
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 438 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Прочитайте. Объясните расстановку знаков препинания, обращая внимание, с какой буквы пишутся первые слова прямой речи и слова автора. Составьте схемы предложений.
1) Как часто я слыхал такое рассуждение: «По мне пускай что хочешь говорят, лишь был бы я в душе не виноват!» (И. Крылов) 2) «Деревня обняла меня своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своей тишиною и спокойствием», — писал сыну литератор Сергей Тимофеевич Аксаков. 3) «Пожар! Пожар!» — раздался внизу отчаянный крик. (А. Чехов) 4) «Ветру бы теперь дунуть…» — говорит Сергей. (М. Горький) 5) Я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (М. Лермонтов) 6) Князь тихо на череп коня наступил и молвил: «Спи, друг одинокий!» (А. Пушкин) 7) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. (А. Пушкин) 8) «Пошли!» — ревел чей-то восторженный голос. (М. Горький)
- Назовите в словах автора глаголы, вводящие прямую речь. Объясните лексическое значение каждого из них путём подбора синонимов.
- Укажите, какую роль выполняют слова автора в каждом предложении с прямой речью: содержат указания, при каких обстоятельствах была произнесена прямая речь, к кому была обращена; обозначают чувства говорящего, его внутреннее состояние; дают характеристику действующего лица; выражают отношение к нему автора.
- Проведите морфологический анализ двух прилагательных (на выбор).
- Выполните морфемный анализ выделенных слов.
Для выполнения задания проанализированы следующие аспекты:
Объяснение расстановки знаков препинания и написания слов в предложениях с прямой речью. Прямая речь всегда заключается в кавычки. Если прямая речь предшествует словам автора, то после кавычек ставится тире. При этом, если прямая речь является повествовательным предложением, перед тире ставится запятая (например, «Прямая речь», — слова автора). Если прямая речь является восклицательным или вопросительным предложением, то перед тире ставится соответственно восклицательный или вопросительный знак (например, «Прямая речь!» — слова автора или «Прямая речь?» — слова автора). Первое слово прямой речи всегда пишется с заглавной буквы. Слова автора после тире пишутся с маленькой буквы. Если слова автора предшествуют прямой речи, то после них ставится двоеточие. Прямая речь начинается с заглавной буквы и заключается в кавычки (например, Слова автора: «Прямая речь!» или Слова автора: «Прямая речь?»).
Глаголы, вводящие прямую речь, и их лексическое значение. В текстах встречаются следующие глаголы, вводящие прямую речь, с их синонимами, объясняющими лексическое значение:
- слыхал – слышал, замечал;
- писал – отмечал, сообщал;
- раздался – донёсся, прозвучал;
- говорит – произносит, замечает;
- сказал – проговорил, произнёс;
- молвил – изрёк, сказал;
- спросил – справился, осведомился;
- ревел – гремел, кричал.
Роль слов автора в предложениях с прямой речью. Слова автора выполняют различные функции, уточняя контекст произнесения прямой речи: В предложении 1) слова автора (рассуждение) дают характеристику самой прямой речи, обозначая её как некое размышление. В предложениях 2) (писал) и 5) (сказал) слова автора содержат указания на того, кто произносит прямую речь, и на общую ситуацию. В предложении 7) (спросил) слова автора содержат указания на действие (спросил) и одновременно обозначают чувства говорящего (с нетерпением). В предложениях 3) (раздался), 6) (молвил) и 8) (ревел) слова автора в основном обозначают чувства говорящего или характеризуют манеру произнесения прямой речи (например, отчаянный крик, тихо молвил, ревел восторженный голос). В предложении 4) (говорит) слова автора дают характеристику действию, указывая на то, как произносится речь.
Морфологический анализ прилагательных. Проведён морфологический анализ двух прилагательных:
- Прилагательное молодых:
- Обозначает признак предмета.
- Начальная форма – молодой.
- Постоянные признаки: является качественным прилагательным.
- Непостоянные признаки: употреблено в полной форме; во множественном числе.
- В предложении выполняет синтаксическую роль определения.
