1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Разумовская 8 Класс по Русскому Языку Львова Учебник 📕 Капинос — Все Части
Русский язык
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
8 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Год
2015-2024.
Издательство
Дрофа.
Описание

Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.

ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 245 Разумовская, Львова — Подробные Ответы

Упражнение
  • Объясните, почему перед одиночными союзами и, да запятая то ставится, то не ставится. Спишите, обозначая после каждого предложения или схему сложного предложения, или схему однородных членов.

1) Долины сохнут и пестреют; стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей. (А. Пушкин) 2) Взошла заря, и отделился лес стеной зубчатой на краю небес. (М. Лермонтов) 3) Внизу Арагва и Кура, обвив каймой из серебра подошвы свежих островов, по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко… (М. Лермонтов) 4) В туманный, тихий день хожу я часто в лес и там сижу — на небо белое гляжу да на верхушки тёмных сосен. (И. Тургенев) 5) Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглянет день как будто поневоле и скроется за край окружных гор. (А. Пушкин)

  • Выразительно прочитайте последний пример. Объясните, какие слова употреблены в переносном значении. Какие тропы использует А. С. Пушкин в этом отрывке?
  • Как произносятся выделенные слова в данных стихах? В каких из них в наше время ударение может быть иным?
Краткий ответ:

Запятая перед одиночными союзами и, да не ставится, когда они соединяют однородные члены предложения, а ставится, когда они соединяют простые предложения в составе сложного.

В первом примере: «Долины сохнут и пестреют; стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей.» (А. Пушкин). Здесь два простых предложения в составе сложного, соединённых точкой с запятой. Первое простое предложение содержит однородные сказуемые (сохнут и пестреют), соединённые союзом «и» без запятой. Второе простое предложение присоединяется к первому союзом «и», перед которым ставится запятая, так как он соединяет два простых предложения.

Во втором примере: «Взошла заря, и отделился лес стеной зубчатой на краю небес.» (М. Лермонтов). Здесь два простых предложения в составе сложного, соединённых союзом «и» с запятой перед ним.

В третьем примере: «Внизу Арагва и Кура, обвив каймой из серебра подошвы свежих островов, по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко…» (М. Лермонтов). Это предложение с однородными подлежащими, соединёнными союзом «и» без запятой, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и однородными обстоятельствами образа действия, соединёнными союзом «и» без запятой.

В четвёртом примере: «В туманный, тихий день хожу я часто в лес и там сижуна небо белое гляжу да на верхушки тёмных сосен.» (И. Тургенев). Предложение содержит однородные определения, соединённые запятой; однородные сказуемые (хожу и сижу), соединённые союзом «и» без запятой; и ещё одно однородное сказуемое (гляжу), присоединённое союзом «да» (в значении «и») без запятой.

В пятом примере: «Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглянет день как будто поневоле и скроется за край окружных гор.» (А. Пушкин). Это три простых предложения в составе сложного бессоюзного предложения, соединённых запятыми. Последнее простое предложение содержит однородные сказуемые (проглянет и скроется), соединённые союзом «и» без запятой.

Слова в переносном значении в последнем примере включают: олицетворение: роняет лес, сребрит мороз, проглянет и скроется день; метафора: убор; сравнение: как будто поневоле.

Ударение в выделенных словах: зубча́той, по корня́м, на не́бо. В наше время иное ударение может быть в слове по ко́рням.

Подробный ответ:

Запятая перед одиночными союзами и или да является одним из ключевых правил пунктуации в русском языке, и её постановка зависит от того, что именно эти союзы соединяют. Основное правило гласит, что запятая не ставится, когда одиночные союзы и или да (в значении и) соединяют однородные члены предложения. Это происходит потому, что однородные члены, даже если их несколько, представляют собой единую смысловую и интонационную группу, относящуюся к одному и тому же слову в предложении и отвечающую на один и тот же вопрос. Например, если мы говорим о двух действиях, выполняемых одним и тем же подлежащим, или о двух признаках одного предмета, соединённых одиночным и, то запятая не нужна, так как это продолжение одной мысли. Однако запятая ставится, когда одиночные союзы и или да соединяют простые предложения в составе сложного. В этом случае каждое простое предложение имеет свою собственную грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), и союз и или да выступает в роли связующего звена между двумя отдельными, хотя и связанными по смыслу, мыслями. Запятая здесь необходима для того, чтобы разделить эти самостоятельные части сложного предложения, указывая на их относительную независимость.

