1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Разумовская 8 Класс по Русскому Языку Львова Учебник 📕 Капинос — Все Части
Русский язык
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
8 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Год
2015-2024.
Издательство
Дрофа.
Описание

Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.

ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 57 Разумовская, Львова — Подробные Ответы

Упражнение

АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ

  • Выразительно прочитайте фрагмент из книги «Трава» известного русского писателя Владимира Алексеевича Солоухина. Озаглавьте текст.

Кто-то из русских писателей в начале века сказал: «Произошло два события одинаковой важности: люди научились летать и люди разучились удивляться этому…»

Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться — от роста культуры, от глубины знаний, от цивилизованности или от какого-то всеобщего отупения чувств, от обжорства этим самым техническим прогрессом.

Нет, я тоже перестал удивляться лунному грунту, зондированию Венеры, чудовищным скоростям на Земле. Но парашютику одуванчика я — представьте себе — всё ещё удивляюсь. Я и пишу-то это, может быть, только для того, чтобы вы оторвали на минуту свой утомлённый взгляд от беспрерывного, бесконечного мелькания (телевизор, кино, автомобили, поезда, самолёты, прохожие, огни рекламы…) и остановили бы его на огромной неподвижной капле влаги, скопившейся в сборчатом и ворсистом листе манжетки. Или на парашютике одуванчика.

Вы подняли пушистый цветок над головой (кто же это сказал красиво и точно: «Одуванчик из солнца уже превратился в луну…»?) и дунули на него. Пушинки бойко и дружно взмывают вверх, потом, относимые ветерком, начинают наискось падать, опускаться на землю. И пока вы следите за ними, пока они летят, сначала беленькие и чёткие на фоне синего неба, а потом переплывут на фон зелёной травы, что-то успеет дрогнуть, оттаять в вас. Проклюнется из мёртвого холода слабый первый толчок душевного пульса, и вы поймёте, что душа в вас жива, но только она заморожена.

  • Проанализируйте текст по данному плану: определите коммуникативное намерение автора, тему и основную мысль текста, стиль и тип (типы) речи, особенности композиции; укажите языковые средства, которые помогли автору сделать этот текст выразительным.
  • Разберите по составу выделенные слова, в скобках укажите, к какой части речи относится каждое из них.
  • Выберите из текста несколько примеров, иллюстрирующих правила о слитном, дефисном и раздельном написании слов.
Краткий ответ:

Предложенный заголовок для данного текста — «Утрата способности удивляться».

Основное коммуникативное намерение автора заключается в том, чтобы пробудить у читателей чувство удивления к простым, но удивительным явлениям природы, которые часто остаются незамеченными в стремительном потоке технологических достижений. Центральная тема произведения — это потеря способности удивляться в современном мире, который переполнен технологическими новшествами. Главная мысль текста подчеркивает, что, несмотря на постоянный технологический прогресс, крайне важно сохранить способность восхищаться обыденными чудесами природы, поскольку это оживляет и согревает человеческую душу.

Текст написан в публицистическом стиле, с органичным включением элементов глубокого размышления и яркого описания. Композиционно произведение выстроено таким образом, что начинается с цитаты, которая задает тон дальнейшим рассуждениям автора. Затем следует подробное обсуждение причин, по которым люди утрачивают способность удивляться. Завершается текст примерами из природного мира, призванными вновь пробудить это важное чувство.

Для усиления выразительности и эффективной передачи авторской идеи о значимости сохранения способности удивляться даже в условиях технологического прогресса, используются разнообразные языковые средства. Среди них выделяются эмоциональные выражения, призванные вызвать сильный отклик у читателя, например, «утрата способности удивляться», «чудовищные скорости» и «огромная неподвижная капля влаги». Автор также мастерски применяет контраст, противопоставляя передовые технологии простым природным чудесам, что видно в таких словосочетаниях, как «лунный грунт» и «парашютик одуванчика». Текст обогащается за счет образных выражений, включая метафоры и сравнения, например, «одуванчик из солнца превратился в луну», которые создают яркие зрительные образы. Кроме того, использование вопросительных предложений вовлекает читателя в совместное размышление с автором, как в фразе «Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться…».

Анализ выделенных слов демонстрирует их морфологическую принадлежность. Слово удивляться является глаголом. Прилагательными выступают горестная, лунному и утомлённый. Существительными являются отупения и самолёты. Наречия наискось и вверх указывают на образ действия или направление. Слово бесконечного также является прилагательным, а оттаять — глаголом.

