
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 186 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Обозначьте сравнительные обороты и придаточные сравнения.
Объясните, какова их роль в художественном описании.
1) Смутно белели старые берёзы по сторонам ш..ссе будто их стволы пр..сыпало снегом.
2) Проборонё(н, нн)ые пр..сторы гладко улеглись (в) д..ли как будто они выровняли горы и р..внину подмяли.
3) Он [ин..й] лежал даже на палубе как белая крупная соль и хрустел под ногами.
4) Звёзды бились и сверкали ч..шуёй как б..ётся в сетях пойма(н, нн)ая камса.
5) Азовское море цветёт (в) н..чале августа как цветут реки и пруды.
6) Кавказ был весь как на ладони.
7) Его [Пришвина] проза гораздо сильнее наполне(н, нн)а соком поэзии чем многие стихи и поэмы.
8) Л..нивый гром потягивался за г..ризонтом как заспа(н, нн)ый силач(?) распрямлял плечи и (не) х..тя потряхивал землю.
9) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как др..гоценные камни излучают таинстве(н, нн)ый блеск.
(К. Паустовский)
+
2. Составьте схемы сложноподчинённых предложений.
3. Найдите в данных предложениях примеры причастий с н и нн. Объясните правописание этих слов. Добавьте собственные примеры.
4. Выполните морфологический анализ выделенных слов.
5. Выполните синтаксический анализ всех словосочетаний из четвёртого предложения.
Смутно белели старые берёзы по сторонам шоссе, будто их стволы присыпало снегом. Проборонённые просторы гладко улеглись вдали, как будто они выровняли горы или равнину подмели. Он [иной] лежал даже на палубе, как белая крупная соль, и хрустел под ногами. Звёзды бились и сверкали чешуёй, как бьётся в сетях пойманная камса. Азовское море цветёт в начале августа, как цветут реки и пруды. Кавказ был весь как на ладони. Его [Пришвина] проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии, чем многие стихи и поэмы. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач расправлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. Сравнительные обороты и придаточные сравнения, выделенные курсивом, используются для создания ярких и наглядных образов, усиливая художественную выразительность текста и помогая читателю лучше представить описываемые явления.
Схемы сложноподчинённых предложений выглядят следующим образом: для первого предложения: [ ], (будто). Для второго предложения: [ ], (как будто). Для четвёртого предложения: [ ], (как). Для седьмого предложения: [ ], (чем). Для восьмого предложения: [ ], (как), и ]. Для девятого предложения: [ ], (подобно тому как).
Примеры причастий с н и нн включают: Проборонённые, заспанный – это причастия, имеющие приставку, что является основанием для написания двух нн. Дополнительные примеры: Заключенный, собранный, напоенный. Слово Пойманная – это причастие совершенного вида, образованное от глагола совершенного вида, поэтому пишется с двумя нн. Дополнительные примеры: Рожденный, сказанный, выбранный. Слово Наполнена – это краткое причастие, которое всегда пишется с одной н. Дополнительные примеры: Решена, прибрана, сделана.
Морфологический анализ слова Смутно: это наречие, обозначает признак действия. Оно является неизменяемым словом и относится к наречиям образа действия. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
Морфологический анализ слова Камса: это существительное, обозначает предмет. Его начальная форма – камса. Постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевлённое, женский род, 1 склонение. Непостоянные морфологические признаки: в единственном числе, в именительном падеже. В предложении выполняет синтаксическую роль подлежащего.
Морфологический анализ слова (В) начале: это существительное, обозначает предмет. Его начальная форма – начало. Постоянные морфологические признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2 склонение. Непостоянные морфологические признаки: в единственном числе, в предложном падеже. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
Морфологический анализ слова Сильнее: это наречие, обозначает признак действия. Оно является неизменяемым словом, относится к наречиям меры и степени и находится в простой сравнительной степени. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
Синтаксический анализ словосочетаний из четвёртого предложения:
Словосочетание Сверкали чешуёй: главное слово сверкали (глагол), зависимое слово чешуёй (существительное). Тип связи – управление. Вид связи – глагольное. Зависимое слово связано окончанием -ей и по смыслу. Вопрос от главного слова к зависимому: чем?
