
Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой — это не просто пособие, а настоящий путеводитель в мир русского языка. Он создан для того, чтобы сделать изучение языка увлекательным и доступным для каждого ученика.
ГДЗ по Русскому языку 7 Класс Номер 627 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Выразительно прочитайте предложения. Какое явление природы в нём описано? Какие языковые изобразительные средства использует автор? Чем, по-вашему, объясняется употребление такого пунктуационного знака, как точка с запятой?
Через час я увидел новую, тоже невиданную мною картину: лёд трескался, ломался на отдельные глыбы, вода всплёскивалась между ними; они набегали одна на другую; большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречался сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении; иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. (С. Аксаков)
- Спишите текст, объясняя наиболее трудные случаи правописания.
- Разберите по составу все глаголы.
- Подчеркните все служебные части речи.
- Выпишите словосочетания «гл. + сущ.».
- Выполните фонетический анализ выделенных слов.
В тексте описано природное явление — ледоход. Автор использует различные языковые изобразительные средства, такие как метафора, например, в выражениях «набегали одна на другую» и «крепкая затопляла слабейшую», а также эпитеты, включая слова невиданную, большая, крепкая, сильный, мелкие.
Анализируя предложение «Через час я увидел новую, тоже невиданную мною картину: лёд трескался, ломался на отдельные глыбы, вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую; большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречался сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении; иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду», можно выделить следующие особенности правописания и части речи: Через является предлогом. Слово тоже выступает в роли союза. Невиданную – это причастие, образованное от глагола совершенного вида. В слове ломался проверяемая гласная в корне — лом. В слове набегали проверочное слово — бег. Затопляла проверяется словом топит. Для слова слабейшую проверочным является слабый. В слове поднималась присутствует чередующийся корень -ним-/-ня-. В слове положение также чередующийся корень -лож-/-лаг-. Вверх является наречием. Среди союзов в предложении встречаются и, а, если, то. К предлогам относятся на, между, в, с.
Глаголы, которые необходимо разобрать по составу: увидел, трескался, ломался, всплескивалась, набегали, затопляла, встречался, поднималась, плыла, разрушались, погружались.
Служебные части речи, присутствующие в тексте, включают предлоги: через, на, между, в, с, и союзы: тоже, и, а, если, то.
Словосочетания типа «глагол + существительное» из текста: увидел через час, увидел картину, ломался на глыбы, поднималась краем, плыла в положении, разрушались на куски, погружались с треском, погружались в воду.
Фонетический анализ слова «лёд»: транскрипция [л’ о т]. Слово состоит из одного слога. Звуко-буквенный состав: буква л обозначает звук [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; буква ё обозначает звук [о] – гласный, ударный; буква д обозначает звук [т] – согласный, глухой парный, твёрдый парный. В слове 3 буквы и 3 звука.
Фонетический анализ слова «если»: транскрипция [j’ э с л’ и]. Слово состоит из двух слогов. Звуко-буквенный состав: первая буква е обозначает звук [j’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный, а также звук [э] – гласный, ударный; буква с обозначает звук [с] – согласный, глухой непарный, твёрдый парный; буква л обозначает звук [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; буква и обозначает звук [и] – гласный, безударный. В слове 4 буквы и 5 звуков.
В представленном тексте ярко и динамично описывается одно из самых впечатляющих природных явлений — ледоход. Это период, когда лёд на реках или водоёмах начинает таять, трескаться и двигаться под воздействием течения, ветра или повышения температуры. Автор, Сергей Аксаков, мастерски передаёт всю мощь и красоту этого процесса, используя богатый арсенал языковых средств, чтобы читатель мог буквально «увидеть» и «почувствовать» происходящее.
Для создания столь живой и выразительной картины ледохода Аксаков прибегает к различным языковым изобразительным средствам. Одним из ключевых приёмов является метафора. Например, фраза «они набегали одна на другую» метафорически уподобляет движение ледяных глыб действиям живых существ, которые активно сталкиваются и взаимодействуют. Ещё более мощная метафора — «большая и крепкая затопляла слабейшую». Здесь ледяные глыбы наделяются качествами, присущими живым организмам, способным к доминированию и подавлению. Это не просто механическое движение, а своего рода драма, разворачивающаяся на водной поверхности. Помимо метафор, автор активно использует эпитеты, которые помогают раскрыть характер и свойства описываемых объектов. Так, «невиданную картину» подчёркивает уникальность и необычность зрелища для наблюдателя. Эпитеты «большая» и «крепкая» (о глыбах) акцентируют внимание на их физических характеристиках, а «сильный упор» и «мелкие куски» детализируют процесс разрушения льда. Эти эпитеты не просто называют признаки, они создают образность и усиливают эмоциональное воздействие текста, позволяя читателю глубже погрузиться в описываемую сцену.
