
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 285 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Докажите, что выделенные слова являются вводными. Выразительно прочитайте текст, соблюдайте интонацию вводности. Как вы думаете, почему этот текст насыщен вводными словами? Какое слово настойчиво повторяется в этом тексте и почему?
Алпатову дают ружьё, и он, конечно, стреляет в пляшущий шарик. Случайно его пуля разбивает вдребезги шарик, но шарик опять появляется на струе фонтана, и его Алпатов должен три раза разбить, а то, может быть, он случайно попал. Алпатов, однако, хорошо заметил, что курок он спустил, когда шарик был на самом верху и мушка была под шариком. Он стреляет, как в первом случае, и шарик опять разлетается вдребезги, и когда, наконец, пуля и в третий раз попадает, Алпатову дают жетон стрелкового общества, и в толпе слышатся замечания: наверное, это переодетый русский унтер-офицер. (М. Пришвин)
- Определите способ и средства связи предложений в тексте.
- Составьте схему первого и второго предложений.
- Выполните морфологический анализ всех числительных и причастий.
- Объясните правописание наречий.
Выделенные слова являются вводными, так как они выражают отношение говорящего к содержанию высказывания, его оценку или степень достоверности информации. Они не являются членами предложения и не влияют на его грамматическую структуру, а при изъятии из предложения не нарушают его синтаксической целостности. На письме они выделяются запятыми, а при произношении — интонацией вводности, включающей паузы и изменение тона. Текст насыщен вводными словами для того, чтобы показать авторскую оценку происходящего, его субъективное восприятие событий, а также для придания повествованию динамики и выразительности, отражая размышления и предположения рассказчика. В тексте настойчиво повторяется слово шарик, для того чтобы внимание читателя было направлено именно на него как на центральный объект действия и своеобразный вызов для Алпатова, подчеркивая его значимость в сюжете.
Предложения в тексте связаны последовательно. Средствами связи предложений в тексте являются лексические повторы (например, повторение слов «шарик», «Алпатов») и использование личных местоимений (например, «он», «его»), которые отсылают к ранее упомянутым существительным, обеспечивая логическую и смысловую непрерывность повествования.
Схема первого предложения: «Алпатову дают ружьё, и он, конечно, стреляет в пляшущий шарик» выглядит так: [=], и [ --- , вв, =]. Здесь [=] обозначает простое предложение, --- — подлежащее, вв — вводное слово, а = — сказуемое. Схема второго предложения: «Случайно его пуля разбивает вдребезги шарик, но шарик опять появляется на струе фонтана, и его Алпатов должен три раза разбить, а то, может быть, он случайно попал» выглядит так: [=], но [=], и [=], а то [,вв, =]. Каждая квадратная скобка [=] обозначает простое предложение в составе сложного, а вв — вводное словосочетание.
Морфологический анализ числительных и причастий: Часть речи слова три — имя числительное. Его морфологические признаки: начальная форма — три (именительный падеж); постоянные признаки — количественное, простое; непостоянные признаки — именительный падеж. В предложении является обстоятельством. Часть речи слова первом — имя числительное. Его морфологические признаки: начальная форма — первый (именительный падеж); постоянные признаки — порядковое, простое; непостоянные признаки — предложный падеж, единственное число, мужской род. В предложении является определением. Часть речи слова третий — имя числительное. Его морфологические признаки: начальная форма — третий (именительный падеж); постоянные признаки — порядковое, простое; непостоянные признаки — именительный падеж, единственное число, мужской род. В предложении является определением.
Часть речи слова пляшущий — причастие, образовано от глагола «плясать». Его морфологические признаки: начальная форма — пляшущий (именительный падеж единственного числа мужского рода); постоянные признаки — действительное, настоящее время, несовершенный вид; непостоянные признаки — единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма. В предложении причастие в полной форме выступает в роли определения (пляшущий). Часть речи слова переодетый — причастие, образовано от глагола «переодеть». Его морфологические признаки: начальная форма — переодетый (именительный падеж единственного числа мужского рода); постоянные признаки — страдательное, прошедшее время, совершенный вид; непостоянные признаки — единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма. В предложении причастие в полной форме выступает в роли определения (переодетый).
Правописание наречий: Наречия вдребезги и опять являются словарными словами, их написание необходимо запомнить. Наречие случайно образовано от прилагательного «случайный» с помощью суффикса -о. Наречие хорошо образовано от прилагательного «хороший» с помощью суффикса -о.
