
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 79 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки. Какие предложения по цели высказывания встретились вам в текстах?
- Ты жива ещё моя ст..рушка Жив и я. Пр..вет тебе, пр..вет. Пусть струи(тся, ться) над твоей избушкой Тот вечерний несказа(н, нн)ый свет. (С. Есенин)
- Листья падают, листья падают Стон..т ветер, Протяж..н и глух. Кто же сер..це порадует Кто его успоко..т мой друг (С. Есенин)
- О буйные ветры Скорее, скорей! Скорей нас с..рвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать (не)хотим, Летите летите! Мы с вами летим!.. (Ф. Тютчев)
Выразительно прочитайте тексты, соблюдая правильную интонацию.
Подчеркните грамматические основы предложений второго отрывка.
Объясните, о ком или о чём третий отрывок. Подготовьтесь к выразительному чтению этого фрагмента.
Объясните лексическое значение и правильное произношение выделенного слова, проверьте себя по толковому и орфоэпическому словарикам.
Из первого отрывка выпишите все имена прилагательные и выполните их морфологический и морфемный анализ.
Укажите восклицательные и невосклицательные; простые и сложные; распространённые и нераспространённые предложения.
Тексты с расставленными знаками препинания, пропущенными буквами и раскрытыми скобками:
- Ты жива ещё моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. (С. Есенин)
- Листья падают, листья падают, Стонет ветер, Протяжен и глух. Кто же сердце порадует? Кто его успокоит, мой друг? (С. Есенин)
- О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!.. (Ф. Тютчев)
По цели высказывания в текстах встретились следующие предложения:
Повествовательные предложения: «Ты жива ещё моя старушка?», «Жив и я.», «Пусть струится над твоей избушкой», «Тот вечерний несказанный свет.», «Листья падают, листья падают,», «Стонет ветер,», «Протяжен и глух.», «Мы ждать не хотим,», «Мы с вами летим!..».
Вопросительные предложения: «Кто же сердце порадует?», «Кто его успокоит, мой друг?».
Побудительные предложения: «Привет тебе, привет!», «О буйные ветры,», «Скорее, скорей!», «Скорей нас сорвите», «С докучных ветвей!», «Сорвите, умчите,», «Летите, летите!».
Грамматические основы предложений второго отрывка:
В предложении «Листья падают, листья падают,» первая грамматическая основа: листья падают (листья — подлежащее, падают — сказуемое); вторая грамматическая основа: листья падают (листья — подлежащее, падают — сказуемое).
В предложении «Стонет ветер,» грамматическая основа: стонет ветер (ветер — подлежащее, стонет — сказуемое).
В предложении «Протяжен и глух.» грамматическая основа: протяжен и глух (составное именное сказуемое, безличное предложение).
В предложении «Кто же сердце порадует?» грамматическая основа: кто порадует (кто — подлежащее, порадует — сказуемое).
В предложении «Кто его успокоит, мой друг?» грамматическая основа: кто успокоит (кто — подлежащее, успокоит — сказуемое).
Третий отрывок, написанный Ф. Тютчевым, обращен к буйным ветрам. В нём выражается страстное желание лирического героя быть унесённым ветрами прочь от «докучных ветвей», что символизирует стремление к свободе, избавлению от чего-то надоевшего или сковывающего. Это призыв к стихии, просьба о помощи в освобождении и унесении в неведомые дали.
Выделенное слово, предположительно докучных, имеет следующее лексическое значение и произношение:
Лексическое значение: докучных означает наводящих скуку, надоевших, докучающих.
Правильное произношение: [дакучных].
Из первого отрывка можно выписать следующие имена прилагательные и выполнить их морфологический и морфемный анализ:
Слово: вечерний
1. Часть речи: имя прилагательное.
2. Морфологические признаки:
- Начальная форма: вечерний (именительный падеж единственного числа мужского рода).
- Постоянные признаки: относительное.
- Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма.
3. Синтаксическая роль: в предложении выступает в роли определения (свет какой? вечерний).
