
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 269 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
1. Вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки, спишите фрагмент сказки Вениамина Александровича Каперина (1902-1989) «Летающий мальчик». Составьте схемы сложных предложений.
Прошла неделя, другая. Дни были ещё жаркие а ночи — прохладные и в городе наступила такая тишина что было слышно как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская паутинка. И вот в такую (то) бесшумную ночь Таня проснувшись услышала … Трудно объяснить что она услышала потому что это были (не) звуки а как (бы) (полу) забытые воспоминания (не) заметно переходившие одно в другое.
И хотя Таня условилась разбудить Петьку она полежала ещё (не) много думая о том как трепещут листья осины как зелёный, поблёскивающий, лиственный дым окружает берёзу и как ровно важно и плоско качаются на своих длинных черенках молодые кленовые листья.
Потом эти звуки стали влажными точно по дороге к ней они окунулись в речку и Таня вспомнила как она с одной девочкой проплыла поздним вечером по серебряной дорожке которую по Немухинке проложила луна. Но потом пришлось всё таки встать и пройти босиком на цыпочках через комнату в которой еле слышно похрапывала мама спуститься на Нескорую.
2. Выпишите (в порядке следования в тексте) обособленное определение и обособленные обстоятельства — причастный и деепричастные обороты. Преобразуйте их в придаточные предложения. Объясните, почему в тексте употреблены эти обороты, а не придаточные предложения.
3. Проведите синтаксический анализ последнего предложения текста.
4. Разберите по составу причастия и деепричастия.
5. Выполните фонетический анализ выделенных слов.
6. Выпишите из текста по одному примеру слой с приставками в данную таблицу. Дополните таблицу своими примерами (по два-три на каждый случай).
| Правописание приставок | Приставки | Примеры |
|---|---|---|
| 1. Пишутся всегда одинаково, независимо от произношения | ||
| 2. Приставки на з/с | ||
| 3. Приставки при-, пре- |
7. Из последнего предложения выпишите слова, в которых произ- носится звук [Ф].
Возьмём предложение из текста: «Дни были ещё жаркие, а ночи — прохладные, и в городе наступила такая тишина, что было слышно, как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская паутинка.» Это предложение является сложным, так как состоит из нескольких грамматических основ, связанных различными видами связи.
Разберём его по частям. Первая часть: «Дни были ещё жаркие» — это простое предложение с основой дни были жаркие. Вторая часть: «а ночи — прохладные» — также простое предложение с основой ночи прохладные, соединённое с первой частью сочинительным союзом а, что указывает на сочинительную связь. Третья часть: «и в городе наступила такая тишина» — ещё одно простое предложение с основой тишина наступила, присоединённое союзом и, что также является сочинительной связью. Далее следует придаточное предложение: «что было слышно» с основой было слышно, которое поясняет слово тишина и связано с главной частью подчинительной связью через союз что. Наконец, внутри этого придаточного есть ещё одно: «как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская паутинка» с основой паутинка рвётся, которое поясняет слово слышно и связано подчинительной связью через союз как.
Теперь составим схему этого сложного предложения: [=], а [-=], и [=-], [что =], (как =). Здесь квадратные скобки обозначают части сложного предложения, знаки равенства — грамматические основы, а союзы указывают на тип связи. Видно, что первые три части связаны сочинительно (через союзы а и и), а последние две — подчинительно, причём подчинение последовательное, так как второе придаточное поясняет элемент первого придаточного.
Таким образом, данное предложение является сложным с сочинительной и подчинительной связью, где подчинительная связь характеризуется последовательным подчинением. Этот анализ позволяет понять, как части предложения взаимодействуют друг с другом, создавая цельную картину описания тишины в городе.
Для выполнения задания я внимательно проанализирую текст из сказки Вениамина Каверина «Летающий мальчик», который представлен в задании. Моей задачей является не только переписать фрагмент текста с вставкой пропущенных букв и знаков препинания, но и провести детальный синтаксический анализ предложений, составить схемы сложных предложений, а также объяснить особенности их структуры. Я постараюсь подойти к этому заданию максимально ответственно, чтобы показать глубокое понимание материала и продемонстрировать навыки работы с текстом на уровне, соответствующем школьной программе.
