1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Разумовская 9 Класс по Русскому Языку Львова Учебник 📕 Капинос — Все Части
Русский язык
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
9 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Год
2015-2024.
Издательство
Вертикаль.
Описание

Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 89 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы

Упражнение

АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ

  • 1. Прочитайте отрывок из романа Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940) «Белая гвардия». С помощью толковых словарей (печатных или электронных) уточните лексическое значение неизвестных вам слов. Отметьте вертикальной чертой границы разных стилей, использованных в этом тексте. Укажите, какие это стили и какова их роль в художественном произведении.

Звеня шпорами, полковник Малышев поднимался по лестнице гимназии ко входу в зал. Кривая кавказская шашка с вишнёвым темляком болталась у него на левом бедре. Он был в фуражке чёрного буйного бархата и длинной шинели с огромным разрезом позади. Лицо его было озабочено. Студзинский торопливо подошёл к нему и остановился, откозыряв.

Малышев спросил его:
— Ну как?
— Драться будут. Но полная неопытность. На сто двадцать юнкеров восемьдесят студентов, не умеющих держать в руках винтовку.

Кадр из телефильма «Белая гвардия» (2012)

Тень легла на лицо Малышева. Он замолчал…
Они вошли в зал.
— Смир-р-р-но. Га-саа [господа] офицеры! — прокричал Студзинский.
— Здравствуйте, артиллеристы!

Студзинский из-за спины Малышева, как беспокойный режиссёр, взмахнул рукой, и серая колючая стена рявкнула так, что дрогнули стены.

— Здра-рра-жла-гсин… [Здравия желаем, господин…] полковник! Малышев весело оглядел ряды, отнял руку от козырька и заговорил:
— Бесподобно… Артиллеристы! Слов тратить не буду, говорить не умею, потому что на митингах не выступал, и потому скажу коротко. <…> Многие из вас воспитанники этой знаменитой гимназии. Старые её стены смотрят на вас. И я надеюсь, что вы не заставите краснеть за вас. Артиллеристы мортирного дивизиона! Отстоим Город великий в часы осады. <…> Постарайтесь, артиллеристы!
— Га-а-а… Га-а… — ответила колючая гуща, подавленная бойкостью выражений господина полковника.

  • 2. Выпишите из текста фрагменты, в которых синтаксические конструкции способствуют созданию изобразительной речи:
    а) яркие определения (эпитеты);
    б) однородные сказуемые;
    в) обстоятельства образа действия;
    г) сравнительные обороты.
Краткий ответ:

Фрагменты текста, в которых синтаксические конструкции способствуют созданию изобразительной речи:

Яркие определения (эпитеты):

  • Кривая кавказская шашка – слово «кривая» ярко характеризует форму шашки, создавая выразительный образ.
  • Чёрного буйного бархата – слова «чёрного буйного» дают насыщенное описание материала фуражки, передавая его цвет и текстуру.
  • Огромным разрезом – слово «огромным» подчеркивает значительный размер разреза, усиливая впечатление.
  • Беспокойный режиссёр – слово «беспокойный» придает характеристике режиссёра эмоциональную окраску, создавая яркий образ.
  • Серая колючая стена – слова «серая колючая» описывают стену с помощью цвета и тактильных ощущений, делая образ более живым и осязаемым.
  • Знаменитой гимназии – слово «знаменитой» выделяет особую известность и значимость гимназии.
  • Город великий – слово «великий» придает городу величественный, значимый образ.
  • Колючая гуща – слово «колючая» описывает толпу через ассоциацию с чем-то неприятным, плотным и недружелюбным.

Однородные сказуемые:

  • Студзинский торопливо подошёл к нему и остановился. Здесь действия «подошёл» и «остановился» описывают последовательные и связанные действия Студзинского.
  • Малышев весело оглядел ряды, отнял руку от козырька и заговорил. Три сказуемых «оглядел», «отнял» и «заговорил» описывают ряд последовательных действий Малышева, создавая динамичную картину.
  • Слов тратить не буду, говорить не умею. Сказуемые «тратить» и «говорить» относятся к одной теме – речи, и выражают схожие по смыслу действия.

