
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 55 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ
Найдите «данное» и «новое» в предложениях обоих текстов предыдущего упражнения. Определите способы и средства связи предложений. Пользуясь ресурсами Интернета, установите, из какого художественного произведения взят первый отрывок. Описание внешности какого героя содержится в нём?
- Наружность его [вожатого] показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. (А. Пушкин)
- В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью, воздвигнутой во имя Преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окружённые разными пристройками. В этих хоромах жили богатые помещики, и всё у них шло своим порядком, как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать сгорела дотла. (По И. Тургеневу)
Прочитайте первый текст. Укажите, какие выразительные языковые средства использованы автором в этом описании. Сравните данный фрагмент и кадр из фильма «Русский бунт» (2000, режиссёр Александр Прошкин), созданного на основе произведений А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачёва». Какие черты характера Пугачёва подчёркиваются в описании? На что обратили внимание герои повести при первых встречах с этим человеком? Какие черты характера персонажа открывает кадр из названного фильма?
По толковому словарику учебника уточните лексическое значение слова армяк (первый текст) и приведите примеры устаревших слов.
Разберите по составу выделенные слова.
Из второго текста выпишите второе предложение и выполните его синтаксический анализ.
Из последнего предложения второго текста выпишите слова, в произношении которых наблюдается оглушение.
В первом тексте, описывающем внешность Емельяна Пугачёва, который является вожатым, представлены следующие элементы: Наружность его, чёрная борода, живые большие глаза, Лицо и Волосы, а также оборванный армяк и татарские шаровары. Связь предложений в этом тексте осуществляется параллельным способом, а средством связи служит лексический повтор. Данный отрывок взят из произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Во втором тексте, описывающем село Шумихино, упоминаются: большое село Шумихино, каменная церковь, обширные господские хоромы, а также то, что всё у них шло своим порядком, и как вся эта благодать сгорела дотла. Связь предложений здесь осуществляется последовательным способом, а средствами связи являются лексический повтор и местоимения.
При анализе первого текста, описывающего Пугачёва, автор использует такие эпитеты, как худощав, широкоплеч, в черной, живые, плутовское. В тексте подчёркиваются такие черты характера Пугачёва, как смелость, уверенность и хитрость. Герои повести при первых встречах с ним обращают внимание на его внешний вид. Представленный кадр из фильма «Русский бунт» демонстрирует такие черты характера Пугачёва, как решительность, уверенность, бесстрашие, умение убеждать и вести за собой, что являются настоящими качествами лидера.
Слово «армяк» в старину у крестьян означало повседневную мужскую верхнюю одежду, представляющую собой кафтан из толстого сукна. Примеры устаревших слов включают: бакены, горний, зипун, конка, недужный, отступник, стамед, ямщик.
Выделенные слова для разбора по составу: Широкоплеч, проседь, бегали, обстрижены, кружок, оборванный, каменной, красовались, обширные, пристройками, сгорела.
Второе предложение из второго текста: Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными пристройками. Синтаксический анализ этого предложения показывает, что оно повествовательное, невосклицательное, полное, и осложнено обособленными определениями, выраженными причастным оборотом.
Из последнего предложения второго текста слова, в произношении которых наблюдается оглушение, это: Порядком, вдруг.
АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ
Приступая к анализу предложенных текстов, важно последовательно рассмотреть каждый аспект задания, демонстрируя глубокое понимание языковых явлений.
В первом тексте, представляющем собой описание внешности вожатого, мы можем выделить следующие элементы «данного» и «нового» в каждом предложении и проанализировать средства связи.
Первое предложение: «Наружность его [вожатого] показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.» Здесь «данным» является Наружность его [вожатого] (Д1), так как именно о ней пойдёт речь, а «новым» — показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч (Н1), поскольку это новая информация о его внешности.
Второе предложение: «В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали.» «Данным» здесь выступает в чёрной бороде его (Д2) и живые большие глаза (Д3), так как они являются частью уже упомянутой внешности вожатого. «Новым» становится показывалась проседь (Н2) и так и бегали (Н3), раскрывая конкретные детали его облика.
Третье предложение: «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.» «Данное» — это Лицо его (Д4), продолжающее описание внешности. «Новое» — имело выражение довольно приятное, но плутовское (Н4), добавляющее характеристику его мимики и характера.
Четвёртое предложение: «Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.» Здесь «данное» — Волосы (Д5) и на нём (Д6, подразумевающее его одежду), продолжающие детализировать образ вожатого. «Новое» — были обстрижены в кружок (Н5) и был оборванный армяк и татарские шаровары (Н6), завершающее описание его причёски и одежды.