Особое внимание в предложении заслуживает пунктуация, в частности, употребление точки с запятой. Этот знак препинания используется для разделения относительно самостоятельных, но тесно связанных по смыслу частей сложного предложения, особенно когда эти части сами по себе распространены и могут содержать свои знаки препинания (например, запятые). В данном случае, Аксаков описывает последовательность действий и состояний льда: «лёд трескался, ломался на отдельные глыбы, вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую; большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречался сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении; иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду». Каждая часть до точки с запятой представляет собой отдельный «кадр» динамичной картины ледохода. Точка с запятой позволяет автору сохранить единство повествования, не разрывая его на отдельные предложения, но при этом чётко разграничивая различные этапы и аспекты процесса. Она создаёт ощущение паузы, необходимой для осмысления предыдущей части, но не такой длительной, как после точки, что поддерживает непрерывность и ритм описания. Это позволяет читателю воспринимать ледоход как единый, сложный, многогранный процесс, а не как набор отдельных, несвязанных событий.
Давайте подробно рассмотрим правописание и грамматические особенности текста. Предложение начинается с предлога Через, который всегда пишется отдельно от существительного. Слово тоже является союзом, в данном контексте его значение — «также», и оно пишется слитно, в отличие от местоимения с частицей то же, которое пишется раздельно. Причастие невиданную образовано от глагола совершенного вида увидеть и имеет удвоенную нн, так как это страдательное причастие прошедшего времени. В глаголе ломался безударная гласная о в корне проверяется ударной гласной в однокоренном слове лом. Аналогично, в глаголе набегали безударная гласная е проверяется словом бег. В слове затопляла безударная гласная о в корне проверяется словом топит. Для слова слабейшую проверочным является слабый. Особое внимание следует уделить глаголу поднималась, где встречается чередующийся корень -ним-/-ня-. Правило гласит, что если после корня есть суффикс -а-, то пишется им (или ин), если нет — я (или ем). В данном случае есть суффикс -а-, поэтому пишется ним. Наречие вверх пишется слитно, так как образовано от предлога в и существительного верх. В слове положение также присутствует чередующийся корень -лож-/-лаг-. Здесь действует правило: перед г пишется а (например, излагать), перед ж пишется о (например, изложить). В данном случае перед ж, поэтому о. Гласные в глаголах разрушались и погружались являются безударными и требуют проверки однокоренными словами. Пунктуация внутри предложения также важна: двоеточие после слова «картину» указывает на то, что далее следует пояснение или перечисление того, что именно представляла собой эта картина. Запятые внутри частей предложения разделяют однородные члены или придаточные предложения, а точки с запятой, как уже было сказано, разграничивают относительно самостоятельные части сложного синтаксического целого.
Теперь перейдём к морфологическому разбору глаголов по составу.
- увидел: приставка у-, корень -вид-, суффикс -е-, суффикс прошедшего времени -л-, нулевое окончание. Основа слова: увидел.
- трескался: корень -треск-, суффикс -а-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -а-, постфикс -ся. Основа слова: треска-ся.
- ломался: корень -лом-, суффикс -а-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -а-, постфикс -ся. Основа слова: лома-ся.
- всплескивалась: приставка вс-, корень -плеск-, суффикс -ива-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -а-, постфикс -сь. Основа слова: всплескива-сь.
- набегали: приставка на-, корень -бег-, суффикс -а-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -и. Основа слова: набега-.
- затопляла: приставка за-, корень -топл-, суффикс -я-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -а. Основа слова: затопля-.
- встречался: приставка встре-, корень -ча-, суффикс -а-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -ся. Основа слова: встреча-ся.
- поднималась: приставка под-, корень -ним-, суффикс -а-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -а-, постфикс -сь. Основа слова: поднима-сь.
- плыла: корень -плы-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -а. Основа слова: плыл-.
- разрушались: приставка раз-, корень -руш-, суффикс -а-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -и, постфикс -сь. Основа слова: разруша-сь.