В тексте встречаются примеры различных правил написания слов. Для слитного написания характерно слово неизвестно, которое пишется слитно, поскольку частица «не» соединяется с наречием на «-о» в утвердительном контексте. Аналогично, беспрерывного пишется слитно, так как приставка «бес-» присоединяется к прилагательному. Примером дефисного написания служат составные числительные, такие как семнадцать-восемнадцать, которые пишутся через дефис. Местоимения и наречия, образованные с помощью суффикса «-то», например, кто-то, какого-то, пишу-то и что-то, также пишутся через дефис. Наконец, раздельное написание демонстрирует выражение всё ещё, где наречие «всё» и частица «ещё» пишутся отдельно. Частица «не» также пишется раздельно с глаголами, что видно в примере не знаю.

Подробный ответ:

Предложенный заголовок для данного текста, «Утрата способности удивляться», является наиболее точным и ёмким, поскольку он сразу же акцентирует внимание читателя на центральной проблеме, которую поднимает автор: постепенное исчезновение у человека способности воспринимать мир с детской непосредственностью и восторгом, особенно в контексте стремительного технологического развития. Этот заголовок не только отражает основную тему, но и содержит в себе элемент горечи, предвещая авторские размышления о причинах и последствиях такого явления.

Основное коммуникативное намерение Владимира Солоухина заключается в искреннем стремлении пробудить в читателях давно забытое или притупившееся чувство удивления. Он не просто констатирует факт потери этой способности, но и призывает задуматься о её значимости, обращая взор к простым, но поистине чудесным вещам природы, которые в повседневной суете и на фоне ослепительных технологических достижений часто остаются незамеченными. Автор стремится донести мысль о том, что истинное чудо кроется не только в покорении космоса или создании сверхскоростных машин, но и в мельчайших деталях окружающего мира, способных подарить глубокие эмоциональные переживания и оживить душу. Он как бы протягивает руку читателю, предлагая вместе с ним остановиться, замедлиться и увидеть красоту в обыденном.

Центральная тема произведения — это глубокая и тревожная проблема потери способности удивляться в современном мире, который буквально переполнен грандиозными технологическими достижениями и постоянно меняющимися информационными потоками. Автор размышляет о том, как постоянное воздействие высокотехнологичных новшеств и информационный «обжорство» притупляют наши чувства, делая нас равнодушными к простым, но фундаментальным чудесам бытия. Эта тема актуальна для любого человека, живущего в эпоху бурного прогресса, когда скорость и масштаб изменений могут затмевать внутренний мир и способность к эмоциональному отклику.

Главная мысль текста заключается в утверждении, что, несмотря на всеобъемлющий технологический прогресс и его, казалось бы, безграничные возможности, жизненно важно сохранять и оберегать в себе способность удивляться простым чудесам природы. Солоухин убеждён, что именно эта способность является источником внутренней гармонии, она оживляет и согревает душу, не давая ей замерзнуть в «мёртвом холоде» равнодушия и отупения. Он призывает читателя осознать, что истинное богатство человека заключается не только во внешних достижениях, но и в глубине его внутреннего мира, в умении видеть красоту и гармонию там, где, казалось бы, нет ничего особенного. Это своего рода философское послание о необходимости баланса между внешним, материальным миром и внутренним, духовным.

Текст написан в публицистическом стиле, что проявляется в его направленности на широкую аудиторию, актуальности поднятой проблемы, эмоциональности и призывном характере. В нём гармонично сочетаются элементы глубокого размышления, где автор анализирует причины и последствия утраты способности удивляться, и яркого описания, когда он рисует картины природы, способные вернуть это чувство. Элементы размышления проявляются в риторических вопросах, авторских отступлениях и попытках найти объяснение происходящему («Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться…»). Описание же становится особенно выразительным, когда автор предлагает читателю представить «огромную неподвижную каплю влаги, скопившуюся в сборчатом и ворсистом листе манжетки» или «парашютик одуванчика», детально описывая его полёт. Такое сочетание делает текст не только информативным, но и глубоко личным, вовлекающим читателя в диалог.