Способ связи предложений в первом тексте — параллельный. Это означает, что каждое последующее предложение не вытекает напрямую из предыдущего по смыслу или хронологии, а развивает одну общую тему – описание внешности одного и того же человека. Все предложения равноправны и дополняют центральный образ. Средством связи является лексический повтор, выраженный в использовании местоимения его, которое постоянно отсылает к «вожатому», а также в подразумеваемом повторении темы «внешность». Данный отрывок, как известно, взят из знаменитого произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка», и описание внешности принадлежит Емельяну Пугачёву, который в данном эпизоде представлен как вожатый.
Переходя ко второму тексту, описывающему село Шумихино, мы также проанализируем «данное» и «новое» и средства связи.
Первое предложение: «В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью, воздвигнутой во имя Преподобных Козьмы и Дамиана.» «Данным» здесь является В нескольких верстах от моей деревни (Д1), задающее местоположение. «Новым» — находится большое село Шумихино, с каменной церковью, воздвигнутой во имя Преподобных Козьмы и Дамиана (Н1), вводящее основной объект описания – село и его церковь.
Второе предложение: «Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окружённые разными пристройками.» «Данным» становится Напротив этой церкви (Д2), так как церковь уже была упомянута. «Новым» — некогда красовались обширные господские хоромы, окружённые разными пристройками (Н2), описывающее ещё один значимый объект в селе.
Третье предложение: «В этих хоромах жили богатые помещики, и всё у них шло своим порядком, как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать сгорела дотла.» «Данным» здесь является В этих хоромах (Д3) и у них (Д4), отсылающие к уже упомянутым хоромам и их обитателям. «Новым» — жили богатые помещики, и всё у них шло своим порядком, как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать сгорела дотла (Н3, Н4, Н5), раскрывающее судьбу этих помещиков и их владений.
Способ связи предложений во втором тексте — последовательный. Каждое последующее предложение логически продолжает и развивает мысль предыдущего, создавая цепочку событий или описаний, которые выстраиваются в определённом порядке. Сначала вводится село, затем его церковь, затем хоромы, и, наконец, их судьба. Средствами связи являются лексический повтор (например, «церкви» во втором предложении отсылает к «церковью» в первом) и местоимения (этих хоромах, у них, эта благодать), которые обеспечивают плавный переход от одной части информации к другой.
При анализе первого текста, описывающего Пугачёва, автор использует различные выразительные языковые средства, которые помогают создать яркий и запоминающийся образ. Основным средством здесь являются эпитеты: худощав, широкоплеч (подчёркивающие его физическую конституцию и силу), чёрной (борода), живые большие (глаза, указывающие на его энергичность и проницательность), приятное, но плутовское (выражение лица, раскрывающее его двойственную натуру – привлекательность в сочетании с хитростью). Эти эпитеты не просто описывают, но и дают оценку, формируя у читателя определённое отношение к персонажу. Например, «плутовское» выражение лица сразу намекает на его непредсказуемость и способность к обману.
В тексте подчёркиваются такие черты характера Пугачёва, как смелость, уверенность и хитрость. Его «живые большие глаза», которые «так и бегали», говорят о его внутренней энергии и, возможно, некоторой настороженности или даже хитрости. «Плутовское» выражение лица прямо указывает на его склонность к обману и лукавству. «Худощав и широкоплеч» свидетельствует о его физической силе и выносливости, что важно для лидера восстания. Герои повести, Пётр Гринёв и Савельич, при первых встречах с этим человеком обращают внимание в первую очередь на его внешний вид, так как он является незнакомцем, и первое впечатление очень важно. Они пытаются понять, кто перед ними, по его облику, одежде и манере держаться.
Представленный кадр из фильма «Русский бунт», созданного на основе произведений А. С. Пушкина, демонстрирует визуальную интерпретацию образа Пугачёва. Кадр, вероятно, показывает его с решительным выражением лица, уверенным взглядом, возможно, в позе, выражающей бесстрашие. Его умение убеждать и вести за собой может быть передано через его харизму, взгляд, направленный вперёд, или через взаимодействие с окружающими, если кадр это позволяет. Все эти черты являются настоящими качествами лидера, и фильм стремится визуально подчеркнуть их, опираясь на литературный образ, но привнося своё видение.
Что касается слова «армяк», то, согласно толковому словарю, в старину у крестьян это была повседневная мужская верхняя одежда. Он представлял собой длинный, свободный кафтан, обычно сшитый из толстого сукна или другой грубой ткани, без воротника или с небольшим стоячим воротником. Его носили поверх другой одежды, часто в дорогу или в холодную погоду.
