
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 66 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Выразительно прочитайте текст. О чём он рассказывает? В чём нас хочет убедить автор? Озаглавьте текст.
В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов бывших до той поры хотя и извес..ными мне, но д..лёкими и (не) пережитыми. Раньше они вызывали только один обыч(?)ный скудный образ. А вот теперь ок..залось что в каждом таком слове заложе(н, нн)а бе..здна ж..вых образов. Какие(же) это слова? Их так много, что (не)извес..тно да(же), с каких слов нач..нать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых». Я, конечно, знал, что есть дожди м..росящие сл..пые обложные грибные спорые, дожди идущие полосами, — полосовые, к..сые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
Но одно дело — знать ум..зрительно, а другое дело — испытать эти дожди (на)себе и понять что в каждом из них заключе(н, нн)а своя поэзия свои призн..ки, отлич(?)ные от признаков других дождей. Тогда все эти слова опред..ляющие дожди ож..вают крепнут нап..лняются выр..зительной силой. Тогда за каждым таким словом вид..шь и чу..ствуешь то о чём говоришь, а (не)произнос..шь его м..шинально… (К. Паустовский)
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
- А какие прилагательные, характеризующие разные виды дождей, можете добавить вы? Запишите эти слова. Используйте онлайн-словарь эпитетов.
- Выполните орфоэпический анализ выделенных слов.
- Спишите первое предложение последнего абзаца и разберите его по членам.
1. Заголовок и содержание текста
Заголовок: Глубина языка.
Текст рассказывает о личном опыте автора в постижении глубины и богатства родного языка через чувственное восприятие слов. Автор описывает, как в одно лето он открыл для себя новые значения и образы, скрытые в давно знакомых словах. Он подчеркивает разницу между поверхностным знанием слов и их глубоким переживанием, которое приходит через непосредственный опыт. Автор хочет убедить нас в том, что слова имеют огромный потенциал живых образов и что их истинное значение и поэзию можно понять только через личное переживание. Он приводит пример с разными видами дождей, чтобы показать, как каждое слово оживает и наполняется силой, когда за ним стоит личный опыт.
2. Списанный текст с заполненными пропусками
В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов. Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых». Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей. Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально…
3. Прилагательные, характеризующие разные виды дождей
Дополнительные прилагательные, характеризующие разные виды дождей: грозовой (дождь с грозой), муссонный (сезонный дождь в жарком климате), купальный (сильный), снежный (дождь со снегом), ситный (мелкий, как сквозь сито), затяжной (обложной дождь), проливной (ливень), слепой (дождь при свете солнца).
4. Орфоэпический анализ выделенных слов
- дождевых – [дажд’ивых]
- конечно – [кан’эч’на]
- дожди – [дажд’и]
- чувствуешь – [ч’уствуй’иш]
5. Разбор первого предложения последнего абзаца
Предложение: «Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой.»
- Тогда — наречие, обстоятельство времени.
- все — местоимение-прилагательное, определение.
- эти — указательное местоимение-прилагательное, определение.
- слова — существительное, подлежащее.
- , определяющие дожди, — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
- оживают, крепнут, наполняются — однородные сказуемые, выраженные глаголами.
- выразительной — прилагательное, определение.
- силой — существительное, дополнение.
Этот глубокий и поучительный текст, который можно озаглавить «Глубина языка», раскрывает перед нами удивительный мир слов, их истинное значение и потенциал, который зачастую остается незамеченным в повседневной жизни. Автор делится своим личным, очень интимным опытом переосмысления родного языка, подчеркивая, что подлинное понимание слов приходит не через поверхностное знание, а через чувственное восприятие и непосредственное переживание. Он рассказывает, как в течение одного лета, благодаря внимательному и вдумчивому отношению к окружающему миру, он заново открыл для себя знакомые слова, ощутив их на вкус, на запах, на ощупь, что позволило ему увидеть в них «бездну живых образов». Это не просто текст о словах, это размышление о том, как мы взаимодействуем с языком, как мы его чувствуем и насколько глубоко можем его постичь. Автор стремится убедить нас в том, что каждое слово обладает огромным, неисчерпаемым потенциалом для создания ярких, живых образов, и что его истинная красота и поэзия раскрываются только тогда, когда мы пропускаем его через себя, через свой личный опыт и ощущения. Он мастерски использует пример с различными видами дождей, чтобы наглядно продемонстрировать, как одно и то же явление может быть описано множеством слов, каждое из которых несет в себе уникальную палитру чувств и значений, оживая и наполняясь силой лишь тогда, когда за ним стоит личное, пережитое знание. Таким образом, основная мысль автора заключается в призыве к более осознанному, глубокому и чувственному отношению к родному языку, к постижению его истинной глубины через личный опыт и эмоциональное вовлечение.
