
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 346 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Озаглавьте текст.
На тр..туаре, прямо на к..ленях стоял пож..лой человек и пытался судорожно что (то) поднять из весе(н, нн)ей грязи перемеша(н, нн)ой со снегом. Рядом были разброса(н, нн)ы сумки с (не, ни) з..тейливой поклажей (на) половину высыпавшейся в грязь. А мимо проходили пробегали люди презрительно глядя на старика. Я наклонился к этому человеку и подняв с грязного асфальта очки подал их ему в руку. И в этот момент мне стало (не, ни) по себе. Старик был (на) столько взволнова(н, нн) что его трясло словно в лихорадке. Мелкая дрожь его передавалась и мне. Поддерживая старика за руку я пытался успокоить его и старался как можно больше подобрать добрых слов. Пож..лой человек поблагодарил меня с трудом поднимаясь на ноги. Я из больницы. Домой еду запинаясь говорил старик словно оправдываясь передо мной.
Очень скверно было на душе (по) тому что я видел что жизнь человека в таком вот одиночестве оказывается и гроша лома(н, нн)ого (не, ни) стоит если в трудную минуту нет (не, ни)кого рядом. Проходит мимо народ а человек практически гибнет здесь на тротуаре пытаясь найти очки что (бы) может быть последний раз взглянуть на этот жестокий мир… Я постоял (не, ни) которое время придерживая человека за плечо что (бы) удостовериться что он твёрдо стоит на ногах и принялся собирать его вещи в пакет и сумку. Мы разошлись а через пару шагов я обернулся и увидел старческую (не, ни) уверенную походку человека. Он медленно брёл в сторону вокзала. Что ждёт старика? Как ему существовать в нашем (не, ни) ласковом мире? Где же наше уважение к людям старшего поколения и просто к людям оказавшимся в беде? Я чувствовал себя скверно (от) того что я (не, ни) знал ответов на эти вопросы… (По А. Васильеву)
- Выполните морфемный и морфологический анализ всех причастий и деепричастий из предложений первого и второго абзацев.
- Составьте схемы и разберите по членам предложения третьего абзаца.
- Определите способ словообразования выделенных слов.
- Выпишите из третьего абзаца слова, в которых есть звук [ш].
- Попробуйте ответить на один из вопросов, поставленных автором текста. Приведите два-три аргумента для подтверждения своей точки зрения.
Название текста: Человеческое равнодушие
На тротуаре, прямо на коленях стоял пожилой человек и пытался судорожно что-то поднять из весенней грязи, перемешанной со снегом. Пожилой (проверочное слово пожил) человек – это тот, кто уже прожил значительную часть жизни, достиг преклонного возраста. Частица -то в слове что-то всегда пишется через дефис, указывая на неопределенность. Весенней – это прилагательное, образованное от существительного весна с помощью суффикса -енн-. Перемешанной – это полное страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола перемешать, в суффиксе которого пишется две буквы нн, так как оно имеет приставку пере- и относится к совершенному виду.
Рядом были разбросаны сумки с незатейливой поклажей, наполовину высыпавшейся в грязь. А мимо проходили, пробегали люди, презрительно глядя на старика. Разбросаны – это краткое страдательное причастие, которое пишется с одной н, так как оно обозначает признак по действию и отвечает на вопрос каковы?. Незатейливой – это прилагательное, которое является словарным словом, его написание нужно запомнить. Наполовину – это наречие, которое пишется слитно, обозначая часть чего-либо. Высыпавшейся – это действительное причастие прошедшего времени, образованное от глагола высыпаться, в суффиксе которого -вш- пишется две нн, так как оно образовано от глагола совершенного вида, имеющего приставку вы-. Пробегали – это глагол, написание которого можно проверить словом бег. Презрительно – это наречие, образованное от прилагательного презрительный, которое является словарным словом. Глядя – это деепричастие, обозначающее добавочное действие. Старика – это существительное, проверочное слово к которому старый.
