1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Разумовская 9 Класс по Русскому Языку Львова Учебник 📕 Капинос — Все Части
Русский язык
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
9 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Год
2015-2024.
Издательство
Вертикаль.
Описание

Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 184 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы

Упражнение

1. Спишите предложения, осложнённые сравнительным оборотом, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Выразительно прочитайте каждое предложение. Сделайте вывод о роли сравнительных оборотов в художественной речи.
1) И кудри их белы как утренний снег над славной главою кургана. (А. Пушкин)
2) В той башне высокой и тесной царица Тамара жила: прекрасна как ангел небесный, как демон коварна и зла. (М. Лермонтов)
3) В небе тает облака и, лучистая на зное, в искрах катится река словно зеркало стальное. (Ф. Тютчев)
4) Бьётся в тесной печурке огонь на поленьях смола как слеза. (А. Сурков)
5) Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые что кудри завила. (С. Есенин)
6) Лес точно терем без призора весь потемнел и полынял. (И. Бунин)
7) Продирается месяц сквозь тучи будто жёлтое око совы. (С. Островой)

2. Объясните лексическое значение выделенных слов. Проверьте себя по толковому словарику учебника.

3. Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните их значение. В случае затруднения обращайтесь к толковым словарям (печатным или электронным).

4. Выполните морфологический анализ слов, которые в предложении выполняют роль составного именного сказуемого.

5. Как ещё можно написать последнее слово в пятом предложении? Какое значение оно будет тогда иметь? Составьте с ним предложение.

Краткий ответ:

Решение:

Предложения с раскрытыми скобками, вставленными буквами и знаками препинания:

1) И кудри их белы, как утренний снег, над славной главою кургана. (А. Пушкин)
2) В той башне высокой и тесной царица Тамара жила: прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла. (М. Лермонтов)
3) В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится река словно зеркало стальное. (Ф. Тютчев)
4) Бьётся в тесной печурке огонь на поленьях смола как слеза. (А. Сурков)
5) Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила. (С. Есенин)
6) Лес, точно терем без призора, весь потемнел и полынял. (И. Бунин)
7) Продирается месяц сквозь тучи будто жёлтое око совы. (С. Островой)

Вывод о роли сравнительных оборотов в художественной речи: Сравнительные обороты в художественной речи помогают образному описанию событий и явлений, позволяют читателю представить изображенное автором.

Лексическое значение выделенных слов:
Ангел — посланец Бога, обычно крылатый юноша.
Демон — сатана, злой дух.

Устаревшие слова и их значения:
Глава — 1) голова; 2) вершина, верх скалы.
Терем — 1) высокий дом; 2) жилой верхний ярус древнерусских хором или палат, расположенный над горницей и подклетом.
Призор — присмотр, наблюдение.
Око — глаз.

Морфологический анализ слов, выполняющих роль составного именного сказуемого:
Белыприлагательное, обозначает признак. Начальная форма: белый. Морфологические признаки: постоянные — качественное; непостоянные — в краткой форме, во множественном числе. В предложении является сказуемым.
Прекраснаприлагательное, обозначает признак. Начальная форма: прекрасный. Морфологические признаки: постоянные — качественное; непостоянные — в краткой форме, в единственном числе, в женском роде. В предложении является сказуемым.
Коварнаприлагательное, обозначает признак. Начальная форма: коварный. Морфологические признаки: постоянные — качественное; непостоянные — в краткой форме, в единственном числе, в женском роде. В предложении является сказуемым.
Злаприлагательное, обозначает признак. Начальная форма: злой. Морфологические признаки: постоянные — качественное; непостоянные — в краткой форме, в единственном числе, в женском роде. В предложении является сказуемым.

