
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 146 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
ЧИТАЕМ И АНАЛИЗИРУЕМ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Перескажите текст о сложноподчинённых предложениях с придаточным изъяснительным.
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчинённого предложения. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении, например: подумал — о чём?, жду — чего?, вижу — что? и тому подобное. Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, не законченными в смысловом и грамматическом отношении.
В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь. К ним относятся:
- глаголы: сказать, ответить, говорить и другие;
- прилагательные: рад, доволен, уверен и другие;
- наречия и слова состояния: надо, жаль, нельзя и другие;
- существительные: сообщение, вопрос, мысль и другие.
Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов, таких как что, как, будто, где, чтобы и другие.
Придаточная часть чаще всего стоит после главной. Однако этот порядок иногда нарушается для того, чтобы усилить внимание к информации, передаваемой придаточной частью.
Придаточные изъяснительные предложения являются неотъемлемой частью сложноподчинённых предложений, выполняя очень важную функцию: они поясняют или раскрывают смысл определённых слов, находящихся в главной части. Эти слова в главной части, как правило, имеют такое лексическое значение, которое требует дополнительного уточнения или разъяснения, поскольку сами по себе они выражают неполную или незавершённую мысль. Например, если мы произносим «Я подумал…», то слушатель инстинктивно ожидает продолжения: «О чём именно ты подумал?». Или фраза «Он ждал…» вызывает вопрос: «Чего он ждал?». Именно на такие падежные вопросы — кого? что? кому? чему? о ком? о чём? и другие — и отвечают придаточные изъяснительные, тем самым дополняя и конкретизируя значение главного слова. Без таких придаточных предложений главная часть оставалась бы неполной не только в смысловом, но и в грамматическом отношении, оставляя слушателя или читателя в недоумении относительно содержания выраженной мысли.
В качестве слов, которые поясняются придаточными изъяснительными, выступают слова различных частей речи, объединённые общей семантикой: они обозначают мысли, чувства, восприятия человека, его речь или внутреннее состояние.
- Чаще всего это глаголы, выражающие речь (например, сказать, ответить, говорить, сообщить, спросить), мысль (например, думать, знать, верить, помнить, предполагать), чувство (например, чувствовать, бояться, надеяться, радоваться), восприятие (например, видеть, слышать, замечать), желание (например, хотеть, желать, просить) и другие, которые по своей природе требуют уточнения объекта или содержания действия.
- Также это могут быть прилагательные, выражающие эмоциональное состояние, уверенность, сомнение или оценку. Например, рад, доволен, уверен, убеждён, горд, способен, виноват, обязан. Они нуждаются в пояснении, в чём именно человек уверен, чему рад или за что виноват.
- В эту группу входят наречия и слова категории состояния, которые выражают оценку ситуации, необходимость, возможность или невозможность. Например, надо, жаль, нельзя, можно, хорошо, плохо, понятно, известно, очевидно. Они указывают на состояние, но не конкретизируют, что именно является таковым.
- Иногда поясняемыми словами являются существительные, которые по своему значению близки к глаголам речи, мысли или чувства. Это такие слова, как сообщение, вопрос, мысль, идея, известие, слух, заявление, предложение, решение, чувство, ощущение. Они также нуждаются в конкретизации своего содержания.
Присоединение придаточного изъяснительного к главной части осуществляется при помощи союзов или союзных слов. Эти связующие элементы не только обеспечивают грамматическую связь между частями сложного предложения, но и указывают на изъяснительный характер этой связи.
- К союзам относятся: что, чтобы, будто, как будто, ли (частица ли в роли союза). Союзы не являются членами предложения в придаточной части, их функция исключительно связующая. Например: «Я знаю, что он придет.» «Он попросил, чтобы ему помогли.» «Я спросил, придет ли он.»
- К союзным словам относятся относительные местоимения и наречия: кто, что, какой, чей, который, где, куда, откуда, когда, почему, зачем, как. В отличие от союзов, союзные слова не только связывают части предложения, но и выполняют роль членов предложения в придаточной части (например, подлежащего, дополнения или обстоятельства). Например: «Я видел, кто это сделал.» «Он не знает, где его вещи.» «Мне интересно, как ты это узнал.» Выбор конкретного союза или союзного слова зависит от того, какой именно аспект информации необходимо раскрыть или уточнить.
Что касается позиции придаточного изъяснительного предложения, то в подавляющем большинстве случаев оно располагается после главной части. Этот порядок является наиболее естественным и логичным, поскольку он соответствует последовательности изложения мысли: сначала называется действие, мысль или чувство, требующее пояснения, а затем уже даётся само пояснение. Например: «Он сказал (главная часть), что придет завтра (придаточная часть).» Такой порядок способствует лёгкости восприятия информации, так как он соответствует естественному ходу мысли от общего к частному, от причины к следствию. Однако этот типичный порядок может быть намеренно нарушен в определённых стилистических целях. Иногда придаточная часть может стоять перед главной или даже внутри главной части. Это делается для того, чтобы усилить внимание к информации, которая содержится именно в придаточной части, придать ей особую значимость, выделить её интонационно или логически. Например: «Что он придет завтра (придаточная часть), он сказал (главная часть) ещё вчера.» В этом случае акцент делается не столько на факте сообщения, сколько на самом содержании сообщения. Такое изменение порядка является мощным средством выразительности в речи, позволяя говорящему или пишущему расставить нужные акценты и управлять вниманием слушателя или читателя, подчёркивая важность той или иной части высказывания.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!