Слово: несказанный
1. Часть речи: имя прилагательное.
2. Морфологические признаки:
- Начальная форма: несказанный (именительный падеж единственного числа мужского рода).
- Постоянные признаки: относительное.
- Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма.
3. Синтаксическая роль: в предложении выступает в роли определения (свет какой? несказанный).
Классификация предложений по различным признакам:
Восклицательные предложения: «Привет тебе, привет!», «О буйные ветры,», «Скорее, скорей!», «Скорей нас сорвите», «С докучных ветвей!», «Сорвите, умчите,», «Мы ждать не хотим,», «Летите, летите!», «Мы с вами летим!..».
Невосклицательные предложения: «Ты жива ещё моя старушка?», «Жив и я.», «Пусть струится над твоей избушкой», «Тот вечерний несказанный свет.», «Листья падают, листья падают,», «Стонет ветер,», «Протяжен и глух.», «Кто же сердце порадует?», «Кто его успокоит, мой друг?».
Простые предложения: «Ты жива ещё моя старушка?», «Жив и я.», «Привет тебе, привет!», «Пусть струится над твоей избушкой», «Тот вечерний несказанный свет.», «Стонет ветер,», «Протяжен и глух.», «Кто же сердце порадует?», «Кто его успокоит, мой друг?», «О буйные ветры,», «Скорее, скорей!», «Скорей нас сорвите», «С докучных ветвей!», «Сорвите, умчите,», «Мы ждать не хотим,», «Летите, летите!», «Мы с вами летим!..».
Сложные предложения: «Листья падают, листья падают,» (состоит из двух простых предложений).
Распространённые предложения: «Ты жива ещё моя старушка?», «Привет тебе, привет!», «Пусть струится над твоей избушкой», «Тот вечерний несказанный свет.», «Стонет ветер,», «Протяжен и глух.», «Кто же сердце порадует?», «Кто его успокоит, мой друг?», «О буйные ветры,», «Скорее, скорей!», «Скорей нас сорвите», «С докучных ветвей!», «Сорвите, умчите,», «Мы ждать не хотим,», «Летите, летите!», «Мы с вами летим!..».
Нераспространённые предложения: «Жив и я.», «Листья падают, листья падают.» (если рассматривать каждую часть как нераспространённую).
Вот подробный разбор всех заданий, выполненный с вниманием к каждой детали и объяснением логики каждого шага.
Начнём с первого задания, где нужно было переписать тексты, расставляя пропущенные знаки препинания, буквы и раскрывая скобки.
- Ты жива ещё моя старушка? Здесь, после обращения «моя старушка», должна быть запятая, но так как предложение вопросительное, вопросительный знак поглощает запятую. Буква «а» в слове «старушка» является безударной гласной, которую нужно проверить по однокоренным словам, например, «старый». Жив и я. Это простое повествовательное предложение. Привет тебе, привет! Здесь дважды повторяется обращение «привет», и каждое из них требует восклицательного знака, так как выражает сильные эмоции. Буква «и» в слове «привет» — непроверяемая безударная гласная, её написание нужно запомнить. Пусть струится над твоей избушкой В слове «струится» пишется «тся», потому что это глагол в третьем лице единственного числа, который отвечает на вопрос «что делает?». Если бы был мягкий знак, он бы отвечал на вопрос «что делать?». Тот вечерний несказанный свет. В слове «несказанный» пишется две буквы «н», потому что это отглагольное прилагательное, образованное от глагола совершенного вида «сказать», и у него есть приставка «не-«.
- Листья падают, листья падают, Это сложное предложение, состоящее из двух простых, соединённых интонационно и запятой, указывающей на повторение действия. Стонет ветер, В слове «стонет» пишется «е», так как это глагол первого спряжения (стонать). Протяжен и глух. В слове «протяжен» пишется «е», это краткое прилагательное, образованное от «протяжный». Кто же сердце порадует? В слове «сердце» пишется непроизносимая согласная «д», которую можно проверить словом «сердечный». Кто его успокоит, мой друг? В слове «успокоит» пишется «и», так как это глагол второго спряжения (успокоить). После обращения «мой друг» ставится запятая, а в конце предложения — вопросительный знак.
