
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 324 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его. Вряд ли когда бушевали в Сибири такие пожары, как в 1915 году. Лето выдалось на редкость сухое. Ни одного дождя за два месяца.
Тайга вспыхнула одновременно в разных местах. Гибли в огне охотники и звери. Дым мешал ходить поездам. В городах днём зажигали свет. Урожай запаздывал. Зерно зрело щуплым и мелким.
Прошло несколько лет, и на месте пожарищ стали появляться пасеки. Их становилось всё больше. Медосборы рекордные: по три бочки с гектара. Взглянуть на сибирское чудо приезжали даже из Америки. И всем этим медовым благоденствием люди были обязаны одному растению.
На сибирских гарях сплошной стеной стоял иван-чай. Его ещё называют кипреем. Стебли один к одному, прямые, как хлыст, в рост человека, узкие ивоподобные листья. На макушке, точно пика на новогодней ёлке, малиновый султан цветков. В каждом — нектар, простым глазом видно. Осенью со стеблей летит блестящий белый пух, несёт семена на другие вырубки, другие гари.
Если протиснуться в гущу иван-чая и стать на колени, чаща покажется густым ельником. Мрачно. Сыро. Душно. На земле только опавшие листья да мелкие грибки. Семена деревьев тут отлично прорастают, но без света гибнут. Между тем лучшие леса берут начало именно в зарослях иван-чая. Чуть поднимутся сосенки, иван-чай начнёт хиреть, чахнуть.
Пчеловоды с болью душевной наблюдают такую картину. И те, что похитрее, втихомолку пускают новый пожар по старому пожарищу, не желая терять свои три бочки мёда с гектара. Они думают, что огонь вернёт почве её былое богатство: азотные соли, нитраты. Но на этот раз на гари меньше древесного хлама, чем было его в первый раз. Иван-чай расцветает снова, но цветёт он не так роскошно, не так обильно, как в первый раз. Заросли его всё реже, стебли всё ниже, жизнь короче.
В Якутии недавно заметили особое влечение оленей к иван-чаю: там, где он цветёт, животные пасутся охотнее всего. Уходить с такого пастбища не желают. Если олени заметили вдали малиновые султаны, соблазнить их чем-нибудь другим — дело безнадёжное. Даже зимой, когда глубокие снега, олени чутьём определяют, где он рос, и добывают из-под снега сухие листья.
Это не прихоть копытных. Нужда. Кальциевый голод. В лишайниках на Севере кальция почти нет. Доли процента. В пушице, которую олени тоже едят зимой, немногим больше. И жира больше. Как в коровьем молоке. Белка тоже больше. Как в мясе. (По А. Смирнову)
- Спишите пятый и шестой абзацы текста, составляя схемы каждого сложного предложения. Докажите, что в этом фрагменте текста представлены все типы сложных предложений: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное, сложноподчинённое с двумя придаточными, сложное предложение с разными видами связи.
Анализ пятого абзаца текста.
Первое предложение: «Пчеловоды с болью душевной наблюдают такую картину. И те, что похитрее, втихомолку пускают новый пожар по старому пожарищу, не желая терять свои три бочки мёда с гектара.» Его схема: [те (что)]. Это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, где придаточная часть «что похитрее» относится к местоимению «те» в главной части, определяя его.
Второе предложение: «Они думают, что огонь вернёт почве её былое богатство: азотные соли, нитраты.» Его схема: [ ](что). Это сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным, так как придаточная часть «что огонь вернёт почве её былое богатство» дополняет сказуемое «думают» в главной части, отвечая на вопрос «что?».
Третье предложение: «Но на этот раз на гари меньше древесного хлама, чем было его в первый раз.» Его схема: [ ](чем). Это сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным, где придаточная часть «чем было его в первый раз» выражает сравнение с содержанием главной части.
Четвёртое предложение: «Иван-чай расцветает снова, но цветёт он не так роскошно, не так обильно, как в первый раз.» Его схема: [ ], но [ ]. Это сложносочинённое предложение, части которого соединены сочинительным противительным союзом «но», указывающим на противопоставление.
Пятое предложение: «Заросли его всё реже, стебли всё ниже, жизнь короче.» Его схема: [ ]. [ ]. [ ]. Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из трёх простых предложений, связанных по смыслу и интонационно без помощи союзов, указывающих на последовательность или перечисление фактов.