Я наклонился к этому человеку и, подняв с грязного асфальта очки, подал их ему в руку. И в этот момент мне стало не по себе. Старик был настолько взволнован, что его трясло, словно в лихорадке. Мелкая дрожь его передавалась и мне. Поддерживая старика за руку, я пытался успокоить его и старался как можно больше подобрать добрых слов. Пожилой человек поблагодарил меня, с трудом поднимаясь на ноги. «Я из больницы. Домой еду», – запинаясь, говорил старик, словно оправдываясь передо мной. Наклонился – в корне клон без ударения пишется о. Подняв – это деепричастие совершенного вида. Асфальта – это словарное слово, его написание следует запомнить. Не по себе – частица не с глаголом пишется раздельно. Настолько – это наречие, которое пишется слитно. Взволнован – это краткое страдательное причастие, пишется с одной н. Лихорадке – это словарное слово. Передавалась – написание проверяется словом дать. Поддерживая – это деепричастие, приставка под- всегда пишется одинаково. Успокоить – это словарное слово. Подобрать – приставка подо- всегда пишется одинаково. Поблагодарил – это глагол, проверочное слово к которому благодарность. Поднимаясь – это деепричастие, проверяется словом поднимется. Больницы – написание проверяется словом боль. Запинаясь – это словарное слово, деепричастие. Оправдываясь – это словарное слово, деепричастие.
Очень скверно было на душе, потому что я видел, что жизнь человека в таком вот одиночестве оказывается, и гроша ломаного не стоит, если в трудную минуту нет никого рядом. Проходит мимо народ, а человек практически гибнет здесь, на тротуаре, пытаясь найти очки, чтобы, может быть, последний раз взглянуть на этот жестокий мир… Я постоял некоторое время, придерживая человека за плечо, чтобы удостовериться, что он твёрдо стоит на ногах, и принялся собирать его вещи в пакет и сумку. Потому что – это составной союз, пишется раздельно. Одиночестве – существительное, проверочное слово один. Оказывается – глагол, отвечающий на вопрос что делает?. Ломаного – это отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида ломать, поэтому пишется с одной н. Не стоит – частица не с глаголом пишется раздельно. Никого – отрицательное местоимение, приставка ни- безударная. Проходит – глагол первого спряжения. Гибнет – глагол первого спряжения. Чтобы – это союз, пишется слитно. Взглянуть – проверяется словом взгляд. Жестокий – это словарное слово. Некоторое – неопределенное местоимение. Придерживая – деепричастие, приставка при- указывает на неполноту действия. Удостовериться – это словарное слово. Собирать – в корне бир/бер пишется и, так как после корня есть суффикс -а-.
Мы разошлись, а через пару шагов я обернулся и увидел старческую неуверенную походку человека. Он медленно брёл в сторону вокзала. Обернулся – это словарное слово. Увидел – проверяется словом увидеть. Старческую – прилагательное с суффиксом -еск-. Неуверенную – прилагательное, образованное от глагола уверить с приставкой не- и суффиксом -енн-. Медленно – наречие, образованное от прилагательного медленный, поэтому пишется с двумя нн. Вокзала – это словарное слово.
Что ждёт старика? Как ему существовать в нашем неласковом мире? Где же наше уважение к людям старшего поколения и просто к людям, оказавшимся в беде? Я чувствовал себя скверно, оттого что я не знал ответов на эти вопросы… (По А. Васильеву) Существовать – это словарное слово. Неласковом – прилагательное, не пишется слитно, так как можно заменить синонимом грубом. Уважение – проверяется словом уважить. Поколения – это словарное слово. Оказавшимся – это причастие. Чувствовал – это словарное слово. Оттого что – это составной союз, пишется раздельно. Не знал – частица не с глаголом пишется раздельно.
Задание 2: Морфемный и морфологический анализ всех причастий и деепричастий из предложений первого и второго абзацев.