Обстоятельства образа действия:

  • Звеня шпорами, полковник Малышев поднимался – деепричастный оборот «звеня шпорами» указывает на то, каким образом, с каким звуковым сопровождением, полковник поднимался.
  • Студзинский торопливо подошёл – наречие «торопливо» описывает манеру, скорость действия Студзинского.
  • Малышев весело оглядел ряды – наречие «весело» указывает на эмоциональное состояние Малышева во время действия, описывая, как именно он оглядел ряды.
  • Подавленная бойкостью выражений – это обстоятельство образа действия, выраженное причастным оборотом, описывает, каким образом «колючая гуща» ответила, то есть как она была подавлена.

Сравнительные обороты:

  • Студзинский из-за спины Малышева, как беспокойный режиссёр, взмахнул рукой – сравнение действий Студзинского с действиями «беспокойного режиссёра» помогает читателю ярче представить его манеру поведения и жестикуляцию.
Подробный ответ:

Анализируя представленный отрывок из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия», мы можем выделить несколько синтаксических конструкций, которые играют ключевую роль в создании яркой, изобразительной речи. Эти приёмы позволяют автору не просто передать информацию о происходящих событиях, но и погрузить читателя в атмосферу, вызвать определённые эмоции и сформировать чёткие образы персонажей и окружения.

Во-первых, текст изобилует яркими определениями, или эпитетами, которые придают описаниям особую выразительность и эмоциональную окраску. Например, фраза «кривая кавказская шашка» не просто сообщает о наличии шашки, но и подчёркивает её необычную форму, возможно, указывая на её древность или специфическое происхождение, что добавляет предмету характер. Описание фуражки как сделанной из «чёрного буйного бархата» использует эпитет «буйного», который редко применяется к ткани, но здесь он создаёт ощущение насыщенности цвета, глубины и, возможно, даже некоторой дикости или роскоши материала, делая образ фуражки более живым и запоминающимся. Когда говорится об «огромном разрезе» на шинели, слово «огромном» усиливает впечатление от размера, акцентируя внимание на деталях обмундирования полковника. Лицо Малышева названо «озабоченным», что сразу передаёт его внутреннее состояние, тревогу или серьёзность момента, позволяя читателю понять его эмоциональный фон без дополнительных пояснений. В эпизоде со Студзинским, он характеризуется как «беспокойный режиссёр», где эпитет «беспокойный» не только указывает на его суетливость, но и создаёт образ человека, активно управляющего ситуацией, словно дирижирующего оркестром. Когда описывается «серая колючая стена», эпитеты «серая» и «колючая» несут в себе как визуальную характеристику (цвет), так и тактильное ощущение, а также метафорически передают ощущение плотности, недружелюбности и даже угрозы от толпы. Упоминание «знаменитой гимназии» подчёркивает её высокий статус и историческую значимость, что важно для патриотического пафоса речи полковника. «Старые её стены» вызывают ассоциации с историей, традициями и мудростью, придавая гимназии почти одушевлённый характер. Наконец, в призыве «Отстоим Город великий» эпитет «великий» возвышает образ города, придавая ему сакральное значение и подчёркивая его важность для защиты. А «колючая гуща», отвечающая полковнику, снова использует «колючая» для передачи ощущения дискомфорта, неорганизованности и даже некоторой агрессии или сопротивления в толпе, что контрастирует с официальным тоном.