Анализ шестого абзаца текста.
Первое предложение: «В Якутии недавно заметили особое влечение оленей к иван-чаю: там, где он цветёт, животные пасутся охотнее всего.» Его схема: [ ] [там (где)]. Это сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью, где первая часть связана с последующей бессоюзно (через двоеточие, указывающее на пояснение), а внутри второй части есть придаточное места «где он цветёт», относящееся к наречию «там» в главной части.
Второе предложение: «Уходить с такого пастбища не желают. Если олени заметили вдали малиновые султаны, соблазнить их чем-нибудь другим — дело безнадёжное.» Его схема: (Если)[ ]. Это сложноподчинённое предложение с придаточным условия, где придаточная часть «Если олени заметили вдали малиновые султаны» указывает на условие, при котором происходит действие в главной части.
Третье предложение: «Даже зимой, когда глубокие снега, олени чутьём определяют, где он рос, и добывают из-под снега сухие листья.» Его схема: [ (когда), (где) ]. Это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными, одно из которых — придаточное времени «когда глубокие снега» (относится к глаголу «определяют»), а другое — придаточное места «где он рос» (также относится к глаголу «определяют»). Обе придаточные части относятся к главной части, поясняя её.
Таким образом, в представленном фрагменте текста продемонстрированы все типы сложных предложений: сложносочинённое, сложноподчинённое (включая примеры с придаточными определительными, изъяснительными, сравнительными, условия, времени и места, а также с двумя придаточными), бессоюзное, и сложное предложение с разными видами связи (сочетающее бессоюзную и подчинительную связь).
Давайте подробно рассмотрим каждое сложное предложение из пятого и шестого абзацев текста, чтобы доказать наличие всех заявленных типов.
Начнём с пятого абзаца.
Первое сложное предложение, которое мы здесь встречаем, начинается после точки, но тесно связано по смыслу с предыдущим простым: «И те, что похитрее, втихомолку пускают новый пожар по старому пожарищу, не желая терять свои три бочки мёда с гектара.» Это предложение является сложноподчинённым предложением с придаточным определительным. Его главная часть – «И те… втихомолку пускают новый пожар по старому пожарищу, не желая терять свои три бочки мёда с гектара». В этой части подлежащим является местоимение те, а сказуемым – пускают. Придаточная часть – «что похитрее». Она присоединяется к главной части с помощью союзного слова что, которое здесь выступает в роли подлежащего придаточного предложения. Эта придаточная часть отвечает на вопрос какие? и относится к местоимению те в главной части, уточняя и определяя его. То есть, она указывает на признак тех пчеловодов, о которых идёт речь. Именно поэтому мы классифицируем её как придаточное определительное.
Следующее сложное предложение в этом абзаце: «Они думают, что огонь вернёт почве её былое богатство: азотные соли, нитраты.» Это предложение также является сложноподчинённым, но уже с придаточным изъяснительным. Главная часть здесь – «Они думают». Подлежащее – они, сказуемое – думают. Придаточная часть – «что огонь вернёт почве её былое богатство: азотные соли, нитраты». Она присоединяется к главной части с помощью подчинительного союза что. Эта придаточная часть отвечает на вопрос что думают? и поясняет содержание сказуемого думают в главной части. Она дополняет смысл глагола мысли, раскрывая, о чём именно они думают.
Далее в тексте мы видим предложение: «Но на этот раз на гари меньше древесного хлама, чем было его в первый раз.» Это ещё одно сложноподчинённое предложение, на этот раз с придаточным сравнительным. Главная часть – «Но на этот раз на гари меньше древесного хлама». Здесь подлежащее не выражено, но подразумевается «хлама», а сказуемое – «меньше». Придаточная часть – «чем было его в первый раз». Она присоединяется к главной части с помощью сравнительного союза чем. Эта придаточная часть служит для сравнения, указывая на то, насколько меньше хлама, сравнивая текущую ситуацию с тем, что было в первый раз. Она показывает степень качества, выраженного в главной части.
