
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 172 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
Выразительно прочитайте каждое предложение и докажите, что оно является односоставным определённо-личным.
- Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье… (А. Пушкин)
- Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду. (А. Пушкин)
- Поднимите ваши гордые, строгие глаза. (И. Тургенев)
- Рыхлая почва готова, сейте, покуда весна… (И. Никитин)
- Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит, слышу, слышу ровный стук неподкованных копыт. (А. Ахматова)
- Вихрем помчимся сквозь тучи и гром к солнцу победы вслед за орлом!.. (Ф. Тютчев)
- Лейся, песня звонкая, вылей трель унылую. (С. Есенин)
Выпишите каждый выделенный глагол с зависимым словом. Укажите главное слово, форму глагола, а также вид связи слов в словосочетании.
ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ Иду по лугу (1-е л., ед. ч., изъявит. накл., наст. вр.) — управление.
Предложения являются односоставными, так как их грамматическая основа выражена только одним главным членом — сказуемым. Сказуемые являются определённо-личными, потому что относятся к 1-му или 2-му лицу, и к ним можно подставить местоимения я, мы, ты, вы.
- Храните терпенье (2-е л., наст.вр., повел. накл., мн. ч.) — управление.
- Служи верно (2-е л., повел. накл., ед. ч.) — примыкание. Кому присягнёшь (2-е л., ед. ч., буд. вр., изъявит. накл.) — примыкание. Слушайся начальников (2-е л., повел. накл., ед. ч.) — примыкание. Не гоняйся за лаской (2-е л., повел. накл., ед. ч.) — примыкание. Не напрашивайся на службу (2-е л., повел. накл., ед. ч.) — примыкание. Не отговаривайся от службы (2-е л., повел. накл., ед. ч.) — примыкание. Помни пословицу (2-е л., повел. накл., ед. ч.) — примыкание. Береги платье (2-е л., повел. накл., ед. ч.) — примыкание.
- Поднимите глаза (2-е л., повел. накл., мн. ч.) — управление.
- Сейте (2-е л., повел. накл., мн. ч.).
- Вижу, вижу листву (1-е л., ед. ч., наст. вр., изъявит. накл.) — управление. Слышу, слышу стук (1-е л., ед. ч., наст. вр., изъявит. накл.) — управление.
- Вихрем помчимся (1-е л., мн. ч., буд. вр., изъявит. накл.) — управление.
В русском языке существуют предложения, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена. Такие предложения называются односоставными. В данном случае, все представленные предложения являются односоставными, и их главным членом выступает только сказуемое. Более того, эти сказуемые относятся к особому типу — они являются определённо-личными. Это означает, что действие, выраженное сказуемым, совершается определённым лицом, которое легко можно представить или подставить, даже если оно не названо в предложении. Это лицо может быть как говорящим (я, мы), так и собеседником (ты, вы). Форма глагола-сказуемого прямо указывает на это лицо.
Рассмотрим каждое предложение и выделенный глагол с зависимым словом, подробно анализируя его форму и тип связи в словосочетании.
- В предложении «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…» выделен глагол храните с зависимым словом терпенье.
- Глагол храните стоит во втором лице множественного числа повелительного наклонения. Повелительное наклонение всегда указывает на призыв, просьбу или приказ, обращённый к кому-либо, и поэтому всегда относится ко второму лицу. В данном случае, это обращение к нескольким лицам или к одному лицу в вежливой форме («вы»). Мы можем легко подставить местоимение вы перед глаголом: «вы храните». Это делает предложение определённо-личным.
- Словосочетание храните терпенье образовано по типу управления. Управление — это такой вид связи, при котором главное слово (в нашем случае, глагол храните) требует от зависимого слова (существительного терпенье) постановки в определённом падеже. Здесь глагол храните управляет существительным терпенье в винительном падеже (храните что? терпенье).
- Во втором предложении «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.» присутствует целый ряд определённо-личных сказуемых.
- Первое выделенное словосочетание: Служи верно.
- Глагол служи находится во втором лице единственного числа повелительного наклонения. Он обращён к одному человеку (Петру), что позволяет подставить местоимение ты: «ты служи».
- Связь между служи и верно — примыкание. Примыкание возникает, когда зависимое слово является неизменяемой частью речи, например, наречием (верно). Наречие верно не изменяется по падежам, родам или числам, оно лишь примыкает к глаголу, уточняя образ действия (служи как? верно).
- Второе словосочетание: Кому присягнёшь.
- Глагол присягнёшь стоит во втором лице единственного числа будущего времени изъявительного наклонения. Это форма глагола, которая указывает на действие, которое произойдёт в будущем, и относится к определённому лицу, к которому можно подставить местоимение ты: «ты присягнёшь».
- Связь между присягнёшь и кому — управление. Хотя кому является местоимением, оно стоит в дательном падеже (присягнёшь кому?). Глагол присягнуть требует от зависимого слова постановки в определённом падеже, что является признаком управления.