Перемешанной Это причастие, которое обозначает признак предмета по действию. Его начальная форма – перемешанный. Оно образовано от глагола перемешать с помощью причастного суффикса -енн-. Постоянные морфологические признаки: оно невозвратное, так как не имеет постфикса -ся; страдательное, потому что действие направлено на предмет; совершенного вида, так как отвечает на вопрос что сделанный?; прошедшего времени, так как действие уже завершилось. Непостоянные морфологические признаки: оно употреблено в полной форме, в единственном числе, в женском роде и в родительном падеже. В предложении является определением, так как отвечает на вопрос какой? и поясняет существительное грязи.
Разбросаны Это причастие, которое обозначает признак предмета по действию. Его начальная форма – разбросанный. Оно образовано от глагола разбросать с помощью причастного суффикса -н-. Постоянные морфологические признаки: оно невозвратное; страдательное; совершенного вида; прошедшего времени. Непостоянные морфологические признаки: оно употреблено в краткой форме, во множественном числе. В предложении является сказуемым, так как отвечает на вопрос каковы? и выражает состояние предмета.
Высыпавшейся Это причастие, которое обозначает признак предмета по действию. Его начальная форма – высыпавшийся. Оно образовано от глагола высыпаться с помощью причастного суффикса -вш-. Постоянные морфологические признаки: оно возвратное, так как имеет постфикс -ся; действительное, потому что предмет сам совершает действие; совершенного вида; прошедшего времени. Непостоянные морфологические признаки: оно употреблено в полной форме, в единственном числе, в женском роде и в творительном падеже. В предложении является определением, так как отвечает на вопрос какой? и поясняет существительное поклажей.
Взволнован Это причастие, которое обозначает признак предмета по действию. Его начальная форма – взволнованный. Оно образовано от глагола взволновать с помощью причастного суффикса -н-. Постоянные морфологические признаки: оно невозвратное; страдательное; совершенного вида; прошедшего времени. Непостоянные морфологические признаки: оно употреблено в краткой форме, в единственном числе, в мужском роде. В предложении является сказуемым, так как отвечает на вопрос каков? и выражает состояние предмета.
Глядя Это деепричастие, которое обозначает добавочное действие, поясняющее основной глагол. Оно образовано от глагола глядеть с помощью деепричастного суффикса -я-. Морфологические признаки: оно несовершенного вида, так как отвечает на вопрос что делая? и обозначает действие, происходящее одновременно с основным; невозвратное, так как не имеет постфикса -ся. В предложении является обстоятельством образа действия, так как отвечает на вопрос как? и поясняет глагол проходили.
Подняв Это деепричастие, которое обозначает добавочное действие. Оно образовано от глагола поднять с помощью деепричастного суффикса -в-. Морфологические признаки: оно совершенного вида, так как отвечает на вопрос что сделав? и обозначает действие, предшествующее основному; невозвратное. В предложении является обстоятельством образа действия, так как отвечает на вопрос как? и поясняет глагол подал.
Поддерживая Это деепричастие, которое обозначает добавочное действие. Оно образовано от глагола поддерживать с помощью деепричастного суффикса -я-. Морфологические признаки: оно несовершенного вида; невозвратное. В предложении является обстоятельством образа действия, так как отвечает на вопрос как? и поясняет глагол пытался успокоить.
Поднимаясь Это деепричастие, которое обозначает добавочное действие. Оно образовано от глагола подниматься с помощью деепричастного суффикса -я-. Морфологические признаки: оно несовершенного вида; возвратное, так как имеет постфикс -ся. В предложении является обстоятельством образа действия, так как отвечает на вопрос как? и поясняет глагол поблагодарил.
Запинаясь Это деепричастие, которое обозначает добавочное действие. Оно образовано от глагола запинаться с помощью деепричастного суффикса -я-. Морфологические признаки: оно несовершенного вида; возвратное. В предложении является обстоятельством образа действия, так как отвечает на вопрос как? и поясняет глагол говорил.