Четвёртое сложное предложение в пятом абзаце: «Иван-чай расцветает снова, но цветёт он не так роскошно, не так обильно, как в первый раз.» Это предложение представляет собой сложносочинённое предложение. Оно состоит из двух равноправных по смыслу простых предложений, которые могли бы существовать самостоятельно:
- «Иван-чай расцветает снова.»
- «Цветёт он не так роскошно, не так обильно, как в первый раз.» Эти две части соединены между собой сочинительным противительным союзом но. Этот союз указывает на противопоставление или ограничение между событиями, выраженными в каждой из частей: иван-чай расцветает, но его цветение уже не такое пышное, как раньше.
И последнее предложение в пятом абзаце: «Заросли его всё реже, стебли всё ниже, жизнь короче.» Это предложение является ярким примером бессоюзного сложного предложения. Оно состоит из трёх независимых простых предложений, которые связаны между собой только по смыслу и интонационно, без использования каких-либо союзов или союзных слов:
- «Заросли его всё реже.»
- «Стебли всё ниже.»
- «Жизнь короче.» Между этими частями стоят запятые, которые указывают на перечисление однородных фактов, происходящих одновременно или являющихся следствием друг друга. Отсутствие союзов придаёт предложению динамичность и лаконичность, подчёркивая необратимость процесса угасания иван-чая.
Теперь перейдём к шестому абзацу.
Первое сложное предложение здесь: «В Якутии недавно заметили особое влечение оленей к иван-чаю: там, где он цветёт, животные пасутся охотнее всего.» Это предложение является сложным предложением с различными видами связи, а именно с бессоюзной и подчинительной связью. Первая часть «В Якутии недавно заметили особое влечение оленей к иван-чаю» и вторая часть «там, где он цветёт, животные пасутся охотнее всего» соединены бессоюзно с помощью двоеточия. Двоеточие здесь указывает на то, что вторая часть поясняет или раскрывает содержание первой части, объясняя, в чём именно заключается «особое влечение». Внутри второй части мы видим подчинительную связь: «там, где он цветёт, животные пасутся охотнее всего». Здесь главная часть – «там… животные пасутся охотнее всего», а придаточная часть – «где он цветёт». Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзного слова где и относится к указательному слову там в главной части, отвечая на вопрос где?. Таким образом, это придаточное места. Сочетание бессоюзной связи между крупными блоками и подчинительной внутри одного из блоков делает это предложение сложным с разными видами связи.
Следующее сложное предложение в этом абзаце: «Если олени заметили вдали малиновые султаны, соблазнить их чем-нибудь другим — дело безнадёжное.» (Первое предложение абзаца «Уходить с такого пастбища не желают» является простым, поэтому мы его не анализируем в контексте сложных предложений). Это предложение является сложноподчинённым предложением с придаточным условия. Придаточная часть – «Если олени заметили вдали малиновые султаны». Она присоединяется к главной части с помощью подчинительного союза если. Эта часть указывает на условие, при котором осуществляется действие, описанное в главной части. Главная часть – «соблазнить их чем-нибудь другим — дело безнадёжное». Эта часть выражает следствие или результат, который наступает при выполнении условия, сформулированного в придаточном предложении. Придаточное условие отвечает на вопрос при каком условии?.
И последнее сложное предложение для анализа: «Даже зимой, когда глубокие снега, олени чутьём определяют, где он рос, и добывают из-под снега сухие листья.» Это предложение представляет собой сложноподчинённое предложение с двумя придаточными. Главная часть – «олени чутьём определяют… и добывают из-под снега сухие листья». Здесь мы видим однородные сказуемые определяют и добывают. К этой главной части относятся две придаточные части:
- «когда глубокие снега» – это придаточное времени. Оно присоединяется к главной части с помощью союзного слова когда и отвечает на вопрос когда определяют?, указывая на время действия.
- «где он рос» – это придаточное места. Оно присоединяется к главной части с помощью союзного слова где и отвечает на вопрос где определяют?, указывая на место действия. Обе придаточные части зависят от одного и того же сказуемого определяют в главной части и отвечают на разные вопросы, что указывает на их неоднородность (разные типы придаточных), но при этом они параллельно подчиняются главной части.
Таким образом, в представленных пятом и шестом абзацах текста мы действительно обнаруживаем все заявленные типы сложных предложений, что демонстрирует богатство и разнообразие синтаксических конструкций в русском языке.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!