
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 290 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
Запишите отрывки из басен И. А. Крылова. Расставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы. Из других басен И. А. Крылова выпишите ещё три предложения с вводными словами и словосочетаниями. Определите, к какой группе относится каждое вводное слово и какое значение оно выражает в высказывании.
- Послушай-ка дружище! Ты сказывают петь великий мастерище.
- Глазами кажется хотел бы всех он съесть.
- По улицам Слона водили как видно напоказ.
- На ту беду Лиса близёхонько бежала.
- Постойте ж, я сыскал секрет! кричит Осёл мы верно уж поладим, коль рядом сядем.
- Ну словом царствуют златые времена!
- Итак мой друг ты быть богаче не желаешь?
- Крестьянин говорил Лисице встретясь с нею Я право о тебе жалею!
- Чего казалось лучше было царевичу царя в учители сыскать?
- Послушай, говорит, хоть кажется ты строг но ты лишь красть Собаку приучаешь.
Найдите устаревшие слова и формы, которые использованы автором.
Найдите в отрывках слова с корнем -царь-. Используя эти слова, постройте словообразовательное гнездо, включая в него и другие слова с указанным корнем.
Выполните устный фонетический анализ выделенного слова.
- Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают (вводное слово, источник сообщения др. люди), петь великий мастерище.
- Глазами, кажется (вводное слово, предположение), хотел бы всех он съесть.
- По улицам Слона водили, как видно (вводное слово, предположение), напоказ.
- На ту беду (вводное слово, огорчение), Лиса близёхонько бежала.
- «Постойте ж (вводное слово, привлечение внимания), я сыскал секрет!» — кричит Осёл. — Мы, верно уж (вводное слово, предположение), поладим, коль рядом сядем.
- Ну, словом (вводное слово, способ оформления мыслей), царствуют златые времена!
- Итак (вводное слово, вывод), мой друг, ты быть богаче не желаешь?
- Крестьянин говорил Лисице, встретясь с нею: «Я, право (вводное слово, большая степень уверенности), о тебе жалею!»
- Чего, казалось (вводное слово, предположение), лучше было царевичу царя в учители сыскать?
- «Послушай, — говорит, — хоть, кажется (вводное слово, предположение), ты строг, но ты лишь красть Собаку приучаешь».
Примеры из других басен с вводными словами: Рассказывать, так, право, сказки! Так это кум иль сват. И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул.
Устаревшие слова и формы: сказывают, сыскал, коль, златые, встретясь, сыскать.
Слова с корнем -царь-: царь, царевич, царевна, царица, царек, царство, царственный, царствовать, царить, царственно.
Фонетический анализ слова кажется: кажется — слово из 3 фонетических слогов: ка-же-тся. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [ка́жыца]
к — [ к ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) а — [ а́ ] — гласный, ударный ж — [ ж ] — согласный, звонкий парный, твёрдый (непарный, всегда произносится твёрдо), шипящий е — [ ы ] — гласный, безударный т — [ ц: ] — согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произносится твёрдо), долгий звук с — не образует звука в данном слове я — [ а ] — гласный, безударный
В слове 7 букв и 6 звуков.
Представленные отрывки из басен И. А. Крылова содержат множество интересных языковых явлений, позволяющих глубоко погрузиться в особенности русского языка начала XIX века. Анализ этих текстов включает в себя работу с пунктуацией, выявление вводных слов, исследование устаревшей лексики и морфологии, а также фонетический разбор.
В первом задании необходимо было расставить недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, а также определить вводные слова и их значения. Вводные слова и словосочетания — это слова или сочетания слов, которые не являются членами предложения и служат для выражения отношения говорящего к высказыванию, указания на источник сообщения, последовательность мыслей, способ оформления речи и так далее. Они всегда выделяются запятыми с обеих сторон, если находятся в середине предложения, или одной запятой, если стоят в начале или в конце.
Рассмотрим каждое предложение:
- «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.» Здесь пропущена запятая после обращения «дружище» и перед вводным словом «сказывают». Вводное слово сказывают относится к группе вводных слов, указывающих на источник сообщения. Оно означает, что информация получена от других людей, это не личное утверждение говорящего, а нечто, что «говорят люди».
- «Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.» В этом предложении вводное слово кажется выражает предположение, неуверенность говорящего в достоверности высказывания. Это означает, что говорящий не утверждает что-то как факт, а лишь высказывает своё мнение или догадку. Запятые необходимы для выделения этого вводного слова.
- «По улицам Слона водили, как видно, напоказ.» Здесь как видно также является вводным словосочетанием, выражающим предположение или очевидность для говорящего. Оно указывает на то, что действие происходит таким образом, что это легко заметить или понять.
