
Учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой — это не просто пособие, а настоящий путеводитель в мир русского языка. Он создан для того, чтобы сделать изучение языка увлекательным и доступным для каждого ученика.
ГДЗ по Русскому языку 7 Класс Номер 600 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
Рассмотрите запись, докажите, что в ней представлены слова-омонимы. Запишите словосочетания, омонимы разберите по составу. Сделайте вывод о зависимости строения слова от его лексического значения и грамматических признаков.
Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения и, как правило, разное происхождение. Различие в значении часто сопровождается различием в строении слова или его грамматических признаках.
Рассмотрим представленные примеры и докажем наличие омонимов, разбирая их по составу.
В словосочетаниях «слепить глаза» и «слепить игрушки из глины» представлены омонимы. Глагол «слепить» в значении «лишить зрения, ослепить» (например, ярким светом) образован от корня слеп- (как в слове «слепой»), имеет суффикс и и окончание инфинитива ть. Его состав: слеп (корень), и (суффикс), ть (окончание). Глагол «слепить» в значении «сделать что-либо из мягкого материала, вылепить» (например, из глины) образован от корня леп- (как в слове «лепить»), имеет суффикс и и окончание инфинитива ть. Его состав: леп (корень), и (суффикс), ть (окончание). Эти слова являются омонимами, так как имеют разное лексическое значение и разные корни, несмотря на одинаковое звучание и написание.
Далее, в примерах «Дали книгу» и «небесные дали» также встречаются омонимы. Слово «Дали» в первом случае — это глагол прошедшего времени множественного числа от глагола «дать». Его состав: да (корень), л (суффикс прошедшего времени), и (окончание). Оно обозначает действие. Слово «дали» во втором случае — это существительное множественного числа в именительном или винительном падеже от слова «даль». Его состав: даль (корень), и (окончание). Оно обозначает пространство. Здесь омонимы различаются не только лексическим значением, но и являются разными частями речи, что отражается в их морфемном составе.
В словосочетаниях «Попугаю друзей в шутку» и «принести корм попугаю» также присутствуют омонимы. Слово «Попугаю» в первом случае — это глагол первого лица единственного числа будущего времени от глагола «пугать». Его состав: по (приставка), пуг (корень), а (суффикс), ю (окончание). Оно обозначает действие. Слово «попугаю» во втором случае — это существительное мужского рода в дательном падеже единственного числа от слова «попугай». Его состав: попугай (корень), ю (окончание). Оно обозначает живое существо. Эти омонимы различаются как лексическим значением, так и грамматическими признаками и морфемным составом.
Рассмотрим примеры «Стекло с крышки кастрюли» и «прозрачное стекло». Слово «Стекло» в первом случае — это глагол прошедшего времени среднего рода единственного числа от глагола «стекать». Его состав: с (приставка), тек (корень), л (суффикс прошедшего времени), о (окончание). Оно обозначает действие. Слово «стекло» во втором случае — это существительное среднего рода в именительном или винительном падеже единственного числа. Его состав: стекл (корень), о (окончание). Оно обозначает материал. Эти слова являются омонимами, так как имеют разные лексические значения, являются разными частями речи и имеют различное строение.
Наконец, рассмотрим примеры «Подтянуть поясок» и «подтянуть лодку к берегу». В данном случае глагол «подтянуть» имеет одинаковое морфемное строение: под (приставка), тян (корень), у (суффикс), ть (окончание инфинитива). Однако его лексическое значение в этих словосочетаниях различается: «подтянуть поясок» означает «затянуть туже, сделать плотнее», а «подтянуть лодку» — «приблизить, притянуть к себе». Хотя морфемный состав слова остается неизменным, различие в лексическом значении и контексте использования демонстрирует многозначность слова, которая может приближаться к омонимии, но в строгом смысле это чаще рассматривается как полисемия, поскольку корень и общая структура сохраняются.
Таким образом, на основе анализа представленных примеров можно сделать вывод, что лексическое значение слова и его грамматические признаки напрямую влияют на строение слова. Омонимы, имеющие одинаковое звучание и написание, чаще всего отличаются друг от друга корнями, приставками, суффиксами или принадлежностью к разным частям речи, что и обусловливает их разное значение. Даже в случаях, когда строение слова идентично, как в последнем примере, изменение лексического значения и грамматического контекста играет ключевую роль в понимании смысла.
