
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 335 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Арктур [слепой пёс] слышал тончайшие звуки каких мы никогда не услышим. Он просыпался по ночам, раскрывал глаза, поднимал уши и слушал. Он слышал все шорохи за многие вёрсты вокруг. Он слышал пение комаров и зудение в осином гнезде на чердаке. Он слышал как шуршит в саду мышь(?) и тихо ходит кот по крыше сарая. И дом для него не был молчаливым и не живым как для нас. Дом тоже жил, он скрипел, шуршал, потрескивал, вздрагивал чуть заметно от холода. По водосточной трубе стекала роса и скапливаясь внизу падала на плоский камень редкими каплями. Снизу доносился невнятный плеск воды в реке. И совсем далеко в деревне слабо кричали петухи по дворам. Это была жизнь вовсе неведомая и неслышная нам, но знакомая и понятная ему. (Ю. Казаков)
- Выразительно прочитайте текст. Объясните, с помощью каких языковых средств создаётся присущая тексту поэтическая тональность. Удалось ли вам передать её в выразительном чтении?
- Определите стиль речи. Найдите повторяющиеся слова и укажите их стилистическую роль в данном тексте.
- Найдите примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните, почему это происходит.
- Выпишите выделенные слова. Укажите их морфемный состав.
- Определите вид следующих глаголов и их грамматическую форму: раскрывал, доносился, скапливаясь. Выделите в этих словах суффиксы и приставки. Объясните их правописание.
- Составьте схему последнего предложения первого абзаца. Выполните синтаксический анализ этого предложения.
- Найдите предложения с однородными членами. Обозначьте, какими членами предложения они являются.
- Обоснуйте постановку знаков препинания и написание слов с пропущенными буквами и со скобками.
Начнем с анализа языковых средств, которые создают особую, поэтическую тональность текста. Одним из таких средств является анафора, то есть повторение начальных слов или фраз в соседних предложениях или их частях. В данном тексте мы видим яркий пример анафоры в повторении фразы «Он слышал» в первом абзаце. Это многократное повторение не только усиливает акцент на необыкновенном слухе Арктура, но и погружает читателя в его уникальный мир звуков, создавая ритмичность и мелодичность повествования. Каждое новое «Он слышал» открывает новую грань его восприятия, подчеркивая глубину и полноту его слухового опыта, что придает тексту особую лиричность и эмоциональность.
Другим важным языковым средством являются однородные члены предложения. Их обилие в тексте делает повествование динамичным и насыщенным деталями. Например, в предложении «Он просыпался по ночам, раскрывал глаза, поднимал уши и слушал» однородные сказуемые «просыпался», «раскрывал», «поднимал», «слушал» описывают последовательные действия собаки, создавая ощущение непрерывного движения и жизни. В другом месте, «Дом тоже жил: он скрипел, шуршал, потрескивал, вздрагивал чуть заметно от холода», однородные сказуемые оживляют неживой предмет, наделяя дом человеческими качествами и делая его полноправным участником событий. Такое использование однородных членов позволяет автору создать очень подробную и многогранную картину мира, воспринимаемого Арктуром, и одновременно придает тексту выразительность и ритмичность, что является характерной чертой художественного стиля.
Инверсия, то есть необычный порядок слов в предложении, также способствует созданию поэтической тональности. Например, фраза «тончайшие звуки каких мы никогда не услышим» вместо более привычного «звуки, которых мы никогда не услышим» придает речи особую выразительность и возвышенность. Инверсия привлекает внимание к ключевым словам, подчеркивает их значимость и делает синтаксис более гибким и художественным, что усиливает эмоциональное воздействие текста на читателя. Все эти средства в совокупности помогают передать глубокое внутреннее состояние персонажа и создать атмосферу тонкого восприятия мира.
Переходя к стилю речи, несомненно, данный текст относится к художественному стилю. Это подтверждается использованием образных выражений, эпитетов («тончайшие звуки», «невнятный плеск»), метафор («дом тоже жил»), а также эмоционально окрашенной лексики. Цель текста – не просто передать информацию, а вызвать у читателя определенные чувства, создать яркий образ и погрузить в атмосферу произведения.
