
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 103 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ
- Выразительно прочитайте отрывок из произведения Фёдора Кузьмича Сологуба. Определите, как меняется вид использованных глаголов от начала текста к концу. Чем, по-вашему, можно объяснить эти изменения?
Солнце зашло. Запад пылал, как лицо запыхавш..гося от бег..тни р..бёнка. В..сточная половина неба была зал..та нежно (алыми) л..ловыми и палевыми оттенками. Воздух был тих и звучен. Грус..ная задумчивость разл..та была в его светлом к..лыхании. Пр..зрачно м..рцал вечер и (не)з..метно набегали сум..рки. Влажная и со(н, нн)ая тишина стояла над рекою. Гла..кие струи пл..скались о сырой песок берега с лё..ким ш..потом, словно нежные детские губы ц..ловали мам..ны руки. (В)дали, на берегу, радос..но з..жглась красная звёздочка к..стра; там в..днелась рыбач(ъ, ь)я ло..ка.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания, раскрывая скобки и подчёркивая грамматические основы предложений. Укажите вид сказуемого в каждом случае.
- Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте свой ответ по толковому словарику учебника.
- Найдите в тексте предложение(я), состоящее(ие) только из грамматической основы.
- Составьте словообразовательную цепочку, показывающую последовательность образования слова задумчивость.
- Выполните морфологический анализ одного причастия, одного наречия и одного местоимения.
- Найдите в тексте притяжательные прилагательные.
В начале представленного текста наблюдается использование глагола совершенного вида, такого как зашло, что указывает на завершенность действия. Далее по тексту преимущественно встречаются глаголы несовершенного вида, характеризующие незавершенные действия.
Среди простых глагольных сказуемых в тексте выделяются такие конструкции, как Солнце зашло, Запад пылал, мерцал вечер, набегали сумерки, тишина стояла, струи плескались, губы целовали, зажглась звёздочка и виднелась лодка, где действие выражено одним глаголом. В то же время, в тексте присутствуют составные именные сказуемые, включающие связку и именную часть, например: небо было залито, Воздух был тих и звучен, а также задумчивость разлита была.
Термин палевый оттенок обозначает бледно-желтый цвет с легким розовым нюансом, или же тускло-желтый тон.
Слово задумчивость образовано путем последовательного словообразования: оно происходит от прилагательного задумчивый, которое, в свою очередь, образовано от глагола задумать, а тот — от более общего глагола думать.
Слово запыхавшегося является причастием, образованным от глагола запыхаться. Его начальная форма — запыхавшийся (в именительном падеже единственного числа мужского рода). К постоянным морфологическим признакам этого слова относятся его действительный залог, прошедшее время и совершенный вид. Непостоянные признаки включают единственное число, родительный падеж, мужской род и полную форму. В предложении данное причастие в полной форме выполняет синтаксическую роль определения.
Слово вдали относится к части речи наречие. Поскольку это неизменяемое слово, у него не определяется начальная форма, и оно не имеет непостоянных морфологических признаков. Его постоянный признак заключается в неизменяемости. В предложении наречия, такие как вдали, выступают в роли обстоятельства.
Слово его представляет собой местоимение, отвечающее на вопрос «кого?». Его начальная форма — он (в именительном падеже единственного числа). К постоянным признакам относятся третье лицо и принадлежность к личным местоимениям. Непостоянные признаки включают родительный падеж, единственное число и мужской род. В предложении это местоимение выполняет синтаксическую роль дополнения.
Притяжательными прилагательными, указывающими на принадлежность, в тексте являются слова мамины и рыбачья.
