
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 133 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Прочитайте. Найдите дополнения при переходных глаголах, определите падеж. Выпишите словосочетания парами: «перех. гл. с не + сущ. в род. п.» «перех. гл. без не + сущ. в вин. п.». Сделайте вывод.
1) Да он властей не признаёт! (А. Грибоедов) 2) Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной. (А. Пушкин) 3) Тот сердца в груди не носил, кто слёз над тобою не лил. (Н. Некрасов) 4) Не заслужил я милости великой. (А. К. Толстой) 5) До вас никто ещё этого браслета не надевал. (А. Куприн) 6) Он не показывал страха, но страх холодил его. (К. Федин) 7) Кажущаяся мешковатость одежды была нарочита, она не стесняла резких движений хозяина и не скрывала его щеголеватой выправки. (М. Шолохов) 8) Утро не принесло ясности. (Л. Леонов) 9) Никто не видел такого тяжёлого и скверного сна. (М. Горький)
- Как называются предложения, в которых перед сказуемым употреблена частица не? Приведите два-три примера из данного упражнения. Расскажите о правописании не с глаголами. Примеры запишите.
- Объясните лексическое значение выделенных слов, опираясь на их словообразовательный анализ.
В предложениях с переходными глаголами, имеющими отрицание не, прямое дополнение, как правило, употребляется в родительном падеже, тогда как без отрицания оно стоит в винительном падеже. Например, не признаёт властей (родительный падеж) в отличие от признаёт власти (винительный падеж); не пой песен (родительный падеж) и пой песни (винительный падеж); не носил сердца (родительный падеж) и носил сердце (винительный падеж); не лил слёз (родительный падеж) и лил слёзы (винительный падеж); не заслужил милости (родительный падеж) и заслужил милость (винительный падеж); не надевал браслета (родительный падеж) и надевал браслет (винительный падеж); не показывал страха (родительный падеж) и показывал страх (винительный падеж); не стесняла движений (родительный падеж) и стесняла движения (винительный падеж); не скрывала выправки (родительный падеж) и скрывала выправку (винительный падеж); не принесло ясности (родительный падеж) и принесло ясность (винительный падеж); не видел сна (родительный падеж) и видел сон (винительный падеж). Таким образом, прямое дополнение может употребляться как в форме винительного падежа с переходным глаголом, так и в форме родительного падежа, если переходный глагол имеет отрицание не.
Предложения, имеющие перед сказуемым частицу не, называются отрицательными. Примерами из данного упражнения являются: «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.» и «Не заслужил я милости великой.». Частица не с глаголами пишется раздельно, например: не сделал, не расстроился. Однако, не с глаголами пишется слитно в том случае, когда глагол не употребляется без не, как в словах недоумевать или невзлюбить.
Лексическое значение выделенных слов определяется их словообразовательным анализом. Слово мешковатость образовано от существительного мешок и обозначает свойство по значению прилагательного мешковатый. В первом значении это бесформенный, похожий на мешок (обычно об одежде). Во втором, переносном значении, это неловкий в движениях, неповоротливый, неуклюжий (о человеке). Слово выправка образовано от глагола править и означает действие по глаголу выправить или выправлять. В просторечии это действие по глаголу выправить или выправлять. Второе значение – это осанка, стройность фигуры, приобретаемая физическими упражнениями, чаще всего используемое в отношении военных.
При анализе предложений, содержащих переходные глаголы, мы обращаем внимание на дополнения, которые эти глаголы управляют, и на их падежную форму. Особый интерес представляют случаи, когда переходный глагол употребляется с отрицательной частицей не, так как это часто влияет на падеж прямого дополнения.
Рассмотрим каждый пример поочередно. В первом предложении «Да он властей не признаёт!» глагол признаёт является переходным. С отрицанием не прямое дополнение властей стоит в родительном падеже. Если бы отрицания не было, мы бы сказали «признаёт власть«, и тогда дополнение власть стояло бы в винительном падеже.
Во втором примере «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.» глагол пой (от петь) является переходным. Здесь мы видим отрицание не, и прямое дополнение песен употреблено в родительном падеже. Без отрицания это было бы «пой песни«, где песни стояло бы в винительном падеже.
В третьем предложении «Тот сердца в груди не носил, кто слёз над тобою не лил.» мы имеем два переходных глагола с отрицанием. Глагол носил управляет дополнением сердца, которое стоит в родительном падеже из-за частицы не. Без отрицания было бы «носил сердце«, в винительном падеже. Аналогично, глагол лил управляет дополнением слёз, которое также находится в родительном падеже из-за не. Без отрицания это звучало бы как «лил слёзы«, где слёзы было бы в винительном падеже.
Четвертый пример: «Не заслужил я милости великой.» Здесь переходный глагол заслужил употреблен с отрицанием не, и прямое дополнение милости стоит в родительном падеже. Если бы отрицания не было, мы бы сказали «заслужил милость«, и милость было бы в винительном падеже.
В пятом предложении «До вас никто ещё этого браслета не надевал.» глагол надевал является переходным. С отрицанием не прямое дополнение браслета стоит в родительном падеже. В случае отсутствия отрицания, мы бы использовали «надевал браслет«, где браслет было бы в винительном падеже.
Шестой пример: «Он не показывал страха, но страх холодил его.» Глагол показывал — переходный. С отрицанием не прямое дополнение страха стоит в родительном падеже. Без отрицания это было бы «показывал страх«, и страх стоял бы в винительном падеже.
