
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 350Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Познакомьтесь с высказыванием о русском языке философа Ивана Александровича Ильина (1882-1954). Это фрагмент его выступления на Пушкинском юбилее в 1937 году. Выразительно прочитайте текст, интонационно выделите слова, несущие основную смысловую нагрузку («новое»).
И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она — наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорён всему мировому и надмирному и потому властен всё выразить, изобразить и передать. В нём гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот и грай, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нём — вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений… Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его — его язык… Горе нам, что мы не умели беречь наш язык и бережно растить его — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не жалеть его, не блюсти его — значит не любить и не блюсти нашу родину.
- Сформулируйте основную мысль текста. Расскажите, как содержание текста её раскрывает.
- Определите стиль речи. Укажите коммуникативную задачу и назовите основную стилевую черту, ярко выраженную в данном тексте.
- Подумайте над тем, как достигается экспрессивность речи. Для этого проведите следующую работу: а) оцените с этих позиций богатство лексики, использованной для характеристики возможностей русского языка; б) найдите стилистически окрашенные слова (книжные слова, обозначающие отвлечённые понятия; слова высокого стиля, свойственные ораторской и поэтической речи, среди них — церковнославянские слова и выражения); в) найдите экспрессивные синтаксические конструкции (ряды однородных членов; многосоюзие; синтаксический параллелизм; неполные предложения); г) определите способы и средства связи предложений в первом, третьем и четвёртом абзацах. Оцените роль повтора.
- Сжато передайте основное содержание фрагмента речи И. А. Ильина. Уберите изобразительность и эмоциональность, оставьте одну информацию. Сохраните структуру текста: а) тезис (первый абзац); б) обоснование (второй, третий и четвёртый абзацы); в) вывод (пятый и шестой абзацы).
2. Основная мысль текста и её раскрытие:
Основная мысль текста заключается в утверждении, что русский язык является величайшим даром России, а небрежное отношение к нему равносильно отсутствию любви к Родине. Содержание текста раскрывает эту мысль, начиная с восторженного описания русского языка как «дивного, могучего, поющего» и вмещающего в себя «ширь неограниченных возможностей», «богатство звуков, слов и форм», а также «стихийность, чёткость, простоту, размах, паренье, мечтательность, силу, ясность и красоту». Автор подчёркивает, что язык способен «всё выразить, изобразить и передать», охватывая как «гуденье далёких колоколов» и «ласковые шорохи», так и «громы небесные» и «зерцало божественных видений». Далее текст углубляется в характеристику языка как инструмента «острой, режущей мысли», «трепетного рождающегося предчувствия», «волевых решений и свершений», а также «парения и пророчества». Наконец, язык определяется как выражение «зрелого самобытного национального характера». В заключении автор выражает сожаление, что люди не умеют «беречь наш язык и бережно растить его», прямо связывая это с отсутствием любви к Родине. Таким образом, текст последовательно раскрывает ценность языка, его всеобъемлющую природу и глубокую связь с национальной идентичностью, подводя читателя к выводу о необходимости его сохранения.
3. Стиль речи, коммуникативная задача и основная стилевая черта:
Стиль речи данного текста — публицистический. Его коммуникативная задача состоит в эмоциональном воздействии на читателя, побуждении к размышлению и формированию определённого отношения к русскому языку. Автор не просто излагает факты, но и выражает свою яркую оценку, мнение и настроение. Основной стилевой чертой, ярко выраженной в тексте, является его высокая эмоциональность и экспрессивность, достигаемая за счёт использования образных средств, риторических приёмов и оценочной лексики.
4. Достижение экспрессивности речи:
Экспрессивность речи в данном тексте достигается с помощью различных языковых средств:
- а) Богатство лексики: Для характеристики русского языка используется обширный словарный запас, включающий не только большое количество слов, но и разнообразие их значений. Это проявляется в употреблении синонимов (дивный, могучий, поющий), а также слов с ярко выраженной положительной оценкой (красота, ясность, сила).
- б) Стилистически окрашенные слова: В тексте широко представлены:
- Книжные слова, обозначающие отвлечённые понятия: стихийность, чёткость, простота, размах, паренье, мечтательность, сила, ясность, красота, предчувствие, свершения, пророчества, прозрачности, глаголов, самобытного, характера, правописания.
- Слова высокого стиля, свойственные ораторской и поэтической речи: дивный, могучий, поющий, надмирному, властен, гуденье, ласковые шорохи, хрусты, травяные шелесты, вздохи, клёкот, грай, свист, щебет птичий, громы небесные, рыки звериные, вихри зыбкие, плески чуть слышные, поющая русская душа, эхо мира, стоны человеческие, зерцало божественных видений, острой, режущей мысли, трепетного рождающегося предчувствия, волевых решений и свершений, парения и пророчества, неуловимых прозрачностей, вечных глаголов, зрелого самобытного национального характера, призван достигнуть, душевно и духовно той высоты, зовёт его, горе нам, беречь, растить, звучании, закономерной свободе, ритме, ризах, органически выросшего правописания, жалеть, блюсти, любить, родину.
- в) Экспрессивные синтаксические конструкции:
- Ряды однородных членов создают эффект перечисления и усиливают выразительность: «дивный, наш могучий, наш поющий язык»; «и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота»; «всё выразить, изобразить и передать»; «не жалеть его, не блюсти его — значит не любить и не блюсти нашу родину».
- Многосоюзие (повторение союза и) в перечислениях придаёт тексту торжественность и усиливает интонацию: «и ширь… и богатство… и слов… и форм; и стихийность… и чёткость; и простота… и размах… и паренье; и мечтательность… и сила… и ясность… и красота».
- Синтаксический параллелизм (одинаковое построение смежных предложений или частей предложения) создаёт ритмичность и усиливает смысловое единство: «Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов».
- Неполные предложения (с пропущенным сказуемым, которое легко восстанавливается из контекста) придают тексту динамичность и лаконичность: «В нём гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот и грай, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нём — вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений…».
- г) Способы связи предложений и роль повтора:
- В первом абзаце преобладает цепная связь, где каждое последующее предложение развивает мысль предыдущего, добавляя новые характеристики к русскому языку.
- В третьем и четвёртом абзацах используется параллельная связь, что проявляется в повторяющемся начале предложений («В нём…», «Это язык…»), создавая эффект перечисления и усиливая эмоциональное воздействие.
- Повторы в тексте («В нём», «Это язык», «не беречь», «не блюсти») играют ключевую роль, подчёркивая и выделяя те аспекты, на которые автор хочет обратить особое внимание читателя, усиливая пафос и убедительность высказывания.
5. Сжатое содержание фрагмента речи И. А. Ильина:
- Тезис: Русский язык является величайшим даром России, воплощающим в себе все её возможности и богатства.
- Обоснование: Этот язык способен выразить всё сущее в мире и за его пределами, вмещая в себя многообразие звуков природы, проявления человеческих чувств, божественные откровения, а также является инструментом глубокой мысли, волевых актов, пророческих озарений и отражает зрелый национальный характер.
- Вывод: Неспособность беречь и развивать русский язык в его звучании, свободе, ритме и правописании означает отсутствие любви и заботы о своей Родине.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!