Словосочетание Бьётся в сетях: главное слово бьётся (глагол), зависимое слово в сетях (существительное с предлогом). Тип связи – управление. Вид связи – глагольное. Зависимое слово связано окончанием -ях и предлогом в и по смыслу. Вопрос от главного слова к зависимому: в чём? (где?)
Словосочетание Пойманная камса: главное слово камса (существительное), зависимое слово пойманная (причастие). Тип связи – согласование. Вид связи – именное. Зависимое слово связано окончанием -ая и по смыслу. Вопрос от главного слова к зависимому: какая?
Смутно белели старые берёзы по сторонам шоссе, будто их стволы присыпало снегом. Проборонённые просторы гладко улеглись вдали, как будто они выровняли горы или равнину подмели. Он [иной] лежал даже на палубе, как белая крупная соль, и хрустел под ногами. Звёзды бились и сверкали чешуёй, как бьётся в сетях пойманная камса. Азовское море цветёт в начале августа, как цветут реки и пруды. Кавказ был весь как на ладони. Его [Пришвина] проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии, чем многие стихи и поэмы. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач расправлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. Сравнительные обороты и придаточные сравнения, выделенные курсивом, используются для создания ярких и наглядных образов, усиливая художественную выразительность текста и помогая читателю лучше представить описываемые явления.
В первом предложении «Смутно белели старые берёзы по сторонам шоссе будто их стволы присыпало снегом«. Здесь пропущена буква «о» в слове «шоссе», которое является словарным, и буква «и» в приставке «при-» в слове «присыпало», обозначающей приближение или неполноту действия. Запятая ставится перед союзом «будто», который вводит сравнительный оборот. Этот оборот «будто их стволы присыпало снегом» является придаточным сравнения, он рисует очень яркую картину, уподобляя белизну берёз снежному покрову, что создаёт ощущение чистоты и зимней сказки, даже если действие происходит в другое время года, подчёркивая необычность и нежность пейзажа.
Во втором предложении «Проборонённые просторы гладко улеглись вдали как будто они выровняли горы и равнину подмяли«. В слове «проборонённые» пишется две «н», так как это причастие, образованное от глагола совершенного вида «проборонить» и имеющее приставку «про-«. В слове «просторы» пропущена буква «о», это безударная гласная в корне, проверяемая словом «простор». Слово «вдали» пишется слитно, так как это наречие, образованное от существительного с предлогом, которое потеряло своё падежное значение. В слове «равнину» пропущена буква «а», это безударная гласная в корне, проверяемая словом «равный». Запятая ставится перед союзом «как будто», который вводит придаточное сравнения. Этот оборот «как будто они выровняли горы и равнину подмяли» гиперболизирует эффект от боронования, создавая образ невероятной ровности и гладкости земли, словно сама природа подчинилась этому процессу, что придаёт описанию величественность и масштабность.
В третьем предложении «Он [иней] лежал даже на палубе, как белая крупная соль, и хрустел под ногами». В слове «иней» пропущена буква «е», это безударная гласная в корне, проверяемая словом «иней». Запятая ставится перед сравнительным оборотом «как белая крупная соль». Этот оборот очень точно передаёт внешний вид и текстуру инея, делая его осязаемым для читателя, сравнивая с чем-то знакомым и обыденным, что усиливает реалистичность описания и позволяет представить его не только зрительно, но и тактильно.
В четвёртом предложении «Звёзды бились и сверкали чешуёй как бьётся в сетях пойманная камса«. В слове «чешуёй» пропущена буква «е», это безударная гласная в корне, проверяемая словом «чешуйка». В слове «бьётся» пишется мягкий знак, так как это глагол в 3-м лице единственного числа. В слове «пойманная» пишется две «н», так как это причастие, образованное от глагола совершенного вида «поймать» и имеющее приставку «по-«. Запятая ставится перед союзом «как», который вводит придаточное сравнения. Этот оборот «как бьётся в сетях пойманная камса» создаёт динамичный и очень живой образ мерцающих звёзд, уподобляя их движению пойманной рыбы, что придаёт ночному небу ощущение жизни, трепета и даже некоторой борьбы, делая описание неба необычайно выразительным и эмоциональным.