- погружались: приставка по-, корень -груж-, суффикс -а-, суффикс прошедшего времени -л-, окончание -и, постфикс -сь. Основа слова: погружа-сь.
В тексте присутствуют следующие служебные части речи:
- Предлоги: Через (указывает на временной промежуток), на (указывает на поверхность или направление), между (указывает на положение в пространстве), в (указывает на место или состояние), с (указывает на совместное действие или способ). Предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях, выражая различные грамматические отношения.
- Союзы: тоже (соединительный союз, синонимичен также), и (соединительный союз), а (противительный союз), если (подчинительный союз условия), то (союз, часто используется в паре с если для выражения следствия). Союзы служат для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения или самостоятельных предложений.
Выпишем словосочетания типа «глагол + существительное», которые встречаются в данном фрагменте текста:
- увидел картину (управление, винительный падеж)
- ломался на глыбы (управление, винительный падеж с предлогом)
- всплескивалась между ними (управление, творительный падеж с предлогом)
- набегали на другую (управление, винительный падеж с предлогом)
- затопляла слабейшую (управление, винительный падеж)
- встречался упор (управление, именительный падеж, так как «упор» является подлежащим)
- поднималась краем (управление, творительный падеж)
- плыла в положении (управление, предложный падеж с предлогом)
- разрушались на куски (управление, винительный падеж с предлогом)
- погружались с треском (управление, творительный падеж с предлогом)
- погружались в воду (управление, винительный падеж с предлогом)
Проведём фонетический анализ выделенных слов. Первое слово — «лёд».
- Транскрипция: [л’ о т].
- Количество слогов: 1 слог (так как одна гласная).
- Фонетический разбор по звукам:
- л [л’] — согласный, звонкий непарный (всегда звонкий), мягкий парный (имеет пару по твёрдости/мягкости [л]). Мягкость придаёт буква ё.
- ё [о] — гласный, ударный (единственный гласный в слове, поэтому ударный). После согласного обозначает ударный гласный [о] и смягчает предшествующий согласный.
- д [т] — согласный, глухой парный (имеет звонкую пару [д]), твёрдый парный (имеет мягкую пару [т’]). Происходит оглушение звонкого согласного на конце слова.
- Количество букв: 3.
- Количество звуков: 3. (Буква ё после согласного обозначает один звук [о], буква д оглушается до [т]).
Второе слово — «если».
- Транскрипция: [j’ э с л’ и].
- Количество слогов: 2 слога (ес-ли).
- Фонетический разбор по звукам:
- е [j’] — согласный, звонкий непарный (всегда звонкий), мягкий непарный (всегда мягкий). Этот звук образуется, потому что буква е стоит в начале слова.
- е [э] — гласный, ударный (на него падает ударение).
- с [с] — согласный, глухой парный (имеет звонкую пару [з]), твёрдый парный (имеет мягкую пару [с’]).
- л [л’] — согласный, звонкий непарный (всегда звонкий), мягкий парный (имеет пару по твёрдости/мягкости [л]). Мягкость придаёт буква и.
- и [и] — гласный, безударный.
- Количество букв: 4.
- Количество звуков: 5. (Буква е в начале слова обозначает два звука: [j’] и [э]).
Ищете способ сделать изучение русского языка в 7 классе более увлекательным и эффективным? Наш сайт предлагает уникальные ГДЗ по русскому языку, которые помогут вам решать любые задачи с легкостью и уверенностью!
Представьте себе: вы сидите за домашним заданием, и вместо того чтобы теряться в сложных правилах, вы просто открываете наш ресурс. У нас есть подробные решения и объяснения, которые помогут вам не только получить правильный ответ, но и понять, как его найти. Мы охватываем все темы — от орфографии до синтаксиса, чтобы вы могли уверенно справляться с любыми заданиями.
Наши материалы доступны онлайн, что позволяет вам учиться в любое время и в любом месте — будь то дома, в школе или даже в пути. Мы создали удобный интерфейс, чтобы вы могли быстро находить нужные задания и получать на них качественные ответы.
Не упустите возможность сделать обучение интересным и продуктивным! С нашими ГДЗ по русскому языку для 7 класса вы сможете не только улучшить свои оценки, но и развить любовь к языку. Присоединяйтесь к нам и откройте для себя мир знаний!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!