Последнее слово в пятом предложении и его варианты:
Последнее слово в пятом предложении — завила. Его можно написать как завела (в значении глагола завести).
Завести имеет несколько значений:
1. Заставить зайти, войти куда-либо; ввести.
2. Разговорное: доставить, привести куда-либо мимоходом, по пути.
3. Увести в неизвестное место или не туда, куда нужно.
4. Отклонить, отвести назад, в сторону, вверх и тому подобное.
5. Заставить работать, привести в действие (механизм, мотор и тому подобное).
6. Переносное, разговорное: привести в состояние повышенной возбудимости.
7. Переносное, разговорное: побудить к какой-либо деятельности.

Пример предложения со словом «завела»:
Экскурсовод завела нас в самый дальний конец дворцового парка.

Подробный ответ:

Решение и детальный анализ:

1) И кудри их белы, как утренний снег, над славной главою кургана. (А. Пушкин)
2) В той башне высокой и тесной царица Тамара жила: прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла. (М. Лермонтов)
3) В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится река словно зеркало стальное. (Ф. Тютчев)
4) Бьётся в тесной печурке огонь на поленьях смола как слеза. (А. Сурков)
5) Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила. (С. Есенин)
6) Лес, точно терем без призора, весь потемнел и полынял. (И. Бунин)
7) Продирается месяц сквозь тучи будто жёлтое око совы. (С. Островой)

Приступая к анализу предложенных предложений, необходимо внимательно рассмотреть каждый пропуск и каждое слово, требующее вставки или корректировки, а также расстановку знаков препинания, особенно в контексте сравнительных оборотов. Логика решения основывается на правилах русской орфографии и пунктуации, а также на понимании художественного стиля и лексического значения слов.

1) И кудри их белы, как утренний снег, над славной главою кургана. (А. Пушкин)

_Детализация:_ В слове «бел..» пропущена гласная. Это краткое прилагательное, которое согласуется с существительным «кудри» во множественном числе. Правильная форма краткого прилагательного во множественном числе – «белы». Слово «утренний» пишется с двумя «н», так как оно образовано от существительного «утро» с помощью суффикса «-енн-«, который всегда пишется с удвоенной согласной. Слово «главою» является устаревшей формой творительного падежа от слова «глава», которое в данном контексте обозначает вершину или верхнюю часть чего-либо, в данном случае – кургана. Использование этой формы придает тексту архаичный, возвышенный оттенок. Сравнительный оборот «как утренний снег» выделяется запятыми с обеих сторон, поскольку он начинается со сравнительного союза «как» и служит для образного уподобления кудрей снегу, подчеркивая их цвет и, возможно, легкость.

2) В той башне высокой и тесной царица Тамара жила: прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла. (М. Лермонтов)

_Детализация:_ В слове «башн..» пропущена гласная. Существительное «башня» в предложном падеже единственного числа имеет окончание «-е», поэтому пишется «башне». Слово «цариц..» также требует вставки гласной «а» в окончании, так как это существительное женского рода в именительном падеже. Краткие прилагательные «прекрасн..», «коварн..» и «зл..» согласуются с существительным «царица» в женском роде, единственном числе, поэтому они принимают форму «прекрасна», «коварна», «зла». Здесь использованы два сравнительных оборота: «как ангел небесный» и «как демон». Оба оборота начинаются со сравнительного союза «как» и выделяются запятыми, так как они уточняют и образно характеризуют царицу Тамару, создавая контрастный образ, сочетающий в себе как божественную красоту, так и дьявольскую хитрость и злобу. Двоеточие после слова «жила» используется для пояснения, раскрытия характеристики царицы.

3) В небе тают облака и, лучистая на зное, в искрах катится река словно зеркало стальное. (Ф. Тютчев)

_Детализация:_ Глагол «тают» в форме третьего лица множественного числа настоящего времени пишется с окончанием «-ют», так как относится к первому спряжению. Существительное «облака» во множественном числе имеет окончание «-а». Сравнительный оборот «словно зеркало стальное» выделяется запятыми, поскольку он начинается со сравнительного союза «словно» и служит для яркого уподобления реки зеркалу, подчеркивая ее блеск и гладкость. Деепричастный оборот «лучистая на зное» также выделяется запятыми, так как он уточняет состояние реки.