Выделенные слова в тексте являются вводными, и их функция состоит в том, чтобы передать отношение говорящего к сообщаемому, выразить его оценку, степень уверенности или сомнения, а также указать на источник информации или последовательность изложения мыслей. Эти слова не связаны с другими членами предложения ни подчинительной, ни сочинительной связью, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения (ни главными, ни второстепенными). Их можно изъять из предложения без потери его основного смысла и грамматической структуры. Например, слово «конечно» выражает уверенность говорящего в том, что Алпатов будет стрелять. Словосочетание «может быть» передает сомнение или предположение о случайности попадания. Наречие «однако» в данном контексте выступает как вводное слово, указывающее на противопоставление или уточнение ранее сказанного, хотя оно может быть и союзом, но здесь оно легко заменяется на «тем не менее» и выделяется запятыми. Слово «наконец» указывает на последовательность событий или итог чего-либо. Наречие «наверное» выражает предположение, неуверенность в достоверности информации. При выразительном чтении текста, соблюдение интонации вводности подразумевает выделение этих слов паузами, понижением или повышением тона голоса, что отличает их от обычных членов предложения и подчеркивает их особую роль в выражении авторской позиции.
Текст М. Пришвина насыщен вводными словами не случайно. Это характерная черта стиля писателя, позволяющая ему создать эффект живой речи, передать непосредственность наблюдения и субъективность восприятия событий. Вводные слова помогают читателю глубже погрузиться в мысли и чувства рассказчика, понять его отношение к происходящему, его размышления и предположения. Они придают повествованию динамичность и выразительность, делая его более эмоциональным и личным. Автор как будто ведет диалог с читателем, приглашая его к соучастию в процессе осмысления описываемых событий.
В тексте настойчиво повторяется слово «шарик«. Это повторение несет важную смысловую нагрузку. Во-первых, оно акцентирует внимание читателя на центральном объекте действия, вокруг которого разворачивается все событие. Шарик — это цель, вызов для Алпатова, символ его испытания. Во-вторых, повторение слова «шарик» создает ритмичность повествования, подчеркивая цикличность или повторяемость ситуации (шарик разбивается и снова появляется). Это также может символизировать настойчивость и упорство, как Алпатова, так и самого шарика, который «опять появляется». Такое лексическое повторение способствует смысловой и композиционной цельности текста, удерживая фокус на ключевом элементе сюжета.
Предложения в тексте связаны последовательно (или цепной связью). Это означает, что каждое последующее предложение развивает мысль предыдущего, дополняет ее или является ее логическим продолжением. Средствами связи предложений в тексте являются:
- Лексические повторы: Многократное употребление одних и тех же ключевых слов, таких как «шарик«, «Алпатов«, «стреляет«, «разбивает«, «пуля«. Эти повторы создают смысловые «мостики» между предложениями, обеспечивая их единство и тематическую связность. Например, «его пуля разбивает… шарик, но шарик опять появляется… и его Алпатов должен… разбить«.
- Использование личных местоимений: Местоимения «он«, «его» отсылают к ранее упомянутым существительным («Алпатов», «шарик»), избегая тавтологии и поддерживая логическую связь. Например, «Алпатову дают ружьё, и он… стреляет… Случайно его пуля разбивает… и его Алпатов должен…».
- Союзы: Использование сочинительных союзов «и«, «но«, «а то» для соединения предложений в сложные синтаксические конструкции, что указывает на логические отношения (последовательность, противопоставление, следствие).
- Наречия времени и образа действия: Слова типа «опять«, «наконец«, «случайно» также способствуют связи, указывая на временные или причинно-следственные отношения между событиями.
Схема первого предложения: «Алпатову дают ружьё, и он, конечно, стреляет в пляшущий шарик.» Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и«. Первое простое предложение: «Алпатову дают ружьё». Это односоставное неопределенно-личное предложение, где подлежащее отсутствует, а сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени («дают»). «Ружьё» — прямое дополнение. «Алпатову» — косвенное дополнение. Второе простое предложение: «он, конечно, стреляет в пляшущий шарик». Здесь «он» — подлежащее, «стреляет» — сказуемое. «Конечно» — вводное слово, выделяется запятыми. «В шарик» — обстоятельство места или дополнение. «Пляшущий» — определение. Таким образом, схема предложения может быть представлена как: [безличное/неопределенно-личное предложение], и [подлежащее, вводное слово, сказуемое, второстепенные члены].
Схема второго предложения: «Случайно его пуля разбивает вдребезги шарик, но шарик опять появляется на струе фонтана, и его Алпатов должен три раза разбить, а то, может быть, он случайно попал.» Это сложносочиненное предложение, состоящее из четырех простых предложений, соединенных сочинительными союзами «но«, «и«, «а то«. Первое простое предложение: «Случайно его пуля разбивает вдребезги шарик». «Пуля» — подлежащее, «разбивает» — сказуемое. «Его» — определение. «Шарик» — прямое дополнение. «Случайно», «вдребезги» — обстоятельства образа действия. Второе простое предложение: «но шарик опять появляется на струе фонтана». «Шарик» — подлежащее, «появляется» — сказуемое. «Опять» — обстоятельство времени. «На струе фонтана» — обстоятельство места. Союз «но» выражает противопоставление. Третье простое предложение: «и его Алпатов должен три раза разбить». «Алпатов» — подлежащее, «должен разбить» — составное глагольное сказуемое. «Его» — прямое дополнение (местоимение). «Три раза» — обстоятельство меры или кратности. Союз «и» выражает присоединение или последовательность. Четвертое простое предложение: «а то, может быть, он случайно попал». «Он» — подлежащее, «попал» — сказуемое. «Может быть» — вводное словосочетание, выделяется запятыми. «Случайно» — обстоятельство образа действия. Союз «а то» выражает следствие или условие. Таким образом, схема предложения может быть представлена как: [простое предложение], но [простое предложение], и [простое предложение], а то [, вводное словосочетание, простое предложение].