Особенности композиции текста также заслуживают внимания. Произведение начинается с мощной и провокационной цитаты, которая сразу же задает тон всему дальнейшему рассуждению автора: «Произошло два события одинаковой важности: люди научились летать и люди разучились удивляться этому…». Эта цитата служит своеобразным эпиграфом, мгновенно погружая читателя в проблематику текста и вызывая внутренний отклик. Далее следует глубокое обсуждение причин утраты способности удивляться, где автор высказывает свои предположения о влиянии «роста культуры», «глубины знаний», «цивилизованности» или, напротив, «всеобщего отупения чувств» и «обжорства этим самым техническим прогрессом». В заключительной части текста приводятся конкретные, яркие и очень образные примеры из природы, призванные не просто проиллюстрировать авторскую мысль, но и непосредственно пробудить у читателя то самое чувство удивления, о котором идёт речь. Описание полёта одуванчика, его превращения «из солнца в луну» и дрожание «душевного пульса» служат мощным эмоциональным аккордом, завершающим текст на оптимистичной ноте.

Для создания выразительного и глубокого текста автор использует целый арсенал языковых средств. Среди них особо выделяются эмоциональные выражения, которые призваны вызвать сильный отклик у читателя и передать авторскую обеспокоенность. Например, фраза «горестная утрата способности удивляться» не просто констатирует факт, но и окрашивает его печалью, подчеркивая трагичность ситуации. Выражение «чудовищные скорости» передаёт не только масштаб, но и некий негативный, подавляющий аспект современного мира. А «огромная неподвижная капля влаги» звучит почти как оксюморон, привлекая внимание к контрасту и заставляя читателя вглядеться в эту деталь.

Мастерски используется контраст, который является одним из ключевых приёмов в тексте. Автор противопоставляет грандиозные достижения высоких технологий, такие как «лунный грунт», «зондирование Венеры» и «чудовищные скорости на Земле», простым, но не менее, а порой и более удивительным, с точки зрения автора, чудесам природы, таким как «парашютик одуванчика» или «капля влаги на листе манжетки». Это противопоставление позволяет автору подчеркнуть, что истинная ценность и красота часто скрываются в мелочах, а не в масштабных, но обезличенных достижениях.

Текст богат образными выражениями, включая метафоры и сравнения, которые делают повествование более живым и запоминающимся. Ярким примером является метафора «одуванчик из солнца уже превратился в луну», которая не только описывает изменение внешнего вида цветка, но и придаёт ему поэтическое, почти космическое значение, связывая земное с небесным. Это сравнение вызывает в воображении читателя яркий и необычный образ, способствующий эмоциональному восприятию.

Использование вопросительных предложений («Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться…», «кто же это сказал красиво и точно…») выполняет важную риторическую функцию. Они не требуют прямого ответа, но заставляют читателя задуматься вместе с автором, вовлекают его в процесс размышления, создавая эффект диалога и сопричастности. Это делает текст более интерактивным и личностно ориентированным.

Кроме того, можно отметить использование лексических средств, таких как слова с эмоционально-оценочной окраской («горестная», «чудовищные», «отупения», «заморожена»), которые усиливают воздействие на читателя. Присутствуют и синтаксические параллелизмы, например, в перечислении источников мелькания («телевизор, кино, автомобили, поезда, самолёты, прохожие, огни рекламы…»), что создаёт эффект нагромождения и передаёт ощущение перегруженности современного мира. Повторение фразы «парашютик одуванчика» также является синтаксическим приемом, который акцентирует внимание на этом символе простого чуда.

Теперь перейдем к подробному разбору по составу выделенных слов, с указанием части речи и морфологических характеристик.

Слово удивляться является глаголом. Его начальная форма — удивляться. Это глагол несовершенного вида (отвечает на вопрос «что делать?»), возвратный (имеет суффикс -ся), непереходный. В данном контексте употреблён в неопределённой форме. Синтаксическая роль — часть составного глагольного сказуемого («разучились удивляться»).

Слово горестная является именем прилагательным. Его начальная форма — горестный. Это качественное прилагательное, которое может иметь степени сравнения (горестнее, самый горестный), но в данном тексте употреблено в полной форме, именительном падеже, единственном числе, женском роде, согласуясь с существительным «утрата». Синтаксическая роль — определение.

Слово отупения является именем существительным. Его начальная форма — отупение. Это отглагольное существительное, среднего рода, неодушевлённое, относится ко 2-му склонению. В тексте употреблено в родительном падеже, единственном числе («от какого-то всеобщего отупения чувств»). Синтаксическая роль — дополнение.