Начнём с первого пункта задания, который требует переписать текст с учётом всех орфографических и пунктуационных правил. Текст уже представлен в достаточно корректном виде, поэтому я просто перепишу его, сохраняя все знаки препинания и обращая внимание на правильность написания слов. Вот фрагмент текста: «Прошла неделя, другая. Дни были ещё жаркие, а ночи — прохладные, и в городе наступила такая тишина, что было слышно, как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская паутинка. И вот в такую-то бесшумную ночь Таня, проснувшись, услышала… Трудно объяснить, что она услышала, потому что это были не звуки, а как бы полузабытые воспоминания, незаметно переходившие одно в другое. И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала ещё немного, думая о том, как трепещут листья осины, как зелёный, поблёскивающий, лиственный дым окружает берёзу и как ровно, важно и плоско качаются на своих длинных черенках молодые кленовые листья. Потом эти звуки стали влажными, точно по дороге к ней они окунулись в речку, и Таня вспомнила, как она с одной девочкой проплыла поздним вечером по серебряной дорожке, которую по Немухинке проложила луна. Но потом пришлось всё-таки встать и, пройдя босиком на цыпочках через комнату, в которой еле слышно похрапывала мама, спуститься на Нескорую.» Здесь я сохранил все тире, запятые и многоточие, которые подчёркивают интонацию и ритм повествования, а также проверил написание слов, таких как поблёскивающий или сентябрьская, чтобы убедиться в их правильности.
Теперь перейдём к составлению схем сложных предложений. Я разберу каждое сложное предложение из текста по частям, чтобы показать, как они устроены, какие грамматические основы в них присутствуют и какие виды связи между частями используются. Начнём с первого сложного предложения: «Дни были ещё жаркие, а ночи — прохладные, и в городе наступила такая тишина, что было слышно, как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская паутинка.» Это предложение состоит из нескольких частей. Первая часть — «Дни были ещё жаркие» — представляет собой простое предложение с грамматической основой дни были жаркие, где подлежащее дни и сказуемое были жаркие образуют ядро высказывания. Вторая часть — «а ночи — прохладные» — тоже простое предложение с основой ночи прохладные, где подлежащее ночи и сказуемое прохладные связаны через тире, что является характерным для разговорной речи. Эта часть соединена с первой сочинительным союзом а, который указывает на противопоставление и подчёркивает контраст между жаркими днями и прохладными ночами. Третья часть — «и в городе наступила такая тишина» — ещё одно простое предложение с основой тишина наступила, где подлежащее тишина и сказуемое наступила описывают обстановку. Эта часть присоединена к предыдущим союзом и, что также свидетельствует о сочинительной связи, объединяющей все три части в единое целое. Далее идёт придаточное предложение — «что было слышно» — с грамматической основой было слышно, которое поясняет слово тишина из предыдущей части и связано с ним подчинительной связью через союз что. Это придаточное предложение указывает на степень тишины, подчёркивая её исключительность. Наконец, внутри этого придаточного есть ещё одно придаточное — «как рвётся под лёгким ветерком первая сентябрьская паутинка» — с основой паутинка рвётся, где подлежащее паутинка и сказуемое рвётся описывают действие, которое можно услышать. Это придаточное связано с предыдущим подчинительной связью через союз как, поясняя, что именно было слышно. Таким образом, схема этого предложения выглядит так: [=], а [-=], и [=-], [что =], (как =). Здесь квадратные скобки обозначают части предложения, знаки равенства — грамматические основы, а круглые скобки показывают вложенность придаточных. Этот анализ показывает, что в предложении присутствует как сочинительная связь между первыми тремя частями, так и подчинительная связь с последовательным подчинением в последних двух частях, что делает его сложным предложением с смешанным типом связи.