Морфологический анализ всех числительных и причастий: Числительное «три«:
- Часть речи: Имя числительное. Обозначает количество предметов.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма: три (именительный падеж).
- Постоянные признаки: количественное (отвечает на вопрос «сколько?»), простое (состоит из одного слова).
- Непостоянные признаки: именительный падеж. В данном контексте («три раза») оно употребляется в составе числительно-именного сочетания, которое выступает как цельный член предложения.
- Синтаксическая роль: В предложении «Алпатов должен три раза разбить» числительно-именное сочетание «три раза» выступает в роли обстоятельства меры или кратности (сколько раз?).
Числительное «первом«:
- Часть речи: Имя числительное. Обозначает порядок при счете.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма: первый (именительный падеж).
- Постоянные признаки: порядковое (отвечает на вопрос «который?»), простое (состоит из одного слова).
- Непостоянные признаки: предложный падеж (в первом случае), единственное число, мужской род. Согласуется с существительным «случае».
- Синтаксическая роль: В предложении «как в первом случае» числительное «первом» является определением, так как обозначает признак предмета по порядку и согласуется с существительным.
Числительное «третий«:
- Часть речи: Имя числительное. Обозначает порядок при счете.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма: третий (именительный падеж).
- Постоянные признаки: порядковое (отвечает на вопрос «который?»), простое (состоит из одного слова).
- Непостоянные признаки: именительный падеж (в третий раз), единственное число, мужской род. Согласуется с существительным «раз».
- Синтаксическая роль: В предложении «пуля и в третий раз попадает» числительное «третий» является определением, так как обозначает признак предмета по порядку и согласуется с существительным.
Причастие «пляшущий«:
- Часть речи: Причастие. Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Образовано от глагола «плясать».
- Морфологические признаки:
- Начальная форма: пляшущий (именительный падеж, единственное число, мужской род).
- Постоянные признаки: действительное (предмет сам совершает действие), настоящее время (действие происходит одновременно с моментом речи), несовершенный вид (действие не завершено), невозвратное (нет суффикса -ся), непереходное (не требует прямого дополнения).
- Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма. Согласуется с существительным «шарик».
- Синтаксическая роль: В предложении «стреляет в пляшущий шарик» причастие в полной форме выступает в роли определения, так как отвечает на вопрос «какой?» и характеризует существительное «шарик».
Причастие «переодетый«:
- Часть речи: Причастие. Особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Образовано от глагола «переодеть».
- Морфологические признаки:
- Начальная форма: переодетый (именительный падеж, единственное число, мужской род).
- Постоянные признаки: страдательное (действие совершается над предметом), прошедшее время (действие произошло до момента речи), совершенный вид (действие завершено), невозвратное, переходное (от глагола «переодеть» — переодеть кого-то).
- Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма. Согласуется с существительным «унтер-офицер».
- Синтаксическая роль: В предложении «это переодетый русский унтер-офицер» причастие в полной форме выступает в роли определения, так как отвечает на вопрос «какой?» и характеризует существительное «унтер-офицер».
Объяснение правописания наречий:
- Вдребезги: Это наречие образовано от существительного «дребезги» (устаревшее, означающее осколки, обломки) с помощью приставки в- и суффикса -и. Написание таких наречий, образованных от существительных или прилагательных с приставками в-, на-, за- и суффиксами -и, -а, -о, часто является словарным и требует запоминания. Оно пишется слитно.
- Опять: Это наречие является словарным словом, его написание необходимо запомнить. Оно пишется слитно. Исторически оно образовалось от сочетания «о пяти» (от слова «пять», в значении «повторно, в пятый раз»), но со временем стало цельным наречием.
- Случайно: Это наречие образовано от качественного прилагательного «случайный» с помощью суффикса -о. Наречия, образованные от качественных прилагательных путем прибавления суффиксов -о или -е к основе, пишутся слитно. Правило гласит: если прилагательное, от которого образовано наречие, имеет суффиксы -н-, -ск-, -ов-, -лив-, -чив-, то наречие образуется с помощью суффикса -о (например, «медленный» -> «медленно», «героический» -> «героически»).
- Хорошо: Это наречие также образовано от качественного прилагательного «хороший» с помощью суффикса -о. Применяется то же правило, что и для наречия «случайно». Оно пишется слитно.
Важно отметить, что все эти наречия пишутся слитно, поскольку они образованы от других частей речи (существительных или прилагательных) и не имеют предлогов, которые могли бы требовать раздельного написания, или приставок, которые могли бы требовать дефисного написания (например, «по-русски»).
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!