
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 156 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Составьте схему последнего предложения. В чём особенность его строения?
Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их к низу, придавая им чудесный праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слы- шалось как она падая с лёгким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного холодного безмолвия и мне казалось что я чувствую как время медленно и бесшумно проходит мимо меня. (А. Куприн)
- Выполните морфемный и морфологический анализ причастий и деепричастий.
- Проведите фонетический анализ выделенных слов.
Текст с вставленными пропущенными буквами, знаками препинания и раскрытыми скобками выглядит следующим образом: Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их к низу, придавая им чудесный праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось как она падая с лёгким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня. Автор текста: (А. Куприн).
Последнее предложение текста Мной овладело тихое очарование этого торжественного холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня является сложным предложением с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Его схема выглядит следующим образом: [= -], и [= -], (что — =), (как — =). Особенность его строения заключается в наличии нескольких предикативных частей, соединённых как сочинительной, так и подчинительной связью. Пунктуация в предложении обусловлена следующими правилами: запятая ставится между простыми предложениями в составе сложного, запятая используется при обособленном обстоятельстве, а также запятая ставится при однородных членах.
Проведём морфемный и морфологический анализ слов нависшие, придавая и падая. Слово Нависшие является причастием, которое обозначает признак предмета по действию. Его начальная форма — нависший. Слово образовано от глагола нависнуть с добавлением суффикса причастия -ш-. Среди постоянных морфологических признаков этого причастия выделяют: невозвратное, действительное, совершенный вид, прошедшее время. Непостоянные признаки включают: полную форму, множественное число, именительный падеж. В предложении оно выполняет синтаксическую роль определения.
Слово Придавая представляет собой деепричастие, обозначающее добавочное действие. Оно образовано от глагола придавать с использованием суффикса деепричастия -я-. Его морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное. В предложении это деепричастие выступает в роли обстоятельства. Аналогично, слово Падая также является деепричастием, указывающим на добавочное действие. Оно образовано от глагола падать с помощью суффикса деепричастия -я-. Его морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное. В предложении оно также выполняет функцию обстоятельства.
Выполним фонетический анализ выделенных слов: чувствую, медленно и бесшумно.
Слово чувствую произносится как [ч’у́ствуй’у] и состоит из трёх слогов. Фонетический разбор звуков: ч — [ч’] является согласным, глухим, непарным, мягким, непарным; у — [у́] является гласным, ударным; в — [-] не образует звука в данном слове; с — [с] является согласным, глухим, парным, твёрдым, парным; т — [т] является согласным, глухим, парным, твёрдым, парным; в — [в] является согласным, звонким, парным, твёрдым, парным; у — [у] является гласным, безударным; ю — [й’] является согласным, звонким, непарным, мягким, непарным; [у] является гласным, безударным. В слове чувствую восемь букв и восемь звуков.
Слово медленно произносится как [м’э́дл’ин:а] и содержит три слога. Фонетический разбор звуков: м — [м’] является согласным, звонким, непарным, мягким, парным; е — [э́] является гласным, ударным; д — [д] является согласным, звонким, парным, твёрдым, парным; л — [л’] является согласным, звонким, непарным, мягким, парным; е — [и] является гласным, безударным; н — [н:] является согласным, звонким, непарным, твёрдым, парным, долгим; н — [-] не образует звука в данном слове; о — [а] является гласным, безударным. В слове медленно восемь букв и семь звуков.
Слово бесшумно произносится как [б’иш:у́мна] и состоит из трёх слогов. Фонетический разбор звуков: б — [б’] является согласным, звонким, парным, мягким, парным; е — [и] является гласным, безударным; с — [-] не образует звука в данном слове; ш — [ш:] является согласным, глухим, парным, твёрдым, непарным, долгим; у — [у́] является гласным, ударным; м — [м] является согласным, звонким, непарным, твёрдым, парным; н — [н] является согласным, звонким, непарным, твёрдым, парным; о — [а] является гласным, безударным. В слове бесшумно восемь букв и семь звуков.
Для начала, давайте внимательно проработаем исходный текст, вставляя все пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, а также объясняя каждое изменение.
