
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 105 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Проанализируйте сложноподчинённые предложения: выделите грамматические основы, определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) установите вид придаточного.
1) Ветры дуют не так, как хотят корабли. 2) Чем больше кошку гладишь, тем больше она горб подымает. 3) На то и щука, чтоб карась не дремал. 4) Что бы сохранить тайну от врагов, сохрани её от друзей. 5) Если за день ничему не научишься, значит, весь день шёл назад. 6) Не стыдно молчать, коли нечего сказать. 7) Как аукнется, так и откликнется. 8) Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. (Пословицы)
- Объясните, как вы понимаете смысл данных пословиц. В какой речевой ситуации уместно использование каждой из них?
- Разберите как части речи те слова, которые используются в роли указательных слов в приведённых предложениях.
- Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
- [Ветры дуют не так (нар. с отриц. част.)], (как хотят корабли (словарное слово)). (придаточное обстоятельственное, образа действия)
- (Чем больше кошку гладишь (глагол II спр.)), [тем больше она горб подымает]. (придаточное обстоятельственное, сравнения)
- [На то и щука], (чтоб карась (словарное слово) не дремал (глагол с отриц. част.; дрёма)). (придаточное обстоятельственное, цели)
- (Чтобы (союз) сохранить тайну от врагов (враг)), [сохрани её от друзей]. (придаточное обстоятельственное, цели)
- (Если за день ничему (отриц. мест., безуд. прист.) не научишься (глагол II спр. с отриц. част.)), [значит, весь день шёл назад (наречие)]. (придаточное обстоятельственное, условия)
- [Не стыдно (катег. сост.) молчать], (коли нечего (отриц. мест.) сказать). (придаточное обстоятельственное, условия)
- (Как аукнется), [так и откликнется]. (придаточное обстоятельственное, образа действия)
- [Хорошо смеётся тот], (кто смеётся последним). (придаточное определительное) (Пословицы)
2.
- Не всё в жизни происходит так, как хотелось бы.
- Так говорят о неблагодарных, высокомерных людях.
- Проявляй бдительность, опасность может возникнуть неожиданно.
- Тайна, рассказанная одному, перестаёт быть тайной.
- Каждый день нужно познавать что-то новое.
- Совет не говорить лишнего, поменьше болтать, а больше слушать, что говорят умные люди.
- Как ты относишься к другим, так и они к тебе будут относиться.
- Фраза является предупреждением своему собеседнику, который участвует с вами в конфликте или ссоре, высмеивая и критикуя, но впоследствии он рискует оказаться полностью неправым.
Так является наречием, обозначающим признак действия. Его морфологические признаки включают неизменяемость, а также то, что оно является местоимённым и указательным. В предложении так выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
Тот — это местоимение, которое указывает на предмет. Его начальная форма — тот. Среди постоянных морфологических признаков выделяется указательное значение. Непостоянные признаки включают употребление в единственном числе, мужском роде и именительном падеже. В предложении тот выступает в роли подлежащего.
Словообразовательный анализ показывает, что слово сохранить образовано от слова «хранить». Слово аукнется образовано от глагола «аукать», который, в свою очередь, происходит от междометия «ау». Слово откликнется образовано от существительного «клик».
Рассмотрим каждое предложение и его грамматические особенности, а также разберём морфологический и словообразовательный анализ указанных слов.
Первое предложение, «Ветры дуют не так, как хотят корабли», представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным образа действия. Главная часть этого предложения — «Ветры дуют не так». Здесь ветры выступают в роли подлежащего, выраженного существительным в именительном падеже множественного числа, а дуют — сказуемое, выраженное глаголом третьего лица множественного числа настоящего времени. Сочетание не так является обстоятельством образа действия, где «не» — это отрицательная частица, а «так» — наречие, указывающее на способ действия. Придаточная часть — «как хотят корабли» — присоединяется к главной при помощи союзного слова как, которое выполняет функцию обстоятельства образа действия и связывает придаточную часть с главной, отвечая на вопрос «как?». В этой придаточной части корабли являются подлежащим, выраженным существительным в именительном падеже множественного числа; это слово является словарным, то есть его написание требуется запомнить. Хотят — сказуемое, выраженное глаголом третьего лица множественного числа настоящего времени. Вся придаточная часть уточняет, каким образом дуют ветры, и поэтому является придаточным обстоятельственным образа действия. Смысл пословицы заключается в том, что реальность и обстоятельства часто не соответствуют нашим желаниям или планам, подчеркивая непредсказуемость жизни.