В пятом предложении «Азовское море цветёт в начале августа как цветут реки и пруды«. Слово «в начале» пишется раздельно, так как это существительное с предлогом, обозначающее время. В слове «начале» пропущена буква «а», это безударная гласная в корне, проверяемая словом «начать». Запятая ставится перед союзом «как», который вводит придаточное сравнения. Этот оборот «как цветут реки и пруды» объясняет явление «цветения» моря, сравнивая его с более привычным для читателя цветением пресных водоёмов, что делает описание более понятным и наглядным, а также подчёркивает естественность и цикличность природных процессов.
В шестом предложении «Кавказ был весь как на ладони«. Запятая не ставится, так как сравнительный оборот «как на ладони» является фразеологизмом и выступает в роли сказуемого. Этот оборот «как на ладони» очень ёмко и образно передаёт ощущение полной видимости, доступности и открытости Кавказа, словно он находится прямо перед глазами, что создаёт ощущение величия и в то же время близости горного пейзажа.
В седьмом предложении «Его [Пришвина] проза гораздо сильнее наполненна соком поэзии чем многие стихи и поэмы«. В слове «наполнена» пишется одна «н», так как это краткое причастие. Запятая ставится перед союзом «чем», который вводит придаточное сравнения. Этот оборот «чем многие стихи и поэмы» подчёркивает исключительную поэтичность прозы Пришвина, возвышая её над традиционными поэтическими формами и акцентируя внимание на её глубоком художественном содержании, что является сильной похвалой и характеристикой стиля писателя.
В восьмом предложении «Ленивый гром потягивался за горизонтом как заспанный силач(?) распрямлял плечи и (не) хотя потряхивал землю». В слове «ленивый» пропущена буква «е», это безударная гласная в корне, проверяемая словом «лень». В слове «горизонтом» пропущена буква «о», это словарное слово. В слове «заспанный» пишется две «н», так как это причастие, образованное от глагола совершенного вида «заспать» и имеющее приставку «за-«. После слова «силач» ставится запятая, так как это однородные члены предложения, соединённые союзом «и». Слово «нехотя» пишется слитно, так как это наречие, образованное от глагола с приставкой «не-«, и его можно заменить синонимом без «не» («без желания»). В слове «хотя» пропущена буква «о», это безударная гласная в корне, проверяемая словом «хочет». Запятая ставится перед союзом «как», который вводит придаточное сравнения. Этот оборот «как заспанный силач распрямлял плечи» олицетворяет гром, придавая ему человеческие черты, что делает описание грозы очень образным и динамичным, создавая ощущение мощи и неторопливости природной стихии, как будто она обладает собственным характером.
В девятом предложении «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск«. В слове «драгоценные» пропущена буква «а», это безударная гласная в корне, проверяемая словом «драгоценность». В слове «таинственный» пишется две «н», так как это прилагательное, образованное от существительного «таинство» с помощью суффикса «-енн-«. Запятая ставится перед союзом «подобно тому как», который вводит придаточное сравнения. Этот оборот «подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск» возвышает русские слова, сравнивая их с драгоценностями, что подчёркивает их внутреннюю красоту, глубину и способность вызывать сильные эмоции, делая описание языка очень возвышенным и метафоричным.
Роль сравнительных оборотов и придаточных сравнения в художественном описании чрезвычайно велика. Они служат мощным средством создания ярких, запоминающихся образов. Благодаря им автор может наглядно показать то, что трудно описать напрямую, уподобляя одно явление другому, более известному или понятному. Это позволяет читателю глубже проникнуть в суть описываемого, почувствовать его атмосферу, представить детали. Сравнения обогащают текст, делают его более выразительным, эмоциональным и живым. Они стимулируют воображение, помогают создать объёмную картину в сознании читателя, придают тексту поэтичность и глубину смысла, а также могут передавать авторское отношение к описываемому.
Схемы сложноподчинённых предложений:
Для первого предложения: [Смутно белели старые берёзы по сторонам шоссе], (будто их стволы присыпало снегом). Здесь главная часть описывает внешний вид берёз, а придаточная часть через союз «будто» раскрывает, на что похожа эта белизна, устанавливая отношение сравнения.
