
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 120 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Спишите отрывки из басен Ивана Андреевича Крылова (1769-1844), вставляя пропущенные знаки препинания. Пользуясь таблицей упр. 109 и образцами разбора сложноподчинённого предложения, проанализируйте данные предложения.
1) Трудился так крестьянин мой что градом пот с него катился. 2) Чтоб музыкантом быть так надобно терпенье. 3) А жаль что незнаком ты с нашим Петухом. 4) Какой-то смолоду скворец так петь щеглёнком научился как будто бы щеглёнком он родился. 5) Что волки жадны всякий знает. 6) Мы верно уж поладим коль рядом сядем. 7) Известно что слоны в диковинку у нас. 8) Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдёт.
- Найдите в этих отрывках слова, употребляющиеся в разговорной речи. Чем, по-вашему, объясняется использование этих слов в баснях И. А. Крылова?
- Разберите по составу глаголы.
- В чём необычность произношения выделенного слова? Как рифма помогает передать особенности произношения этого слова в начале XIX века?
1) Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
Это повествовательное, невосклицательное предложение. Главная часть — Трудился так крестьянин мой (№ 1); придаточная часть — что градом пот с него катился (№ 2). Данное предложение является сложноподчинённым с придаточным образа действия, где части соединены союзом «что». Схематически это можно представить как: [главная часть, выраженная подлежащим и сказуемым] → (придаточная часть, выраженная союзом «что», подлежащим и сказуемым). Запятая ставится на границе главной и придаточной частей, в данном случае непосредственно перед союзом «что».
2) Чтоб музыкантом быть, так надобно терпенье.
Это повествовательное, невосклицательное предложение. Главная часть — так надобно терпенье (№ 2); придаточная часть — Чтоб музыкантом быть (№ 1). Это сложноподчинённое предложение с придаточным цели, части которого соединены союзом «чтоб». Схематически это выглядит как: (придаточная часть, выраженная союзом «чтоб» и сказуемым) → [главная часть, выраженная сказуемым и подлежащим]. Запятая ставится на границе главной и придаточной частей, в данном случае после придаточной части.
3) А жаль, что незнаком ты с нашим Петухом.
Это повествовательное, невосклицательное предложение. Главная часть — А жаль (№ 1); придаточная часть — что незнаком ты с нашим Петухом (№ 2). Данное предложение является сложноподчинённым с придаточным изъяснительным, части которого соединены союзом «что». Схематически это можно представить как: [главная часть, выраженная сказуемым] → (придаточная часть, выраженная союзом «что», сказуемым и подлежащим). Запятая ставится на границе главной и придаточной частей, в данном случае непосредственно перед союзом «что».
1) Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
Анализ этого предложения начинается с определения его общего типа по цели высказывания и интонации. Данное предложение является повествовательным, так как оно сообщает о некотором факте или событии, не содержит вопроса или побуждения к действию. Оно также невосклицательное, поскольку произносится с ровной интонацией и не выражает сильных эмоций, заканчиваясь точкой.
Далее мы переходим к синтаксическому разбору, определяя его как сложноподчинённое предложение. Это означает, что оно состоит из двух или более грамматических основ, одна из которых является главной, а другая — зависимой, или придаточной. В данном случае, главная часть предложения — это «Трудился так крестьянин мой». Эта часть содержит основную мысль и может существовать как самостоятельное простое предложение. Придаточная часть — «что градом пот с него катился». Эта часть не может существовать самостоятельно и грамматически зависит от главной части, раскрывая её смысл.
Тип придаточной части определяется вопросом, который можно задать от главной части. От слова «так» в главной части («трудился как? до какой степени?») мы задаём вопрос к придаточной части. Придаточная часть «что градом пот с него катился» отвечает на этот вопрос, указывая на образ действия или степень проявления действия в главной части. Таким образом, это придаточное образа действия. Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью союза «что». Присутствие указательного слова «так» в главной части (Трудился так…) является характерным признаком для придаточных образа действия, которые поясняют, каким образом или в какой мере совершается действие.
Схематически это предложение можно представить следующим образом: [главная часть, выраженная подлежащим и сказуемым] → (что придаточная часть, выраженная подлежащим и сказуемым). В данном случае, [крестьянин мой трудился] → (что пот катился). Запятая в этом предложении ставится на границе главной и придаточной частей, непосредственно перед союзом «что». Это стандартное правило пунктуации в сложноподчинённых предложениях, когда придаточная часть следует за главной, отделяя зависимую часть от основной.
2) Чтоб музыкантом быть, так надобно терпенье.
Это предложение, как и предыдущее, является повествовательным по цели высказывания, так как оно сообщает о необходимости терпения для того, чтобы стать музыкантом. Оно также невосклицательное, поскольку произносится без особого эмоционального подъёма и завершается точкой.
Синтаксически это также сложноподчинённое предложение. Однако здесь наблюдается обратный порядок частей по сравнению с первым примером. Придаточная часть — «Чтоб музыкантом быть» — находится в начале предложения. Она выражает условие или цель. Главная часть — «так надобно терпенье» — следует за придаточной и содержит основную мысль.
Тип придаточной части определяется вопросом, который мы можем задать от главной части. От главной части «надобно терпенье» мы задаём вопрос «для чего?», «с какой целью?». Придаточная часть «Чтоб музыкантом быть» отвечает на этот вопрос, указывая на цель действия или состояния. Следовательно, это придаточное цели. Связь между частями осуществляется с помощью союза «чтоб» (разговорный вариант союза «чтобы»), который является характерным показателем придаточных цели.
Схематически это предложение выглядит так: (придаточная часть, выраженная союзом «чтоб» и сказуемым) → [главная часть, выраженная сказуемым и подлежащим]. В данном случае, (Чтоб быть музыкантом) → [надобно терпенье]. Запятая в этом предложении ставится после придаточной части, так как она предшествует главной. Это правило пунктуации гласит, что если придаточная часть стоит перед главной, то она отделяется от главной запятой.
3) А жаль, что незнаком ты с нашим Петухом.
Данное предложение является повествовательным, так как оно выражает сожаление или констатацию факта. Оно также невосклицательное, поскольку интонационно не выражает сильных эмоций.
Это предложение является сложноподчинённым. Главная часть — «А жаль» — представляет собой безличное предложение, выражающее состояние или оценку. Придаточная часть — «что незнаком ты с нашим Петухом» — раскрывает содержание этого состояния или оценки.
Тип придаточной части определяется вопросом, который задаётся от главной части: «жаль чего?», «жаль о чём?». Придаточная часть «что незнаком ты с нашим Петухом» отвечает на этот вопрос, изъясняя содержание того, что вызывает чувство сожаления. Таким образом, это придаточное изъяснительное. Оно поясняет значение слова «жаль» в главной части. Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью союза «что». Этот союз часто используется для введения изъяснительных придаточных, которые дополняют или раскрывают смысл слов, обозначающих чувства, мысли, речь или восприятие.
Схематически это предложение можно представить так: [главная часть, выраженная сказуемым] → (что придаточная часть, выраженная подлежащим и сказуемым). В данном случае, [жаль] → (что ты незнаком). Запятая в этом предложении ставится на границе главной и придаточной частей, непосредственно перед союзом «что». Это соответствует общему правилу пунктуации в сложноподчинённых предложениях, где придаточная часть следует за главной и отделяется от неё запятой.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!