- О буйные ветры, Здесь «О» — это междометие, выражающее обращение, а «буйные ветры» — это обращение, которое выделяется запятыми. Скорее, скорей! Это восклицательное предложение, выражающее призыв. Скорей нас сорвите В слове «сорвите» пишется «о» в приставке «со-«. С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Здесь однородные сказуемые, разделённые запятой. Мы ждать не хотим, Частица «не» с глаголами пишется раздельно. Летите, летите! Повторение глагола для усиления призыва, разделяется запятой. Мы с вами летим!.. Восклицательное предложение, выражающее эмоциональное утверждение.
Теперь классифицируем эти предложения по цели высказывания.
Повествовательные предложения сообщают какую-либо информацию, факт или событие. Они могут быть восклицательными или невосклицательными. Примеры из текстов: «Жив и я.», «Пусть струится над твоей избушкой», «Тот вечерний несказанный свет.», «Листья падают, листья падают,», «Стонет ветер,», «Протяжен и глух.», «Мы ждать не хотим,», «Мы с вами летим!..». Эти предложения просто констатируют что-то, без прямого вопроса или призыва.
Вопросительные предложения содержат вопрос и требуют ответа. Они всегда заканчиваются вопросительным знаком. Примеры: «Ты жива ещё моя старушка?», «Кто же сердце порадует?», «Кто его успокоит, мой друг?». Эти предложения выражают любопытство или поиск информации.
Побудительные предложения выражают призыв к действию, просьбу, приказ, совет. Они могут быть восклицательными или невосклицательными, но чаще всего имеют восклицательную интонацию. Примеры: «Привет тебе, привет!», «О буйные ветры,», «Скорее, скорей!», «Скорей нас сорвите», «С докучных ветвей!», «Сорвите, умчите,», «Летите, летите!». Эти предложения побуждают к совершению какого-либо действия.
Перейдём к третьему заданию, где нужно было подчеркнуть грамматические основы предложений второго отрывка. Грамматическая основа — это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
В предложении «Листья падают, листья падают,» мы видим повторение, которое усиливает образ. Здесь две грамматические основы, каждая из которых является самостоятельной частью сложного предложения. Первая основа: Листья (подлежащее, обозначает предмет речи) падают (сказуемое, обозначает действие предмета). Вторая основа: листья (подлежащее) падают (сказуемое).
В предложении «Стонет ветер,» грамматическая основа: ветер (подлежащее, так как отвечает на вопрос «кто?» или «что?» и обозначает предмет, совершающий действие) стонет (сказуемое, отвечает на вопрос «что делает?» и обозначает действие подлежащего).
Предложение «Протяжен и глух.» является безличным, так как в нём нет подлежащего, а сказуемое выражено краткими прилагательными, которые в данном контексте выступают в роли составного именного сказуемого, описывая состояние ветра, о котором говорилось ранее. Можно подразумевать «он» (ветер). Грамматическая основа здесь — протяжен и глух (составное именное сказуемое).
В предложении «Кто же сердце порадует?» грамматическая основа: Кто (подлежащее, выражено местоимением, отвечающим на вопрос «кто?») порадует (сказуемое, обозначает действие).
И, наконец, в предложении «Кто его успокоит, мой друг?» грамматическая основа: Кто (подлежащее) успокоит (сказуемое). Обращение «мой друг» не входит в состав грамматической основы.