4) Бьётся в тесной печурке огонь на поленьях смола как слеза. (А. Сурков)

_Детализация:_ В глаголе «бьётся» пропущена мягкая буква «ь» перед окончанием «-тся», указывающая на третье лицо единственного числа. В слове «полень..» пропущена гласная «е» и мягкий знак «ь», так как это существительное во множественном числе, предложном падеже, имеет окончание «-ях». Сравнительный оборот «как слеза» выделяется запятыми, поскольку он начинается со сравнительного союза «как» и образно сравнивает смолу со слезой, передавая ее прозрачность и, возможно, ассоциации с грустью или болью.

5) Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила. (С. Есенин)

_Детализация:_ Глагол «расцвела» пишется с приставкой «рас-» и корнем «-цве-«. Сравнительный оборот «что кудри» выделяется запятыми, так как он начинается со сравнительного союза «что» (в значении «как») и уподобляет ветки черёмухи кудрям. Глагол «завила» является формой прошедшего времени от глагола «завить».

6) Лес, точно терем без призора, весь потемнел и полынял. (И. Бунин)

_Детализация:_ Сравнительный оборот «точно терем без призора» выделяется запятыми, так как он начинается со сравнительного союза «точно» и уподобляет лес старому, заброшенному терему, подчеркивая его унылый, неухоженный вид. Глагол «потемнел» пишется с приставкой «по-» и корнем «-темн-«. Глагол «полынял» также начинается с приставки «по-» и указывает на изменение цвета, потерю яркости, словно выцвел.

7) Продирается месяц сквозь тучи будто жёлтое око совы. (С. Островой)

_Детализация:_ Глагол «продирается» пишется с приставкой «про-» и корнем «-дир-«, а также с окончанием «-ется» (третье лицо единственного числа). Сравнительный оборот «будто жёлтое око совы» выделяется запятыми, поскольку он начинается со сравнительного союза «будто» и создает яркий, метафорический образ месяца, пробивающегося сквозь тучи, уподобляя его глазу совы.

Вывод о роли сравнительных оборотов в художественной речи:

Сравнительные обороты играют _ключевую роль_ в художественной речи, являясь одним из наиболее выразительных средств создания образности. Их функция заключается не просто в сопоставлении двух предметов или явлений, а в глубоком _обогащении смысла_ и _усилении эмоционального воздействия_ текста. Они позволяют автору нарисовать в воображении читателя яркие, живые картины, делая описания более _наглядными_ и _запоминающимися_. Благодаря сравнительным оборотам, абстрактные понятия или сложные состояния могут быть представлены через знакомые, конкретные образы, что облегчает их восприятие и вызывает у читателя _определенные ассоциации_ и _чувства_. Например, сравнение кудрей со «снегом» не только указывает на цвет, но и может намекать на их легкость, чистоту. Уподобление реки «зеркалу стальному» подчеркивает не только ее гладкость и блеск, но и, возможно, ее холодность или монументальность. Сравнительные обороты являются разновидностью _тропов_ – слов и выражений, используемых в переносном значении для усиления образности языка. Они делают прозу и поэзию более _выразительной_, _глубокой_ и _эмоциональной_, позволяя автору передать тончайшие нюансы своего видения мира.

Лексическое значение выделенных слов:

Ангел: Это слово имеет глубокие корни в религиозной традиции. В своем основном значении, ангел – это _духовное, бесплотное существо_, которое, согласно авраамическим религиям (христианство, иудаизм, ислам), является _посланником Бога_, исполняющим его волю. Ангелы часто изображаются как _крылатые существа_, символизирующие их способность перемещаться между небесным и земным мирами, а также их чистоту и божественное происхождение. В переносном смысле, «ангел» может обозначать _очень доброго, невинного, прекрасного_ человека, чьи качества ассоциируются с идеализированным образом небесного существа.