- Третье словосочетание: Слушайся начальников.
- Глагол слушайся также во втором лице единственного числа повелительного наклонения, обращён к ты.
- Связь между слушайся и начальников — управление. Глагол слушаться требует родительного падежа (слушайся кого? начальников), что указывает на управление.
- Четвёртое словосочетание: Не гоняйся за лаской.
- Глагол не гоняйся находится во втором лице единственного числа повелительного наклонения, обращён к ты.
- Связь между не гоняйся и за лаской — управление. Глагол гоняться в данном контексте требует существительного с предлогом за в творительном падеже (гоняйся за чем? за лаской), что является управлением.
- Пятое словосочетание: Не напрашивайся на службу.
- Глагол не напрашивайся во втором лице единственного числа повелительного наклонения, обращён к ты.
- Связь между не напрашивайся и на службу — управление. Глагол напрашиваться требует существительного с предлогом на в винительном падеже (напрашивайся на что? на службу), что является управлением.
- Шестое словосочетание: Не отговаривайся от службы.
- Глагол не отговаривайся во втором лице единственного числа повелительного наклонения, обращён к ты.
- Связь между не отговаривайся и от службы — управление. Глагол отговариваться требует существительного с предлогом от в родительном падеже (отговаривайся от чего? от службы), что является управлением.
- Седьмое словосочетание: Помни пословицу.
- Глагол помни во втором лице единственного числа повелительного наклонения, обращён к ты.
- Связь между помни и пословицу — управление. Глагол помнить требует винительного падежа (помни что? пословицу), что является управлением.
- Восьмое словосочетание: Береги платье.
- Глагол береги во втором лице единственного числа повелительного наклонения, обращён к ты.
- Связь между береги и платье — управление. Глагол беречь требует винительного падежа (береги что? платье), что является управлением.
- Первое выделенное словосочетание: Служи верно.
- В предложении «Поднимите ваши гордые, строгие глаза.» выделен глагол поднимите с зависимым словом глаза.
- Глагол поднимите стоит во втором лице множественного числа повелительного наклонения. Это призыв, обращённый к нескольким лицам или к одному лицу в вежливой форме («вы»), что делает предложение определённо-личным.
- Словосочетание поднимите глаза образовано по типу управления. Глагол поднимите требует от существительного глаза постановки в винительном падеже (поднимите что? глаза).
- В предложении «Рыхлая почва готова, сейте, покуда весна…» выделен глагол сейте.
- Глагол сейте находится во втором лице множественного числа повелительного наклонения. Он выражает призыв к действию, обращённый к нескольким лицам или к «вы», что указывает на определённо-личное предложение.
- В данном примере, глагол сейте представлен без прямого зависимого слова, которое бы выражало объект действия. Он используется как самостоятельный предикат, подразумевающий действие в целом (например, «сейте семена»). Если бы было указано «сейте семена», это было бы управление. В данном виде, как отдельное словосочетание, его можно рассматривать как главное слово без указанного зависимого, либо как часть более крупной конструкции, где зависимое слово не выделено.
- В предложении «Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит, слышу, слышу ровный стук неподкованных копыт.» выделены глаголы вижу и слышу.
- Первое словосочетание: Вижу листву.
- Глагол вижу стоит в первом лице единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения. Он указывает на действие, совершаемое самим говорящим (я), что делает предложение определённо-личным.
- Связь между вижу и листву — управление. Глагол видеть требует винительного падежа (вижу что? листву), что является управлением.
- Второе словосочетание: Слышу стук.
- Глагол слышу также в первом лице единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения. Он указывает на действие, совершаемое говорящим (я), что подтверждает определённо-личность предложения.
- Связь между слышу и стук — управление. Глагол слышать требует винительного падежа (слышу что? стук), что является управлением.
- Первое словосочетание: Вижу листву.
- В предложении «Вихрем помчимся сквозь тучи и гром к солнцу победы вслед за орлом!..» выделен глагол помчимся.
- Глагол помчимся стоит в первом лице множественного числа будущего времени изъявительного наклонения. Он указывает на действие, которое будет совершено группой лиц, включая говорящего (мы), что делает предложение определённо-личным.
- Словосочетание вихрем помчимся (или помчимся вихрем) образовано по типу примыкания. Слово вихрем здесь выступает в роли наречия образа действия (помчимся как? вихрем), хотя по форме это существительное в творительном падеже. Однако, поскольку оно отвечает на вопрос «как?» и не требует определённого падежа от глагола, а лишь уточняет его, это примыкание.
Таким образом, все представленные предложения являются определённо-личными, так как их сказуемые чётко указывают на субъект действия, который может быть выражен местоимениями я, мы, ты, вы. Анализ словосочетаний показывает, что глаголы могут образовывать связи как по управлению, требуя от зависимых слов определённого падежа, так и по примыканию, когда зависимое слово является неизменяемым или используется в наречном значении.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!