Омонимы – это уникальное явление в русском языке, когда слова, абсолютно одинаковые по своему звучанию и написанию, имеют при этом совершенно разные лексические значения. Важно понимать, что это не просто разные оттенки одного и того же слова (как в случае с многозначностью или полисемией), а именно разные слова, которые случайно совпали по форме. Часто их разное происхождение и историческое развитие приводят к тому, что они, несмотря на внешнее сходство, обладают совершенно разным морфемным составом или относятся к разным частям речи. Доказательство того, что в предложенных записях представлены именно слова-омонимы, основывается на глубоком анализе их лексического значения, грамматических признаков и, что особенно важно, морфемного состава.
Рассмотрим первую пару: «Слепить глаза, слепить игрушки из глины». В словосочетании «слепить глаза» глагол «слепить» означает лишить зрения, вызвать временную или постоянную потерю способности видеть из-за слишком яркого света. Это действие, которое происходит не по воле субъекта, а под воздействием внешнего фактора. Данный глагол образован от корня слеп- (как в словах слепой, слепота), который указывает на отсутствие зрения. Его морфемный состав: слеп- (корень), -и- (суффикс инфинитива, указывающий на переходность и вид), -ть (окончание инфинитива). В словосочетании «слепить игрушки из глины» глагол «слепить» означает изготовить что-либо путём придания формы мягкому материалу, вылепить. Это активное, целенаправленное действие по созданию чего-либо. Этот глагол образован от корня леп- (как в словах лепить, лепка, вылепить), который указывает на процесс формовки. Его морфемный состав: леп- (корень), -и- (суффикс инфинитива), -ть (окончание инфинитива). Очевидно, что эти два глагола, хотя и пишутся и звучат одинаково, имеют абсолютно разные лексические значения и происходят от разных корней (слеп- и леп-), что делает их яркими примерами омонимов.
Перейдем ко второй паре: «Дали книгу, небесные дали». В предложении «Дали книгу» слово «дали» является глаголом прошедшего времени, множественного числа от глагола «дать». Оно обозначает действие передачи чего-либо кому-либо. Это глагол, указывающий на завершенное действие. Его морфемный состав: да- (корень), -л- (суффикс прошедшего времени), -и (окончание множественного числа). Здесь слово «дали» выступает в роли сказуемого. В словосочетании «небесные дали» слово «дали» является существительным множественного числа в именительном или винительном падеже, образованным от слова «даль». Оно обозначает пространство, видимое на большом расстоянии, горизонт или отдаленные места. Это имя существительное, указывающее на предмет или явление. Его морфемный состав: даль (корень), -и (окончание множественного числа). Здесь слово «дали» выступает в роли подлежащего или дополнения. Эти слова являются омонимами, так как одно из них – глагол, другое – существительное, они имеют совершенно разные лексические значения и грамматические признаки, а также различаются по своему морфемному составу, что подтверждает их омонимичность.
Рассмотрим третью пару: «Попугаю друзей в шутку, принести корм попугаю». В словосочетании «Попугаю друзей в шутку» слово «попугаю» является глаголом первого лица единственного числа будущего времени от глагола «пугать». Оно означает намерение или действие, направленное на то, чтобы вызвать страх или испуг у кого-либо. Его морфемный состав: по- (приставка, обозначающая начало или завершение действия), пуг- (корень, связанный со страхом), -а- (суффикс глагола), -ю (окончание первого лица единственного числа). В словосочетании «принести корм попугаю» слово «попугаю» является существительным мужского рода в дательном падеже единственного числа от слова «попугай». Оно обозначает название конкретной птицы. Его морфемный состав: попугай (корень), -ю (окончание дательного падежа единственного числа). Эти слова являются омонимами, поскольку одно из них – глагол, другое – существительное, они имеют кардинально разные лексические значения и грамматические категории, а также отличаются морфемным составом, что является характерным признаком омонимии.