Слово лунному является именем прилагательным. Его начальная форма — лунный. Это относительное прилагательное (не имеет степеней сравнения), употреблено в дательном падеже, единственном числе, мужском роде, согласуясь с подразумеваемым существительным (например, «грунту»). Синтаксическая роль — определение.

Слово утомлённый является причастием, образованным от глагола «утомить», но в данном контексте выступает в роли имени прилагательного, так как обозначает постоянный признак предмета (взгляда). Его начальная форма — утомлённый. Это страдательное причастие прошедшего времени, совершенного вида. В тексте употреблено в полной форме, именительном падеже, единственном числе, мужском роде, согласуясь с существительным «взгляд». Синтаксическая роль — определение.

Слово бесконечного является именем прилагательным. Его начальная форма — бесконечный. Это качественное прилагательное, употреблено в родительном падеже, единственном числе, мужском роде, согласуясь с существительным «мелькания». Синтаксическая роль — определение.

Слово самолёты является именем существительным. Его начальная форма — самолёт. Это нарицательное, неодушевлённое существительное, мужского рода, 2-го склонения. В тексте употреблено в именительном падеже, множественном числе. Синтаксическая роль — однородный член предложения (дополнение в ряду перечислений).

Слово наискось является наречием. Оно обозначает образ действия. Это неизменяемое слово, не имеет степеней сравнения. В предложении относится к глаголу «падать» («начинают наискось падать»). Синтаксическая роль — обстоятельство образа действия.

Слово вверх является наречием. Оно обозначает направление. Это неизменяемое слово. В предложении относится к глаголу «взмывают» («взмывают вверх»). Синтаксическая роль — обстоятельство места.

Слово оттаять является глаголом. Его начальная форма — оттаять. Это глагол совершенного вида (отвечает на вопрос «что сделать?»), невозвратный, непереходный. В данном контексте употреблeн в неопределённой форме. Синтаксическая роль — часть составного глагольного сказуемого («успеет дрогнуть, оттаять»).

Рассмотрим примеры, иллюстрирующие правила о слитном, дефисном и раздельном написании слов, найденные в тексте.

К слитному написанию относится слово неизвестно. В данном случае, это наречие, образованное от прилагательного «известный» с помощью приставки «не-«. Согласно правилу, частица «не» пишется слитно с наречиями на «-о» и «-е», если слово без «не» не употребляется или если оно может быть заменено синонимом без «не». В данном контексте «неизвестно» можно заменить на «непонятно», что подтверждает слитное написание. Ещё один пример — беспрерывного. Это прилагательное, образованное с помощью приставки «бес-«. Приставки «без-«/»бес-» всегда пишутся слитно с корнем слова. Здесь «бес-» пишется через «с», так как корень начинается с глухого согласного «п».

Что касается дефисного написания, в представленном фрагменте текста нет прямых примеров числительных, написанных через дефис, как в «семнадцать-восемнадцать» (этот пример был приведён в предыдущем ответе, но не встречается в данном тексте Солоухина). Однако, в русском языке через дефис пишутся, например, местоимения и наречия с суффиксами «-то», «-либо», «-нибудь», а также приставкой «кое-«. Если бы в тексте встретились слова типа кто-то, что-либо, где-нибудь, кое-что, они бы писались через дефис. В данном тексте таких слов нет, но важно помнить это правило.

Наконец, раздельное написание представлено несколькими случаями. Выражение всё ещё пишется раздельно. Это сочетание наречия «всё» и частицы «ещё». Частица «ещё» всегда пишется раздельно со словами, к которым она относится. Ещё один пример — не знаю. Здесь частица «не» пишется раздельно с глаголом «знаю». Это общее правило: частица «не» с глаголами пишется раздельно, за исключением случаев, когда глагол без «не» не употребляется (например, «ненавидеть», «негодовать»). В данном случае глагол «знаю» без «не» употребляется, поэтому написание раздельное.



Общая оценка
3.9 / 5
Комментарии
  • 🙂
  • 😁
  • 🤣
  • 🙃
  • 😊
  • 😍
  • 😐
  • 😡
  • 😎
  • 🙁
  • 😩
  • 😱
  • 😢
  • 💩
  • 💣
  • 💯
  • 👍
  • 👎
В ответ юзеру:
Редактирование комментария

Оставь свой отзыв 💬

Комментариев пока нет, будьте первым!

Другие предметы

Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!

Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.

Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!

Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!