Примеры устаревших слов, помимо «армяка», которые встречаются в русской литературе и истории:
- Бакены — это устаревшее название для бакенбардов, то есть волос, растущих на щеках от висков до подбородка.
- Горний — означает «высший», «небесный», «возвышенный». Часто использовалось в религиозном или высокопарном контексте (например, «горний мир»).
- Зипун — ещё один вид старинной русской верхней одежды, короткий кафтан, часто без рукавов или с узкими рукавами, обычно из грубого сукна.
- Конка — вид городского общественного транспорта, предшественник трамвая, представлявший собой вагон, который тянули лошади по рельсам.
- Недужный — устаревшее прилагательное, означающее «больной», «нездоровый», «страдающий недугом».
- Отступник — человек, который отступил от своих прежних убеждений, веры, принципов или товарищей.
- Стамед — старинная плотная шерстяная или полушерстяная ткань, использовавшаяся для пошива верхней одежды, обивки мебели.
- Ямщик — возница на почтовых ямских станциях, занимавшийся перевозкой людей и грузов на лошадях.
Теперь выполним разбор по составу выделенных слов, определяя их морфемы:
- Широкоплеч: Это сложное прилагательное. Корень широк- (от «широкий»), соединительная гласная -о-, корень плеч- (от «плечо»), нулевое окончание.
- Проседь: Приставка про-, корень седь- (от «седой»), нулевое окончание.
- Бегали: Корень бег-, суффикс -а-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -и.
- Обстрижены: Приставка об-, корень стриж- (чередование ж/г, от «стричь»), суффикс страдательного причастия -ен-, окончание -ы.
- Кружок: Корень круж- (от «круг»), суффикс уменьшительно-ласкательный -ок-, нулевое окончание.
- Оборванный: Приставка об-, корень орв- (от «орвать»), суффикс -а-, суффикс страдательного причастия -нн-, окончание -ый.
- Каменной: Корень камен-, суффикс -н-, окончание -ой.
- Красовались: Корень крас-, суффикс -ова-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -и, постфикс -сь (возвратная частица).
- Обширные: Приставка об-, корень шир-, суффикс -н-, окончание -ые.
- Пристройками: Приставка при-, корень строй-, суффикс -к-, окончание -ами (форма творительного падежа множественного числа).
- Сгорела: Приставка с-, корень гор-, суффикс -е-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -а.
Выполним синтаксический анализ второго предложения из второго текста: «Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными пристройками.»
Это предложение является повествовательным, так как сообщает о факте. Оно невосклицательное, так как произносится без особой эмоциональной окраски. Предложение полное, так как содержит все необходимые члены для выражения законченной мысли. По структуре оно простое, так как имеет одну грамматическую основу.
Грамматическая основа предложения: хоромы красовались.
- Подлежащее: хоромы (выражено именем существительным в именительном падеже).
- Сказуемое: красовались (выражено глаголом в прошедшем времени, множественном числе).
Второстепенные члены предложения:
- Напротив церкви — это обстоятельство места, выраженное предлогом «напротив» с именем существительным в родительном падеже. Указывает, где именно красовались хоромы.
- Этой — это определение, выраженное указательным местоимением, согласующимся с существительным «церкви».
- Некогда — это обстоятельство времени, выраженное наречием. Указывает, когда происходило действие.
- Обширные — это определение, выраженное качественным прилагательным, согласующимся с существительным «хоромы».
- Господские — это определение, выраженное относительным прилагательным, согласующимся с существительным «хоромы».
- Окруженные разными пристройками — это обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Оно относится к подлежащему «хоромы» и стоит после определяемого слова, поэтому обособляется запятой.
- Окруженные — причастие, выступающее в роли главного слова причастного оборота.
- Пристройками — дополнение, выраженное именем существительным в творительном падеже, относящееся к причастию «окруженные».
- Разными — определение, выраженное прилагательным, относящееся к существительному «пристройками».
Таким образом, предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Наконец, рассмотрим слова из последнего предложения второго текста, в произношении которых наблюдается оглушение. Оглушение — это фонетическое явление, при котором звонкий согласный звук произносится как соответствующий ему глухой. Это происходит либо на конце слова, либо перед глухим согласным звуком.
В предложении «…всё у них шло своим порядком, как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать сгорела дотла» такими словами являются:
- Порядком — в этом слове происходит оглушение звонкого согласного [д] перед глухим согласным [к] в суффиксе слова, образуя звук [т]. Произносится как [пар’а́ткам].
- Вдруг — в этом слове происходит оглушение звонкого согласного [г] на конце слова, образуя звук [к]. Произносится как [вдру́к].
Эти примеры ярко демонстрируют фонетические изменения, которые происходят в русской речи в соответствии с её произносительными нормами.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!