Во-вторых, однородные сказуемые активно используются для динамичного и последовательного описания действий персонажей, создавая эффект быстрого развития событий или детализации поведения. Например, в предложении «Студзинский торопливо подошёл к нему и остановился, откозыряв» два однородных сказуемых – «подошёл» и «остановился» – чётко показывают последовательность действий одного персонажа, передавая его быстроту и затем внезапную остановку, что усиливает напряжение момента. Ещё более показателен пример с Малышевым: «Малышев весело оглядел ряды, отнял руку от козырька и заговорил». Здесь три однородных сказуемых – «оглядел», «отнял» и «заговорил» – рисуют целую цепочку его действий: сначала он оценивает ситуацию взглядом, затем совершает жест, завершающий приветствие, и, наконец, начинает говорить. Эта последовательность создаёт ощущение живого присутствия и позволяет читателю буквально «видеть» каждое движение полковника. Также, в своей речи Малышев использует однородные сказуемые, говоря: «Слов тратить не буду, говорить не умею». Здесь «тратить» и «говорить» относятся к одной теме – словесному выражению, и их однородность подчёркивает его решимость быть кратким и не растрачивать слова попусту, что характеризует его как человека дела, а не оратора.

В-третьих, обстоятельства образа действия играют важную роль в детализации того, как именно происходят события, добавляя нюансы и живость описанию. Фраза «Звеня шпорами, полковник Малышев поднимался по лестнице» использует деепричастный оборот «звеня шпорами», который не только указывает на звук, сопровождающий движение полковника, но и создаёт образ его решительной, уверенной походки, характерной для военного. Это обстоятельство образа действия сразу погружает читателя в звуковую атмосферу сцены. Когда говорится, что Студзинский «торопливо подошёл», наречие «торопливо» прямо указывает на манеру его движения, подчёркивая его поспешность и возможное волнение. Далее, «откозыряв» – это ещё один деепричастный оборот, который уточняет, как именно Студзинский остановился, совершив воинское приветствие, что добавляет реалистичности и официальности сцене. Малышев «весело оглядел ряды», и наречие «весело» здесь описывает не только действие, но и его эмоциональное состояние, показывая его приподнятое настроение или попытку подбодрить собравшихся. В описании реакции толпы, когда «серая колючая стена рявкнула так, что дрогнули стены», хотя это и сложное предложение, часть «так, что дрогнули стены» указывает на силу и манеру звука, то есть на образ действия, с которым толпа «рявкнула», подчеркивая мощь и резонанс их ответа. И, наконец, выражение «подавленная бойкостью выражений господина полковника» является причастным оборотом, который действует как обстоятельство образа действия, объясняя, каким образом «колючая гуща» ответила – она была приглушена или обескуражена энергичной и напористой речью полковника, что раскрывает эффект его слов на толпу.

В-четвёртых, сравнительные обороты используются для создания более наглядных и запоминающихся образов, сопоставляя одно явление с другим. В тексте есть один очень яркий пример: «Студзинский из-за спины Малышева, как беспокойный режиссёр, взмахнул рукой». Этот сравнительный оборот, вводимый союзом «как», мгновенно вызывает в сознании читателя образ театрального деятеля, который активно руководит происходящим, жестикулирует, пытаясь добиться нужного эффекта от «актёров». Это сравнение не только описывает физическое действие Студзинского (взмах рукой), но и раскрывает его характер – его активность, стремление контролировать ситуацию и, возможно, даже некоторую театральность или наигранность в его поведении. Такой приём делает образ Студзинского более объёмным и помогает читателю лучше представить его роль в этой сцене, как человека, который не просто выполняет приказы, но и активно участвует в создании нужной атмосферы и реакции толпы.



Общая оценка
3.9 / 5
Комментарии
  • 🙂
  • 😁
  • 🤣
  • 🙃
  • 😊
  • 😍
  • 😐
  • 😡
  • 😎
  • 🙁
  • 😩
  • 😱
  • 😢
  • 💩
  • 💣
  • 💯
  • 👍
  • 👎
В ответ юзеру:
Редактирование комментария

Оставь свой отзыв 💬

Комментариев пока нет, будьте первым!

Другие предметы

Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.

Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.

Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.

Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!