Для второго предложения: [Проборонённые просторы гладко улеглись вдали], (как будто они выровняли горы и равнину подмяли). Главная часть сообщает о результате боронования, а придаточная часть с союзом «как будто» гиперболизирует этот результат, представляя его в виде грандиозного преобразования ландшафта.
Для четвёртого предложения: [Звёзды бились и сверкали чешуёй], (как бьётся в сетях пойманная камса). Главная часть описывает движение и блеск звёзд, а придаточная часть через союз «как» сравнивает это движение с трепетом пойманной рыбы, что придаёт динамику и живость образу.
Для седьмого предложения: [Его проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии], (чем многие стихи и поэмы). Главная часть утверждает высокую поэтичность прозы, а придаточная часть с союзом «чем» уточняет степень этой поэтичности, сравнивая её с традиционными поэтическими произведениями.
Для восьмого предложения: [Ленивый гром потягивался за горизонтом], (как заспанный силач распрямлял плечи), и [нехотя потряхивал землю]. Здесь две главные части, соединённые союзом «и», и одна придаточная часть сравнения, которая относится к первой главной части. Придаточная часть с союзом «как» олицетворяет гром, уподобляя его действиям человека.
Для девятого предложения: [Многие русские слова сами по себе излучают поэзию], (подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск). Главная часть утверждает поэтичность русских слов, а придаточная часть через составной союз «подобно тому как» сравнивает это излучение с блеском драгоценных камней, что подчёркивает их внутреннюю ценность.
Примеры причастий с Н и НН:
Проборонённые (в предложении 2) и заспанный (в предложении 8) – это полные страдательные причастия, которые пишутся с двумя «нн», потому что они образованы от глаголов совершенного вида («проборонить», «заспать») и имеют приставки («про-«, «за-«). Например: прочитанная книга (от «прочитать», сов. вид, приставка «про-«), написанное письмо (от «написать», сов. вид, приставка «на-«), связанный свитер (от «связать», сов. вид, приставка «с-«), построенный дом (от «построить», сов. вид, приставка «по-«), скошенный луг (от «скосить», сов. вид, приставка «с-«).
Пойманная (в предложении 4) – это полное страдательное причастие, которое пишется с двумя «нн», потому что оно образовано от глагола совершенного вида «поймать». Например: решённая задача (от «решить», сов. вид), купленный товар (от «купить», сов. вид), выученный урок (от «выучить», сов. вид), брошенный камень (от «бросить», сов. вид), забытый сон (от «забыть», сов. вид).
Наполнена (в предложении 7) – это краткое страдательное причастие, которое всегда пишется с одной «н». Краткие причастия отвечают на вопросы что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны? и в предложении являются сказуемым. Например: задача решена (от «решить»), дверь открыта (от «открыть»), работа сделана (от «сделать»), письма написаны (от «написать»), песня спета (от «спеть»).
Важно помнить, что прилагательные, образованные от глаголов, могут писаться как с одной, так и с двумя «н». Если прилагательное образовано от глагола несовершенного вида и не имеет приставок (кроме «не-«) и зависимых слов, то пишется одна «н» (например: жареная картошка — от «жарить», несов. вид). Если же есть приставка (кроме «не-«), или есть зависимое слово, или образовано от глагола совершенного вида, то пишется две «н» (например: зажаренная картошка, жаренная на масле картошка).
Морфологический анализ выделенных слов:
Слово смутно (из первого предложения):
Часть речи: наречие.
Общее значение: обозначает признак действия, то есть как именно происходит действие.
Морфологические признаки:
1. Неизменяемое слово: это означает, что оно не склоняется по падежам, не спрягается по лицам и числам, не имеет родов. Его форма всегда остаётся одной и той же.
2. По значению относится к наречиям образа действия: отвечает на вопрос как? (как белели? смутно). Оно указывает на способ или манеру совершения действия.
Синтаксическая роль: в предложении является обстоятельством образа действия, так как поясняет глагол-сказуемое «белели».
Слово камса (из четвёртого предложения):
Часть речи: существительное.
