
Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой — это не просто пособие, а настоящий путеводитель в мир русского языка. Он создан для того, чтобы сделать изучение языка увлекательным и доступным для каждого ученика.
ГДЗ по Русскому языку 7 Класс Номер 80 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ
- Прочитайте текст и проанализируйте его, последовательно выполняя следующие задания: а) определите тему и основную мысль текста; б) назовите стиль речи и выделите языковые средства, характерные для этого стиля; в) выясните, как построен текст: какие типы речи в нём использованы, как связываются между собой предложения, какие средства связи употреблены.
ЛЁНЬКА, ЛЮБИМЕЦ РЕБЯТ
Это случилось в далёком эвенкийском посёлке. В сеть вместе с рыбой попала белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза. Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой. К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог. — Доброе утро, Лёня! — приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем.
По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё тёплую воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные, в полтора метра, крылья, поливали Лёньку из лейки, и каждое пёрышко вспыхивало ослепительной белизной. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у тёплого бока печки, блаженно дремал. Но вот наступила весна. Стало тепло. Снег почти полностью сошёл, и земля вся чернела, лоснясь на солнце. Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу. Лёнька встревоженно оглядывал небо, ближние сопки со снеговыми шапками и хлопал крыльями. Потом потоптался на месте, тяжело разбежался, закурлыкал и полетел. Долго следили за ним ребята, не веря, что это разлука… И уже стали расходиться, как вдруг раздался радостный крик: «Возвращается! Летит назад!» Лёнька сделал круг над полем и сел неподалёку от ребят. Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой, и в каждом из них — трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности. (По М. Бубличенко)
- Выпишите выделенные слова, разберите их по составу и объясните правописание.
- Найдите во втором абзаце текста предложения с однородными членами и объясните постановку знаков препинания.
Тема текста – дружба детей и птицы. Основная мысль заключается в том, что братья наши меньшие могут нуждаться в человеческой заботе.
Стиль речи данного текста – художественный. В нём используются различные языковые средства, характерные для этого стиля. Среди них эпитеты, такие как «пышная пена», «ослепительная белизна», «снеговые шапки», которые придают тексту образность. Также присутствует олицетворение в выражении «совершал «обход»», наделяющее лебедя человеческими качествами. Использование метафоры «у тёплого бока печки» также обогащает художественную выразительность текста.
Построение текста включает повествование с элементами описания, что позволяет читателю не только следить за развитием событий, но и представлять детали происходящего. Предложения связаны между собой как параллельным, так и последовательным способами, обеспечивая логичность и плавность изложения. В качестве средств связи употребляются синонимы и местоименные наречия, которые помогают избежать повторов и делают текст более связным.
Для анализа выделенных слов:
местной: корень -мест-, суффикс -н-, окончание -ой-. Правописание определяется проверочным словом место, где согласная «т» слышится отчетливо.
осмотрели: корень -смотр-, приставка о-, суффикс -е-, окончание -ли-. Правописание гласной «о» в корне проверяется словом осмотр.
поселили: корень -сел-, приставка по-, суффикс -и-, окончание -ли-. Гласная «е» в корне проверяется словом поселят.
настелили: корень -стел-, приставка на-, суффикс -и-, окончание -ли-. Выбор гласной в корне зависит от суффикса -а- после корня; так как его нет, пишется «е» (чередование -стел-/-стил-).
срослось: корень -рос-, приставка с-, суффикс -л-, окончание -ось-. Выбор гласной в корне зависит от суффикса -а- после корня; так как его нет, пишется «о» (чередование -рос-/-раст-/-раш-).
банные: корень -бан-, суффикс -н-, окончание -ые-. В слове пишется две буквы «н» на стыке корня и суффикса.
наливали: корень -ли-, приставка на-, суффикс -ва-, окончание -ли-. Гласная «и» в корне проверяется словами налить, наливаю.
усаживался: корень -саж-, приставка у-, суффикс -ива-, окончание -ся-. Правописание гласной «и» в корне обусловлено правилом «жи-ши» пиши с «и».
ослепительной: корень -слеп-, приставка о-, суффикс -ительн-, окончание -ой-. Гласная «е» в корне проверяется словом слепит.
потоптался: корень -топт-, приставка по-, суффикс -а-, окончание -ся-. Правописание гласной «о» в корне проверяется словом топчет.
следили: корень -след-, суффикс -и-, окончание -ли-. Гласная «е» в корне проверяется словом след.
расходиться: корень -ход-, приставка рас-, суффикс -и-, окончание -ть-, постфикс -ся-. Гласная «о» в корне проверяется словом ходит.
радостный: корень -рад-, суффикс -остн-, окончание -ый-. Правописание непроизносимой согласной «т» в суффиксе проверяется словом радость.
