
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 126 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- 1. Используйте данные фразы в качестве главной части сложноподчинённого предложения с придаточным определительным, употребляя разные союзные слова. Запишите предложения.
1) Туристы не спеша подошли к мосту, …. 2) К утру мы наконец переправились на другую сторону реки, …. 3) Мы живём теперь в доме, …. 4) Я в первый раз в жизни увидел море, …. 5) Многие из людей, …. поддерживали меня в трудную минуту. 6) На столе,…, аккуратно были сложены чертежи и учебники.
- 2. Объясните, что объединяет все составленные вами предложения. Чем они различаются? Сделайте вывод.
1. Туристы не спеша подошли к мосту, который был перекинут через глубокое ущелье. К утру мы, наконец, переправились на другую сторону реки, куда не мог добраться лесной пожар. Мы живём теперь в доме, что стоит на высоком берегу реки. Я в первый раз в жизни увидел море, побывать на котором мечтал много лет. Многие из людей, с которыми я даже не был раньше знаком, поддерживали меня в трудную минуту. На столе, где вальяжно разлеглась кошка, аккуратно были сложены чертежи и учебники.
2. Составленные предложения объединяет то, что все они являются сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными. Их основное отличие заключается в использовании разных союзных слов, которые служат для присоединения придаточных предложений к главным. Кроме того, различия проявляются в расположении придаточных предложений: они могут находиться как после главной части, так и внутри неё, разрывая её.
1. Приступая к выполнению первого задания, мы использовали предложенные фразы в качестве главных частей сложноподчинённых предложений, добавляя к ним придаточные определительные части. Каждая такая придаточная часть призвана уточнить или охарактеризовать определённое слово в главной части, отвечая на вопросы «какой?», «чей?», «который?».
Начнём с первого предложения: «Туристы не спеша подошли к мосту, который был перекинут через глубокое ущелье.» Здесь главная часть – «Туристы не спеша подошли к мосту». Придаточное определительное предложение – «который был перекинут через глубокое ущелье» – присоединяется к главной части с помощью союзного слова «который». Это союзное слово замещает существительное «мосту» из главной части и согласуется с ним в роде и числе (единственное число, мужской род), выполняя функцию подлежащего в придаточном предложении. Оно даёт нам дополнительную информацию о том, какой был мост.
Далее, второе предложение: «К утру мы наконец переправились на другую сторону реки, куда не мог добраться лесной пожар.» Главная часть здесь – «К утру мы наконец переправились на другую сторону реки». Придаточная часть – «куда не мог добраться лесной пожар» – присоединяется к главной при помощи союзного слова «куда». Это союзное слово является наречием места и уточняет существительное «сторону реки» из главной части, указывая на направление, куда именно переправились и какое это место, недоступное для огня.
Третье предложение: «Мы живём теперь в доме, что стоит на высоком берегу реки.» В этом случае главная часть – «Мы живём теперь в доме». Придаточное определительное предложение – «что стоит на высоком берегу реки» – присоединяется к главной части с помощью союзного слова «что». Союзное слово «что» здесь выступает в роли подлежащего в придаточном предложении и относится к существительному «доме» из главной части, описывая, какой это дом.
Четвёртое предложение: «Я в первый раз в жизни увидел море, побывать на котором мечтал много лет.» Главная часть – «Я в первый раз в жизни увидел море». Придаточная часть – «побывать на котором мечтал много лет» – присоединяется к главной с помощью союзного слова «котором», которое используется с предлогом «на» («на котором»). Это союзное слово относится к существительному «море» из главной части и указывает на объект мечты, уточняя, какое именно море, то есть то, на котором мечтал побывать.