Текст начинается с описания зимнего пейзажа: Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их к низу, придавая им чудесный праздничный и холодный вид. Здесь «к низу» пишется раздельно, так как это наречное сочетание, образованное предлогом «к» и существительным «низ» в дательном падеже, обозначающее направление. После «к низу» ставится запятая, потому что далее следует деепричастный оборот «придавая им чудесный праздничный и холодный вид», который обособляется. Слово «чудесный» пишется через «е» (проверочное слово «чудесен»), а «праздничный» через «д» (проверочное слово «празден»).
Далее: По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она падая с лёгким треском задевала за другие ветви. Между простыми предложениями «По временам срывалась с вершины тоненькая веточка» и «чрезвычайно ясно слышалось» ставится запятая, так как они соединены сочинительным союзом «и» и образуют сложносочинённое предложение. Слово «чрезвычайно» является словарным, его написание нужно запомнить. После «слышалось» ставится запятая, так как начинается придаточное изъяснительное предложение «как она падая с лёгким треском задевала за другие ветви», присоединяемое союзным словом «как». Внутри этого придаточного предложения «падая» является деепричастием, образующим деепричастный оборот «падая с лёгким треском», который также обособляется запятыми. Слово «задевала» пишется через «а», так как проверочное слово «задеть».
Следующее предложение: Снег розовел на солнце и синел в тени. Здесь «розовел» и «синел» — это глаголы, образованные от прилагательных «розовый» и «синий» соответственно, обозначающие изменение цвета. Проверочное слово для «синел» — «синь». Однородные сказуемые «розовел» и «синел» соединены одиночным союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится.
И наконец, последнее предложение, требующее особого внимания: Мной овладело тихое очарование этого торжественного холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня. Здесь «овладело» пишется через «о» (проверочное слово «власть»). «Очарование» пишется через «о» (проверочное слово «чары»). «Торжественного» пишется с двумя «нн», так как это отымённое прилагательное, образованное от существительного «торжество» с помощью суффикса -енн-. После «безмолвия» ставится запятая, поскольку это граница между двумя простыми предложениями, соединёнными сочинительным союзом «и» («Мной овладело тихое очарование этого торжественного холодного безмолвия» и «мне казалось»). После «казалось» ставится запятая, так как начинается придаточное изъяснительное предложение «что я чувствую», присоединяемое союзом «что». Далее, после «чувствую» также ставится запятая, поскольку от этого глагола зависит ещё одно придаточное изъяснительное предложение «как время медленно и бесшумно проходит мимо меня», присоединяемое союзным словом «как». Слово «медленно» является наречием, образованным от прилагательного «медленный», поэтому пишется с двумя «нн». «Бесшумно» пишется с приставкой «бес-«, так как корень начинается с глухой согласной «ш».
Теперь рассмотрим особенности строения последнего предложения: Мной овладело тихое очарование этого торжественного холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня. Это предложение является сложным предложением с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Первая часть, «Мной овладело тихое очарование этого торжественного холодного безмолвия», является главным предложением. Его грамматическая основа: подлежащее «очарование» (что?) и сказуемое «овладело» (что сделало?). Вторая часть, «и мне казалось», присоединяется к первой с помощью сочинительного союза «и», образуя сложносочинённое предложение. Грамматическая основа здесь — безличное сказуемое «казалось». От второй части «мне казалось» зависит придаточное изъяснительное предложение «что я чувствую». Оно присоединяется подчинительным союзом «что». Его грамматическая основа: подлежащее «я» и сказуемое «чувствую». И, наконец, от придаточного «что я чувствую» зависит ещё одно придаточное изъяснительное предложение «как время медленно и бесшумно проходит мимо меня». Оно присоединяется подчинительным союзным словом «как». Его грамматическая основа: подлежащее «время» и сказуемое «проходит». Особенность строения этого предложения заключается в его многокомпонентности и многоступенчатой подчинительной связи. Мы видим последовательное подчинение придаточных предложений: первое придаточное зависит от главного, а второе придаточное зависит уже от первого придаточного. Такая структура позволяет автору очень точно и глубоко передать сложность внутреннего состояния героя, его мысли и ощущения, раскрывая их постепенно, слой за слоем.