Вот текст, тщательно переписанный с учетом всех пропущенных букв, знаков препинания и раскрытых скобок, с подробным объяснением каждого изменения:
В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов. Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых». Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей. Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально…
Обоснование изменений:
- известными: В слове «известными» пишется одна «н», так как это отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида «знать» (что делать?).
- далёкими: Пропущена буква «ё» в корне слова, проверочное слово «даль».
- непережитыми: Написание слитно с «не», так как это причастие, не имеющее противопоставления и зависимых слов, а также не употребляющееся без «не».
- обычный: В суффиксе прилагательных после шипящих пишется «чн», если нет чередования.
- оказалось: Пропущена буква «а» в корне слова, проверочное слово «кажется».
- заложена: В кратком причастии пишется одна «н».
- бездна: Пропущена буква «з» в корне слова, так как «без» является приставкой, а «дна» — корнем.
- живых: Пропущена буква «и» после «ж» (жи-ши пиши с «и»).
- Какие же: Частица «же» пишется раздельно с местоимением «какие».
- неизвестно даже: «Неизвестно» пишется слитно с «не», так как это наречие, которое можно заменить синонимом без «не» («таинственно»). «Даже» — это частица, пишется раздельно.
- начинать: Пропущена буква «а» в корне слова, проверочное слово «начин».
- конечно: В этом слове пишется «чн», но произносится [шн], это словарное слово, требующее запоминания.
- моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, идущие, полосовые, косые, сильные, окатные: Все эти прилагательные и причастия являются определениями к слову «дожди» и требуют запятых для разделения однородных членов предложения.
- умозрительно: Пропущена буква «о» в корне слова, проверочное слово «ум».
- на себе: Предлог «на» пишется раздельно с местоимением «себе».
- заключена: В кратком причастии пишется одна «н».
- признаки: Пропущена буква «и» в корне слова, проверочное слово «признак».
- отличные: Пропущена буква «и» в корне слова, проверочное слово «отличие».
- определяющие: Пропущена буква «е» в корне слова, проверочное слово «предел».
- оживают, крепнут, наполняются: Эти глаголы являются однородными сказуемыми, поэтому разделяются запятыми.
- выразительной: Пропущена буква «а» в корне слова, проверочное слово «выразить».
- видишь: Глагол второго лица единственного числа, оканчивается на «ешь» (исключение).
- чувствуешь: Глагол второго лица единственного числа, оканчивается на «ешь».
- не произносишь: Частица «не» с глаголами пишется раздельно.
- машинально: Пропущена буква «а» в корне слова, проверочное слово «машина».
Мы можем значительно расширить список прилагательных, характеризующих различные виды дождей, используя не только те, что уже упомянуты в тексте, но и другие, которые встречаются в языке и обогащают наше представление об этом природном явлении. Например, помимо уже названных моросящих, слепых, обложных, грибных, спорых, полосовых, косых, сильных, окатных и проливных дождей, можно добавить:
- Грозовой дождь – это дождь, который сопровождается громом и молниями, создавая мощное и впечатляющее зрелище.
- Муссонный дождь – это сезонный, очень обильный дождь, характерный для жаркого климата, особенно в Юго-Восточной Азии, связанный с изменением направления ветров.
- Купальный дождь – это сильный, но теплый и приятный дождь, под которым хочется «купаться», часто бывает летом.
- Снежный дождь – это необычное явление, когда одновременно идут дождь и снег, или дождь, который вскоре переходит в снег.
- Ситный дождь – это очень мелкий, почти незаметный дождь, капли которого кажутся просеянными «сквозь сито».
- Затяжной дождь – это дождь, который длится долгое время, без перерывов, часто ассоциируется с пасмурной и унылой погодой.
- Слепой дождь – это дождь, идущий при свете солнца, часто сопровождающийся появлением радуги.
- Грибной дождь – это теплый, мелкий, часто кратковременный дождь, после которого хорошо растут грибы.
- Косой дождь – это дождь, падающий под углом, обычно при сильном ветре.
- Кратковременный дождь – это дождь, который длится недолго, быстро начинается и быстро заканчивается.
- Обложной дождь – это продолжительный, равномерный дождь, покрывающий большую территорию.
- Проливной дождь – это очень сильный, обильный дождь, настоящий ливень.