Далее рассмотрим второе сложное предложение: «И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала ещё немного, думая о том, как трепещут листья осины, как зелёный, поблёскивающий, лиственный дым окружает берёзу и как ровно, важно и плоско качаются на своих длинных черенках молодые кленовые листья.» Это предложение также является сложным, и я разберу его по частям. Первая часть — «И хотя Таня условилась разбудить Петьку» — представляет собой придаточное предложение с основой Таня условилась, где подлежащее Таня и сказуемое условилась выражают действие, а слово разбудить является дополнением, поясняющим, о чём именно она условилась. Эта часть начинается с союза хотя, который указывает на уступительное значение, то есть на противопоставление ожидаемого действия реальному. Вторая часть — «она полежала ещё немного» — это главное предложение с основой она полежала, где подлежащее она и сказуемое полежала описывают действие Тани, а обстоятельство ещё немного уточняет длительность этого действия. Эти две части связаны подчинительной связью через союз хотя, что подчёркивает контраст между намерением и реальным поведением. Далее идёт придаточное предложение — «думая о том, как трепещут листья осины, как зелёный, поблёскивающий, лиственный дым окружает берёзу и как ровно, важно и плоско качаются на своих длинных черенках молодые кленовые листья» — которое относится к глаголу полежала и является обстоятельством образа действия. Основа этого придаточного — думая, а внутри него есть ещё три однородных придаточных, поясняющих, о чём именно думала Таня: первое — как трепещут листья осины с основой листья трепещут, второе — как зелёный, поблёскивающий, лиственный дым окружает берёзу с основой дым окружает, и третье — как ровно, важно и плоско качаются на своих длинных черенках молодые кленовые листья с основой листья качаются. Эти три придаточных связаны между собой сочинительной связью через повторяющийся союз как и запятые, что указывает на их однородность. Схема этого предложения будет такой: [хотя =], [=], (думая о том, [как =], [как =], и [как =]). Здесь мы видим подчинительную связь между главным и придаточным уступительным, а также между главным и придаточным обстоятельственным, а внутри последнего — сочинительную связь между однородными придаточными. Такой сложный состав предложения позволяет автору передать не только действия героини, но и её внутренние переживания, мысли и образы, которые возникают в её сознании, создавая поэтическую атмосферу текста.
Теперь разберём третье сложное предложение: «Потом эти звуки стали влажными, точно по дороге к ней они окунулись в речку, и Таня вспомнила, как она с одной девочкой проплыла поздним вечером по серебряной дорожке, которую по Немухинке проложила луна.» Первая часть — «Потом эти звуки стали влажными» — это простое предложение с основой звуки стали влажными, где подлежащее звуки и составное именное сказуемое стали влажными описывают изменение состояния звуков, а слово потом выполняет роль обстоятельства времени. Вторая часть — «точно по дороге к ней они окунулись в речку» — придаточное предложение с основой они окунулись, которое поясняет слово влажными и связано с главной частью подчинительной связью через союз точно, выражающий сравнение. Третья часть — «и Таня вспомнила» — главное предложение с основой Таня вспомнила, присоединённое к первой части сочинительным союзом и, что указывает на последовательность событий. Далее идёт придаточное — «как она с одной девочкой проплыла поздним вечером по серебряной дорожке» — с основой она проплыла, поясняющее глагол вспомнила и связанное с ним подчинительной связью через союз как. Внутри этого придаточного есть ещё одно придаточное — «которую по Немухинке проложила луна» — с основой луна проложила, относящееся к слову дорожке и связанное подчинительной связью через союзное слово которую. Схема этого предложения: [=], [точно =], и [=], (как =), [которую =]. Здесь сочетаются сочинительная связь между двумя главными частями и подчинительная связь с последовательным подчинением в придаточных, что позволяет автору описать не только восприятие звуков Таней, но и её воспоминания, связанные с этим восприятием, создавая эффект погружения в её внутренний мир.
Последнее сложное предложение: «Но потом пришлось всё-таки встать и, пройдя босиком на цыпочках через комнату, в которой еле слышно похрапывала мама, спуститься на Нескорую.» Первая часть — «Но потом пришлось всё-таки встать» — главное предложение с основой пришлось встать, где безличное сказуемое пришлось и инфинитив встать выражают необходимость действия, а слова всё-таки и потом добавляют оттенок времени и усиления. Вторая часть — «и, пройдя босиком на цыпочках через комнату, спуститься на Нескорую» — соединена с первой сочинительным союзом и, а её основа — спуститься. Внутри этой части есть деепричастный оборот пройдя босиком на цыпочках через комнату, который выполняет роль обстоятельства и указывает на сопутствующее действие. Также в этой части есть придаточное — «в которой еле слышно похрапывала мама» — с основой мама похрапывала, относящееся к слову комнату и связанное подчинительной связью через союзное слово в которой. Схема предложения: [=], и [=, (пройдя), (в которой =)]. Здесь сочинительная связь объединяет два действия, а подчинительная связь и деепричастный оборот добавляют детали к описанию, делая текст более образным и живым.
Таким образом, я провёл детальный разбор всех сложных предложений из текста, составил их схемы и объяснил виды связи. Этот анализ позволяет понять, как автор использует сложные синтаксические конструкции для передачи настроения, описания природы и внутреннего состояния героини. Каждое предложение в тексте несёт не только смысловую нагрузку, но и эмоциональную, что достигается за счёт сочетания сочинительных и подчинительных связей, а также использования придаточных разного типа, которые раскрывают детали и создают глубину изображения.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!