
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 165 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ
- Прочитайте репортаж на музея минералогии. Какие типы речи соединены в нём? Какие специфические для жанра языковые средства здесь использованы?
Через тенистый сад парка мы входим в большое нарядное здание Минералогического музея Академии наук. Музей занимает зал в тысячу квадратных метров. В нём размещены образцы ископаемых богатств нашей страны. Особняком в шкафах за стеклом лежат какие-то чёрные бесформенные массы. Одни похожи на чистое железо, другие — с какими-то жёлтыми капельками. Вот огромная масса в двести пятьдесят килограммов, а под ней надпись: «Упал 18 окт. 1916 г. близ г. Никольска-Уссурийского в Сибири». Под другими образцами тоже надписи: Жанры публицистики 99 упал тогда-то, там-то. Это зал камней, упавших с неба и называемых метеоритами. Далее идут шкафы и витрины с аккуратными надписями; на полочках лежат минералы разных цветов и видов. Здесь можно изучить краски природы и понять их разнообразие: одни минералы сверкают золотом; другие — чистые и прозрачные, как вода; третьи — переливаются всеми цветами радуги, как бы светятся своим собственным светом. Экскурсовод подводит нас к одной из витрин и говорит: «Наш музей построен совершенно особенно. Мы не хотим вам показывать просто разные сорта камня. Мы хотим в музее доказать, что у камня тоже есть какая-то своя жизнь, может быть, даже более интересная, чем жизнь живых существ». Мы проходим в ту часть зала, где представлена во всём многообразии история минералов. Сначала показаны условия образования камня, родившегося в горячих, расплавленных вулканических массах. Далее — минералы, рождённые горячими и тёплыми источниками, которые вытекают на поверхность земли и, медленно остывая, образуют скопления ценнейших руд тяжёлых металлов или прекрасных кристаллов. Здесь не огонь, а вода рождает камень. Наконец, камни, рождающиеся на поверхности земли: то в соляных озёрах, то в пещерах, то в болотах, где из медленно гниющих растений создаются свои камни. Последние отделы музея — это камень в руках человека, в хозяйстве, в промышленности. Где бы ни находился камень: в небесных ли телах, в горах или на заводах, — везде он живёт и изменяется, растёт и гибнет. И совсем не скучна наука минералогия, которая должна отыскать и исследовать законы его истории.
- Выполните анализ текста, используя соответствующий план (см. справочные материалы учебника).
- Спишите пятый абзац текста, выделяя в предложениях грамматические основы и объясняя постановку знаков препинания.
В репортаже соединены описание и повествование. Использованы характерные для репортажа глаголы настоящего времени, односоставные предложения, сравнения, вводные слова, предложения с прямой речью.
Цель репортажа — сообщение о событии. Тема — музей минералогии. Основная мысль заключается в том, что совсем не скучна та наука, минералогия, которая должна отыскать и исследовать законы его (камня) истории.
Особенности композиции текста включают публицистический стиль, описание и повествование. Композиция состоит из зачина, центральной части и концовки. Языковые средства включают прямую речь, вводные слова, сравнения, односоставные предложения и глаголы в настоящем времени.
Примером сложного предложения является: «Мы проходим в ту часть зала, где представлена во всём многообразии история минералов».
Текст, описывающий посещение Минералогического музея Академии наук, представляет собой репортаж, который умело сочетает в себе различные типы речи, делая его живым и информативным. В нём гармонично переплетаются описание и повествование.
Описание используется для создания ярких образов и передачи атмосферы музея. Например, мы видим «большое нарядное здание» и «тенистый сад парка», «шкафы за стеклом» с «чёрными бесформенными массами». Детально описываются минералы: «сверкают золотом», «чистые и прозрачные, как вода», «переливаются всеми цветами радуги, как бы светятся своим собственным светом». Эти описания помогают читателю визуализировать представленные экспонаты и понять их разнообразие и красоту, погружая его в атмосферу музея.
Повествование же прослеживается в динамике движения по музею и изложении последовательности событий. Мы «входим в большое нарядное здание», «проходим в ту часть зала», экскурсовод «подводит нас к одной из витрин и говорит». Это придает тексту ощущение присутствия и путешествия, вовлекая читателя в процесс изучения, создавая эффект личного участия в экскурсии.
