
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 197 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
1. Установите, какой синтаксической модели соответствуют данные предложения. Графически изобразите эту модель. Придумайте и запишите два-три предложения такой же синтаксической структуры.
1) Хозяин взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не спорил. 2) Сделалась такая метель, что он ничего не видел. 3) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым. 4) К тому же быть сочинителем казалось мне так мудрено, так недосягаемо нам, непосвящённым, что мысль взяться за перо сначала испугала меня. (А. Пушкин)
2. Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
1.
1) Хозяин взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не спорил.
в какой мере?
[X такую] → (что…)
2) Сделалась такая метель, что он ничего не видел.
до какой степени?
[X такая] → (что…)
3) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым.
до какой степени?
[X такой] → (что…)
4) К тому же быть сочинителем казалось мне так мудрено, так недосягаемо нам, непосвящённым, что мысль взяться за перо сначала испугала меня. (А. Пушкин)
как?
[X так] → (что…)
Облака были настолько густы, что трудно было отличить день от ночи.
Густые тучи неслись так низко над землей, что казались клубами пара.
2.
Сочинителем ← сочинить — суффиксальный.
Непосвящённым ← посвящённым — приставочный.
Сначала ← начало — приставочно-суффиксальный.
Рассмотрим синтаксическую структуру предложений и выполним словообразовательный анализ выделенных слов.
В первой части задания нам предложено определить синтаксическую модель представленных предложений и изобразить её графически, а также придумать собственные примеры с аналогичной структурой. Все четыре предложения являются сложноподчиненными предложениями с придаточными меры и степени. Эти придаточные части отвечают на вопросы в какой мере?, до какой степени?, насколько?, как? и относятся к указательным словам (местоимениям или наречиям) в главной части предложения. Придаточные присоединяются к главной части с помощью союза «что».
1) Предложение «Хозяин взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не спорил» имеет главную часть «Хозяин взял с нас такую умеренную плату». Здесь указательное слово такую, являющееся определительным местоимением, согласуется со словом плату и указывает на меру или степень признака. Придаточная часть «что даже Савельич с ним не спорил» конкретизирует эту меру. Графически это можно изобразить как: [X такую] → (что…). Придаточное отвечает на вопрос в какой мере?
2) В предложении «Сделалась такая метель, что он ничего не видел» главная часть – «Сделалась такая метель». Указательное слово такая, также определительное местоимение, относится к существительному метель. Придаточная часть «что он ничего не видел» показывает, до какой степени проявилась метель. Синтаксическая модель аналогична предыдущей: [X такая] → (что…). Придаточное отвечает на вопрос до какой степени?
3) Предложение «Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым» имеет главную часть «Ветер выл с такой свирепой выразительностью». Здесь указательное слово такой, определительное местоимение, относится к существительному выразительностью. Придаточная часть «что казался одушевлённым» уточняет степень этой выразительности. Модель: [X такой] → (что…). Придаточное отвечает на вопрос до какой степени?
4) В предложении «К тому же быть сочинителем казалось мне так мудрено, так недосягаемо нам, непосвящённым, что мысль взяться за перо сначала испугала меня» главная часть содержит наречия меры и степени так мудрено и так недосягаемо. Именно к этим наречиям относится придаточная часть «что мысль взяться за перо сначала испугала меня», раскрывая, до какой степени или как именно это было мудрено и недосягаемо. Графическая модель: [X так] → (что…). Придаточное отвечает на вопрос как? или в какой степени?
Общая синтаксическая модель для всех этих предложений – это сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени, где главная часть содержит указательное слово (местоимение такой, такая, такое, такие или наречие так, настолько, столь), а придаточное присоединяется союзом что, уточняя интенсивность или степень действия/признака.
Придумаем и запишем два-три предложения такой же синтаксической структуры.
Примеры:
* Солнце светило так ярко, что пришлось надеть тёмные очки. (Здесь придаточное меры и степени «что пришлось надеть тёмные очки» относится к наречию так в главной части и указывает на степень яркости солнца.)
* Вода в озере была настолько холодной, что мы не решились купаться. (Придаточное «что мы не решились купаться» относится к наречию настолько и выражает степень холода воды.)
* Он рассказал такую интересную историю, что все слушали, затаив дыхание. (Придаточное «что все слушали, затаив дыхание» относится к указательному местоимению такую и показывает меру интересности истории.)
* Мы были столь увлечены беседой, что не заметили наступления ночи. (Придаточное «что не заметили наступления ночи» относится к наречию столь и указывает на степень увлеченности.)
Во второй части задания требуется выполнить словообразовательный анализ выделенных слов. Словообразовательный анализ – это определение способа образования слова и его исходной основы.
Слово Сочинителем:
Исходная форма слова – сочинитель (существительное). Оно образовано от глагола сочинить с помощью суффикса -тель. Этот суффикс часто используется для образования существительных, обозначающих деятеля или предмет, выполняющий действие. Например, учитель от учить, строитель от строить. Таким образом, способ образования слова сочинитель – это суффиксальный способ.
Слово Непосвящённым:
Исходная форма слова – непосвящённый (причастие или прилагательное). Это слово образовано от слова посвящённый (причастие) с помощью приставки не-. Приставка не- в данном случае придает слову противоположное значение (отрицание). Например, неграмотный от грамотный. Следовательно, способ образования слова непосвящённый – это приставочный способ. Если углубиться, само слово посвящённый образовано от глагола посвятить, который, в свою очередь, образован приставочно-суффиксальным способом от корня -свят- (как в слове святить) с приставкой по- и суффиксом -и-.
Слово Сначала:
Исходная форма слова – сначала (наречие). Оно образовано от существительного начало с помощью приставки с- и суффикса -а. Такой способ образования, когда к основе слова одновременно присоединяются и приставка, и суффикс, называется приставочно-суффиксальным способом. Например, вперёд от перед (с приставкой в- и суффиксом -ёд), по-новому от новый (с приставкой по- и суффиксом -ому).
Таким образом, мы видим, что слова в русском языке могут образовываться различными способами, что обогащает лексический состав языка и позволяет выражать тончайшие оттенки значений.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!