Второе предложение, «Чем больше кошку гладишь, тем больше она горб подымает», является сложноподчинённым предложением с придаточным обстоятельственным сравнения (или степени). Его особенность в наличии соотносительных слов «чем… тем». Придаточная часть — «Чем больше кошку гладишь». Здесь гладишь — сказуемое, выраженное глаголом второго спряжения (оканчивается на -ить в неопределённой форме, кроме исключений), второго лица единственного числа настоящего времени. Сочетание чем больше указывает на степень действия. Главная часть — «тем больше она горб подымает». Здесь она — подлежащее, выраженное личным местоимением, а подымает — сказуемое. Сочетание тем больше является соотносительным словом, указывающим на результат или степень. Эта придаточная часть указывает на степень или сравнение, показывая пропорциональную зависимость между двумя действиями или состояниями. Пословица метафорически описывает неблагодарность или высокомерие: чем больше внимания или ласки уделяется кому-либо, тем более надменным или неблагодарным он становится, подобно кошке, которая выгибает спину в знак недовольства, несмотря на ласку.
Третье предложение, «На то и щука, чтоб карась не дремал», представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели. Главная часть — «На то и щука». Здесь щука — подлежащее, выраженное существительным. Сочетание на то указывает на цель, ради которой существует щука. Придаточная часть — «чтоб карась не дремал» — присоединяется к главной при помощи союза чтоб (или чтобы), который выражает цель. В этой части карась — подлежащее, выраженное словарным словом (его написание нужно запомнить). Не дремал — сказуемое, выраженное глаголом с отрицательной частицей «не». Глагол дремал образован от слова «дрёма», что указывает на его связь со сном или состоянием полусна. Придаточная часть отвечает на вопрос «зачем?» или «с какой целью?», указывая на назначение щуки. Смысл пословицы в том, что наличие угрозы или конкуренции (щуки для карася) заставляет быть бдительным и активным, предотвращая расслабленность и бездействие.
Четвёртое предложение, «Чтобы сохранить тайну от врагов, сохрани её от друзей», также является сложноподчинённым предложением с придаточным обстоятельственным цели. Придаточная часть — «Чтобы сохранить тайну от врагов». Она начинается с союза чтобы, который прямо указывает на цель действия. Сохранить — это инфинитив, который является частью составного глагольного сказуемого. Слово врагов — это существительное в родительном падеже множественного числа, образованное от слова «враг». Главная часть — «сохрани её от друзей». Здесь сохрани — это глагол в повелительном наклонении, выражающий призыв к действию. Придаточная часть отвечает на вопрос «с какой целью?» и указывает на условие или цель для выполнения действия в главной части. Пословица предостерегает, что доверие к друзьям может быть более опасным для сохранения секрета, чем угроза от врагов, поскольку друзьям мы часто доверяем больше, чем следовало бы.
Пятое предложение, «Если за день ничему не научишься, значит, весь день шёл назад», представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным условия. Придаточная часть — «Если за день ничему не научишься». Она начинается с союза если, который вводит условие. Ничему — это отрицательное местоимение в дательном падеже, образованное с безударной приставкой «ни-», что важно для правильного написания. Не научишься — сказуемое, выраженное глаголом второго спряжения (оканчивается на -ить), с отрицательной частицей «не», указывающей на отсутствие действия. Главная часть — «значит, весь день шёл назад». Слово значит здесь выступает в роли вводного слова, указывающего на вывод или следствие. Шёл — сказуемое, а назад — наречие, указывающее на направление движения. Придаточная часть отвечает на вопрос «при каком условии?», указывая на обстоятельство, при котором происходит действие главной части. Пословица подчёркивает важность постоянного саморазвития и обучения. Если человек не приобретает новые знания или навыки ежедневно, он не просто стоит на месте, а фактически деградирует.
Шестое предложение, «Не стыдно молчать, коли нечего сказать», также является сложноподчинённым предложением с придаточным обстоятельственным условия. Главная часть — «Не стыдно молчать». Не стыдно — это слова категории состояния, указывающие на безличное состояние. Молчать — инфинитив, который выступает в роли сказуемого. Придаточная часть — «коли нечего сказать». Союз коли является устаревшим синонимом союза «если» и вводит условие. Нечего — это отрицательное местоимение, которое здесь выступает в роли сказуемого в безличном предложении, указывая на отсутствие чего-либо. Оно имеет ударную приставку «не-», что отличает его от «ничего». Сказать — инфинитив. Придаточная часть отвечает на вопрос «при каком условии?», указывая на обстоятельство, при котором действие главной части является уместным. Пословица учит, что лучше промолчать, если нет ничего умного или важного, чем говорить пустое.
Седьмое предложение, «Как аукнется, так и откликнется», является сложноподчинённым предложением с придаточным обстоятельственным образа действия, имеющим соотносительные слова. Придаточная часть — «Как аукнется». Как — союзное слово, указывающее на образ действия. Аукнется — сказуемое, выраженное глаголом. Главная часть — «так и откликнется». Так — соотносительное слово, указывающее на образ действия. Откликнется — сказуемое. Придаточная часть отвечает на вопрос «каким образом?», указывая на способ действия, который влечёт за собой соответствующий отклик. Пословица выражает принцип бумеранга или кармы: как человек поступает с другими, так и ему будет возвращено. Она подчёркивает неотвратимость последствий наших действий.