Во втором абзаце текста предложение с однородными членами: «Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой.» В этом предложении запятая ставится между однородными членами «Настелили под окном лугового сена» и «поставили миску с водой и тарелку с рыбой», так как они являются однородными сказуемыми, относящимися к одному подлежащему и не соединены одиночным союзом «и».
Тема данного текста – глубокая и искренняя дружба между детьми и животным, а именно лебедем. Эта тема раскрывается через историю спасения и заботы о раненой птице. Основная мысль произведения заключается в том, что братья наши меньшие, то есть животные, крайне нуждаются в человеческой заботе, сострадании и помощи. Текст демонстрирует, как проявление доброты и внимания со стороны человека способно создать уникальную связь с природой, приводящую к верности и привязанности со стороны животного. Эта мысль подтверждается тем, что лебедь, получив свободу, всё равно вернулся к своим спасителям, демонстрируя лебединую верность.
Стиль речи данного текста – художественный, что обусловлено его основной целью: не просто информировать, а вызвать эмоциональный отклик у читателя, создать яркие образы и передать атмосферу происходящего. Для достижения этой цели автор активно использует разнообразные языковые средства. Среди них выделяются эпитеты, которые делают описание более выразительным и красочным: например, «пышная пена» вызывает ощущение лёгкости и чистоты, «ослепительная белизна» подчёркивает идеальный цвет оперения лебедя после купания, а «снеговые шапки» создают живописный образ гор. Олицетворение, как в выражении «совершал «обход»», наделяет лебедя человеческими чертами, делая его более живым и понятным для читателя, а фраза «блаженно дремал» передаёт его состояние полного покоя и удовлетворения. Метафора «у тёплого бока печки» создаёт уютный и тёплый образ, символизирующий безопасность и комфорт, которые лебедь нашёл в интернате. Помимо этого, художественный стиль проявляется в использовании эмоционально окрашенной лексики («трогательный рассказ», «весёлые банные дни», «радостный крик»), сенсорных деталей («тёплую воду», «чернела, лоснясь на солнце»), а также элементов диалога, которые оживляют повествование и делают его более непосредственным.
Построение текста представляет собой повествование с элементами описания. Повествование доминирует, рассказывая о последовательности событий: спасение лебедя, его жизнь в интернате, ежедневные ритуалы, прощание и возвращение. Примеры повествования: «В сеть вместе с рыбой попала белая птица…», «Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли…», «По утрам он совершал «обход»…», «Светлым майским днём вывели ребята на поле…». Элементы описания вплетаются в канву повествования, создавая яркие картины и помогая читателю визуализировать происходящее: описание раненого лебедя («лежал на боку и закатывал от боли глаза»), его жилища («Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой»), банных дней («Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё тёплую воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену»), весеннего пейзажа («Снег почти полностью сошёл, и земля вся чернела, лоснясь на солнце»). Сочетание этих типов речи делает текст динамичным и образным одновременно. Предложения в тексте связываются как параллельным, так и последовательным (цепным) способами. Параллельная связь часто используется для перечисления однотипных действий или явлений, например, в описании утреннего обхода лебедя: «Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу.» Здесь однородные сказуемые «оглядывал» и «совершал» (подразумевается) связаны с одним субъектом. Последовательная (цепная) связь преобладает, когда каждое последующее предложение развивает мысль предыдущего, часто используя лексические повторы, синонимы, местоимения или наречия. Например: «В сеть вместе с рыбой попала белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза.» (связь через лексический повтор «птица» – «лебедь»). Средствами связи между предложениями служат: синонимы (хотя их использование не столь очевидно в качестве прямой связи между предложениями, они способствуют лексическому разнообразию), местоименные наречия («Потом», «Когда», «Но вот»), личные местоимения («он», «его», «им», «они», «за ним»), лексические повторы («лебедь», «ребята», «Лёнька»), а также союзы («и», «но», «как вдруг») и временные показатели («К началу зимы», «По утрам», «По субботам», «Но вот наступила весна», «Светлым майским днём»), которые обеспечивают логическую и временную последовательность событий.
Перейдём к разбору выделенных слов по составу и объяснению их правописания:
- местной – это прилагательное. Его корень -мест-, суффикс -н-, окончание -ой-. Правописание безударной гласной «е» в корне проверяется подбором однокоренного слова, где эта гласная находится под ударением: место.
- осмотрели – это глагол. У него приставка о-, корень -смотр-, суффикс -е-, окончание -ли- (показатель прошедшего времени, не является флексией). Безударная гласная «о» в корне проверяется словом осмотр, где она находится в ударной позиции. Приставка «о-» всегда пишется одинаково.
- поселили – это глагол. В его составе приставка по-, корень -сел-, суффикс -и-, окончание -ли-. Безударная гласная «е» в корне проверяется однокоренным словом поселят, где «е» находится под ударением. Приставка «по-» является неизменяемой.