Теперь объясним, о ком или о чём третий отрывок, как того требует четвёртое задание. Третий отрывок, написанный Фёдором Тютчевым, на первый взгляд кажется обращением к буйным ветрам с призывом сорвать и умчать лирического героя. Однако, если вчитаться глубже, становится ясно, что ветры здесь выступают как символ свободы, перемен, силы, способной вырвать из привычной, но уже надоевшей действительности. «Докучные ветви» — это метафора, обозначающая что-то скучное, однообразное, обременяющее, возможно, рутину, ограничения или даже несвободу. Лирический герой, вероятно, чувствует себя подобно листьям, которые хотят оторваться от ветвей, чтобы улететь с ветрами. Это стихотворение выражает глубокое желание освободиться от чего-то тягостного, стремление к новым впечатлениям, к полёту, к свободе. Оно пронизано чувством нетерпения и жажды перемен, что подчёркивается многократными повторениями и восклицательными интонациями.
Пятое задание просит объяснить лексическое значение и правильное произношение выделенного слова. Выделенное слово — докучных.
Лексическое значение слова докучных означает «надоедливых, наводящих скуку, утомляющих, докучающих». Это что-то, что вызывает раздражение своим постоянством или монотонностью. Синонимами могут быть слова «надоедливый», «скучный», «тягостный», «нудный». Антонимом может быть «интересный», «весёлый», «приятный». В контексте стихотворения «докучные ветви» означают ветви, которые надоели, стали утомительными, от которых хочется избавиться.
Правильное произношение слова докучных — [дакучных]. Это связано с редукцией безударных гласных в русском языке. Гласная «о» в первом предударном слоге без ударения произносится как «а». Ударение падает на второй слог — «куч».
Шестое задание требует выписать все имена прилагательные из первого отрывка и выполнить их морфологический и морфемный анализ.
Первый отрывок: «Ты жива ещё моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.»
Имена прилагательные в этом отрывке: моя, твоей, вечерний, несказанный.
Начнём с моя: 1. Часть речи: это притяжательное местоименное прилагательное. Оно указывает на принадлежность предмета. 2. Морфологические признаки:
- Начальная форма: мой (именительный падеж, единственное число, мужской род).
- Постоянные признаки: притяжательное.
- Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, женский род (согласуется со словом «старушка»). 3. Синтаксическая роль: В предложении выступает в роли определения («старушка чья? моя«). 4. Морфемный анализ: корень -моj-, окончание -я.
Далее твоей: 1. Часть речи: это притяжательное местоименное прилагательное. Оно указывает на принадлежность предмета. 2. Морфологические признаки:
- Начальная форма: твой (именительный падеж, единственное число, мужской род).
- Постоянные признаки: притяжательное.
- Непостоянные признаки: единственное число, родительный падеж (или дательный, предложный, но здесь предложный, так как «над избушкой» — предложный падеж), женский род (согласуется со словом «избушкой»). 3. Синтаксическая роль: В предложении выступает в роли определения («избушкой чьей? твоей«). 4. Морфемный анализ: корень -твоj-, окончание -ей.
Теперь вечерний: 1. Часть речи: это качественное прилагательное. Оно обозначает признак предмета. 2. Морфологические признаки:
- Начальная форма: вечерний (именительный падеж, единственное число, мужской род).
- Постоянные признаки: относительное. Относительные прилагательные обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету, действию или обстоятельству (например, к времени суток — вечер). Они не имеют степеней сравнения и кратких форм.
- Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма (согласуется со словом «свет»). 3. Синтаксическая роль: В предложении выступает в роли определения («свет какой? вечерний«). 4. Морфемный анализ: корень -вечер-, суффикс -н-, окончание -ий.
И, наконец, несказанный: 1. Часть речи: это отглагольное прилагательное. Оно образовано от глагола и обозначает признак по действию. В данном случае, это признак, который не был высказан, не был выражен. 2. Морфологические признаки:
- Начальная форма: несказанный (именительный падеж, единственное число, мужской род).
- Постоянные признаки: относительное. Как и «вечерний», оно не образует степеней сравнения.
- Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма (согласуется со словом «свет»). 3. Синтаксическая роль: В предложении выступает в роли определения («свет какой? несказанный«). 4. Морфемный анализ: приставка не-, корень -сказ-, суффикс -анн-, окончание -ый. Две буквы «н» в суффиксе объясняются тем, что это отглагольное прилагательное, образованное от глагола совершенного вида «сказать», и оно имеет приставку «не-«.
