
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 323 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Спишите текст, вставляя недостающие знаки препинания, раскрывая квадратные скобки и заменяя обозначение звуков буквами. Составьте схемы сложных предложений.
Роковой день наступил наконец. Положено было чтобы Елена простилась с родителями дома и пустилась бы в путь с квартиры Инсарова. О[тј’эст] был назначен в двенадцать ч[и³]сов. За четверть часа до срока приш[о]л Берсенев. Он пол[а] гал что застан[ь]т у Инсарова его с[аа]течественников которые захотят его проводить; но они уже все вперёд уехали, уехали та[г]же… две таинственные личности они служили св[и]детелями на свадьбе Инсарова… В комнат[ь] уже всё было прибр[ъ]но чемодан перевязанный верёвкой стоял на полу и Берсенев задумался много воспоминаний прошло у него по душе.
Двенадцать ч[и³]сов давно пробило и [ј’и³]мщик уже привёл лошадей хотя «молодые» всё ещё не [ј’и³]влялись. Наконец послышались торопливые шаги на ле[с’н’ицъ] и Елена вошла в сопр[ъва]ждении Инсарова и Шубина. У Елены глаза были красны она оставила мать свою лежащую в обмороке; прощание было [т’ьжы³ло]. Елена уже больше недели не вид[ь]ла Берсенева в последнее время он редко ходил к Стаховым. Она не ожидала его встретить вскрикнула Вы! благодаствуйте и бросилась ему на шею; Инсаров тоже его обнял. Настало [та]мительное молчание. Что могли сказать эти три человека что [ч’уствовали эти три сер[ц]а? Шубин понял не[а]бходимость живым звуком словом пр[ь]кр[а]тить это томление. (По И. Тургеневу)
- Укажите предложение с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Составьте схему этого предложения.
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста: сделайте необходимые произносительные пометы, особенно в выделенных словах, проверив себя по орфоэпическому словарику учебника. Обозначьте паузы, логическое ударение, повышение-понижение голоса.
Роковой день наступил наконец. Положено было, чтобы Елена простилась с родителями дома и пустилась бы в путь с квартиры Инсарова. Схема: [ ] , (чтобы).
Отъезд был назначен в двенадцать часов. За четверть часа до срока пришёл Берсенев. Он полагал, что застанет у Инсарова его соотечественников, которые захотят его проводить; но они уже все вперёд уехали, уехали также… две таинственные личности, они служили свидетелями на свадьбе Инсарова… Схема: [ ] , (что ) , (которые ) ; но [ ] , [ ] , [ ] …
В комнате уже всё было прибрано; чемодан, перевязанный верёвкой, стоял на полу, и Берсенев задумался: много воспоминаний прошло у него по душе. Схема: [ ] ; [ ] , и [ ] : [ ] .
Двенадцать часов давно пробило, и ямщик уже привёл лошадей, хотя «молодые» всё ещё не являлись. Схема: [ ] и [ ] , (хотя).
Наконец послышались торопливые шаги на лестнице, и Елена вошла в сопровождении Инсарова и Шубина. Схема: [ ] и [ ] .
У Елены глаза были красны: она оставила мать свою лежащую в обмороке; прощание было тяжело. Схема: [ ] : [ ] ; [ ] .
Елена уже больше недели не видела Берсенева: в последнее время он редко ходил к Стаховым. Схема: [ ] : [ ] .
Она не ожидала его встретить, вскрикнула: «Вы! благодаствуйте!» — и бросилась ему на шею; Инсаров тоже его обнял. Схема: [ ] , [ ] : «П!» — и [ ] ; [ ] .
Настало томительное молчание. Что могли сказать эти три человека, что чувствовали эти три сердца? Схема: [ ] , (что ) ?
Шубин понял необходимость живым звуком, словом прекратить это томление.
Предложение с прямой речью: Она не ожидала его встретить, вскрикнула: «Вы! благодаствуйте!» — и бросилась ему на шею; Инсаров тоже его обнял.
Объяснение постановки знаков препинания: Прямая речь «Вы! благодаствуйте!» заключена в кавычки. Перед прямой речью после слов автора («вскрикнула») ставится двоеточие. После прямой речи, перед продолжением слов автора («и бросилась ему на шею»), ставится тире.
Схема предложения с прямой речью: А: «П!» — а. (где А — слова автора, П — прямая речь).
Примечания для выразительного чтения:
- Пробило (с ударением на второй слог)
- л[а]ша[д’]ей (произносится с мягким [д’], безударная «о» в первом слоге как [а])
- красны (с ударением на второй слог)
- обнял (с ударением на первый слог)
1. Спишите текст, вставляя недостающие знаки препинания, раскрывая квадратные скобки и заменяя обозначение звуков буквами. Составьте схемы сложных предложений.
