразовательный анализ выделенных слов первого абзаца
Выполним словообразовательный анализ выделенных слов первого абзаца: Красота: Это существительное образовано от прилагательного красивый с помощью суффикса -от- (красив_ый_ → крас_от_а). Такой способ словообразования называется суффиксальным. В данном случае суффикс -от- придает слову значение отвлеченного признака или качества.
Незаметное: Это прилагательное образовано от прилагательного заметное с помощью приставки не- (заметное → _не_заметное). Такой способ словообразования называется приставочным. Приставка не- придает слову значение отрицания или противоположности признака, выраженного исходным словом.
Слова с нулевым окончанием из первого абзаца и их морфологические характеристики
В первом абзаце встречаются следующие слова с нулевым окончанием: красот: это существительное, 1 склонение, множественное число, родительный падеж. Нулевое окончание характерно для существительных женского рода 1 склонения во множественном числе родительного падежа (ср. «нет красот»). богатств: это существительное, 2 склонение, множественное число, родительный падеж. Нулевое окончание характерно для существительных среднего рода 2 склонения во множественном числе родительного падежа (ср. «нет богатств»). край: это существительное, 2 склонение, единственное число, именительный падеж. Нулевое окончание характерно для существительных мужского рода 2 склонения в единственном числе именительного падежа. троп: это существительное, 1 склонение, множественное число, родительный падеж. Аналогично «красот», нулевое окончание для существительных женского рода 1 склонения во множественном числе родительного падежа. птиц: это существительное, 1 склонение, множественное число, родительный падеж. Аналогично «красот» и «троп», нулевое окончание для существительных женского рода 1 склонения во множественном числе родительного падежа. скромен: это краткое прилагательное, единственное число, мужской род. Краткие прилагательные мужского рода в единственном числе имеют нулевое окончание. прелесть: это существительное, 3 склонение, единственное число, именительный падеж. Нулевое окончание характерно для существительных женского рода 3 склонения в именительном и винительном падежах единственного числа. взгляд: это существительное, 2 склонение, единственное число, винительный падеж (в данном контексте «на первый взгляд»). Нулевое окончание характерно для существительных мужского рода 2 склонения в винительном падеже, если они обозначают неодушевленные предметы и совпадают по форме с именительным падежом.
Морфологический анализ выделенных слов во втором абзаце
Проведём морфологический анализ каждого выделенного слова во втором абзаце:
никогда:
- Часть речи: наречие.
- Начальная форма: никогда (наречия не изменяются).
- Морфологические признаки:
- Постоянные: наречие времени, неизменяемое слово.
- Непостоянные: отсутствуют.
- Синтаксическая роль: обстоятельство времени (когда?).
некошенные:
- Часть речи: причастие.
- Начальная форма: некошенный.
- Морфологические признаки:
- Постоянные: страдательное, прошедшего времени (хотя образовано от несов. вида), несовершенный вид, невозвратное.
- Непостоянные: полная форма, множественное число, именительный падеж (согласуется с «луга»).
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!