В самом начале представленного текста мы сталкиваемся с глаголом совершенного вида, таким как зашло. Это неслучайно, ведь глаголы совершенного вида всегда указывают на действие, которое уже завершено или достигло своего предела, то есть имеет четкий результат. В данном случае, когда Солнце «зашло», это означает, что процесс его захода полностью закончился, и наступила ночь. Такой выбор глагола сразу задает тон, обозначая однократное, законченное событие. Однако, по мере развития повествования, автор переходит к использованию глаголов несовершенного вида, таких как пылал, была залита, был тих, разлита была, мерцал, набегали, стояла, плескались, целовали, зажглась и виднелась. Глаголы несовершенного вида, в отличие от совершенных, описывают действия, которые находятся в процессе, повторяются или не имеют четко выраженного конца. Они помогают создать атмосферу длительности, непрерывности, описывая медленно разворачивающиеся события или постоянные состояния. Например, «Запад пылал» говорит о продолжительном, ярком горении заката, а «струи плескались» передает многократное, повторяющееся движение воды. Такое чередование глаголов совершенного и несовершенного вида позволяет автору динамично управлять вниманием читателя, переключаясь от моментального завершенного действия к развернутому, атмосферному описанию.
Давайте теперь внимательнее рассмотрим, как построены сказуемые в этих предложениях, ведь именно они выражают основное действие или состояние подлежащего. В тексте встречаются два основных типа сказуемых: простое глагольное и составное именное. Простое глагольное сказуемое – это самый распространенный тип, выраженный одним глаголом в какой-либо форме (личной, инфинитивной, повелительной). Оно обозначает действие, которое совершает подлежащее. Примеры из текста включают: Солнце зашло, где «зашло» – это глагол прошедшего времени, совершенного вида, обозначающий законченное действие Солнца. Запад пылал, здесь «пылал» – глагол несовершенного вида, описывающий длительное состояние Запада. Далее, мерцал вечер, где «мерцал» передает процесс свечения вечера. Набегали сумерки – «набегали» показывает постепенное, длительное наступление сумерек. Тишина стояла – «стояла» описывает статичное, продолжительное состояние тишины. Струи плескались – «плескались» передает повторяющееся действие воды. Губы целовали – «целовали» описывает действие губ. И, наконец, зажглась звёздочка и виднелась лодка, где «зажглась» и «виднелась» также являются простыми глагольными сказуемыми, обозначающими действия или состояния.
Помимо простых глагольных сказуемых, в тексте присутствуют составные именные сказуемые. Этот тип сказуемого состоит из двух частей: глагола-связки (который часто не имеет самостоятельного лексического значения, а лишь указывает на время и наклонение) и именной части (которая выражает основное значение – качество, состояние, признак подлежащего). Примерами из текста являются: небо была залита. Здесь «была» – это глагол-связка, а «залита» – краткое причастие, которое выступает в роли именной части, описывая состояние неба. Воздух был тих и звучен. В этом случае «был» – глагол-связка, а «тих» и «звучен» – краткие прилагательные, являющиеся именной частью, характеризующей воздух. И задумчивость разлита была. Здесь «была» – связка, а «разлита» – краткое причастие, указывающее на состояние задумчивости. Составные именные сказуемые часто используются для описания качеств, состояний или признаков предмета, а не активных действий.
Теперь обратимся к лексическому значению слова палевый оттенок. Это не просто какой-то цвет, а очень специфический. Палевый описывает бледно-желтый цвет с легким розовым или бежевым оттенком, иногда его еще называют тускло-желтым. Это цвет, который ассоциируется с чем-то нежным, приглушенным, слегка выцветшим или очень светлым. В контексте описания неба, «палевые оттенки» создают образ мягкого, возможно, предрассветного или предзакатного неба, лишенного ярких, насыщенных тонов, что добавляет картине тонкости и атмосферности.