Роковой день наступил наконец. Это простое повествовательное предложение, завершающееся точкой, что указывает на окончание мысли.
Положено было, чтобы Елена простилась с родителями дома и пустилась бы в путь с квартиры Инсарова. Это сложноподчинённое предложение, где главная часть «Положено было» выражает безличное действие, а придаточная изъяснительная «чтобы Елена простилась с родителями дома и пустилась бы в путь с квартиры Инсарова» поясняет, что именно было положено. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союза «чтобы». Запятая ставится перед союзом «чтобы», разделяя главную и придаточную части. Схема: [Положено было], (чтобы Елена простилась… и пустилась бы…).
Отъезд был назначен в двенадцать часов. Звуковое обозначение О[тј’эст] заменяем на «Отъезд». Здесь используется твёрдый знак «ъ» как разделительный на стыке приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, начинающегося с гласной «е». Звуковое обозначение ч[и³]сов заменяем на «часов». В безударной позиции гласный «а» редуцируется до звука, близкого к [и] или [ы]. Это простое повествовательное предложение.
За четверть часа до срока пришёл Берсенев. Звуковое обозначение приш[о]л заменяем на «пришёл». В глаголах прошедшего времени мужского рода после шипящих пишется «ё», если в других
формах этого же слова или в однокоренных словах есть чередование с «е» (например, «пришла», «пришедший»). Это простое повествовательное предложение.
Он полагал, что застанет у Инсарова его соотечественников, которые захотят его проводить; но они уже все вперёд уехали, уехали также… две таинственные личности, они служили свидетелями на свадьбе Инсарова… Это сложное предложение, состоящее из нескольких частей, соединённых разными видами связи.
- Первая часть: «Он полагал, что застанет у Инсарова его соотечественников, которые захотят его проводить». Это сложноподчинённое предложение.
- Главная часть: «Он полагал».
- Придаточная изъяснительная: «что застанет у Инсарова его соотечественников». Она присоединяется к главной части союзом «что» и поясняет, что именно полагал герой. Запятая ставится перед «что».
- Внутри этой придаточной есть ещё одна придаточная определительная: «которые захотят его проводить». Она относится к слову «соотечественников» и присоединяется союзным словом «которые». Запятая ставится перед «которые».
- Вторая часть начинается после точки с запятой: «; но они уже все вперёд уехали, уехали также… две таинственные личности, они служили свидетелями на свадьбе Инсарова…». Точка с запятой используется для разделения двух относительно самостоятельных частей сложного предложения, которые тесно связаны по смыслу, но каждая из которых содержит свою грамматическую основу или является сложным предложением сама по себе. В данном случае, вторая часть начинается с противительного союза «но», который указывает на противопоставление тому, что полагал герой.
- «но они уже все вперёд уехали» — это простое предложение, входящее в состав сложносочинённого предложения, связанного с последующими частями.
- «уехали также… две таинственные личности» — это ещё одно простое предложение, которое по смыслу продолжает предыдущее и поясняет, кто именно уехал. Многоточие после «также» может указывать на паузу, недосказанность или эмоциональную напряжённость.
- «они служили свидетелями на свадьбе Инсарова…» — это ещё одно простое предложение, которое поясняет, кем были эти «две таинственные личности». Запятая ставится между «уехали также… две таинственные личности» и «они служили свидетелями…», поскольку это части бессоюзной связи, где вторая часть поясняет первую. В данном случае, можно рассматривать «две таинственные личности» как подлежащее, а «они» как повторение или уточнение этого подлежащего в следующем предложении, что делает его самостоятельной частью. Многоточие в конце предложения снова указывает на эмоциональную окраску или незавершённость мысли. Схема: [ ] , (что ) , (которые ) ; но [ ] , [ ] … [ ] …
В комнате уже всё было прибрано; чемодан, перевязанный верёвкой, стоял на полу, и Берсенев задумался: много воспоминаний прошло у него по душе. Это сложное предложение с разными видами связи.
- Первая часть: «В комнате уже всё было прибрано». Это простое безличное предложение.
- Вторая часть: «чемодан, перевязанный верёвкой, стоял на полу». Это простое предложение с обособленным определением «перевязанный верёвкой», выраженным причастным оборотом, который стоит после определяемого слова «чемодан». Запятые выделяют этот оборот с двух сторон.
- Точка с запятой между первой и второй частями указывает на их смысловую близость, но грамматическую самостоятельность. Обе части описывают обстановку.
- Третья часть начинается с союза «и»: «и Берсенев задумался». Это простое предложение, соединённое с предыдущей частью сочинительной связью.
- После «задумался» стоит двоеточие, которое указывает на пояснение или причину: «много воспоминаний прошло у него по душе». Эта часть поясняет, о чём именно задумался Берсенев. Схема: [ ] ; [ ] , [прич. об.] , и [ ] : [ ] .