Повторяющиеся слова играют особую стилистическую роль. Слово «он» (Арктур) повторяется многократно, что постоянно фокусирует внимание читателя на главном герое, подчеркивает его уникальность и центральное место в повествовании. Это позволяет глубже проникнуть в его внутренний мир и восприятие. Повторение глагола «слышал» (в разных формах) является ключевым для понимания характера Арктура и его взаимодействия с миром. Это слово не просто констатирует факт, а подчеркивает его исключительный слух, который является его главным способом познания окружающей действительности. Многократное упоминание «слышал» создает эффект присутствия, позволяя читателю как бы «услышать» мир глазами собаки. Слово «дом» повторяется, чтобы показать, как этот, казалось бы, неживой объект, оживает в восприятии слепого пса. Для Арктура дом – это не просто строение, а живое существо со своими звуками и движениями. Повторение «дом» подчеркивает его одушевленность и значимость для героя. Все эти повторы не являются ошибками или недочетами, напротив, они служат мощным средством создания образной и выразительной речи, углубляют смысл текста и формируют его особую, поэтическую тональность.
Рассмотрим примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это происходит из-за особенностей русской фонетики, где некоторые буквы могут обозначать несколько звуков, а некоторые буквы не обозначают звуков вовсе.
- тончайшие – 9 букв, 10 звуков. Фонетическая транскрипция: [танча́й’ий’э]. Здесь буква «и» после «й» в суффиксе -айш- обозначает звук [и], а буква «е» после «й» в окончании -ие обозначает два звука [й’э].
- пени – 5 букв, 6 звуков. Фонетическая транскрипция: [п’э́н’ий’э]. Здесь буква «е» в окончании -ие обозначает два звука [й’э], так как стоит после гласной.
- мышь – 4 буквы, 3 звука. Фонетическая транскрипция: [мыш]. Мягкий знак «ь» в конце слова после шипящей не обозначает отдельного звука, а лишь указывает на грамматический род существительного (женский).
- сарая – 5 букв, 6 звуков. Фонетическая транскрипция: [сара́й’а]. Буква «я» после гласной «а» обозначает два звука [й’а].
- жизнь – 5 букв, 4 звука. Фонетическая транскрипция: [жыз’н’]. Мягкий знак «ь» в конце слова не обозначает звука, а лишь смягчает предшествующий согласный [н’].
Далее, проведем морфемный анализ выделенных слов.
- осином: Это прилагательное, образованное от существительного «осина». Его морфемный состав: корень осин- (указывает на принадлежность к осине), окончание -ом (флексия, которая указывает на инструментальный падеж, единственное число, мужской или средний род). Основа слова – осин-.
- вздрагивал: Это глагол. Его морфемный состав: приставка вз- (указывает на начало действия или его интенсивность), корень -драг- (несет основное лексическое значение – «дрожать», «трепетать»), суффикс -ива- (образует глаголы несовершенного вида, обозначающие многократное или длительное действие), суффикс -л- (формообразующий суффикс прошедшего времени), нулевое окончание (указывает на мужской род, единственное число в прошедшем времени). Основа слова – вздрагива-.
- водосточной: Это сложное прилагательное. Его морфемный состав: корень вод- (от слова «вода»), соединительная гласная -о- (соединяет два корня в сложном слове), корень -сточ- (от глагола «стекать», «сточить»), суффикс -н- (образует прилагательные от существительных или глаголов), окончание -ой (флексия, указывающая на родительный, дательный, творительный или предложный падеж, единственное число, женский род). Основа слова – водосточн-.
Теперь рассмотрим грамматические формы глаголов и их морфемный состав с объяснением правописания.
- раскрывал: Это глагол несовершенного вида (отвечает на вопрос «что делал?»), стоит в прошедшем времени, единственном числе, мужском роде. Морфемный состав: приставка рас-, корень -кры-, суффикс -ва-, суффикс -л-, нулевое окончание. Правописание приставки рас- объясняется правилом: перед глухим согласным «к» пишется «с». Суффикс -ва- пишется в глаголах, образованных от глаголов с суффиксом -ыва-/-ива-, путем добавления -ва- к основе инфинитива. Суффикс -л- является формообразующим для прошедшего времени глаголов.
- доносился: Это глагол несовершенного вида (отвечает на вопрос «что делал?»), стоит в прошедшем времени, единственном числе, мужском роде. Морфемный состав: приставка до-, корень -нос-, суффикс -и-, суффикс -л-, постфикс -ся. Правописание приставки до- не вызывает затруднений, так как она всегда пишется одинаково. Суффикс -и- относится к глаголам на -ить. Суффикс -л- указывает на прошедшее время. Постфикс -ся указывает на возвратность глагола.