Рассмотрим примеры, чтобы лучше понять это правило.

В первом предложении: «Долины сохнут и пестреют; стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей.» (А. Пушкин). Это сложное предложение, состоящее из нескольких частей. Первая часть «Долины сохнут и пестреют» является простым предложением, где «долины» — подлежащее, а «сохнут» и «пестреют» — однородные сказуемые. Они соединены одиночным союзом и, и поскольку это однородные члены, запятая перед и не ставится. Далее идёт точка с запятой, которая разделяет две относительно самостоятельные части сложного предложения. После неё следует вторая часть: «стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей». Здесь «стада шумят» — это одно простое предложение, а «соловей уж пел» — второе простое предложение. Эти два простых предложения соединены союзом и. Поскольку и соединяет именно два простых предложения, а не однородные члены внутри одного простого предложения, перед ним ставится запятая. Схема этого предложения может быть представлена как: [Подлежащее Сказуемое и Сказуемое]; [Подлежащее Сказуемое], и [Подлежащее Сказуемое].

Во втором предложении: «Взошла заря, и отделился лес стеной зубчатой на краю небес.» (М. Лермонтов). Это сложносочинённое предложение, состоящее из двух простых предложений. Первое простое предложение: «Взошла заря», где «заря» — подлежащее, «взошла» — сказуемое. Второе простое предложение: «отделился лес стеной зубчатой на краю небес», где «лес» — подлежащее, «отделился» — сказуемое. Эти два простых предложения соединены одиночным союзом и. Так как и связывает две полноценные грамматические основы, перед ним ставится запятая. Схема: [Подлежащее Сказуемое], и [Сказуемое Подлежащее].

В третьем предложении: «Внизу Арагва и Кура, обвив каймой из серебра подошвы свежих островов, по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко…» (М. Лермонтов). Это простое предложение, осложнённое однородными членами и обособленным обстоятельством. Здесь «Арагва» и «Кура» — однородные подлежащие, соединённые одиночным союзом и. Поскольку это однородные члены, запятая перед и не ставится. Далее идёт обособленный деепричастный оборот «обвив каймой из серебра подошвы свежих островов», который выделяется запятыми. В конце предложения мы видим однородные обстоятельства образа действия «дружно» и «легко», относящиеся к сказуемому «бежали». Они также соединены одиночным союзом и, и по той же причине (соединение однородных членов) запятая перед ним не ставится. Схема: [Однородное подлежащее и Однородное подлежащее, |деепричастный оборот|, Сказуемое Однородное обстоятельство и Однородное обстоятельство].

В четвёртом предложении: «В туманный, тихий день хожу я часто в лес и там сижуна небо белое гляжу да на верхушки тёмных сосен.» (И. Тургенев). Это простое предложение с несколькими рядами однородных членов. Сначала идут однородные определения «туманный, тихий», которые разделяются запятой, так как не соединены союзом. Затем следуют однородные сказуемые: «хожу», «сижу» и «гляжу». Сказуемые «хожу» и «сижу» соединены одиночным союзом и, поэтому запятая между ними не ставится. Сказуемое «гляжу» присоединяется к предыдущим с помощью союза да, который в данном контексте выступает в значении и. Поскольку «гляжу» является однородным сказуемым с «хожу» и «сижу», и соединяется одиночным союзом да, запятая перед ним также не ставится. Тире в этом предложении используется для обозначения паузы или дополнительного пояснения. Схема: [~, ~ Подлежащее Сказуемое и Сказуемое — Сказуемое да Сказуемое].

В пятом предложении: «Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглянет день как будто поневоле и скроется за край окружных гор.» (А. Пушкин). Это сложное бессоюзное предложение, состоящее из нескольких простых предложений, которые разделены запятыми. Первое простое предложение: «Роняет лес багряный свой убор». Второе простое предложение: «сребрит мороз увянувшее поле». Третье простое предложение: «проглянет день как будто поневоле и скроется за край окружных гор». В последнем простом предложении «проглянет» и «скроется» являются однородными сказуемыми, относящимися к подлежащему «день». Они соединены одиночным союзом и, и так как это однородные члены, запятая перед и не ставится. Схема: [Сказуемое Подлежащее], [Сказуемое Подлежащее], [Сказуемое Подлежащее и Сказуемое].