Рассмотрим процесс словообразования слова задумчивость. Это слово является результатом довольно длинной цепочки образования. Изначально, все начинается с простого глагола думать. От него, путем добавления приставки за- и суффикса -ать, образуется глагол задумать. Этот глагол уже означает начало мыслительного процесса, принятие решения или погружение в размышления. От глагола задумать, с помощью суффикса -чив-, образуется прилагательное задумчивый. Этот суффикс часто используется для образования прилагательных, обозначающих склонность к чему-либо или обладание каким-либо качеством (например, «говорливый», «придирчивый»). Таким образом, задумчивый описывает человека, склонного к размышлениям, погруженного в мысли. И, наконец, от прилагательного задумчивый, путем добавления суффикса -ость-, образуется существительное задумчивость. Суффикс -ость- типичен для образования абстрактных существительных, обозначающих качество или состояние (например, «радость», «свежесть»). Таким образом, задумчивость – это уже не просто склонность, а само состояние глубокого размышления, погруженности в себя. Эта цепочка думать → задумать → задумчивый → задумчивость демонстрирует, как с помощью аффиксов (приставок и суффиксов) из одного корня могут быть образованы слова разных частей речи с постепенно усложняющимся и уточняющимся значением.
Давайте проведем морфологический и синтаксический анализ нескольких слов из текста.
Начнем со слова запыхавшегося. Это слово относится к части речи причастие. Причастие – это особая форма глагола, которая сочетает в себе признаки глагола (время, вид, залог) и прилагательного (изменяется по родам, числам, падежам и согласуется с существительным). Слово запыхавшегося образовано от глагола запыхаться. Его начальная форма – запыхавшийся. Чтобы получить начальную форму причастия, мы ставим его в именительный падеж, единственное число, мужской род. К постоянным морфологическим признакам запыхавшегося относятся: действительное причастие (потому что оно обозначает признак предмета, который сам совершает действие), прошедшее время (действие произошло до момента речи, на что указывает суффикс -вш-), и совершенный вид (от глагола запыхаться, который является глаголом совершенного вида, обозначающего завершенное действие). Непостоянные признаки запыхавшегося определяются его изменением в предложении: это единственное число, родительный падеж (отвечает на вопрос «кого?» – запыхавшегося ребёнка) и мужской род. Также это полная форма причастия, в отличие от краткой. В предложении запыхавшегося выступает в роли определения. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и обозначает признак предмета. В данном случае, «запыхавшегося» характеризует «ребёнка», уточняя, какого именно ребёнка.
Следующее слово – вдали. Это наречие. Наречия – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак признака или признак предмета. Они отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «почему?», «зачем?» и «в какой степени?». Для наречий, таких как вдали, начальная форма не определяется, потому что они не изменяются по падежам, числам, родам или лицам. Их постоянный признак – это неизменяемость. У наречий нет непостоянных признаков по той же причине – они всегда остаются в одной и той же форме. В предложении вдали выполняет синтаксическую роль обстоятельства. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое или другой член предложения, обозначая различные обстоятельства действия (место, время, причину, цель, образ действия и т.д.). В данном случае, вдали указывает на место действия, отвечая на вопрос «где?».
И, наконец, слово его. Это местоимение. Местоимения – это слова, которые указывают на предметы, признаки или количества, но не называют их конкретно. Его отвечает на вопрос «кого?». Его начальная форма – он (именительный падеж, единственное число). К постоянным признакам его относятся: третье лицо (указывает на того, о ком говорят) и личное местоимение (так как указывает на лицо). Непостоянные признаки его в данном контексте: родительный падеж (отвечает на вопрос «кого?», например, «нет его»), единственное число и мужской род. В предложении его является дополнением. Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного) и обозначает предмет, на который направлено действие или в связи с которым оно совершается.
В завершение, в тексте встречаются притяжательные прилагательные. Это прилагательные, которые указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо, отвечая на вопросы «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?». Примеры из текста – мамины (руки) и рыбачья (лодка). Мамины указывает на то, что руки принадлежат маме, а рыбачья – что лодка принадлежит рыбаку или используется им. Эти прилагательные образованы от существительных с помощью специальных суффиксов и помогают уточнить, кому именно принадлежит описываемый предмет.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!