
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 237 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; на месте пропуска, обозначенного V, употребите подходящий по смыслу союз; расставьте недостающие знаки препинания. Однородные члены подчеркните как члены предложения. Определите смысловые отношения между однородными членами. Прочитайте выразительно.
1) Облака V наплывали на луну V разл..тались. (В. Шишков) 2) V туман V (не)погоды осень поздняя несёт… (А. Пушкин) 3) Кот нёсся за ним на трёх лапах V четвёртой, передней лапой бил петуха по спине. (К. Паустовский) 4) Как(то) ночью ударил морозище. Прил..тевший на к..рмушку воробей зябко подж..мал под себя V одну V другую лапку… (Е. Носов) 5) Воспоминание, которое прив..ло сюда Люсю, относилось к голодным послевоенным годам: V к сорок шестому, V к сорок седьмому. Весной, (перед) севом, Люсю отправили бороновать это поле. Следовало, конечно, подождать, пока земля подсохнет V ждать V не могли V не хотели. (В. Распутин)
- Объясните правописание слов (с пропущенными буквами и со скобками), группируя их по видам орфограмм.
- Выполните морфологический анализ всех числительных.
- Расскажите об употреблении дефиса в наречиях, записывая соответствующие примеры.
Задание 1. Раскрытие скобок, вставка пропущенных букв, расстановка знаков препинания, определение однородных членов и их смысловых отношений:
Облака то наплывали на луну, то разлетались. Здесь однородные сказуемые наплывали и разлетались соединены повторяющимся союзом то…то, выражающим чередование действий. Запятая ставится перед вторым то. Слово разлетались пишется с буквой е в корне, так как проверочное слово полёт.
И туман, и непогоды осень поздняя несёт… Однородные подлежащие туман и непогоды соединены повторяющимся союзом и…и, выражающим перечисление. Запятая ставится перед вторым и. Слово непогоды пишется слитно, так как без не не употребляется или имеет синоним без не (слякоть, ненастье).
Кот нёсся за ним на трёх лапах, а четвёртой, передней лапой бил петуха по спине. Здесь однородные обстоятельства на трёх лапах и четвёртой, передней лапой соединены противительным союзом а, выражающим противопоставление. Запятая ставится перед а. Второе обстоятельство осложнено однородными определениями четвёртой и передней, между которыми нет запятой, так как они характеризуют предмет с разных сторон.
Как-то ночью ударил морозище. Прилетевший на кормушку воробей зябко поджимал под себя то одну, то другую лапку… Наречие как-то пишется через дефис, так как содержит суффикс -то. Слово прилетевший пишется с буквой е в корне, так как проверочное слово полёт. Слово кормушку пишется с буквой о в корне, так как проверочное слово корм. Слово поджимал пишется с буквой и в корне, так как это корень с чередованием а/им (жать — жим). Однородные дополнения одну и другую соединены повторяющимся союзом то…то, выражающим чередование. Запятая ставится перед вторым то.
Воспоминание, которое привело сюда Люсю, относилось к голодным послевоенным годам: не то к сорок шестому, не то к сорок седьмому. Слово привело пишется с буквой е в корне, так как проверочное слово вёл. Однородные дополнения к сорок шестому и к сорок седьмому соединены повторяющимся союзом не то…не то, выражающим неразличение или выбор. Запятая ставится перед вторым не то. Весной, перед севом, Люсю отправили бороновать это поле. Сочетание перед севом пишется раздельно, так как перед является предлогом, а севом – существительным. Следовало, конечно, подождать, пока земля подсохнет, но ждать то ли не могли, то ли не хотели. Здесь однородные сказуемые не могли и не хотели соединены повторяющимся союзом то ли…то ли, выражающим неразличение или выбор. Запятая ставится перед вторым то ли. Перед союзом но также ставится запятая, так как он соединяет части сложного предложения.