Демон: Слово «демон» также имеет древнегреческое происхождение и многогранное значение. Изначально в древнегреческой мифологии «демон» (даймон) мог обозначать _божество, духа-покровителя_ или _гения_, который влиял на судьбу человека, не обязательно в негативном смысле. Однако с развитием христианства это слово приобрело _отрицательную коннотацию_, став синонимом _злого духа, дьявола, беса_, который искушает людей и стремится к разрушению. В литературном контексте «демон» часто используется для обозначения _могущественной, но злой или коварной_ силы, а также человека, обладающего _темными, искусительными_ качествами, как в случае с царицей Тамарой, которая «коварна и зла».

Устаревшие слова и их значения:

Глава: В современном русском языке «глава» в основном означает _часть книги, статьи_ или _руководителя_ чего-либо. Однако в старинных текстах, как в данном стихотворении Пушкина, «глава» часто использовалась в значении _головы_ человека или животного, а также _вершины, верхней части_ какого-либо объекта, например, горы, кургана или башни. Это слово является архаизмом, то есть устаревшим словом, которое вышло из активного употребления в своем первоначальном значении, но сохраняется в литературных произведениях для придания им особого колорита или для обозначения исторических реалий.

Терем: Это слово обозначает _высокое, богато украшенное жилое здание_ или _верхний этаж_ в древнерусских домах и дворцах. Терема были характерны для русской архитектуры допетровской эпохи и часто ассоциировались с уединением, женской половиной дома, а также с определенным укладом жизни. В современном языке слово «терем» используется преимущественно в историческом или сказочном контексте, подчеркивая его архаичность и связь с прошлым.

Призор: В современном русском языке это слово практически не используется. Оно означает _присмотр, надзор, заботу, попечение_. Выражение «без призора» означает «без присмотра», «заброшенный», «неухоженный». Использование этого слова в тексте придает ему оттенок старины и подчеркивает состояние леса, который выглядит так, будто о нем давно никто не заботился.

Око: Это слово является устаревшим синонимом слова «глаз». Оно активно использовалось в древнерусском языке и в литературе до XIX века. В современном языке «око» встречается преимущественно в _поэзии, фольклоре_ или _устойчивых выражениях_ (например, «око за око»), придавая тексту более торжественное, возвышенное или архаичное звучание. В данном контексте, «жёлтое око совы» звучит более поэтично и образно, чем «жёлтый глаз совы».

Морфологический анализ слов, выполняющих роль составного именного сказуемого:

Белы:

  • Часть речи: Это _имя прилагательное_, обозначающее признак предмета.
  • Начальная форма: _белый_ (мужской род, единственное число, именительный падеж).
  • Морфологические признаки:
    • Постоянные: Является _качественным_ прилагательным, то есть обозначает признак, который может проявляться в разной степени (можно сказать «очень белый», «белее»).
    • Непостоянные: Стоит в _краткой форме_ (в отличие от полной формы «белые»), во _множественном числе_. Краткие прилагательные в предложении обычно выполняют роль сказуемого.
  • Синтаксическая роль: В предложении «И кудри их белы…» слово «белы» является _именной частью составного именного сказуемого_ (грамматическая основа «кудри белы»), где связка «есть» (быть) опущена.

Прекрасна:

  • Часть речи: Это _имя прилагательное_, обозначающее признак предмета.
  • Начальная форма: _прекрасный_ (мужской род, единственное число, именительный падеж).
  • Морфологические признаки:
    • Постоянные: Является _качественным_ прилагательным.
    • Непостоянные: Стоит в _краткой форме_, в _единственном числе_, в _женском роде_ (согласуется с «царица»).
  • Синтаксическая роль: В предложении «…царица Тамара жила: прекрасна…» слово «прекрасна» является _именной частью составного именного сказуемого_ (грамматическая основа «царица прекрасна»), где связка «есть» (быть) опущена.