Пятое предложение демонстрирует иное расположение придаточной части: «Многие из людей, с которыми я даже не был раньше знаком, поддерживали меня в трудную минуту.» Здесь главная часть разорвана придаточным предложением. Основная мысль – «Многие из людей поддерживали меня в трудную минуту». Придаточная часть – «с которыми я даже не был раньше знаком» – вклинивается в середину главной части, непосредственно после слова «людей», которое она характеризует. Союзное слово «которыми» (с предлогом «с») относится к существительному «людей» и указывает на то, какие это были люди, а именно те, с которыми не было предварительного знакомства. Такое расположение придаточного предложения позволяет сразу дать характеристику определяемому слову.
И последнее, шестое предложение также с внутренней придаточной частью: «На столе, где вальяжно разлеглась кошка, аккуратно были сложены чертежи и учебники.» Главная часть – «На столе аккуратно были сложены чертежи и учебники». Придаточное определительное предложение – «где вальяжно разлеглась кошка» – вставлено в середину главной части, сразу после слова «столе», которое оно определяет. Союзное слово «где» является наречием места и указывает на то, какой именно стол, то есть тот, на котором лежала кошка.
2. Все составленные нами предложения объединяет их синтаксическая структура – они являются сложноподчинёнными предложениями с придаточными определительными. Это означает, что в каждом предложении есть две или более грамматические основы, одна из которых (главная) подчиняет себе другую (придаточную). Придаточная часть в каждом случае выполняет функцию определения, то есть она поясняет, характеризует или уточняет существительное или местоимение из главной части, отвечая на вопросы какой?, чей?, который?. Это их главная общая черта, определяющая их тип.
Различия между этими предложениями заключаются в двух основных аспектах. Во-первых, это разнообразие союзных слов, которые используются для присоединения придаточных предложений к главным. Мы использовали:
- Относительные местоимения: «который» (склоняемое, согласуется с определяемым словом в роде и числе, как в «мосту, который«, «море, на котором«, «людей, с которыми«) и «что» (неизменяемое, как в «доме, что«). Выбор между «который» и «что» часто зависит от стилистических нюансов и конкретного контекста, хотя «который» более универсален для одушевлённых и неодушевлённых существительных, а «что» чаще используется для неодушевлённых.
- Союзные слова-наречия: «куда» (указывает на направление, как в «сторону реки, куда«) и «где» (указывает на место, как в «столе, где«). Эти слова не только связывают части предложения, но и несут определённое смысловое значение, связанное с пространством.
Каждое из этих союзных слов не просто соединяет части предложения, но и выполняет определённую синтаксическую роль в придаточном предложении (например, подлежащего, дополнения или обстоятельства места), а также является членом предложения.
Во-вторых, предложения различаются расположением придаточных частей относительно главной. В большинстве случаев (первые четыре предложения: «Туристы не спеша подошли к мосту, который был перекинут через глубокое ущелье«; «К утру мы наконец переправились на другую сторону реки, куда не мог добраться лесной пожар«; «Мы живём теперь в доме, что стоит на высоком берегу реки«; «Я в первый раз в жизни увидел море, побывать на котором мечтал много лет«) придаточное предложение располагается после главной части, завершая её. Это наиболее распространённый и стилистически нейтральный вариант. Однако в двух предложениях («Многие из людей, с которыми я даже не был раньше знаком, поддерживали меня в трудную минуту»; «На столе, где вальяжно разлеглась кошка, аккуратно были сложены чертежи и учебники») придаточная часть вклинивается в середину главной части, разрывая её. Такое расположение придаточного предложения подчёркивает тесную связь между определяемым словом и его характеристикой, делая акцент на детали, которая сразу же следует за существительным. В этом случае придаточная часть с обеих сторон выделяется запятыми.
Таким образом, вывод заключается в том, что, несмотря на общую функцию определения, сложноподчинённые предложения с придаточными определительными демонстрируют значительную гибкость в русском языке, проявляющуюся как в выборе связующих союзных слов, так и в вариативности их синтаксического расположения, что позволяет точно и выразительно передавать различные смысловые оттенки и логические связи.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!