В седьмом предложении «Кажущаяся мешковатость одежды была нарочита, она не стесняла резких движений хозяина и не скрывала его щеголеватой выправки.» мы находим два переходных глагола с отрицанием. Глагол стесняла управляет дополнением движений, которое стоит в родительном падеже из-за не. Без отрицания было бы «стесняла движения«, в винительном падеже. Второй глагол, скрывала, управляет дополнением выправки, которое также находится в родительном падеже из-за не. Без отрицания это звучало бы как «скрывала выправку«, где выправку было бы в винительном падеже.
Восьмой пример: «Утро не принесло ясности.» Переходный глагол принесло употреблен с отрицанием не, и прямое дополнение ясности стоит в родительном падеже. Если бы отрицания не было, мы бы сказали «принесло ясность«, и ясность было бы в винительном падеже.
И наконец, в девятом предложении «Никто не видел такого тяжёлого и скверного сна.» глагол видел является переходным. С отрицанием не прямое дополнение сна стоит в родительном падеже. Без отрицания это было бы «видел сон«, и сон стоял бы в винительном падеже.
Из всех этих примеров мы можем сделать важный вывод: прямое дополнение при переходном глаголе, который употребляется с отрицательной частицей не, как правило, ставится в родительном падеже. Это правило является одним из ключевых моментов в русском синтаксисе, показывающим, как отрицание влияет на управление глаголов. В отсутствие отрицания, прямое дополнение обычно стоит в винительном падеже. Это переключение падежа при отрицании помогает выразить отсутствие объекта действия или его полное отрицание.
Предложения, в которых перед сказуемым употреблена частица не, называются отрицательными предложениями. Их основная функция — отрицание действия, состояния или признака, выраженного сказуемым. Примерами таких предложений из данного упражнения являются: «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.» и «Не заслужил я милости великой.» В этих случаях частица не прямо указывает на то, что действие, выраженное глаголом, не происходит или не соответствует действительности.
Что касается правописания частицы не с глаголами, существует четкое правило. В подавляющем большинстве случаев частица не с глаголами пишется раздельно. Это объясняется тем, что не является самостоятельной частицей, которая лишь отрицает действие глагола, не образуя с ним нового слова. Например, мы пишем не сделал, не расстроился, не читал, не бегал, не говорил. В каждом из этих случаев не просто отрицает действие глагола, и глагол может существовать и употребляться без этой частицы.
Однако, существуют исключения, когда частица не с глаголами пишется слитно. Это происходит в тех случаях, когда глагол без частицы не просто не употребляется в современном русском языке, то есть не имеет самостоятельного лексического значения. Такие глаголы всегда используются только с не. Примерами могут служить слова недоумевать (мы не говорим «доумевать»), невзлюбить (мы не говорим «взлюбить»), ненавидеть (нет слова «навидеть» в этом значении), негодовать (нет слова «годовать»). Кроме того, слитно пишутся глаголы с приставкой недо-, которая указывает на неполноту, недостаточность действия, например, недосыпать (спать недостаточно), недоедать (есть недостаточно). Важно отличать такую приставку от частицы не с глаголом, который может употребляться с приставкой до- (например, не дочитать книгу – не закончить чтение, в отличие от недочитать – прочитать недостаточно внимательно).
Теперь перейдем к лексическому значению выделенных слов, опираясь на их словообразовательный анализ.
Слово мешковатость является существительным, образованным от прилагательного мешковатый, которое, в свою очередь, происходит от существительного мешок. Словообразовательная цепочка выглядит так: мешок (корень) + -оват- (суффикс, указывающий на сходство, подобие, некоторую степень качества) + -ость (суффикс, образующий существительные со значением отвлеченного признака или состояния). Таким образом, мешковатость буквально означает «свойство быть похожим на мешок». Это свойство может проявляться в двух основных значениях. Во-первых, в прямом смысле, мешковатость относится к одежде, описывая ее как бесформенную, свободную, не облегающую фигуру, похожую на мешок. Например, «Его мешковатость костюма не скрывала его внушительной фигуры.» Во-вторых, в переносном значении, мешковатость может характеризовать человека, указывая на его неловкость в движениях, неповоротливость, неуклюжесть. В этом контексте человек кажется «громоздким» или «неуклюжим», как если бы он был одет в мешок, что затрудняет его грациозные движения. Например, «Несмотря на свою внешнюю мешковатость, он был очень быстр в работе.»
Второе выделенное слово — выправка. Это существительное образовано от глагола выправить (или выправлять) с помощью суффикса -к-, который часто образует существительные со значением действия или его результата. Глагол выправить имеет значение «сделать прямым», «исправить», «привести в порядок». Исходя из этого, выправка имеет несколько значений. Первое значение, более просторечное, относится к действию по глаголу выправить или выправлять, то есть к процессу исправления или приведения чего-либо в порядок. Например, «Его выправка документов заняла много времени.» Однако более распространенным и специфическим является второе значение: осанка, стройность фигуры, манера держаться, которая приобретается в результате физических упражнений, тренировок и дисциплины. Это значение особенно часто применяется к людям, чья профессия требует особого физического тренинга и дисциплины, например, к военным. Выправка в этом смысле — это не просто прямая спина, а общая манера держать себя, которая свидетельствует о тренированности, собранности и дисциплине. Например, «Его военная выправка сразу выдавала в нем офицера.»
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!