
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 138 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- 1. Выразительно прочитайте текст. Как вы думаете, чем можно объяснить обилие определений в этом тексте? Какие слова в нём выступают ключевыми при создании зрительных и слуховых образов? Назовите эти слова.
Весеннее солнце било тёплыми, радостно трепетавшими лучами. В сочной, наливающейся зелёной жизнью траве будто слышался шёпот и шорох какой-то. Там суетливо копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами. По зелёному полю желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков, над которыми реяли золотистые пчёлы. Из рощи порою тянуло смолистым запахом молодой, изжелта-светло-зелёной берёзы; то вдруг пахнёт откуда-то, с лёгким попутным ветерком, миндальным ароматом цветущей рябины. В воздухе пахнет землёю — тем несколько прелым, сыроватым запахом, который издаёт по весне земля, набирающаяся могучей жизненной силы. И стояла в этом воздухе какая-то звучащая, весенняя тишина. С огородов доносились женские голоса и заливчатая песня. (По В. Крестовскому)
- 2. Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточными
определительными. Составьте схемы этих предложений. Объясните постановку знаков препинания. - 3. Выпишите предложения с однородными членами. Разберите их
по членам. Чем, по вашему мнению, можно объяснить обилие
однородных членов в этом тексте? - 4. Выполните морфемный и морфологический анализ причастий.
- 5. Разберите по членам второе предложение.
- 6. Выберите слово для орфоэпического и фонетического анализа
и проведите его устно и письменно. - 7. Какой способ словообразования объединяет слова жучок, миндальный, сыроватый, золотистый? Докажите.
Обилие определений в данном тексте объясняется стремлением автора максимально полно и детально передать особенности описываемого места, состояния окружающей среды и эмоционального состояния человека. Это позволяет сделать текст более выразительным, ярким и информативным, погружая читателя в атмосферу произведения.
Ключевыми словами, способствующими созданию зрительных образов, являются: сочная трава; зелёное поле; желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков; золотистые пчёлы; изжелта-светло-зелёной берёзы. Эти слова помогают читателю представить визуальную картину описываемого ландшафта.
Для создания слуховых образов в тексте используются следующие ключевые слова: слышался шёпот и шорох; копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами; звучащая, весенняя тишина; доносились женские голоса и заливчатая песня. Эти слова активизируют слуховое восприятие читателя, позволяя ему «услышать» звуки природы.
В тексте присутствуют сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Например, предложение «Там суетливо копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами.» Схема этого предложения выглядит так: [ _ , _ , _ , _ , _ и _ ], ( который _ и _ ). Запятые между «копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало» разделяют однородные сказуемые. Запятые между «мошки, жучков, паучков» разделяют однородные дополнения. Запятая перед словом «который» отделяет главную часть сложноподчинённого предложения от придаточной определительной части, которая поясняет слово «люда».
Ещё одно сложноподчинённое предложение с придаточным определительным: «По зелёному полю желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков, над которыми реяли золотистые пчёлы.» Схема этого предложения: [ = _ , _ ], ( над которым = _ ). Запятая между «махровые, росисто-свежие» разделяет однородные определения, относящиеся к слову «головки». Запятая перед «над которыми» отделяет главную часть предложения от придаточной определительной, которая относится к слову «головки».
Обилие определений в данном тексте не случайно, а является ключевым стилистическим приёмом, который автор использует для достижения максимальной выразительности и информативности. Каждое определение, будь то прилагательное, причастие или наречие, служит для того, чтобы не просто назвать предмет или явление, а раскрыть его сущностные характеристики, его качество или состояние. Это позволяет читателю не только понять, о чём идёт речь, но и почувствовать атмосферу, увидеть детали, услышать звуки описываемого весеннего утра. Автор стремится к полноте передачи ощущений, создавая эффект присутствия. Например, вместо просто «солнце» мы видим «весеннее солнце», которое «било тёплыми, радостно трепетавшими лучами». Эти определения не только уточняют, но и придают образу солнца динамику и эмоциональную окраску. Такое насыщение текста определениями делает его ярким и живописным, позволяя автору передать все нюансы и тонкости весеннего пробуждения природы, от мельчайших насекомых до запахов земли и берёзы, формируя целостную и многогранную картину мира.
Ключевые слова, используемые автором для создания зрительных образов, подобраны с особой тщательностью, чтобы вызвать у читателя яркие визуальные ассоциации. Например, фраза «сочная трава» не просто указывает на её цвет, но и на её здоровье, пышность и насыщенность влагой, что сразу рисует образ густого, ярко-зелёного покрова. Дополнение «наливающейся зелёной жизнью» усиливает это ощущение, подчёркивая процесс роста и витальности. Описание «зелёное поле» даёт общую панораму, но детализация приходит с «желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков«. Здесь «махровые» вызывает представление о пышности и объёме цветка, а «росисто-свежие» добавляет тактильные и временные характеристики, указывая на утреннюю свежесть и наличие росы, что делает образ одуванчиков особенно живым и осязаемым. «Золотистые пчёлы» не только указывают на цвет насекомых, но и на их блеск под солнечными лучами, создавая динамичный и сверкающий образ. А характеристика «молодой, изжелта-светло-зелёной берёзы» является шедевром цветопередачи, точно описывая нежный, ещё не полностью позеленевший оттенок весенних листьев, которые только-только распустились и имеют лёгкий желтоватый оттенок, что придаёт образу берёзы особую нежность и новизну. Все эти слова вместе создают многослойную и детализированную визуальную картину весеннего пейзажа.