- «На ту беду, Лиса близёхонько бежала.» Вводное словосочетание на ту беду относится к группе вводных слов, выражающих чувства говорящего, в данном случае — огорчение или сожаление по поводу происходящего. Оно придает высказыванию эмоциональную окраску.
- ««Постойте ж, я сыскал секрет!» — кричит Осёл. — Мы, верно уж, поладим, коль рядом сядем.» В первой части предложения «Постойте ж» является вводным словосочетанием, служащим для привлечения внимания собеседника. Оно используется для того, чтобы остановить или призвать к вниманию. Во второй части, «верно уж«, это вводное словосочетание, выражающее предположение с оттенком уверенности, что действие, скорее всего, произойдет.
- «Ну, словом, царствуют златые времена!» Вводное слово словом относится к группе вводных слов, указывающих на способ оформления мыслей. Оно используется для подведения итога, обобщения сказанного или для перехода к краткому изложению.
- «Итак, мой друг, ты быть богаче не желаешь?» Вводное слово итак является словом-связкой, указывающим на вывод или следствие из предыдущего рассуждения. Оно часто используется для начала заключения или обобщения. Обращение «мой друг» также выделяется запятыми.
- «Крестьянин говорил Лисице, встретясь с нею: «Я, право, о тебе жалею!»» Здесь вводное слово право выражает большую степень уверенности или подтверждение истинности сказанного. Оно придает высказыванию дополнительную убедительность.
- «Чего, казалось, лучше было царевичу царя в учители сыскать?» Вводное слово казалось снова выражает предположение или неуверенность, указывая на субъективную точку зрения говорящего.
- ««Послушай, — говорит, — хоть, кажется, ты строг, но ты лишь красть Собаку приучаешь».» Вводное слово кажется здесь, как и в других случаях, выражает предположение или субъективное мнение. Слово «говорит» в данном случае выступает как вводная конструкция, указывающая на источник речи, но в цитате оно выделяется тире, так как прерывает прямую речь.
Дополнительные примеры из других басен И. А. Крылова с вводными словами:
- «Рассказывать, так, право, сказки!» Здесь право также выражает большую степень уверенности, подчеркивая истинность или справедливость утверждения.
- «Так это кум иль сват. И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.» Вводное слово словом опять же используется для обобщения или подведения итога, как способ оформления мысли.
- «Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул.» Вводное слово конечно выражает уверенность или подтверждение очевидности факта.
Второе задание касалось устаревших слов и форм. Язык басен Крылова, написанных в начале XIX века, содержит немало архаизмов, которые придают текстам особый колорит и отражают языковую норму того времени.
Среди устаревших слов и форм, использованных автором, можно выделить:
- Сказывают — это устаревшая форма глагола, означающая «говорят», «рассказывают». В современном русском языке используется глагол «рассказывать» или «говорить». Форма «сказывать» сохранилась в некоторых диалектах и устойчивых выражениях, но в литературном языке является архаизмом.
- Сыскал (от «сыскать») — устаревшая форма глагола, означающая «нашел», «отыскал». В современном языке чаще используется «найти». «Сыскать» иногда встречается в значении «разыскать» кого-либо, но в целом является устаревшим.
- Коль — устаревший союз, эквивалентный современному «если», «когда». Его использование характерно для книжного или фольклорного стиля.
- Златые — устаревшая форма прилагательного «золотые». Это пример старославянизма, который в современном русском языке вытеснен полногласным вариантом «золотые». Сохраняется в некоторых поэтических или торжественных выражениях.
- Встретясь — это деепричастие совершенного вида, образованное от глагола «встретиться». В современном русском языке более распространена форма «встретившись». Форма на «-я» («-а») для деепричастий совершенного вида считается устаревшей или просторечной.
- Мастерище — это устаревшее или просторечное слово, обозначающее очень умелого мастера. Суффикс «-ище» здесь используется для усиления значения, но само слово в таком контексте не является нормой современного литературного языка.
Использование этих устаревших слов и форм придает басням Крылова особый стиль, напоминающий народную речь или старинные сказания, что соответствует жанру басни, часто использующей фольклорные мотивы и персонажей.
Третье задание требовало найти слова с корнем -царь- и построить словообразовательное гнездо. Словообразовательное гнездо — это совокупность однокоренных слов, расположенных в соответствии с их словообразовательными связями, от исходного слова к производным.
Слова с корнем -царь- из текста: царевичу (от царевич), царя (от царь). Самостоятельно можно добавить: царь, царевич, царевна, царица, царек, царство, царственный, царствовать, царить, царственно.
Словообразовательное гнездо для корня -царь- выглядит следующим образом:
- Царь (исходное слово, существительное, обозначающее монарха).
- Царевич (существительное, образовано от «царь» с помощью суффикса -евич-, обозначает сына царя).