Для придания тексту непосредственности и динамичности автор активно использует глаголы настоящего времени: «входим», «занимает», «размещены», «лежат», «падают», «идут», «можно изучить», «подводит», «говорит», «проходим», «показаны», «рождаются», «живёт», «изменяется», «растёт», «гибнет». Это создает эффект одновременности происходящего, как будто читатель находится в музее прямо сейчас, что является характерной чертой репортажного стиля.
Также в репортаже встречаются односоставные предложения, которые делают речь более лаконичной и выразительной, акцентируя внимание на ключевых моментах или создавая эффект быстрой смены кадров, хотя в данном тексте их не так много, как в других жанрах.
Для усиления образности и эмоционального воздействия используются сравнения: минералы «чистые и прозрачные, как вода» или «переливаются всеми цветами радуги, как бы светятся своим собственным светом». Эти художественные приемы помогают читателю лучше представить описываемые объекты и их свойства, делая текст более живописным и запоминающимся.
Вводные слова и конструкции, такие как «Наконец», «может быть», служат для организации мысли, связи предложений и абзацев, а также для выражения отношения автора к излагаемому или для уточнения информации. Они делают текст более плавным и логичным.
Наличие прямой речи экскурсовода («Наш музей построен совершенно особенно. Мы не хотим вам показывать просто разные сорта камня. Мы хотим в музее доказать, что у камня тоже есть какая-то своя жизнь, может быть, даже более интересная, чем жизнь живых существ») придает тексту достоверность и аутентичность, вводит живой диалог и мнение специалиста, что является важным элементом для создания эффекта присутствия и доверия к излагаемой информации, характерного для жанра репортажа.
Цель данного текста — не просто сообщить о существовании музея, а познакомить читателя с его уникальной концепцией и экспозицией, заинтересовать минералогией. Это сообщение о событии (посещении музея) и открытии (мира минералов). Тема репортажа — музей минералогии, но не просто как здание с экспонатами, а как хранилище знаний о «жизни» камня, место, где можно понять и оценить его удивительную историю.
Основная мысль текста глубока и выходит за рамки простого описания: «Совсем не скучна та наука, минералогия, которая должна отыскать и исследовать законы его (камня) истории». Эта мысль подчеркивает, что минералогия — это не сухая, академическая наука, а увлекательное исследование эволюции и «жизни» неорганической материи. Автор стремится показать, что камни не просто «лежат», а «живут и изменяются, растут и гибнут», как живые существа, и их «история» не менее интересна и достойна изучения. Это придает тексту философский подтекст.
Особенности композиции текста отражают его публицистический стиль. Это репортаж, который сочетает в себе информативность и эмоциональность, стремясь не только донести факты, но и вызвать отклик у читателя. Он построен по классической схеме: зачин, центральная часть и концовка. Зачин (первые абзацы) вводит читателя в атмосферу музея, описывая вход и первые впечатления, создавая интригу. Центральная часть (основная часть текста) подробно раскрывает экспозицию, логику построения музея, объяснения экскурсовода, демонстрируя разнообразие минералов и их происхождение, показывая, как «рождается» камень. Концовка подводит итог, формулируя главную мысль о «жизни» камня и значимости минералогии, оставляя читателя с глубоким впечатлением и пищей для размышлений.
Языковые средства в целом соответствуют публицистическому стилю: прямая речь для достоверности, вводные слова для логики изложения, сравнения для образности, односоставные предложения для динамики и лаконичности, глаголы в настоящем времени для эффекта присутствия. Все это делает текст доступным, увлекательным и познавательным для широкого круга читателей.
Теперь рассмотрим пятый абзац текста более детально, выделив грамматические основы и объяснив постановку знаков препинания, что позволит глубже понять структуру предложений и авторский замысел.
«Мы проходим в ту часть зала, где представлена во всём многообразии история минералов. Сначала показаны условия образования камня, родившегося в горячих, расплавленных вулканических массах. Далее — минералы, рождённые горячими и тёплыми источниками, которые вытекают на поверхность земли и, медленно остывая, образуют скопления ценнейших руд тяжёлых металлов или прекрасных кристаллов. Здесь не огонь, а вода рождает камень. Наконец, камни, рождающиеся на поверхности земли: то в соляных озёрах, то в пещерах, то в болотах, где из медленно гниющих растений создаются свои камни.»
- «Мы проходим в ту часть зала, где представлена история минералов во всём многообразии.»
- Первая грамматическая основа: «Мы проходим» (подлежащее Мы, выраженное местоимением; сказуемое проходим, выраженное глаголом). Это простое предложение.