- Прилагательное отчаянный:
- Обозначает признак предмета.
- Начальная форма – отчаянный.
- Постоянные признаки: является качественным прилагательным.
- Непостоянные признаки: употреблено в полной форме; в единственном числе; в мужском роде; в именительном падеже.
- В предложении выполняет синтаксическую роль определения.
Морфемный анализ слов. Выполнен морфемный анализ следующих слов:
- рассуждение: корень -сужд-, приставка рас-, суффикс -ениj-, окончание -е.
- виноват: корень -виноват-, нулевое окончание.
- расцветающих: корень -цвет-, приставка рас-, суффикс -а-, суффикс -ющ-, окончание -их-.
- внизу: корень -низ-, приставка в-, суффикс -у-.
- прогуляться: корень -гул-, приставка про-, суффикс -я-, постфикс -ся-, суффикс -ть-.
- тихо: корень -тих-, суффикс -о-.
- нетерпением: корень -терп-, приставка не-, суффикс -ениj-, окончание -ем-.
- восторженный: корень -восторг-, суффикс -енн-, окончание -ый-.
Рассмотрим каждое предложение с прямой речью, тщательно анализируя особенности пунктуации, капитализации, а также роль авторских слов и морфологические характеристики отдельных лексических единиц.
В первом предложении: Как часто я слыхал такое рассуждение: «По мне пускай что хочешь говорят, лишь был бы я в душе не виноват!» (И. Крылов) Здесь мы видим сложную конструкцию с прямой речью, вложенной в слова автора. Основные слова автора Как часто я слыхал такое рассуждение вводят прямую речь. После слова рассуждение стоит двоеточие, поскольку слова автора предшествуют прямой речи, которая раскрывает содержание этого рассуждения. Сама прямая речь, По мне пускай что хочешь говорят, лишь был бы я в душе не виноват!, заключена в кавычки. Она начинается с заглавной буквы, что является стандартным правилом для начала прямой речи. В конце прямой речи стоит восклицательный знак, указывающий на эмоциональный характер высказывания, а затем закрывающие кавычки. Схема этого предложения может быть представлена как А: «П!», где А обозначает слова автора, а П – прямую речь. В данном случае, слова автора Как часто я слыхал такое рассуждение дают характеристику самой прямой речи, определяя её как некое размышление, личное мнение героя, выраженное в форме рассуждения. Глагол слыхал здесь означает слышал, узнавал, замечал, воспринимал на слух. Это не просто акт слушания, а скорее восприятие и запоминание некоего мнения или суждения, которое часто повторялось.
Переходя ко второму предложению: «Деревня обняла меня своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своей тишиною и спокойствием», — писал сыну литератор Сергей Тимофеевич Аксаков. Здесь прямая речь Деревня обняла меня своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своей тишиною и спокойствием предшествует словам автора. Прямая речь заключена в кавычки и начинается с заглавной буквы. Поскольку это повествовательное предложение, после закрывающей кавычки ставится запятая, а затем тире. Слова автора писал сыну литератор Сергей Тимофеевич Аксаков следуют после тире и начинаются с маленькой буквы. Такая пунктуация указывает на то, что прямая речь является законченным высказыванием, а слова автора лишь уточняют, кто её произнёс. Схема этого предложения: «П», — а., где П – прямая речь, а а – слова автора. Слова автора писал сыну литератор Сергей Тимофеевич Аксаков содержат указания на того, кто является автором высказывания (литератор Сергей Тимофеевич Аксаков), и к кому оно было обращено (сыну), тем самым конкретизируя обстоятельства коммуникации. Глагол писал здесь означает отмечал, сообщал, излагал письменно, фиксировал мысли. Это указывает на форму передачи информации – через письмо, что добавляет контекста к ситуации.