Перейдём к морфемному и морфологическому анализу причастий и деепричастий.
Возьмём слово Нависшие. Это причастие, особая форма глагола, которая сочетает в себе признаки глагола (вид, залог, время) и прилагательного (изменяется по родам, числам, падежам, согласуется с существительным). Причастие обозначает признак предмета по действию. Его начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род) — нависший. Слово образовано от глагола совершенного вида нависнуть (что сделать?) путём добавления суффикса -ш- (характерного для действительных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов, оканчивающихся на -нуть). Постоянные морфологические признаки причастия «нависшие»:
- Оно действительное, так как комья снега сами совершили действие (нависли).
- Оно невозвратное, поскольку отсутствует постфикс -ся, указывающий на возвратность действия.
- Оно совершенного вида, так как образовано от глагола совершенного вида «нависнуть», и обозначает завершённое действие.
- Оно прошедшего времени, так как действие (нависание) произошло до момента речи. Непостоянные морфологические признаки причастия «нависшие»:
- Оно стоит в полной форме, что позволяет ему выступать в роли определения.
- Оно стоит во множественном числе, согласуясь с существительным «комья».
- Оно стоит в именительном падеже, также согласуясь с существительным «комья», которое является подлежащим. В предложении «Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их к низу…» слово «нависшие» выполняет синтаксическую роль определения, отвечая на вопрос «какие?» и характеризуя существительное «комья».
Рассмотрим слово Придавая. Это деепричастие, особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым. Деепричастие сочетает признаки глагола (вид, залог) и наречия (неизменяемость, синтаксическая функция обстоятельства). Оно образовано от глагола несовершенного вида придавать (что делать?) путём добавления суффикса -я- (характерного для деепричастий несовершенного вида). Постоянные морфологические признаки деепричастия «придавая»:
- Оно несовершенного вида, так как обозначает действие, которое происходит одновременно с основным действием или является незавершённым.
- Оно невозвратное, поскольку отсутствует постфикс -ся. В предложении «Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их к низу, придавая им чудесный праздничный и холодный вид» деепричастие «придавая» вместе с зависимыми словами образует деепричастный оборот, который выполняет синтаксическую роль обстоятельства образа действия, отвечая на вопрос «как?» (как давили? — придавая…).
Теперь слово Падая. Это также деепричастие, обозначающее добавочное действие к основному действию. Оно образовано от глагола несовершенного вида падать (что делать?) путём добавления суффикса -я- (характерного для деепричастий несовершенного вида). Постоянные морфологические признаки деепричастия «падая»:
- Оно несовершенного вида, указывая на незавершённое, длящееся действие.
- Оно невозвратное, так как не имеет постфикса -ся. В предложении «…слышалось, как она падая с лёгким треском задевала за другие ветви» деепричастие «падая» вместе с зависимыми словами образует деепричастный оборот, который выполняет синтаксическую роль обстоятельства образа действия, отвечая на вопрос «как?» (как задевала? — падая…).
Наконец, проведём фонетический анализ выделенных слов.
Слово чувствую. Фонетическая транскрипция: [ч’у́ствуй’у]. В слове 8 букв и 8 звуков. Разделим слово на слоги: чу́-ству-ю. В слове 3 слога. Ударение падает на первый слог. Рассмотрим каждый звук:
- ч [ч’]: Это согласный звук. Он всегда глухой (не имеет пары по звонкости/глухости), всегда мягкий (не имеет пары по твёрдости/мягкости). Это аффриката (сложный звук, состоящий из смычного и щелевого элементов).
- у [у́]: Это гласный звук. Он находится под ударением, поэтому произносится чётко и ясно.
- в [-]: Эта буква «в» в данном слове не образует звука. В русском языке в некоторых сочетаниях согласных (например, ств, здр и др.) или в определённых позициях (например, «в» перед «ст» или «д») буква может быть непроизносимой, что является одним из проявлений редукции или упрощения произношения.