- Холодный дождь – это дождь, идущий при низкой температуре воздуха, вызывающий ощущение зябкости.
- Теплый дождь – это дождь, идущий при комфортной температуре, часто летом, воспринимается как приятный.
- Осенний дождь – это дождь, характерный для осени, часто холодный, монотонный, затяжной.
- Весенний дождь – это дождь, идущий весной, часто короткий, освежающий, способствующий росту растений.
- Летний дождь – это дождь, идущий летом, часто теплый, сильный, но кратковременный, после которого воздух становится свежим.
- Глухой дождь – это дождь, который слышен, но не виден, или очень тихий, едва слышимый.
- Барабанный дождь – это очень сильный дождь, капли которого с шумом ударяются о поверхности, создавая звук, похожий на барабанную дробь.
- Золотой дождь – это образное выражение для очень редкого, ценного дождя, который приносит облегчение засушливым землям.
Орфоэпический анализ выделенных слов позволяет нам понять, как эти слова произносятся в устной речи, учитывая все фонетические процессы, происходящие в русском языке:
- дождевых – [дажд’ивых]. Здесь происходит редукция безударных гласных: «о» в первом слоге редуцируется до краткого «а» [а], а «е» в третьем слоге редуцируется до [и]. Согласный «д» перед «ж» уподобляется ему по звонкости и месту образования, но в транскрипции это не всегда отражается как отдельный звук, скорее как ассимиляция. Звук «ж» твердый. «х» в конце слова является глухим.
- конечно – [кан’эч’на]. В этом слове происходит ассимиляция согласных: сочетание «чн» произносится как [шн]. Безударная «о» в первом слоге редуцируется до [а]. «е» под ударением произносится как [э].
- дожди – [дажд’и]. Безударная «о» в первом слоге редуцируется до [а]. Согласный «д» перед «ж» ассимилируется, и «ж» произносится твердо. «и» под ударением произносится четко.
- чувствуешь – [ч’уствуй’иш]. В этом слове происходит несколько фонетических явлений. Звук «ч» всегда мягкий. «у» после «ч» произносится как [у]. Сочетание «ств» произносится без выпадения звуков. Безударная «у» в суффиксе редуцируется до [у], а «е» в окончании редуцируется до [и] или [ы] в зависимости от позиции, здесь скорее [и]. «ш» в конце слова произносится глухо.
Давайте детально разберем первое предложение последнего абзаца: «Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой.»
Это предложение является простым, так как содержит одну грамматическую основу. По цели высказывания оно повествовательное, так как сообщает о каком-либо факте. По интонации оно невосклицательное. По наличию главных членов предложения оно двусоставное, поскольку имеет и подлежащее, и сказуемое. По наличию второстепенных членов предложения оно распространенное. По наличию пропущенных членов предложения оно полное. Осложнено предложение однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Грамматическая основа:
- слова – это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже (что? слова). Оно обозначает предмет, о котором говорится в предложении.
- оживают, крепнут, наполняются – это однородные сказуемые, выраженные глаголами в изъявительном наклонении, настоящем времени, множественном числе (что делают? оживают, крепнут, наполняются). Они обозначают действия, которые совершает подлежащее.
Второстепенные члены предложения:
- Тогда – это обстоятельство времени, выраженное наречием (когда? тогда). Оно указывает на время совершения действия.
- все – это определение, выраженное местоимением-прилагательным (какие? все). Оно относится к подлежащему «слова» и указывает на его обобщенность.
- эти – это определение, выраженное указательным местоимением-прилагательным (какие? эти). Оно также относится к подлежащему «слова» и конкретизирует его.
- , определяющие дожди, – это обособленное определение, выраженное причастным оборотом (слова какие? определяющие дожди). Причастный оборот стоит после определяемого слова «слова» и выделяется запятыми с обеих сторон. Внутри причастного оборота:
- определяющие – это причастие, главное слово в обороте, выступающее в роли определения.
- дожди – это дополнение к причастию «определяющие» (определяющие что? дожди), выраженное существительным в винительном падеже.
- выразительной – это определение, выраженное прилагательным (силой какой? выразительной). Оно относится к дополнению «силой».
- силой – это дополнение, выраженное существительным в творительном падеже (наполняются чем? силой). Оно относится к сказуемому «наполняются».
Таким образом, предложение представляет собой сложную синтаксическую конструкцию, где подлежащее «слова» имеет два определения («все», «эти») и распространено обособленным причастным оборотом, а к нему относятся три однородных сказуемых, одно из которых, «наполняются», в свою очередь, распространено дополнением с определением.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!