- Царевна (существительное, образовано от «царь» с помощью суффикса -евна-, обозначает дочь царя).
- Царица (существительное, образовано от «царь» с помощью суффикса -ица-, обозначает жену царя или женщину-монарха).
- Царек (существительное, образовано от «царь» с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ек-, обозначает маленького или незначительного царя, иногда с пренебрежительным оттенком).
- Царство (существительное, образовано от «царь» с помощью суффикса -ств(о)-, обозначает государство, управляемое царем, или период правления царя).
- Царствовать (глагол, образован от «царство» с помощью суффикса -ова- и возвратного суффикса -ть, обозначает править как царь).
- Царствование (существительное, образовано от «царствовать» с помощью суффикса -ни(е)-, обозначает процесс или период правления царя).
- Царствовать (глагол, образован от «царство» с помощью суффикса -ова- и возвратного суффикса -ть, обозначает править как царь).
- Царственный (прилагательное, образовано от «царь» с помощью суффикса -ственн-, обозначает относящийся к царю, величественный, подобающий царю).
- Царственно (наречие, образовано от «царственный» с помощью суффикса -о, обозначает величественно, по-царски).
- Царить (глагол, образован от «царь» с помощью суффикса -и-, обозначает править, господствовать, быть главным).
Это гнездо демонстрирует различные способы словообразования в русском языке: суффиксацию (царевич, царевна, царица, царек, царство, царственный, царствовать, царить, царствование) и образование наречий от прилагательных (царственно).
Четвертое задание требовало выполнить устный фонетический анализ выделенного слова «кажется». Фонетический анализ — это детальное описание звукового состава слова, включающее транскрипцию, характеристику каждого звука и подсчет букв и звуков.
Слово: кажется
- Деление на слоги и ударение:
- Слово «кажется» состоит из трех фонетических слогов: ка-же-тся.
- Ударение падает на первый слог: ка́-же-тся.
- Фонетическая транскрипция:
- [ка́жыца]
- Характеристика звуков:
- к — [ к ]
- Это согласный звук.
- По способу образования: взрывной (или смычный), воздух прерывается полным смыканием органов речи, затем резко размыкается.
- По месту образования: заднеязычный, образуется смыканием задней части языка с мягким нёбом.
- По участию голоса: глухой, голосовые связки не вибрируют.
- По твердости/мягкости: парный по твердости/мягкости, но в данном слове он твердый.
- а — [ а́ ]
- Это гласный звук.
- По положению языка: нижнего подъема (язык опущен).
- По ряду: среднего ряда.
- По огубленности: неогубленный (губы не округлены).
- Этот звук является ударным, что означает его наиболее четкое и полное произношение.
- ж — [ ж ]
- Это согласный звук.
- По способу образования: щелевой (или фрикативный), воздух проходит через узкую щель между органами речи.
- По месту образования: шипящий, образуется между передней частью языка и твердым нёбом.
- По участию голоса: звонкий, голосовые связки вибрируют.
- По твердости/мягкости: непарный твердый, в русском языке звук [ж] всегда произносится твердо, независимо от последующей гласной.
- е — [ ы ]
- Это гласный звук.
- По положению языка: среднего подъема.
- По ряду: среднего ряда.
- По огубленности: неогубленный.
- Этот звук является безударным. В безударной позиции гласный «е» после твердого согласного [ж] редуцируется (ослабляется) и произносится как [ы]. Это явление называется редукцией гласных.
- тс — [ **ц: **]
- Это согласный звук.
- По способу образования: аффриката (или сложносоставной), начинается как смычный, а заканчивается как щелевой.
- По месту образования: зубной (или переднеязычный), образуется при участии кончика языка и зубов.
- По участию голоса: глухой.
- По твердости/мягкости: непарный твердый, звук [ц] в русском языке всегда твердый.
- Двоеточие [:] указывает на долготу звука. Долгота возникает в результате слияния звуков [т] и [с] в один долгий аффрикативный звук [ц:], что является результатом ассимиляции.
- я — [ а ]
- Это гласный звук.
- По положению языка: нижнего подъема.
- По ряду: среднего ряда.
- По огубленности: неогубленный.
- Этот звук является безударным. В безударной позиции гласная «я» редуцируется и произносится как [а].
- к — [ к ]
- Количество букв и звуков:
- В слове «кажется» 7 букв: к, а, ж, е, т, с, я.
- В слове «кажется» 6 звуков: [к], [а́], [ж], [ы], [ц:], [а].
- Количество звуков меньше количества букв из-за того, что сочетание букв «тс» образует один долгий звук [ц:], а буква «е» и «я» в безударной позиции изменяют свое звучание, но не добавляют новых звуков.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!