Четвертая пара: «Стекло с крышки кастрюли, прозрачное стекло». В словосочетании «Стекло с крышки кастрюли» слово «стекло» является глаголом прошедшего времени, среднего рода, единственного числа от глагола «стекать». Оно означает действие движения жидкости вниз, просачивание, слив. Его морфемный состав: с- (приставка, указывающая на направление действия вниз или отделение), тек- (корень, связанный с движением жидкости), -л- (суффикс прошедшего времени), -о (окончание среднего рода единственного числа). В словосочетании «прозрачное стекло» слово «стекло» является существительным среднего рода в именительном или винительном падеже единственного числа. Оно обозначает твердый, прозрачный, обычно хрупкий материал, используемый для окон, посуды и т.д. Его морфемный состав: стекл- (корень), -о (окончание именительного/винительного падежа единственного числа). Эти слова являются омонимами, так как одно из них – глагол, другое – существительное, они обладают совершенно разными лексическими значениями и грамматическими признаками, а также имеют различное морфемное строение, что подтверждает их омонимичность.
Наконец, рассмотрим пятую пару: «Подтянуть поясок, подтянуть лодку к берегу». В словосочетании «Подтянуть поясок» глагол «подтянуть» означает сделать что-либо туже, плотнее, затянуть. Это действие, направленное на уменьшение свободного пространства или придание большей плотности. Его морфемный состав: под- (приставка, указывающая на неполноту действия или движение снизу вверх/приближение), тян- (корень, связанный с натяжением), -у- (суффикс глагола), -ть (окончание инфинитива). В словосочетании «подтянуть лодку к берегу» глагол «подтянуть» означает приблизить что-либо к себе или к определенному месту, притянуть. Это действие, направленное на перемещение объекта. Его морфемный состав: под- (приставка), тян- (корень), -у- (суффикс), -ть (окончание инфинитива). В данном случае мы имеем дело не со строгими омонимами, а с многозначностью (полисемией) одного и того же слова. Глагол «подтянуть» сохраняет общий семантический компонент «тянуть» и приставку «под-», которая в обоих случаях указывает на некое движение или действие, направленное «под что-то» или «приближение». Различные значения развились из одного общего корня и приставки, что характерно для многозначных слов. Однако, если рассматривать их как омонимы, то это будут омоформы или грамматические омонимы, так как они совпадают по форме в инфинитиве, но их лексические значения расходятся, сохраняя при этом общую морфемную структуру. Для школьного уровня, это может быть представлено как случай, когда слово имеет разные значения, но его строение остается неизменным, что подчеркивает зависимость значения от контекста.
В заключение, можно однозначно утверждать, что лексическое значение слова и его грамматические признаки напрямую влияют на строение слова. Омонимы, несмотря на внешнее сходство, часто имеют разные корни, приставки или суффиксы, или же относятся к разным частям речи, что и объясняет их различное значение. Даже в случаях многозначности, где морфемный состав остается неизменным, именно контекст и грамматическая роль слова определяют его актуальное лексическое значение, демонстрируя глубокую взаимосвязь между формой, содержанием и функцией слова в языке.
Ищете способ сделать изучение русского языка в 7 классе более увлекательным и эффективным? Наш сайт предлагает уникальные ГДЗ по русскому языку, которые помогут вам решать любые задачи с легкостью и уверенностью!
Представьте себе: вы сидите за домашним заданием, и вместо того чтобы теряться в сложных правилах, вы просто открываете наш ресурс. У нас есть подробные решения и объяснения, которые помогут вам не только получить правильный ответ, но и понять, как его найти. Мы охватываем все темы — от орфографии до синтаксиса, чтобы вы могли уверенно справляться с любыми заданиями.
Наши материалы доступны онлайн, что позволяет вам учиться в любое время и в любом месте — будь то дома, в школе или даже в пути. Мы создали удобный интерфейс, чтобы вы могли быстро находить нужные задания и получать на них качественные ответы.
Не упустите возможность сделать обучение интересным и продуктивным! С нашими ГДЗ по русскому языку для 7 класса вы сможете не только улучшить свои оценки, но и развить любовь к языку. Присоединяйтесь к нам и откройте для себя мир знаний!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!