- скапливаясь: Это деепричастие несовершенного вида (отвечает на вопрос «что делая?»), является неизменяемой частью речи. Морфемный состав: приставка с-, корень -копл-, суффикс -ива-, суффикс -я, постфикс -сь. Правописание приставки с-: приставки з- в русском языке нет, всегда пишется с-. Суффикс -ива- пишется, потому что в первом лице единственного числа настоящего времени глагол, от которого образовано деепричастие («скапливаюсь»), оканчивается на -иваю. Суффикс -я используется для образования деепричастий несовершенного вида. Постфикс -сь является усеченной формой -ся после гласной.
Рассмотрим синтаксический анализ последнего предложения первого абзаца: «Он слышал, как шуршит в саду мышь и тихо ходит кот по крыше сарая.» Данное предложение по цели высказывания является повествовательным, так как сообщает о каком-либо факте или событии. По эмоциональной окраске оно невосклицательное, произносится без особой интонации. По структуре это сложноподчинённое предложение, так как состоит из главной части и одной или нескольких придаточных, связанных подчинительной связью. В данном случае, это сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных, то есть две придаточные части относятся к одной главной части и отвечают на один и тот же вопрос. Главная часть: «Он слышал».
- «Он» – местоимение, подлежащее.
- «слышал» – глагол, сказуемое. Придаточная часть 1: «как шуршит в саду мышь».
- «как» – союзное слово, связывает придаточную часть с главной.
- «шуршит» – глагол, сказуемое.
- «мышь» – существительное, подлежащее.
- «в саду» – существительное с предлогом, обстоятельство места. Придаточная часть 2: «и тихо ходит кот по крыше сарая».
- «и» – сочинительный союз, связывает однородные придаточные.
- «тихо» – наречие, обстоятельство образа действия.
- «ходит» – глагол, сказуемое.
- «кот» – существительное, подлежащее.
- «по крыше» – существительное с предлогом, обстоятельство места.
- «сарая» – существительное, дополнение (или несогласованное определение). Обе придаточные части являются придаточными изъяснительными, так как отвечают на вопрос «что?» (слышал что? как шуршит мышь и как ходит кот) и поясняют глагол-сказуемое в главной части. Схема предложения: [Подлежащее Сказуемое], (союзное слово Сказуемое Подлежащее Обстоятельство) и (Наречие Сказуемое Подлежащее Обстоятельство Дополнение). Или в более обобщенном виде: [ ], (как ) и ( ).
Теперь выделим предложения с однородными членами и обозначим, какими членами предложения они являются.
- «Арктур [слепой пёс] слышал тончайшие звуки, каких мы никогда не услышим.» Здесь «тончайшие» и «каких» не являются однородными членами, так как относятся к разным частям предложения и выполняют разные синтаксические функции.
- «Он просыпался по ночам, раскрывал глаза, поднимал уши и слушал.» Здесь однородными членами являются сказуемые: раскрывал, поднимал, слушал. Они выражены глаголами, относятся к одному подлежащему «Он» и соединены интонацией перечисления и союзом «и».
- «Он слышал пение комаров и зудение в осином гнезде на чердаке.» Здесь однородными членами являются дополнения: пение и зудение. Они выражены существительными, относятся к одному сказуемому «слышал» и соединены союзом «и».
- «И дом для него не был молчаливым и неживым как для нас.» Здесь однородными членами являются именные части составного именного сказуемого: молчаливым и неживым. Они выражены прилагательными и соединены союзом «и».
- «Дом тоже жил: он скрипел, шуршал, потрескивал, вздрагивал чуть заметно от холода.» Здесь однородными членами являются сказуемые: скрипел, шуршал, потрескивал, вздрагивал. Они выражены глаголами, относятся к одному подлежащему «он» и соединены бессоюзной связью (интонацией перечисления).
- «По водосточной трубе стекала роса и, скапливаясь внизу, падала на плоский камень редкими каплями.» Здесь однородными членами являются сказуемые: стекала и падала. Они выражены глаголами, относятся к одному подлежащему «роса» и соединены союзом «и».
- «Это была жизнь вовсе неведомая и неслышная нам, но знакомая и понятная ему.» Здесь однородными членами являются определения: неведомая, неслышная, знакомая, понятная. Они выражены прилагательными, относятся к одному определяемому слову «жизнь» и соединены союзами «и», «но».
Наконец, обоснуем постановку знаков препинания и написание слов с пропущенными буквами и со скобками. Постановка знаков препинания:
- Запятая после «Арктур» и перед «слышал» в конструкции «Арктур [слепой пёс] слышал» выделяет вставную конструкцию «[слепой пёс]», которая содержит добавочное пояснение. Такие конструкции могут выделяться скобками или тире. В данном случае, квадратные скобки используются для обозначения авторского пояснения или ремарки.