Восьмое предложение, «Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним», представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Главная часть — «Хорошо смеётся тот». Хорошо — наречие, смеётся — сказуемое, тот — подлежащее, выраженное указательным местоимением, которое нуждается в уточнении. Придаточная часть — «кто смеётся последним» — присоединяется к главной при помощи союзного слова кто, которое является подлежащим в придаточной части и относится к местоимению тот в главной части, определяя его. Смеётся — сказуемое, последним — обстоятельство времени или образа действия. Придаточная часть отвечает на вопрос «кто именно?» или «какой?», определяя местоимение «тот». Пословица означает, что истинная победа или удовлетворение приходит к тому, кто добивается успеха в конце, несмотря на первоначальные трудности или насмешки.
Теперь перейдём к детальному морфологическому разбору слов так и тот.
Слово так является наречием. Наречие — это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия (например, бежать быстро), признак другого признака (например, очень красивый) или признак предмета (например, кофе по-турецки). В данном случае, в предложении «Ветры дуют не так», так обозначает именно признак действия глагола «дуют», отвечая на вопрос «как?». Его морфологические признаки включают:
- Неизменяемость: Это означает, что наречие так не склоняется по падежам, не спрягается по лицам и числам, не имеет окончаний. Оно всегда сохраняет одну и ту же форму, независимо от того, к какому слову относится или какую синтаксическую функцию выполняет.
- Местоимённое: Наречие так относится к разряду местоименных наречий. Это означает, что оно не называет признак конкретно, а лишь указывает на него, подобно местоимениям, которые указывают на предметы, признаки или количества, не называя их. Например, вместо того чтобы сказать «дуют сильно» или «дуют слабо», мы говорим «дуют так», указывая на некий способ, который может быть уточнён в дальнейшем.
- Указательное: В рамках местоименных наречий, так является указательным наречием. Оно служит для указания на способ или образ действия, который либо уже был упомянут, либо будет уточнён, либо подразумевается из контекста. В предложении так выполняет синтаксическую роль обстоятельства. Чаще всего наречия в предложении выступают в роли обстоятельств образа действия, меры, степени, места, времени и т.д., отвечая на соответствующие вопросы. В нашем примере оно является обстоятельством образа действия.
Слово тот является местоимением. Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их конкретно. В предложении «Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним», тот указывает на предмет (в данном случае, на человека), не называя его по имени. Его начальная форма — тот. Для местоимений, изменяющихся по родам, числам и падежам, начальной формой считается форма именительного падежа единственного числа мужского рода. Среди постоянных морфологических признаков тот выделяется как указательное местоимение. Указательные местоимения (тот, этот, такой, сей) служат для выделения одного предмета из ряда однородных или для указания на него, часто с целью противопоставления или уточнения. Непостоянные морфологические признаки тот в данном предложении включают:
- в единственном числе: Местоимение тот в этом контексте относится к одному лицу или предмету. Местоимения, как и существительные или прилагательные, могут изменяться по числам (единственное/множественное).
- в мужском роде: В данном предложении тот относится к лицу мужского пола (или к лицу, род которого не определён, но грамматически выражается мужским родом). Местоимения, как и прилагательные, изменяются по родам (мужской, женский, средний) в единственном числе.
- в именительном падеже: Местоимение тот отвечает на вопрос «кто?» и является субъектом действия. Местоимения, как и существительные, изменяются по падежам. В предложении тот выполняет синтаксическую роль подлежащего. В данном случае, оно является главным членом предложения, обозначающим субъект действия, о котором идёт речь.
Наконец, рассмотрим словообразовательный анализ слов сохранить, аукнется и откликнется.
Слово сохранить образовано от глагола хранить. Это пример приставочного способа словообразования. К основе глагола «хранить» (корень -хран-) добавлена приставка «со-». Приставка «со-» в данном случае придаёт глаголу значение завершённости действия, его полноты или сохранения чего-либо в целости. То есть, «хранить» — это процесс, а «сохранить» — это довести этот процесс до конца, уберечь.
Слово аукнется образовано от глагола аукать. Это пример суффиксального способа словообразования с добавлением суффикса -ну- и постфикса -ся. Суффикс -ну- часто придаёт глаголу значение однократности действия или его мгновенности, а также может указывать на ответное действие. Постфикс -ся указывает на возвратность или взаимность действия. Сам глагол аукать, в свою очередь, образован от междометия ау. Междометия — это неизменяемые слова, которые выражают чувства, побуждения или звуки, но не называют их. В данном случае, междометие ау, имитирующее призывный звук, стало основой для образования глагола, обозначающего подачу такого звука.
Слово откликнется образовано от существительного клик. Это пример приставочно-суффиксального способа словообразования с добавлением приставки «от-», суффикса -ну- и постфикса -ся. Приставка «от-» в данном случае указывает на ответное действие, реакцию на что-либо. Суффикс -ну- (как и в «аукнется») может указывать на однократность или ответное действие. Постфикс -ся указывает на возвратность или взаимность действия. Таким образом, от существительного «клик» (то есть, громкий звук, призыв) образован глагол, означающий ответ на этот призыв или звук.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!