Третье предложение: «Пожар! Пожар!» — раздался внизу отчаянный крик. В этом случае прямая речь Пожар! Пожар! выражает сильное эмоциональное состояние и является восклицательным предложением, даже состоящим из повторяющихся восклицаний. Она заключена в кавычки и начинается с заглавной буквы. После закрывающей кавычки ставится восклицательный знак, а затем тире. Слова автора раздался внизу отчаянный крик следуют после тире и начинаются с маленькой буквы. Схема этого предложения: «П!» — а. Слова автора раздался внизу отчаянный крик обозначают чувства (отчаяние, паника), выраженные в прямой речи, и характер произнесения прямой речи (громкий, резкий крик), а также указывают на обстоятельство места (внизу), что добавляет динамики и наглядности сцене. Глагол раздался означает донёсся, прозвучал, послышался, возник. Он подчёркивает внезапность и силу звука, его распространение в пространстве.
Четвёртое предложение: «Ветру бы теперь дунуть…» — говорит Сергей. Здесь прямая речь Ветру бы теперь дунуть… также предшествует словам автора. Она заключена в кавычки и начинается с заглавной буквы. Многоточие в конце прямой речи указывает на недосказанность, задумчивость или паузу в речи, возможно, на несбывшееся желание. После закрывающей кавычки ставится многоточие, затем тире. Слова автора говорит Сергей следуют после тире и начинаются с маленькой буквы. Схема этого предложения: «П…» — а. Слова автора говорит Сергей дают характеристику действию, указывая на то, кто произносит слова (Сергей) и в какой манере (просто говорит, без сильных эмоций, что соответствует многоточию и отсутствию восклицательного знака). Глагол говорит означает произносит, замечает, высказывает, сообщает устно. Это нейтральный глагол, который не добавляет дополнительных эмоциональных или интонационных оттенков, оставляя их на усмотрение читателя через многоточие.
Пятое предложение: Я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» В этом предложении слова автора Я ей сказал предшествуют прямой речи. После слов автора ставится двоеточие. Прямая речь Хочешь, пойдём прогуляться на вал? начинается с заглавной буквы и заключена в кавычки. В конце прямой речи стоит вопросительный знак, так как это вопрос, выражающий предложение или приглашение. Схема этого предложения: А: «П?» Слова автора Я ей сказал содержат указания на того, кто произносит прямую речь (местоимение Я), и к кому она обращена (местоимение ей), что чётко определяет участников диалога. Глагол сказал означает проговорил, произнёс, выразил мысль, сообщил. Это базовый глагол речи, который в данном контексте служит для введения вопроса-предложения.
Шестое предложение: Князь тихо на череп коня наступил и молвил: «Спи, друг одинокий!» Здесь слова автора Князь тихо на череп коня наступил и молвил предшествуют прямой речи. После глагола молвил ставится двоеточие. Прямая речь Спи, друг одинокий! начинается с заглавной буквы и заключена в кавычки. В конце прямой речи стоит восклицательный знак, указывающий на эмоциональный призыв, возможно, прощание или выражение глубокой печали. Схема этого предложения: А: «П!» Слова автора Князь тихо на череп коня наступил и молвил обозначают чувства (возможно, печаль, сострадание, глубокое уважение или прощание) и характер действия (тихо наступил, молвил). Наречие тихо и глагол молвил (вместо просто сказал) создают особую, торжественную и скорбную атмосферу, подчёркивая значимость момента и внутреннее состояние князя. Глагол молвил является устаревшим синонимом глаголов изрёк, сказал, произнёс, часто употребляется в торжественном или поэтическом контексте, придавая речи возвышенный оттенок.
Седьмое предложение: «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. В этом случае прямая речь Что же ты не едешь? предшествует словам автора. Она заключена в кавычки и начинается с заглавной буквы. В конце прямой речи стоит вопросительный знак, так как это вопрос, выражающий недоумение или требование объяснений. После закрывающей кавычки ставится вопросительный знак, а затем тире. Слова автора спросил я ямщика с нетерпением следуют после тире и начинаются с маленькой буквы. Схема этого предложения: «П?» — а. Слова автора спросил я ямщика с нетерпением содержат указания на того, кто задаёт вопрос (местоимение я), к кому он обращён (существительное ямщика), и одновременно обозначают чувства говорящего (наречие с нетерпением). Это наречие ярко характеризует эмоциональное состояние говорящего, его желание ускорить события. Глагол спросил означает справился, осведомился, задал вопрос, поинтересовался, но в сочетании с нетерпением приобретает оттенок настойчивости.