Задание 2. Объяснение правописания слов:
Слова разлетались, прилетевший, кормушку, привело содержат проверяемые безударные гласные в корне слова. Для проверки необходимо подобрать однокоренные слова, где эта гласная находится под ударением: разлетались (полёт), прилетевший (полёт), кормушку (корм), привело (вёл). Слово непогоды пишется слитно с частицей не, так как не употребляется без не или можно подобрать синоним без не (например, слякоть, ненастье). Слово поджимал содержит чередующуюся гласную в корне -жим-/-жа-. В данном случае, наличие суффикса а после корня указывает на написание и. Наречие как-то пишется через дефис, так как образовано с помощью суффикса -то. Сочетание перед севом пишется раздельно, так как перед является предлогом, а севом – существительным.
Задание 3. Морфологический анализ числительных:
Числительное трёх (в словосочетании на трёх лапах) является количественным, обозначает число, имеет начальную форму три. Это целое, простое числительное. В данном контексте оно стоит в предложном падеже и выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
Числительное четвёртой (в словосочетании четвёртой лапой) является порядковым, обозначает порядок при счёте, имеет начальную форму четвёртый. Это целое, простое числительное. Оно стоит в творительном падеже, единственном числе, женском роде и выполняет синтаксическую роль определения.
Числительное сорок шестому (в словосочетании к сорок шестому) является порядковым, обозначает порядок при счёте, имеет начальную форму сорок шестой. Это целое, составное числительное. Оно стоит в дательном падеже, единственном числе, мужском роде и выполняет синтаксическую роль определения.
Числительное сорок седьмому (в словосочетании к сорок седьмому) также является порядковым, обозначает порядок при счёте, имеет начальную форму сорок седьмой. Это целое, составное числительное. Оно стоит в дательном падеже, единственном числе, мужском роде и выполняет синтаксическую роль определения.
Задание 4. Употребление дефиса в наречиях:
Через дефис пишутся наречия, которые имеют в своём составе приставку по- и суффиксы -ому, -ему, -и, например: по-моему, по-русски. Также дефис используется в наречиях с приставкой в- (во-) и суффиксами -ых, -их, как в словах во-первых, в-третьих. Наречия, образованные с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь, также пишутся через дефис: кое-как, где-то, куда-либо, откуда-нибудь. Кроме того, через дефис пишутся сложные наречия, в составе которых есть одинаковые корни, например: еле-еле, мало-помалу.
Задание 1. Раскрытие скобок, вставка пропущенных букв, расстановка знаков препинания, определение однородных членов и их смысловых отношений:
В первом предложении, «Облака V наплывали на луну V разл..тались», мы видим описание последовательных действий облаков. Здесь пропущены повторяющиеся союзы то…то, которые указывают на чередование действий. Таким образом, правильно будет: «Облака то наплывали на луну, то разлетались.» Запятая ставится перед вторым союзом то, потому что он является частью повторяющегося союза, соединяющего однородные сказуемые «наплывали» и «разлетались». Пропущенная буква в слове «разлетались» – это е, так как проверочное слово «полёт» (корень -лет-). Оба сказуемых, «наплывали» и «разлетались», являются однородными членами предложения, подчеркивающими динамику движения облаков.
Во втором предложении, «V туман V (не)погоды осень поздняя несёт…», речь идёт о том, что осень приносит с собой несколько явлений. Здесь пропущены повторяющиеся союзы и…и, которые используются для перечисления однородных членов. Правильный вариант: «И туман, и непогоды осень поздняя несёт…» Запятая ставится перед вторым союзом и, так как он соединяет однородные подлежащие «туман» и «непогоды». Слово «(не)погоды» пишется слитно – «непогоды», поскольку это слово не употребляется без «не» в данном значении или его можно заменить синонимом без «не», например, «слякоть» или «ненастье». Подлежащие «туман» и «непогоды» являются однородными членами предложения, указывающими на то, что именно несёт поздняя осень.