- настелили – это глагол. Его приставка на-, корень -стел-, суффикс -и-, окончание -ли-. В данном слове действует правило чередования гласных в корне -стел-/-стил-. Если после корня нет суффикса -а-, то пишется «е» (как в настЕлить), если есть суффикс -а-, то пишется «и» (как в настИлать). В нашем случае суффикса -а- нет, поэтому пишем «е».
- срослось – это глагол. В его составе приставка с-, корень -рос-, суффикс -л-, окончание -ось-. Здесь также наблюдается чередование гласных в корне -рос-/-раст-/-ращ-. Буква «о» пишется перед согласной «с» (как в рос), а «а» пишется перед сочетаниями -ст- и -щ- (как в растИ или выращИвать). В данном слове после корня стоит «с», поэтому пишем «о». Приставка «с-» неизменяема.
- банные – это прилагательное. Его корень -банн-, окончание -ые-. Удвоенная «н» пишется на стыке морфем: корень -бан- заканчивается на «н», и к нему присоединяется суффикс -н- для образования прилагательного.
- наливали – это глагол. У него приставка на-, корень -ли-, суффикс -ва-, окончание -ли-. Безударная гласная «и» в корне проверяется ударением в однокоренных словах налить или вливать, где «и» находится в сильной позиции. Приставка «на-» неизменяема.
- усаживался – это глагол. В его составе приставка у-, корень -саж-, суффикс -ива-, постфикс -ся-. Правописание гласной «и» в корне «саж-» обусловлено правилом «жи-ши пиши с и». Гласная «а» в корне проверяется словом «садиться». Приставка «у-» неизменяема.
- ослепительной – это прилагательное. Его приставка о-, корень -слеп-, суффикс -ительн-, окончание -ой-. Безударная гласная «е» в корне «слеп-» проверяется ударением в однокоренном слове слепит, где «е» находится в сильной позиции.
- потоптался – это глагол. У него приставка по-, корень -топт-, суффикс -а-, постфикс -ся-. Безударная гласная «о» в корне «топт-» проверяется ударением в однокоренном слове топчет, где «о» находится в сильной позиции. Приставка «по-» неизменяема.
- следили – это глагол. Его корень -след-, суффикс -и-, окончание -ли-. Безударная гласная «е» в корне «след-» проверяется ударением в однокоренном слове след, где «е» находится в сильной позиции.
- расходиться – это глагол. В его составе приставка рас-, корень -ход-, суффикс -и-, постфикс -ся-. В приставках на -з/-с перед глухой согласной (в данном случае «х») пишется «с», поэтому «рас-«. Безударная гласная «о» в корне «ход-» проверяется ударением в однокоренном слове ходит, где «о» находится в сильной позиции.
- радостный – это прилагательное. Его корень -рад-, суффикс -остн-, окончание -ый-. В суффиксе этого прилагательного присутствует непроизносимая согласная «т». Её наличие проверяется подбором однокоренного слова, в котором эта согласная слышится отчетливо: радость.
Во втором абзаце текста есть несколько предложений с однородными членами, и их пунктуация объясняется следующим образом:
«Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат.»
- Здесь однородные сказуемые «осмотрели» и «перенесли» соединены одиночным соединительным союзом «и». В таком случае запятая между ними не ставится.
«Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре.»
- Аналогично предыдущему случаю, однородные сказуемые «Назвали» и «поселили» соединены одиночным соединительным союзом «и». Запятая между ними не требуется.
«Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой.»
- В этом предложении есть две группы однородных членов.
- Первая группа – однородные сказуемые: «Настелили» и «поставили». Между ними стоит запятая, потому что они не соединены никаким союзом (или соединены интонационно, но не союзом «и»), что указывает на их перечисление.
- Вторая группа – однородные дополнения: «миску» и «тарелку». Они соединены одиночным соединительным союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится.
- В этом предложении есть две группы однородных членов.
Ищете способ сделать изучение русского языка в 7 классе более увлекательным и эффективным? Наш сайт предлагает уникальные ГДЗ по русскому языку, которые помогут вам решать любые задачи с легкостью и уверенностью!
Представьте себе: вы сидите за домашним заданием, и вместо того чтобы теряться в сложных правилах, вы просто открываете наш ресурс. У нас есть подробные решения и объяснения, которые помогут вам не только получить правильный ответ, но и понять, как его найти. Мы охватываем все темы — от орфографии до синтаксиса, чтобы вы могли уверенно справляться с любыми заданиями.
Наши материалы доступны онлайн, что позволяет вам учиться в любое время и в любом месте — будь то дома, в школе или даже в пути. Мы создали удобный интерфейс, чтобы вы могли быстро находить нужные задания и получать на них качественные ответы.
Не упустите возможность сделать обучение интересным и продуктивным! С нашими ГДЗ по русскому языку для 7 класса вы сможете не только улучшить свои оценки, но и развить любовь к языку. Присоединяйтесь к нам и откройте для себя мир знаний!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!