Последнее, седьмое задание — указать восклицательные и невосклицательные; простые и сложные; распространённые и нераспространённые предложения.
Восклицательные предложения выражают сильные эмоции, призывы, восклицания и произносятся с особой, повышенной интонацией. Они заканчиваются восклицательным знаком. Примеры: «Привет тебе, привет!», «О буйные ветры,», «Скорее, скорей!», «Скорей нас сорвите», «С докучных ветвей!», «Сорвите, умчите,», «Мы ждать не хотим,», «Летите, летите!», «Мы с вами летим!..». Все эти предложения передают яркие чувства или побуждения.
Невосклицательные предложения произносятся спокойным тоном, без особой эмоциональной окраски, и заканчиваются точкой или вопросительным знаком. Примеры: «Ты жива ещё моя старушка?», «Жив и я.», «Пусть струится над твоей избушкой», «Тот вечерний несказанный свет.», «Листья падают, листья падают,», «Стонет ветер,», «Протяжен и глух.», «Кто же сердце порадует?», «Кто его успокоит, мой друг?». Эти предложения либо сообщают информацию, либо задают вопрос.
Простые предложения имеют только одну грамматическую основу. Примеры: «Ты жива ещё моя старушка?», «Жив и я.», «Привет тебе, привет!», «Пусть струится над твоей избушкой», «Тот вечерний несказанный свет.», «Стонет ветер,», «Протяжен и глух.», «Кто же сердце порадует?», «Кто его успокоит, мой друг?», «О буйные ветры,», «Скорее, скорей!», «Скорей нас сорвите», «С докучных ветвей!», «Сорвите, умчите,», «Мы ждать не хотим,», «Летите, летите!», «Мы с вами летим!..». Каждое из этих предложений содержит только одно подлежащее и одно сказуемое (или только сказуемое в безличных предложениях).
Сложные предложения имеют две или более грамматические основы. Пример: «Листья падают, листья падают,». Это сложное предложение, состоящее из двух простых предложений, объединённых по смыслу и интонационно, с использованием запятой для разделения однородных частей. В данном случае, это сложносочиненное предложение с повторяющимися частями, где каждая часть имеет свою грамматическую основу.
Распространённые предложения помимо главных членов (подлежащего и сказуемого) содержат второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство), которые уточняют, поясняют или дополняют главные члены. Примеры: «Ты жива ещё моя старушка?» (есть второстепенные члены «ещё», «моя»), «Пусть струится над твоей избушкой» (есть обстоятельство «над избушкой», определение «твоей»), «Тот вечерний несказанный свет.» (есть определения «тот», «вечерний», «несказанный»), «Стонет ветер,» (здесь только главные члены, но если бы было «Стонет сильный ветер», оно стало бы распространённым), «Протяжен и глух.» (краткие прилагательные выступают как сказуемое, но при этом они сами по себе являются распространением смысла), «Кто же сердце порадует?» (есть дополнение «сердце»), «Кто его успокоит, мой друг?» (есть дополнение «его», обращение «мой друг»), «О буйные ветры,» (есть определение «буйные»), «Скорей нас сорвите» (есть дополнение «нас»), «С докучных ветвей!» (есть определение «докучных»), «Сорвите, умчите,» (однородные сказуемые), «Мы ждать не хотим,» (есть дополнение «ждать»), «Летите, летите!», «Мы с вами летим!» (есть обстоятельство «с вами»).
Нераспространённые предложения состоят только из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого), без второстепенных. Примеры: «Жив и я.» (здесь только подлежащее «я» и сказуемое «жив»), «Листья падают, листья падают.» (если рассматривать каждую часть отдельно: «Листья падают» — подлежащее и сказуемое, без второстепенных членов). В целом, в этих текстах большинство предложений являются распространёнными, так как они содержат различные поясняющие слова, делающие их более выразительными и информативными.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!