Третье предложение, «Кот нёсся за ним на трёх лапах V четвёртой, передней лапой бил петуха по спине», описывает, как кот использовал свои лапы. Здесь пропущен противительный союз а, который указывает на противопоставление действий или обстоятельств. Правильно: «Кот нёсся за ним на трёх лапах, а четвёртой, передней лапой бил петуха по спине.» Запятая ставится перед союзом а, поскольку он соединяет однородные обстоятельства образа действия «на трёх лапах» и «четвёртой, передней лапой». Эти обстоятельства являются однородными членами предложения. Важно отметить, что между определениями «четвёртой» и «передней» запятая не ставится, так как они характеризуют предмет (лапу) с разных сторон: «четвёртой» указывает на порядковый номер, а «передней» – на её расположение.
Четвёртое предложение, «Как(то) ночью ударил морозище. Прил..тевший на к..рмушку воробей зябко подж..мал под себя V одну V другую лапку…», детализирует действия воробья в морозную ночь. Наречие «как(то)» пишется через дефис – «как-то», потому что оно образовано с помощью суффикса -то. Пропущенная буква в слове «прил..тевший» – е, проверочное слово «полёт». В слове «к..рмушку» пишется о, проверочное слово «корм». В слове «подж..мал» пишется и, так как это глагол с чередующимся корнем жим/жа, и после корня есть суффикс а (поджимать). Пропущенные союзы здесь – повторяющиеся то…то, указывающие на чередование действий воробья с лапками. Правильно: «Как-то ночью ударил морозище. Прилетевший на кормушку воробей зябко поджимал под себя то одну, то другую лапку…» Запятая ставится перед вторым союзом то, так как он соединяет однородные дополнения «одну» и «другую», которые являются однородными членами предложения.
Пятое предложение, «Воспоминание, которое прив..ло сюда Люсю, относилось к голодным послевоенным годам: V к сорок шестому, V к сорок седьмому. Весной, (перед) севом, Люсю отправили бороновать это поле. Следовало, конечно, подождать, пока земля подсохнет V ждать V не могли V не хотели.», содержит несколько моментов. В слове «прив..ло» пишется е, проверочное слово «вёл». После двоеточия идёт перечисление годов, и здесь пропущены повторяющиеся союзы не то…не то, указывающие на неразличение или выбор. Правильно: «Воспоминание, которое привело сюда Люсю, относилось к голодным послевоенным годам: не то к сорок шестому, не то к сорок седьмому.» Двоеточие ставится перед перечислением, а запятые – перед каждым последующим «не то», так как они соединяют однородные дополнения «к сорок шестому» и «к сорок седьмому». Сочетание «(перед) севом» пишется раздельно – «перед севом», так как «перед» является предлогом, а «севом» – существительным. В конце предложения пропущены союзы но (противительный) и то ли…то ли (повторяющийся, указывающий на неразличение или выбор). Правильно: «Следовало, конечно, подождать, пока земля подсохнет, но ждать то ли не могли, то ли не хотели.» Запятая ставится перед союзом но, так как он соединяет две части сложного предложения. Затем запятая ставится перед вторым «то ли», потому что он соединяет однородные сказуемые «не могли» и «не хотели», которые являются однородными членами предложения.
Задание 2. Объяснение правописания слов (с пропущенными буквами и со скобками), группируя их по видам орфограмм:
Рассмотрим правописание слов с пропущенными буквами и в скобках, группируя их по видам орфограмм.
Прежде всего, это проверяемые безударные гласные в корне слова. Правило гласит, что для проверки написания безударной гласной в корне необходимо подобрать такое однокоренное слово, в котором эта гласная окажется под ударением.
- Слово «разлетались» (из первого предложения) пишется с буквой е в корне, потому что проверочное слово «полёт» (корень -лет-).
- Аналогично, слово «прилетевший» (из четвёртого предложения) также пишется с е в корне, проверочное слово «полёт».
- Слово «кормушку» (из четвёртого предложения) пишется с буквой о в корне, так как проверочное слово «корм».