Двенадцать часов давно пробило, и ямщик уже привёл лошадей, хотя «молодые» всё ещё не являлись. Это сложноподчинённое предложение с придаточной уступки.
- Первая часть: «Двенадцать часов давно пробило». Это простое безличное предложение.
- Вторая часть: «и ямщик уже привёл лошадей». Это простое предложение, соединённое с первой частью сочинительной связью (союз «и»). Запятая ставится перед «и», так как части имеют разные подлежащие («часов» (в значении времени) и «ямщик»).
- Третья часть: «хотя «молодые» всё ещё не являлись». Это придаточная уступки, которая присоединяется к предыдущей части союзом «хотя» и указывает на обстоятельство, вопреки которому происходит действие главной части. Запятая ставится перед «хотя». Прямая речь «молодые» заключена в кавычки, так как это условное название или чья-то речь. Звуковое обозначение л[а]ша[д’]ей заменяем на «лошадей». В безударной позиции гласный «о» в первом слоге редуцируется до звука, близкого к [а]. Мягкий знак после «д» указывает на мягкость согласного [д’]. Схема: [ ] и [ ] , (хотя).
Наконец послышались торопливые шаги на лестнице, и Елена вошла в сопровождении Инсарова и Шубина. Это сложносочинённое предложение.
- Первая часть: «Наконец послышались торопливые шаги на лестнице». Это простое предложение.
- Вторая часть: «и Елена вошла в сопровождении Инсарова и Шубина». Это простое предложение.
- Части соединены сочинительным союзом «и». Запятая ставится перед «и», так как части имеют разные подлежащие («шаги» и «Елена»). Схема: [ ] и [ ] .
У Елены глаза были красны: она оставила мать свою лежащую в обмороке; прощание было тяжело. Это сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью.
- Первая часть: «У Елены глаза были красны». Это простое предложение. Звуковое обозначение красны заменяем на «красны». Ударение падает на второй слог.
- Двоеточие после «красны» указывает на причину или пояснение: «она оставила мать свою лежащую в обмороке». Эта часть объясняет, почему глаза были красны.
- Точка с запятой после «обмороке» разделяет две части, которые тесно связаны по смыслу, но каждая из которых является самостоятельным предложением: «прощание было тяжело». Эта часть является следствием или дополнительным пояснением к предыдущей. Схема: [ ] : [ ] ; [ ] .
Елена уже больше недели не видела Берсенева: в последнее время он редко ходил к Стаховым. Это сложное предложение с бессоюзной связью.
- Первая часть: «Елена уже больше недели не видела Берсенева». Это простое предложение.
- Двоеточие после «Берсенева» указывает на причину: «в последнее время он редко ходил к Стаховым». Эта часть объясняет, почему Елена давно не видела Берсенева. Схема: [ ] : [ ] .
Она не ожидала его встретить, вскрикнула: «Вы! благодаствуйте!» — и бросилась ему на шею; Инсаров тоже его обнял. Это сложное предложение, включающее прямую речь и разные виды связи.
- «Она не ожидала его встретить» — это первая грамматическая основа.
- «вскрикнула» — это второй однородный сказуемый, относящийся к подлежащему «Она». Запятая ставится между однородными сказуемыми, если они не соединены одиночным союзом «и».
- После «вскрикнула» стоит двоеточие, так как далее следует прямая речь.
- Прямая речь: «Вы! благодаствуйте!» заключена в кавычки. Восклицательный знак внутри кавычек указывает на эмоциональность высказывания.
- После прямой речи, перед продолжением слов автора, ставится тире: «— и бросилась ему на шею». «бросилась» — это третий однородный сказуемый.
- Точка с запятой после «на шею» разделяет две относительно самостоятельные части сложного предложения, которые тесно связаны по смыслу: «Инсаров тоже его обнял». Звуковое обозначение обнял заменяем на «обнял». Ударение падает на первый слог. Схема: [ ] , [ ] : «П!» — и [ ] ; [ ] .
Настало томительное молчание. Это простое повествовательное предложение.
Что могли сказать эти три человека, что чувствовали эти три сердца? Это сложное предложение с параллельными вопросительными частями, соединёнными бессоюзно.
- Первая часть: «Что могли сказать эти три человека». Это вопросительное предложение.
- Вторая часть: «что чувствовали эти три сердца». Это также вопросительное предложение.
- Запятая ставится между двумя вопросительными предложениями, соединёнными бессоюзно, когда они выражают перечисление или сопоставление. Схема: [ ] , [ ] ?
Шубин понял необходимость живым звуком, словом прекратить это томление. Это простое предложение с однородными дополнениями «звуком, словом», разделёнными запятой, так как они не соединены союзом.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!