Теперь перейдём к анализу выразительных средств в последнем примере из А.С. Пушкина. В этом отрывке: «Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглянет день как будто поневоле и скроется за край окружных гор» — автор использует различные тропы, которые придают тексту особую образность и глубину.

Слова, употреблённые в переносном значении, создают яркие образы:

  • Олицетворение — это приём, при котором неодушевлённым предметам или явлениям природы приписываются человеческие свойства или действия. В данном отрывке мы видим несколько примеров:
    • «Роняет лес багряный свой убор» — лес не может буквально «ронять» что-либо, как человек роняет предмет. Это действие, свойственное человеку, перенесено на лес, создавая образ леса, который сознательно избавляется от своей осенней листвы, словно от старой одежды.
    • «сребрит мороз увянувшее поле» — мороз, будучи природным явлением, не способен «серебрить» в прямом смысле. Это действие (покрывать серебристым налётом, инеем) уподобляется работе ювелира или художника, придающего полю блеск, словно покрывая его серебром.
    • «проглянет день как будто поневоле и скроется за край окружных гор» — день, как абстрактное понятие, не может «проглядывать» (появляться неохотно) или «скрываться» (прятаться) подобно живому существу. Эти глаголы передают ощущение короткого, неяркого осеннего дня, который появляется словно из-под палки и быстро исчезает, не желая задерживаться.
  • Метафора — это скрытое сравнение, перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства. В строке «Роняет лес багряный свой убор» слово «убор» используется метафорически. В прямом смысле «убор» — это наряд, одежда, украшение, головной убор. Здесь же «багряный убор» означает осеннюю листву леса, которая, подобно пышному наряду, покрывает деревья и затем опадает. Это сравнение листвы с одеждой придаёт образу леса торжественность и одушевлённость.
  • Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. В выражении «проглянет день как будто поневоле» используется прямое сравнение, выраженное сравнительным оборотом с союзом «как будто». Оно подчёркивает нежелание, неохоту дня появляться, его краткость и тусклость, что характерно для поздней осени или начала зимы.

Эти тропы в совокупности создают глубокий, меланхоличный и в то же время живописный образ осенней природы, наполненный чувством увядания и приближения зимы. Пушкин мастерски использует язык, чтобы передать не только зрительные образы, но и эмоциональное состояние, вызываемое пейзажем.

Наконец, рассмотрим произношение выделенных слов и возможные изменения ударения в современном русском языке.

  • Слово «зубчатой» (из второго предложения) произносится с ударением на втором слоге: зубча́той. Это ударение является нормативным и стабильным как в прошлом, так и в современном русском языке.
  • Слово «по корням» (из третьего предложения) в стихах Лермонтова, как правило, произносится с ударением на последнем слоге: по корня́м. Такое ударение было характерно для поэтической речи и высокого стиля в XIX веке, а также для некоторых диалектов. Однако в современном нормативном русском языке, особенно в разговорной речи и в большинстве контекстов, ударение в этом слове (в предложном падеже множественного числа) чаще всего падает на первый слог: по ко́рням. Таким образом, это одно из слов, где в наше время ударение может быть иным по сравнению с поэтической традицией прошлого.
  • Слово «на небо» (из четвёртого предложения) произносится с ударением на первом слоге: на не́бо. Это ударение является устойчивым и соответствует современным орфоэпическим нормам.

Понимание этих нюансов ударения важно для правильного и выразительного чтения поэтических текстов, а также для осознания эволюции языковых норм.



Общая оценка
4.1 / 5
Комментарии
  • 🙂
  • 😁
  • 🤣
  • 🙃
  • 😊
  • 😍
  • 😐
  • 😡
  • 😎
  • 🙁
  • 😩
  • 😱
  • 😢
  • 💩
  • 💣
  • 💯
  • 👍
  • 👎
В ответ юзеру:
Редактирование комментария

Оставь свой отзыв 💬

Комментариев пока нет, будьте первым!

Другие предметы

Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!

Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.

Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!

Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!