- Запятая в предложении «Арктур [слепой пёс] слышал тончайшие звуки, каких мы никогда не услышим» отделяет придаточное определительное предложение «каких мы никогда не услышим» от главной части.
- Запятые в перечислениях «раскрывал глаза, поднимал уши и слушал» и «скрипел, шуршал, потрескивал, вздрагивал» используются для разделения однородных членов предложения, соединенных бессоюзной связью или одиночным союзом «и».
- Двоеточие в предложении «Дом тоже жил: он скрипел, шуршал, потрескивал, вздрагивал чуть заметно от холода» ставится после обобщающего слова «жил» перед рядом однородных членов, которые раскрывают его значение.
- Запятые в предложении «По водосточной трубе стекала роса и, скапливаясь внизу, падала на плоский камень редкими каплями» выделяют деепричастный оборот «скапливаясь внизу», который является обособленным обстоятельством.
- Запятая в предложении «И совсем далеко, в деревне, слабо кричали петухи по дворам» выделяет уточняющее обстоятельство места «в деревне», которое конкретизирует «далеко».
- Запятые в предложении «Это была жизнь вовсе неведомая и неслышная нам, но знакомая и понятная ему» разделяют однородные определения, соединенные противительным союзом «но». Перед противительным союзом «но» всегда ставится запятая.
Написание слов с пропущенными буквами и со скобками:
- тончайшие – в корне слова пишется гласная «о», которая является безударной проверяемой гласной. Проверочное слово – тонкий.
- никогда – это отрицательное наречие, в котором приставка ни- пишется слитно, так как без «ни» слово не употребляется.
- _не_услышим – частица не с глаголами пишется раздельно.
- раскрывал – приставка рас- пишется с буквой «с», так как корень начинается с глухого согласного «к» (правило правописания приставок на з-/с-).
- поднимал – в корне -подним- пишется гласная «и», так как это чередующаяся гласная в корне -ним-/-ня- (правило: если после корня есть суффикс -а-, пишется «и», иначе «я»). Здесь есть суффикс -а- (в инфинитиве поднять).
- вокруг – это наречие, которое пишется слитно.
- осином – это прилагательное, образованное от существительного «осина». Написание «осина» является словарным словом, которое нужно запомнить.
- чердаке – это существительное, написание которого является словарным словом.
- шуршит – глагол, относится ко II спряжению (оканчивается на -ить в неопределенной форме, кроме исключений), поэтому в 3-м лице единственного числа пишется окончание -ит.
- мышь – существительное женского рода 3-го склонения, после шипящей на конце пишется мягкий знак.
- крыше – существительное 1-го склонения (крыша), в дательном падеже единственного числа имеет окончание -е.
- _не_был – частица не с глаголами пишется раздельно.
- неживым – прилагательное, пишется слитно с «не», так как можно подобрать синоним без «не» (например, «мертвым») и нет противопоставления.
- тоже – это союз, который пишется слитно. Отличается от местоимения «то же», которое пишется раздельно.
- потрескивал, вздрагивал – глаголы, в которых перед суффиксом -л- прошедшего времени пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве (потрескивать, вздрагивать). Суффикс -ива- пишется, если в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени глагол оканчивается на -иваю (потрескиваю, вздрагиваю).
- водосточной – это сложное прилагательное, образованное от двух основ («вода» и «сток») с помощью соединительной гласной «о».
- стекала – в корне слова пишется гласная «е», которая является безударной проверяемой гласной. Проверочное слово – течь.
- скапливаясь – деепричастие, образованное от глагола «скапливаться». В глаголе пишется суффикс -ива-, так как в 1-м лице единственного числа настоящего времени глагол оканчивается на -иваю (скапливаюсь).
- внизу – это наречие, образованное от существительного с предлогом, пишется слитно.
- доносился – в корне слова пишется гласная «о», которая является безударной проверяемой гласной. Проверочное слово – доносит.
- невнятный – прилагательное, пишется слитно с «не», так как можно подобрать синоним без «не» (например, «неразборчивый», «слабый») и нет противопоставления.
- далеко – в корне слова пишется гласная «а», которая является безударной проверяемой гласной. Проверочное слово – даль.
- неведомая – прилагательное, пишется слитно с «не», так как можно подобрать синоним без «не» (например, «неизвестная») и нет противопоставления.
- неслышная – прилагательное, пишется слитно с «не», так как можно подобрать синоним без «не» (например, «бесшумная») и нет противопоставления.
- Скобки (Ю. Казаков) – используются для указания автора текста.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!