- Слово «привело» (из пятого предложения) пишется с буквой е в корне, проверочное слово «вёл».
Далее, у нас есть слово с чередующейся гласной в корне.
- Слово «поджимал» (из четвёртого предложения) пишется с буквой и в корне. Это яркий пример корня с чередованием жим/жа. Правило для таких корней (как кас/кос, бир/бер, дир/дер, пир/пер, тир/тер, блист/блест, жиг/жег, чит/чет, им/а, ин/а) гласит, что если после корня следует суффикс а, то в корне пишется и. В данном случае, «поджимал» образовано от «поджимать», где после корня жим стоит суффикс а.
Следующая группа – это слитное и раздельное написание слов.
- Слово «непогоды» (из второго предложения) пишется слитно с частицей не. Это объясняется тем, что слово «погоды» в значении «плохая погода» без «не» не употребляется, или же его можно легко заменить синонимом без «не», например, «слякоть» или «ненастье». В таких случаях «не» является частью слова.
- Сочетание «перед севом» (из пятого предложения) пишется раздельно. Это правило относится к предлогам, которые всегда пишутся отдельно от существительных, к которым они относятся. «Перед» – это предлог, а «севом» – это существительное в творительном падеже.
И, наконец, дефисное написание наречий.
- Наречие «как-то» (из четвёртого предложения) пишется через дефис. Это правило применяется к наречиям, образованным с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь, а также с приставкой кое-. В данном случае, суффикс -то указывает на неопределённость и требует дефисного написания.
Задание 3. Морфологический анализ всех числительных:
Проведём подробный морфологический анализ каждого числительного, встречающегося в тексте, следуя стандартной схеме.
Первое числительное – трёх (в сочетании «на трёх лапах»).
- Часть речи: Это имя числительное.
- Общее значение: Обозначает количество предметов, а именно число «три».
- Начальная форма: Именительный падеж – три.
- Постоянные морфологические признаки:
- Разряд по значению: Количественное, так как отвечает на вопрос «сколько?» и указывает на количество.
- Разряд по строению: Простое, потому что состоит из одного слова и имеет один корень.
- Разряд по составу: Целое, так как обозначает целое число.
- Непостоянные морфологические признаки:
- Падеж: Стоит в предложном падеже (на ком? на чём? – на лапах, на трёх).
- Род и число: Количественные числительные, обозначающие целые числа, не изменяются по родам и числам.
- Синтаксическая роль: В предложении «на трёх лапах» выполняет роль обстоятельства места или образа действия, уточняя, на скольких лапах кот нёсся.
Второе числительное – четвёртой (в сочетании «четвёртой лапой»).
- Часть речи: Это имя числительное.
- Общее значение: Обозначает порядок предметов при счёте, а именно «четвёртый по счёту».
- Начальная форма: Именительный падеж, мужской род, единственное число – четвёртый.
- Постоянные морфологические признаки:
- Разряд по значению: Порядковое, так как отвечает на вопрос «какой по счёту?» и указывает на порядок.
- Разряд по строению: Простое, потому что состоит из одного слова.
- Разряд по составу: Целое, так как обозначает целое число.
- Непостоянные морфологические признаки:
- Падеж: Стоит в творительном падеже (бил чем? – лапой, четвёртой лапой).
- Число: Единственное число.
- Род: Женский род, согласуется с существительным «лапой».
- Синтаксическая роль: В предложении «четвёртой лапой» выполняет роль определения, так как отвечает на вопрос «какой?» и характеризует существительное «лапой».
Третье числительное – сорок шестому (в сочетании «к сорок шестому»).
- Часть речи: Это имя числительное.
- Общее значение: Обозначает порядок предметов при счёте, а именно «сорок шестой по счёту».
- Начальная форма: Именительный падеж, мужской род, единственное число – сорок шестой.
- Постоянные морфологические признаки:
- Разряд по значению: Порядковое, так как указывает на порядок.