Оправдываясь Это деепричастие, которое обозначает добавочное действие. Оно образовано от глагола оправдываться с помощью деепричастного суффикса -я-. Морфологические признаки: оно несовершенного вида; возвратное. В предложении является обстоятельством образа действия, так как отвечает на вопрос как? и поясняет глагол говорил.
Задание 3: Составьте схемы и разберите по членам предложения третьего абзаца.
Предложение 1: Очень скверно было на душе, потому что я видел, что жизнь человека в таком вот одиночестве оказывается, и гроша ломаного не стоит, если в трудную минуту нет никого рядом. Это предложение является повествовательным по цели высказывания и невосклицательным по интонации. По структуре оно сложное, так как содержит несколько грамматических основ. Это сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Главная часть: Очень скверно было на душе. Грамматическая основа: было скверно (составное именное сказуемое, выраженное безличным глаголом-связкой и наречием). Очень – обстоятельство степени (наречие). На душе – обстоятельство места (предлог + существительное). От главной части зависит первое придаточное причины: потому что я видел. Грамматическая основа: я (подлежащее, выраженное местоимением) видел (простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом). Потому что – союз. От этого придаточного зависит второе придаточное изъяснительное: что жизнь человека в таком вот одиночестве оказывается, и гроша ломаного не стоит. Это сложное придаточное, состоящее из двух однородных частей. В первой части: жизнь (подлежащее, существительное) оказывается (простое глагольное сказуемое, глагол). Человека – дополнение (существительное). В одиночестве – обстоятельство места (предлог + существительное). В таком вот – определение (местоимение). Во второй части: не стоит (простое глагольное сказуемое, глагол с частицей). Гроша – дополнение (существительное). Ломаного – определение (прилагательное). Что – союз. От второй части изъяснительного придаточного зависит придаточное условия: если в трудную минуту нет никого рядом. Грамматическая основа: нет (сказуемое, безличный глагол). Никого – дополнение (местоимение). В минуту – обстоятельство времени (предлог + существительное). Трудную – определение (прилагательное). Рядом – обстоятельство места (наречие). Если – союз. Схема предложения: [Главная], (потому что [Придаточное причины], (что [Придаточное изъяснительное], и [Придаточное изъяснительное]), (если [Придаточное условия])).
Предложение 2: Проходит мимо народ, а человек практически гибнет здесь, на тротуаре, пытаясь найти очки, чтобы, может быть, последний раз взглянуть на этот жестокий мир… Это предложение повествовательное и невосклицательное. Оно сложное, с сочинительной и подчинительной связью. Первая часть: Проходит мимо народ. Грамматическая основа: народ (подлежащее, существительное) проходит (простое глагольное сказуемое, глагол). Мимо – обстоятельство места (наречие). Вторая часть присоединяется сочинительным союзом а: человек практически гибнет здесь, на тротуаре, пытаясь найти очки, чтобы, может быть, последний раз взглянуть на этот жестокий мир… Грамматическая основа: человек (подлежащее, существительное) гибнет (простое глагольное сказуемое, глагол). Практически – обстоятельство образа действия (наречие). Здесь – обстоятельство места (наречие). На тротуаре – обстоятельство места (предлог + существительное). Пытаясь найти очки – деепричастный оборот, является обстоятельством образа действия. Найти – инфинитив. Очки – дополнение (существительное). От второй части зависит придаточное цели: чтобы, может быть, последний раз взглянуть на этот жестокий мир. Грамматическая основа: взглянуть (простое глагольное сказуемое, инфинитив). Чтобы – союз. Может быть – вводное слово. Раз – обстоятельство времени (существительное). Последний – определение (порядковое числительное). На мир – дополнение (предлог + существительное). Жестокий – определение (прилагательное). Этот – определение (местоимение). Схема предложения: [[Простое предложение]], а [[Простое предложение], (чтобы [Придаточное цели])].