Коварна:

  • Часть речи: Это _имя прилагательное_, обозначающее признак предмета.
  • Начальная форма: _коварный_ (мужской род, единственное число, именительный падеж).
  • Морфологические признаки:
    • Постоянные: Является _качественным_ прилагательным.
    • Непостоянные: Стоит в _краткой форме_, в _единственном числе_, в _женском роде_ (согласуется с «царица»).
  • Синтаксическая роль: В предложении «…как демон, коварна…» слово «коварна» является _именной частью составного именного сказуемого_ (грамматическая основа «царица коварна»), где связка «есть» (быть) опущена.

Зла:

  • Часть речи: Это _имя прилагательное_, обозначающее признак предмета.
  • Начальная форма: _злой_ (мужской род, единственное число, именительный падеж).
  • Морфологические признаки:
    • Постоянные: Является _качественным_ прилагательным.
    • Непостоянные: Стоит в _краткой форме_, в _единственном числе_, в _женском роде_ (согласуется с «царица»).
  • Синтаксическая роль: В предложении «…и зла» слово «зла» является _именной частью составного именного сказуемого_ (грамматическая основа «царица зла»), где связка «есть» (быть) опущена.

Последнее слово в пятом предложении и его варианты:

Последнее слово в пятом предложении – «завила». Это глагол совершенного вида, прошедшего времени, женского рода, образованный от инфинитива «завить». Он означает _придать чему-либо форму завитка, скрутить, накрутить_ (например, «завить волосы», «завить нитку»). В контексте стихотворения Есенина, «ветки золотистые, что кудри, завила» означает, что черёмуха скрутила свои ветки, придав им форму, похожую на кудри.

Однако, это слово можно ошибочно спутать с глаголом «завела», который является формой прошедшего времени от инфинитива «завести». Глагол «завести» имеет _множество значений_, которые кардинально отличаются от значений глагола «завить». Рассмотрим основные значения глагола «завести»:

  1. _Заставить зайти, войти куда-либо; ввести_: Это значение подразумевает _направление движения_ кого-либо или чего-либо. Например: «Он _завел_ коня в конюшню.»
  2. _Разговорное: доставить, привести куда-либо мимоходом, по пути_: В этом случае действие происходит как бы _попутно_. Например: «Я _завел_ друга домой после вечеринки.»
  3. _Увести в неизвестное место или не туда, куда нужно_: Здесь акцент делается на _ошибочном или преднамеренном отклонении от пути_. Например: «Туман _завел_ путников в глухую чащу.»
  4. _Отклонить, отвести назад, в сторону, вверх и тому подобное_: Это значение подразумевает _изменение положения_ чего-либо. Например: «Он _завел_ руку за спину.»
  5. _Заставить работать, привести в действие (механизм, мотор и тому подобное)_: Это одно из наиболее распространенных значений, связанное с _запуском чего-либо_. Например: «Механик _завел_ двигатель.» «Она _завела_ часы.»
  6. _Переносное, разговорное: привести в состояние повышенной возбудимости, азарта_: Это значение относится к _эмоциональному состоянию_. Например: «Музыка _завела_ толпу.»
  7. _Переносное, разговорное: побудить к какой-либо деятельности, начать что-либо_: Это значение указывает на _инициацию действия или процесса_. Например: «Они _завели_ разговор о политике.» «Родители _завели_ собаку.»

_Пример предложения со словом «завела»:_

Экскурсовод _завела_ нас в самый дальний конец дворцового парка, где располагалась старинная беседка, увитая плющом, и рассказала удивительную историю о ее создании.



Общая оценка
4.2 / 5
Комментарии
  • 🙂
  • 😁
  • 🤣
  • 🙃
  • 😊
  • 😍
  • 😐
  • 😡
  • 😎
  • 🙁
  • 😩
  • 😱
  • 😢
  • 💩
  • 💣
  • 💯
  • 👍
  • 👎
В ответ юзеру:
Редактирование комментария

Оставь свой отзыв 💬

Комментариев пока нет, будьте первым!

Другие предметы

Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.

Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.

Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.

Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!