- Разряд по строению: Составное, потому что состоит из двух слов («сорок» и «шестой»).
- Разряд по составу: Целое, так как обозначает целое число.
- Непостоянные морфологические признаки:
- Падеж: Стоит в дательном падеже (к чему? – к году, к сорок шестому).
- Число: Единственное число.
- Род: Мужской род, согласуется с подразумеваемым существительным «году».
- Синтаксическая роль: В предложении «к сорок шестому» выполняет роль определения, так как отвечает на вопрос «какому?» и характеризует подразумеваемое существительное «году».
Четвёртое числительное – сорок седьмому (в сочетании «к сорок седьмому»).
- Часть речи: Это имя числительное.
- Общее значение: Обозначает порядок предметов при счёте, а именно «сорок седьмой по счёту».
- Начальная форма: Именительный падеж, мужской род, единственное число – сорок седьмой.
- Постоянные морфологические признаки:
- Разряд по значению: Порядковое, так как указывает на порядок.
- Разряд по строению: Составное, потому что состоит из двух слов («сорок» и «седьмой»).
- Разряд по составу: Целое, так как обозначает целое число.
- Непостоянные морфологические признаки:
- Падеж: Стоит в дательном падеже (к чему? – к году, к сорок седьмому).
- Число: Единственное число.
- Род: Мужской род, согласуется с подразумеваемым существительным «году».
- Синтаксическая роль: В предложении «к сорок седьмому» выполняет роль определения, так как отвечает на вопрос «какому?» и характеризует подразумеваемое существительное «году».
Задание 4. Рассказ об употреблении дефиса в наречиях, записывая соответствующие примеры:
Дефисное написание наречий – это важный раздел орфографии русского языка, который регулируется несколькими правилами. Дефис в наречиях используется для обозначения их особого способа образования или для указания на их составную природу.
Во-первых, через дефис пишутся наречия, которые образованы от прилагательных или местоимений при помощи приставки по- и суффиксов -ому, -ему, или -и. Эти суффиксы часто указывают на образ действия или на принадлежность.
- Например, наречие по-моему (от местоимения «мой») пишется через дефис. Оно означает «так, как я считаю».
- Наречие по-русски (от прилагательного «русский») пишется через дефис, указывая на способ действия или язык.
- Другие примеры включают по-новому, по-хорошему, по-волчьи.
Во-вторых, дефис используется в наречиях, образованных от порядковых числительных с помощью приставки в- (или во-) и суффиксов -ых или -их. Эти наречия обычно указывают на последовательность или порядок.
- Примеры: во-первых (от «первый»), в-третьих (от «третий»). Эти наречия часто используются для структурирования речи или перечисления пунктов.
В-третьих, через дефис пишутся наречия, которые содержат в своём составе приставку кое- или суффиксы -то, -либо, -нибудь. Эти элементы придают наречию значение неопределённости, неполноты или некоторой расплывчатости.
- Наречие кое-как (с приставкой кое-) означает «плохо, небрежно».
- Наречие где-то (с суффиксом -то) указывает на неопределённое место.
- Наречие куда-либо (с суффиксом -либо) выражает неопределённое направление.
- Наречие откуда-нибудь (с суффиксом -нибудь) также указывает на неопределённое происхождение.
В-четвёртых, дефис ставится в сложных наречиях, которые образованы путём повторения одного и того же корня или синонимичных/антонимичных слов, часто с добавлением предлогов или частиц. Такие наречия усиливают значение или указывают на постепенность, неполноту действия.
- Например, еле-еле (повторение корня) означает «с большим трудом, почти нет».
- Мало-помалу (синонимичные слова) означает «постепенно».
- Другие примеры: чуть-чуть, бок о бок, крест-накрест.
Таким образом, дефисное написание наречий подчиняется чётким правилам, связанным с их словообразовательной структурой и семантикой, что помогает правильно передать смысл и избежать орфографических ошибок.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!