- с [с]: Это согласный звук. Он глухой (имеет парный звонкий [з]), твёрдый (имеет парный мягкий [с’]).
- т [т]: Это согласный звук. Он глухой (имеет парный звонкий [д]), твёрдый (имеет парный мягкий [т’]).
- в [в]: Это согласный звук. Он звонкий (имеет парный глухой [ф]), твёрдый (имеет парный мягкий [в’]). В данном случае произносится, так как за ним следует гласный звук.
- у [у]: Это гласный звук. Он находится в безударной позиции, поэтому произносится менее чётко, подвергаясь редукции.
- ю [й’у]: Буква «ю» после гласной (в данном случае после звука [у]) обозначает два звука:
- й’ [й’]: Это согласный звук. Он звонкий (не имеет пары по звонкости/глухости), всегда мягкий (не имеет пары по твёрдости/мягкости).
- у [у]: Это гласный звук. Он находится в безударной позиции, редуцирован.
Слово медленно. Фонетическая транскрипция: [м’э́дл’ин:а]. В слове 8 букв и 7 звуков. Разделим слово на слоги: ме́-длен-но. В слове 3 слога. Ударение падает на первый слог. Рассмотрим каждый звук:
- м [м’]: Это согласный звук. Он звонкий (не имеет пары по звонкости/глухости), мягкий (имеет парный твёрдый [м]). Мягкость придаёт следующая буква «е».
- е [э́]: Это гласный звук. Он находится под ударением и стоит после мягкого согласного, поэтому произносится как [э].
- д [д]: Это согласный звук. Он звонкий (имеет парный глухой [т]), твёрдый (имеет парный мягкий [д’]).
- л [л’]: Это согласный звук. Он звонкий (не имеет пары по звонкости/глухости), мягкий (имеет парный твёрдый [л]). Мягкость придаёт следующая буква «е».
- е [и]: Это гласный звук. Он находится в безударной позиции (в первом предударном слоге) после мягкого согласного, поэтому произносится как [и]. Это явление называется редукцией гласных.
- нн [н:]: Две буквы «нн» в данном слове обозначают один долгий (удвоенный) согласный звук [н:]. Это согласный звук, звонкий (не имеет пары по звонкости/глухости), твёрдый (имеет парный мягкий [н’]). Удвоение согласных на стыке морфем (корень + суффикс) или внутри корня часто приводит к их долгому произношению.
- о [а]: Это гласный звук. Он находится в безударной позиции, поэтому произносится как [а], подвергаясь редукции.
Слово бесшумно. Фонетическая транскрипция: [б’иш:у́мна]. В слове 8 букв и 7 звуков. Разделим слово на слоги: бес-шу́м-но. В слове 3 слога. Ударение падает на второй слог. Рассмотрим каждый звук:
- б [б’]: Это согласный звук. Он звонкий (имеет парный глухой [п]), мягкий (имеет парный твёрдый [б]). Мягкость придаёт следующая буква «е».
- е [и]: Это гласный звук. Он находится в безударной позиции (в первом предударном слоге) после мягкого согласного, поэтому произносится как [и].
- с [-]: Эта буква «с» в данном слове не образует отдельного звука. Она находится в приставке «бес-» перед глухим согласным «ш». В таких случаях происходит ассимиляция: «с» уподобляется «ш» и сливается с ним, образуя один долгий звук [ш:].
- ш [ш:]: Это согласный звук. Он всегда глухой (не имеет пары по звонкости/глухости), всегда твёрдый (не имеет пары по твёрдости/мягкости). В данном слове он произносится как долгий (удвоенный) звук [ш:] из-за ассимиляции буквы «с» из приставки.
- у [у́]: Это гласный звук. Он находится под ударением, поэтому произносится чётко.
- м [м]: Это согласный звук. Он звонкий (не имеет пары по звонкости/глухости), твёрдый (имеет парный мягкий [м’]).
- н [н]: Это согласный звук. Он звонкий (не имеет пары по звонкости/глухости), твёрдый (имеет парный мягкий [н’]).
- о [а]: Это гласный звук. Он находится в безударной позиции, поэтому произносится как [а], подвергаясь редукции.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!