
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 327 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Прочитайте текст Л. Н. Толстого, предварительно обозначив повышение-понижение голоса, паузы, логическое ударение. Какая основная мысль выражена в этом тексте? С помощью каких синтаксических средств?
Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе.
- Выполните синтаксический анализ сложного предложения. В чём особенность его строения? Составьте схему этого предложения.
- Постарайтесь объяснить, почему одновременно используются запятая и тире в этом фрагменте.
Основная мысль текста заключается в том, что, несмотря на попытки людей исказить природу, собираясь в городах и воздействуя на неё, природа, к счастью, продолжает существовать по своим собственным законам, демонстрируя свою неистребимую силу. Для выражения этой мысли Л. Н. Толстой использует различные синтаксические средства, такие как анафора, создающая эффект нарастания и усиления повторяющихся действий, лексический повтор, который подчеркивает настойчивость и тщетность человеческих усилий, а также синонимическая и антонимическая лексика, обогащающая текст и противопоставляющая действия людей естественным процессам.
Синтаксический анализ данного предложения показывает, что оно является повествовательным и невосклицательным. Это сложноподчинённое предложение, характеризующееся особым строением: оно включает в себя однородное соподчинение и последовательное подчинение придаточных частей. Главной частью предложения является девятая часть: «весна была весною даже и в городе». К ней относятся многочисленные придаточные части: придаточные уступки (№ 1, 3, 5, 6, 7, 8), придаточное определительное (№ 2) и придаточное цели (№ 4). Схематически структуру предложения можно представить следующим образом, где квадратные скобки обозначают главную часть, а круглые скобки – придаточные, с указанием их союзов или союзных слов: (Как ни), (на которой), (как ни), (чтобы), (как ни), (как ни), (как ни) и (ни) — [Главная часть]. Эта схема демонстрирует, как множество придаточных частей, выражающих различные обстоятельства и условия, ведут к единой главной мысли, подчёркивая её неизменность.
Одновременное использование запятой и тире в данном фрагменте объясняется тем, что эти знаки препинания выступают в качестве единого знака препинания в так называемом периоде. Период – это сложное предложение или его часть, которое в интонационном отношении распадается на две основные части: первая часть характеризуется повышением голоса, а вторая – понижением голоса, что создаёт особую ритмическую и смысловую завершённость. Запятая здесь указывает на конец ряда однородных придаточных предложений, а тире сигнализирует о резкой смене интонации и переходе к главной, обобщающей части, которая содержит вывод или итог всего сказанного ранее.
Основная мысль, выраженная в тексте Льва Николаевича Толстого, глубока и многогранна, она пронизана идеей непобедимости и самодостаточности природы перед лицом человеческих попыток её изменить или подчинить. Несмотря на все усилия людей, которые, собравшись в одном месте, «изуродовали» землю, «забивали камнями», «счищали травку», «дымили» и «обрезывали деревья», природа, в данном случае весна, всё равно наступает по своим законам. Это выражает философскую мысль о том, что человек, при всей своей разрушительной силе, не способен полностью уничтожить или остановить естественные процессы. Природа обладает внутренней силой и способностью к возрождению, она «продолжает жить по своим законам», что подчёркивает её величие и независимость от человеческой деятельности.
Для выражения этой основной мысли Толстой мастерски использует ряд синтаксических средств. Во-первых, это анафора, то есть повторение начальных слов или фраз в смежных частях предложения. В данном тексте мы видим многократное повторение конструкции «Как ни…». Например: «Как ни старались люди…», «как ни забивали камнями землю…», «как ни счищали всякую пробивающуюся травку…», «как ни дымили каменным углем и нефтью…», «как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц…». Эта анафора создаёт эффект нарастания и усиления перечисляемых действий, подчёркивая их множественность и настойчивость, но в то же время указывая на их тщетность перед мощью природы. Каждое новое «как ни» добавляет ещё один пример человеческого воздействия, тем самым усиливая контраст с неизменным результатом – «весна была весною». Во-вторых, используется лексический повтор, хотя и не столь явный, как анафора, но присутствующий в повторяющихся мотивах действия («старались», «забивали», «счищали», «дымили», «обрезывали», «выгоняли» – все эти глаголы описывают деструктивные или контролирующие действия человека по отношению к природе). Повторяется и само понятие «земля», к которой применяются все эти усилия. В-третьих, Толстой применяет синонимическую и антонимическую лексику. Синонимический ряд образуют глаголы, описывающие попытки человека подавить природу: «изуродовать», «забивали», «счищали», «дымили», «обрезывали», «выгоняли». Все они несут негативную коннотацию и описывают различные формы вмешательства и разрушения. Антонимический контраст создаётся между миром человека – «люди», «город», «каменным углем и нефтью» (символы индустриализации и искусственности) – и миром природы – «земля», «травка», «деревья», «животные и птицы», «весна» (символы естественности и жизни). Этот контраст между искусственным и естественным, разрушительным и жизнеутверждающим является ключевым для понимания основной мысли текста.