Общее значение: обозначает предмет, в данном случае – вид рыбы.
Начальная форма: камса (именительный падеж, единственное число).
Постоянные морфологические признаки:
1. Нарицательное: обозначает не конкретный, единственный предмет, а класс однородных предметов (любая камса).
2. Одушевлённое: отвечает на вопрос кто? (кто бьётся? камса), так как обозначает живое существо.
3. Женский род: определяется по окончанию -а в именительном падеже единственного числа и по возможности подставить местоимение «она» (она, моя камса).
4. 1 склонение: относится к существительным женского и мужского рода с окончаниями -а/-я в именительном падеже единственного числа.
Непостоянные морфологические признаки:
1. Единственное число: обозначает один предмет.
2. Именительный падеж: отвечает на вопрос кто? что? (кто бьётся? камса) и в предложении выступает в роли подлежащего.
Синтаксическая роль: в предложении является подлежащим.
Слово (в) начале (из пятого предложения):
Часть речи: существительное.
Общее значение: обозначает предмет (в данном контексте – временной отрезок, начало какого-либо периода).
Начальная форма: начало (именительный падеж, единственное число).
Постоянные морфологические признаки:
1. Нарицательное: обозначает не конкретный, единственный предмет, а класс однородных предметов (любое начало).
2. Неодушевлённое: отвечает на вопрос что? (что цветёт? начало), так как обозначает неживой предмет или явление.
3. Средний род: определяется по окончанию -о в именительном падеже единственного числа и по возможности подставить местоимение «оно» (оно, моё начало).
4. 2 склонение: относится к существительным среднего рода с окончаниями -о/-е и мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.
Непостоянные морфологические признаки:
1. Единственное число: обозначает один предмет.
2. Предложный падеж: употребляется с предлогом «в» и отвечает на вопрос в чём? (в чём цветёт? в начале).
Синтаксическая роль: в предложении является обстоятельством времени, так как указывает на время совершения действия «цветёт».
Слово сильнее (из седьмого предложения):
Часть речи: наречие.
Общее значение: обозначает признак действия или признак признака, в данном случае – степень проявления признака «наполнена».
Морфологические признаки:
1. Неизменяемое слово: как и все наречия, не склоняется и не спрягается.
2. По значению относится к наречиям меры и степени: отвечает на вопрос в какой степени? (в какой степени наполнена? сильнее). Оно указывает на интенсивность или степень проявления качества.
3. Простая сравнительная степень: образовано от наречия «сильно» с помощью суффикса -ее, что указывает на более высокую степень качества по сравнению с чем-либо.
Синтаксическая роль: в предложении является обстоятельством степени, так как поясняет краткое причастие «наполнена».
Синтаксический анализ всех словосочетаний из четвёртого предложения: «Звёзды бились и сверкали чешуёй как бьётся в сетях пойманная камса».
1. Сверкали чешуёй:
Главное слово: сверкали (это глагол, обозначающий действие).
Зависимое слово: чешуёй (это существительное в творительном падеже).
Вид связи: Управление. Это глагольное управление, так как глагол «сверкали» требует от существительного «чешуёй» постановки в определённый падеж (творительный) без предлога.
Смысловая связь: Обозначает средство или образ действия (сверкали чем? чешуёй).
2. Бились в сетях:
Главное слово: бились (это глагол, обозначающий действие).
Зависимое слово: в сетях (это существительное «сетях» в предложном падеже с предлогом «в»).
Вид связи: Управление. Это глагольное управление, так как глагол «бились» требует от существительного «сетях» постановки в определённый падеж (предложный) с предлогом.
Смысловая связь: Обозначает место действия (бились где? в чём? в сетях).
3. Пойманная камса:
Главное слово: камса (это существительное, обозначающее предмет).
Зависимое слово: пойманная (это причастие, обозначающее признак предмета по действию).
Вид связи: Согласование. Это именное согласование, так как причастие «пойманная» согласуется с существительным «камса» в роде (женский), числе (единственное) и падеже (именительный), то есть изменяется по тем же грамматическим категориям, что и главное слово.
Смысловая связь: Обозначает признак предмета (камса какая? пойманная).
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!