Для создания слуховых образов автор также использует выразительные слова, которые помогают читателю «услышать» звуки природы. Фраза «слышался шёпот и шорох» вызывает в воображении едва уловимые, мягкие звуки, которые могут исходить от ветра в траве, движения мелких животных или насекомых. Это создаёт ощущение приглушённой, но постоянной активности в природе. Перечисление глаголов «копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось» описывает не только действия, но и подразумевает множество мелких, почти неслышимых звуков, издаваемых «мошкой, жучками, паучками» – это и лёгкое жужжание, и шорох лапок, и едва уловимое движение крыльев. Все это формирует фоновый гул живой природы. Оксюморон «звучащая, весенняя тишина» парадоксально, но точно передаёт состояние, когда тишина не является полным отсутствием звуков, а наполнена особыми, едва различимыми звуками весны, создавая ощущение гармонии и покоя. И, наконец, более отчётливые звуки привносятся через «доносились женские голоса и заливчатая песня«. «Женские голоса» добавляют человеческое присутствие и ощущение жизни, а «заливчатая песня» подразумевает громкое, звонкое, возможно, радостное пение, которое разносится далеко, наполняя воздух мелодией. Эти слуховые детали обогащают восприятие текста, делая его более объёмным и реалистичным, позволяя читателю погрузиться в звуковую палитру весеннего дня.
В тексте встречаются сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, которые служат для уточнения и детализации существительных или местоимений в главной части предложения. Эти придаточные части отвечают на вопросы «какой?», «который?» и присоединяются к главному предложению с помощью относительных местоимений (таких как который, какой, чей) или относительных наречий (таких как где, куда, откуда, когда). Они всегда отделяются запятой от главной части. Рассмотрим несколько примеров из текста.
Первое такое предложение: «Там суетливо копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда, который живёт и дышит под солнечными лучами.» Главная часть этого предложения описывает действия насекомых: «Там суетливо копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало и цеплялось за тончайшие былинки многое множество разной мошки, жучков, паучков и всего этого насекомого люда». Здесь мы видим несколько рядов однородных членов: копошилось, бегало, ползало, летало, прыгало, цеплялось – это однородные сказуемые, описывающие разнообразные движения насекомых. Они разделены запятыми, за исключением последних двух, соединённых союзом «и». Далее, мошки, жучков, паучков – это однородные дополнения, уточняющие состав «множества». Они также разделены запятыми. Придаточное определительное предложение «который живёт и дышит под солнечными лучами» относится к существительному «люда» (из словосочетания «насекомого люда») в главной части, отвечая на вопрос «какой люда?». Оно присоединяется с помощью относительного местоимения «который«, которое выступает в роли подлежащего в придаточной части. Между главной и придаточной частями ставится запятая, что является обязательным правилом пунктуации для сложноподчинённых предложений. Схематически это можно изобразить как: [ подлежащее однородные сказуемые , однородные сказуемые , однородные сказуемые и однородные сказуемые однородные дополнения , однородные дополнения , однородные дополнения и дополнение ], ( который сказуемое и сказуемое ).
Второе предложение: «По зелёному полю желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков, над которыми реяли золотистые пчёлы.» Главная часть здесь – «По зелёному полю желтели махровые, росисто-свежие головки одуванчиков». В ней «махровые» и «росисто-свежие» являются однородными определениями, характеризующими «головки одуванчиков». Они разделены запятой, так как относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос. Придаточное определительное предложение «над которыми реяли золотистые пчёлы» относится к существительному «головки одуванчиков» в главной части, отвечая на вопрос «над какими головками?». Присоединение происходит с помощью относительного местоимения «которыми» в сочетании с предлогом «над», образуя предложно-падежную форму, которая выступает в роли обстоятельства места в придаточной части. Запятая ставится перед всей конструкцией «над которыми», отделяя придаточное предложение от главного. Схема такого предложения выглядит так: [ обстоятельство сказуемое однородное определение , однородное определение подлежащее ], ( над которыми сказуемое подлежащее ).
Третье предложение, также содержащее придаточное определительное: «В воздухе пахнет землёю — тем несколько прелым, сыроватым запахом, который издаёт по весне земля, набирающаяся могучей жизненной силы.» В главной части «В воздухе пахнет землёю — тем несколько прелым, сыроватым запахом» слова «прелым» и «сыроватым» являются однородными определениями, характеризующими «запахом». Они разделены запятой. Тире в данном случае используется для уточнения или пояснения. Придаточное определительное предложение «который издаёт по весне земля, набирающаяся могучей жизненной силы» относится к существительному «запахом» в главной части, поясняя, какой именно это запах. Оно присоединяется с помощью относительного местоимения «который«, которое в придаточной части выступает в роли дополнения (издаёт что? который). Внутри придаточного предложения есть ещё причастный оборот «набирающаяся могучей жизненной силы», который относится к слову «земля». Этот причастный оборот не обособляется запятыми, так как стоит непосредственно после определяемого слова «земля» и не имеет добавочного обстоятельственного значения. Запятая перед словом «который» является обязательной, так как она отделяет придаточное определительное предложение от главной части. Схематически это можно представить как: [ обстоятельство сказуемое дополнение — уточнение однородное определение , однородное определение ], ( который сказуемое обстоятельство подлежащее причастный оборот ).
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!