Переходя к синтаксическому анализу предложения, мы можем определить его как повествовательное, поскольку оно содержит сообщение о факте, и невосклицательное, так как не выражает сильных эмоций и не требует восклицательной интонации. Это предложение является сложноподчинённым, так как состоит из нескольких простых предложений, одно из которых является главным, а остальные – придаточными, зависящими от главного или от других придаточных. Особенность его строения заключается в сочетании однородного соподчинения и последовательного подчинения.
Главной частью этого сложного предложения является девятая часть: «весна была весною даже и в городе«. Это независимая часть, которая выражает основную мысль и к которой относятся все остальные придаточные.
Теперь рассмотрим придаточные части и их связи:
- Придаточные уступки (№ 1, 3, 5, 6, 7, 8): Эти придаточные начинаются с союза «как ни» и выражают условия, несмотря на которые происходит действие главной части. Они все однородно соподчинены главной части, то есть каждая из них прямо относится к главной части и отвечает на вопрос «несмотря на что?».
- Придаточная 1: «Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю«.
- Придаточная 3: «как ни забивали камнями землю«.
- Придаточная 5: «как ни счищали всякую пробивающуюся травку«.
- Придаточная 6: «как ни дымили каменным углем и нефтью«.
- Придаточная 7: «как ни обрезывали деревья«.
- Придаточная 8: «и ни выгоняли всех животных и птиц«.
- Придаточное определительное (№ 2): «на которой они жались«. Это придаточное относится к существительному «землю» из придаточной части № 1 («изуродовать ту землю, на которой они жались»). Оно отвечает на вопрос «какой земли?» и присоединяется союзным словом «на которой», что делает его последовательно подчинённым по отношению к придаточной № 1.
- Придаточное цели (№ 4): «чтобы ничего не росло на ней«. Это придаточное относится к глаголу «забивали» из придаточной части № 3 («как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней»). Оно отвечает на вопрос «с какой целью?» и присоединяется союзом «чтобы», что также делает его последовательно подчинённым по отношению к придаточной № 3.
Таким образом, мы видим сложную структуру, где длинный ряд однородных придаточных уступки (1, 3, 5, 6, 7, 8) предшествует главной части, а внутри этого ряда есть ещё два уровня подчинения (2 к 1, 4 к 3). Схематически это можно изобразить так: (Как ни) (на которой) ; (как ни) (чтобы) ; (как ни) ; (как ни) ; (как ни) и (ни) , – [Главная часть]. Стрелки в схеме показывают направление подчинения: от главной части к придаточным уступки, и от них к их собственным придаточным (определительному и цели).
Наконец, одновременное использование запятой и тире в этом фрагменте («…животных и птиц, – весна была весною даже и в городе.») является характерной чертой пунктуации в так называемом периоде. Период – это особая синтаксическая конструкция, которая представляет собой сложное предложение или его часть, отличающееся особой интонационной структурой. В интонационном отношении период распадается на две части:
- Первая часть (до запятой и тире) характеризуется повышением голоса, накоплением интонации, часто за счёт перечисления однородных членов или придаточных предложений, как в нашем случае. Здесь мы видим длинную серию придаточных уступки, которые создают эффект нарастания, перечисления многочисленных, но безуспешных усилий. Запятая перед тире служит для отделения этой длинной, усложнённой части от последующей.
- Вторая часть (после запятой и тире) характеризуется понижением голоса, подведением итога, заключением. Она часто содержит неожиданный или обобщающий вывод, как здесь: «весна была весною даже и в городе». Тире в данном случае играет роль сильного интонационного знака, который подчёркивает резкий переход от перечисления к выводу, создаёт эффект паузы и особого выделения следующей за ним части. Оно усиливает противопоставление между предыдущими действиями и окончательным результатом, придавая ему особую весомость и выразительность. Таким образом, запятая и тире вместе образуют единый пунктуационный знак, который не просто разделяет части предложения, но и передаёт сложную интонационную структуру, характерную для художественной прозы, усиливая эмоциональное и смысловое воздействие текста на читателя.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!