- Вторая грамматическая основа: «история минералов представлена» (подлежащее история минералов, выраженное существительным с зависимым словом; сказуемое представлена, выраженное кратким причастием).
- Запятая после «зала» ставится для разделения частей сложноподчинённого предложения. Придаточное определительное предложение «где представлена во всём многообразии история минералов» присоединяется к главной части с помощью союзного слова «где» и относится к слову «часть» в главной части, поясняя, какая именно часть зала.
- «Сначала показаны условия образования камня, родившегося в горячих, расплавленных вулканических массах.»
- Грамматическая основа: «условия образования камня показаны» (подлежащее условия образования камня, выраженное существительным с зависимыми словами; сказуемое показаны, выраженное кратким причастием).
- Запятая после «камня» выделяет причастный оборот «родившегося в горячих, расплавленных вулканических массах». Этот оборот относится к определяемому слову «камня» и стоит после него, поэтому обособляется запятой.
- Запятая между «горячих» и «расплавленных» ставится для разделения однородных определений, которые относятся к одному и тому же слову «массах» и отвечают на один и тот же вопрос (каких?).
- «Далее — минералы, рождённые горячими и тёплыми источниками, которые вытекают на поверхность земли и, медленно остывая, образуют скопления ценнейших руд тяжёлых металлов или прекрасных кристаллов.»
- В этом предложении несколько грамматических основ и осложняющих элементов, что делает его сложным и развернутым.
- Первая часть: «Далее — минералы». Здесь тире ставится между обстоятельством «Далее» (в значении «следуют») и подлежащим «минералы». Тире здесь заменяет пропущенное сказуемое «есть» или «следуют», указывая на наличие или появление чего-либо.
- Причастный оборот «рождённые горячими и тёплыми источниками» относится к слову «минералы». Он стоит перед определяемым словом, поэтому не обособляется запятыми.
- Вторая грамматическая основа: «которые вытекают» (подлежащее которые, выраженное союзным словом; сказуемое вытекают, выраженное глаголом).
- Третья грамматическая основа: «образуют скопления» (сказуемое образуют скопления, выраженное глаголом с существительным; оно относится к тому же подлежащему которые, так как вытекают и образуют являются однородными сказуемыми в придаточной части).
- Запятая после «источниками» отделяет придаточное определительное предложение «которые вытекают на поверхность земли и, медленно остывая, образуют скопления ценнейших руд тяжёлых металлов или прекрасных кристаллов» от главной части.
- Запятые вокруг «медленно остывая» выделяют деепричастный оборот, который обозначает добавочное действие к сказуемому «образуют» и всегда обособляется, независимо от своего положения.
- «Здесь не огонь, а вода рождает камень.»
- Грамматическая основа: «вода рождает камень» (подлежащее вода, выраженное существительным; сказуемое рождает камень, выраженное глаголом с существительным).
- Запятая между «не огонь» и «а вода» ставится перед противительным союзом «а», который соединяет однородные члены предложения (в данном случае, однородные подлежащие, выраженные противопоставлением).
- «Наконец, камни, рождающиеся на поверхности земли: то в соляных озёрах, то в пещерах, то в болотах, где создаются свои камни из медленно гниющих растений.»
- Вводное слово «Наконец» выделяется запятой, так как оно указывает на завершение перечисления или подведение итога, что является его основной функцией.
- Грамматическая основа первой части: «камни» (подлежащее камни, выраженное существительным; подразумевается сказуемое «образуются» или «есть»).
- Причастный оборот «рождающиеся на поверхности земли» относится к слову «камни». Он стоит после определяемого слова, поэтому обособляется запятой.
- Двоеточие после «земли» указывает на то, что далее следует пояснение или перечисление мест, где рождаются камни, раскрывая содержание предыдущей части предложения.
- Однородные обстоятельства места «то в соляных озёрах, то в пещерах, то в болотах» соединяются повторяющимся союзом «то… то», поэтому между ними ставятся запятые.
- Вторая грамматическая основа: «создаются свои камни» (подлежащее камни, выраженное существительным; сказуемое создаются, выраженное глаголом).
- Запятая после «болотах» отделяет придаточное определительное предложение «где из медленно гниющих растений создаются свои камни», которое относится к однородным членам «озёрах, пещерах, болотах» и поясняет их.
Таким образом, текст репортажа о Минералогическом музее является прекрасным образцом публицистического стиля, где информативность сочетается с художественной выразительностью и глубоким смыслом, передавая не только факты, но и удивительную «жизнь» камня, его историю и значение для человека.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!