Восьмое предложение: «Пошли!» — ревел чей-то восторженный голос. Здесь прямая речь Пошли! предшествует словам автора. Она заключена в кавычки и начинается с заглавной буквы. В конце прямой речи стоит восклицательный знак, указывающий на призыв или команду, выраженную с сильной эмоцией. После закрывающей кавычки ставится восклицательный знак, а затем тире. Слова автора ревел чей-то восторженный голос следуют после тире и начинаются с маленькой буквы. Схема этого предложения: «П!» — а. Слова автора ревел чей-то восторженный голос обозначают чувства (восторг, ликование) и характер произнесения прямой речи (громко, раскатисто, как ревел), а также дают характеристику действующего лица (голос, выражающий восторг, принадлежащий кому-то неопределённому – чей-то). Глагол ревел означает гремел, кричал, издавал громкий, раскатистый звук, что подчёркивает не только силу, но и эмоциональную насыщенность голоса, его переполненность восторгом.
Теперь перейдём к морфологическому анализу прилагательных. Рассмотрим прилагательное молодых из предложения Деревня обняла меня своим запахом молодых листьев…
- Это прилагательное, так как оно обозначает признак предмета (листьев) и отвечает на вопрос каких?. Прилагательные всегда характеризуют существительные.
- Начальная форма этого прилагательного – молодой. Начальная форма прилагательного всегда даётся в именительном падеже, единственном числе, мужском роде, что является его словарной формой.
- Постоянные признаки: молодых является качественным прилагательным. Это означает, что оно обозначает признак, который может проявляться в большей или меньшей степени (можно сказать моложе, самый молодой, очень молодой). Качественные прилагательные могут образовывать степени сравнения (сравнительную и превосходную) и краткие формы (молод).
- Непостоянные признаки:
- Прилагательное молодых употреблено в полной форме. Полные формы прилагательных обычно выступают в роли определения и изменяются по родам, числам и падежам.
- Оно стоит во множественном числе, так как относится к существительному листьев, которое также стоит во множественном числе. Согласование по числу является обязательным для прилагательных.
- Падеж прилагательного молодых – родительный, так как оно согласуется с существительным листьев в родительном падеже (запах кого? чего? листьев). Падеж прилагательного определяется падежом существительного, к которому оно относится.
- В предложении молодых является определением, так как поясняет существительное листьев, отвечая на вопрос каких? и выражая признак предмета. Определение в синтаксическом разборе подчёркивается волнистой линией.
Далее анализируем прилагательное отчаянный из предложения …раздался внизу отчаянный крик.
- Это прилагательное, так как оно обозначает признак предмета (крик) и отвечает на вопрос какой?.
- Начальная форма этого прилагательного – отчаянный.
- Постоянные признаки: отчаянный является качественным прилагательным. Оно обозначает признак, который может иметь разную степень интенсивности (можно сказать более отчаянный, самый отчаянный).
- Непостоянные признаки:
- Прилагательное отчаянный употреблено в полной форме.
- Оно стоит в единственном числе, так как относится к существительному крик, которое стоит в единственном числе.
- Род прилагательного отчаянный – мужской, так как оно согласуется с существительным крик мужского рода.
- Падеж прилагательного отчаянный – именительный, так как оно согласуется с существительным крик в именительном падеже (крик что сделал? раздался). В данном случае, крик является подлежащим.
- В предложении отчаянный является определением, так как поясняет существительное крик, отвечая на вопрос какой? и выражая признак предмета.
Наконец, проведём морфемный анализ выделенных слов, разбирая их по составу.
- рассуждение:
- рас- – это приставка, которая в данном случае указывает на распределение действия или его завершённость, а также на полноту действия.
- -сужд- – это корень слова, несущий основное лексическое значение, связанное с суждением, обдумыванием, размышлением.
- -ениj- – это суффикс, который образует существительные от глаголов, обозначая действие или результат действия (например, обсуждение от обсуждать, убеждение от убеждать
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!