Предложение 3: Я постоял некоторое время, придерживая человека за плечо, чтобы удостовериться, что он твёрдо стоит на ногах и принялся собирать его вещи в пакет и сумку. Это предложение повествовательное и невосклицательное. Оно сложноподчинённое с последовательным подчинением. Главная часть: Я постоял некоторое время, придерживая человека за плечо, и принялся собирать его вещи в пакет и сумку. Грамматическая основа: Я (подлежащее, местоимение) постоял и принялся собирать (однородные сказуемые, первое – простое глагольное, второе – составное глагольное). Время – дополнение (существительное). Некоторое – определение (местоимение). Придерживая человека за плечо – деепричастный оборот, является обстоятельством образа действия. Вещи – дополнение (существительное). Его – определение (местоимение). В пакет – обстоятельство места (предлог + существительное). В сумку – обстоятельство места (предлог + существительное). От главной части зависит первое придаточное цели: чтобы удостовериться. Грамматическая основа: удостовериться (простое глагольное сказуемое, инфинитив). Чтобы – союз. От придаточного цели зависит придаточное изъяснительное: что он твёрдо стоит на ногах. Грамматическая основа: он (подлежащее, местоимение) стоит (простое глагольное сказуемое, глагол). Твёрдо – обстоятельство образа действия (наречие). На ногах – обстоятельство места (предлог + существительное). Что – союз. Схема предложения: [Главная], (чтобы [Придаточное цели], (что [Придаточное изъяснительное])).
Задание 4: Определите способ словообразования выделенных слов.
Незатейливой – это слово образовано от прилагательного затейливой с помощью приставки не-. Такой способ словообразования называется приставочным. Приставочный способ заключается в присоединении приставки к исходному слову или основе, при этом часть речи обычно не меняется, но меняется лексическое значение слова, часто на противоположное.
Одиночестве – это слово образовано от прилагательного одинокий с помощью суффикса -честв-. Такой способ словообразования называется суффиксальным. Суффиксальный способ – это образование нового слова путем присоединения суффикса к основе исходного слова, что часто приводит к изменению части речи (в данном случае, от прилагательного образовано существительное).
Старческую – это слово образовано от существительного старец с помощью суффикса -еск-. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В данном случае, от существительного образовано прилагательное, указывающее на принадлежность или отношение к старцу.
Медленно – это слово образовано от прилагательного медленный с помощью суффикса -о (или -нн-о). Такой способ словообразования называется суффиксальным. В данном случае, от прилагательного образовано наречие, обозначающее признак действия.
Задание 5: Выпишите из третьего абзаца слова, в которых есть звук [ш].
В третьем абзаце текста встречаются следующие слова, содержащие звук [ш]: душе (звук [ш] находится в середине слова, после согласного д и перед гласным е), что (звук [ш] находится в начале слова, так как буква ч в некоторых позициях в русском языке может произноситься как [ш], особенно в союзе что), гроша (звук [ш] находится в середине слова, после согласного р и перед гласным а), чтобы (звук [ш] находится в начале слова, по той же причине, что и в слове что).
Задание 6: Попробуйте ответить на один из вопросов, поставленных автором текста. Приведите два-три аргумента для подтверждения своей точки зрения.
Ответим на вопрос: Что ждёт старика? Как ему существовать в нашем неласковом мире?
В современном обществе судьба пожилого человека, оказавшегося в беде и одиночестве, часто оказывается незавидной, так как уважение к старшему поколению, к сожалению, значительно снизилось по сравнению с прошлыми столетиями. Автор текста справедливо поднимает эту проблему, показывая равнодушие окружающих к человеку, который нуждается в помощи.
Во-первых, экономическая уязвимость является одной из главных проблем, с которой сталкиваются пожилые люди. Многие из них живут на скромную пенсию, которая едва покрывает базовые потребности, такие как еда, лекарства и коммунальные услуги. Если человек не имеет поддержки со стороны семьи или близких, он оказывается в крайне тяжелом положении. В тексте это подчеркивается фразой «гроша ломаного не стоит», что указывает на обесценивание жизни человека в таком состоянии.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!