
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 25 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
РАССУЖДАЕМ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Расскажите о русской лексике и фразеологии по следующему плану. Приведите примеры и запишите их.
- Слово как основная единица языка.
- Прямое и переносное значения слова.
- Слова исконно русские и заимствованные.
- Синонимы, антонимы, омонимы.
- Устаревшие и новые слова.
- Общеупотребительная лексика и диалектизмы, профессионализмы, арготизмы.
- Фразеологизмы.
- Словари русского языка и их роль в речевом развитии человека.
Слово является основной единицей языка и речи. Оно служит для называния предметов, лиц, действий, признаков, количеств и отношений между ними, обладая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.
Прямое значение слова — это его основное лексическое значение, которое, как правило, не имеет эмоционально-экспрессивных оттенков, например: брюки, перпендикуляр, торт. Переносное значение — вторичное, неосновное значение слова, функционирующее в речи наряду с основным. Оно образуется посредством переноса значения на основании сходства и нередко имеет эмоционально-экспрессивные смысловые оттенки. Примером может служить стена здания (прямое значение) и стена дождя (переносное), или женская шляпка (прямое значение) и шляпка гвоздя (переносное).
По своему происхождению в современной речи выделяют исконно русские слова и заимствованные. Словарный запас русского языка состоит из различных лексических единиц. Самый древний пласт составляют исконно русские слова, такие как: рожь, ночь, город, деревня, дочь, мать, сын, отец, радость и другие. Заимствованными словами называются иноязычные слова, попавшие в русский язык в результате территориальных контактов, обмена культурной и научной информацией, например: фонарь, цемент, ландшафт, курорт и т. д.
Синонимы — это слова одной части речи, которые отличаются звучанием и написанием, однако схожи по значению, например: врач, лекарь, доктор. Антонимы — слова одной части речи, прямо противоположные по смыслу: жёсткий — мягкий, искренний — лицемерный. Омонимы — это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, однако различные по смыслу. Примеры включают рысь (бег животных, к примеру, коня) и рысь (дикое животное).
Слово — это живая единица языка. С течением времени некоторые слова могут выходить из употребления. Такие слова называются устаревшими, например: ланиты (щёки), чело (лоб). Устаревшие слова могут совсем выйти из употребления, если предмет уже не существует, как конка (лошадь, везущая повозку по рельсам). Или они могут заменяться в речи новыми словами, например: очи (глаза). Новые слова могут как заменять устаревшие слова, так и называть новые предметы и явления: интернет, омбудсмен, гаджет и другие. Новые слова называются неологизмами. Однако слово остаётся неологизмом недолго; вскоре такие слова либо становятся привычными, либо выходят из употребления, становясь устаревающими.
К общеупотребительной лексике относятся слова, которые употребляют и понимают все носители языка, независимо от их территориальной и социальной принадлежности, например: платье, здание, сидеть, думать, красивый, два, я. К диалектной лексике относятся слова, распространение и употребление которых ограничено определённой территорией: бирюк (волк), шибко (быстро), векша (белка) и другие. Профессионализмы — это слова, составляющие принадлежность речи к той или иной профессиональной группе, например: камбуз, кок, склянка в речи моряков. Арготизмы — слова, искусственно «изобретённые» ради конспирации, например: раскололся (предал), стукач (доносчик), предатель.
Фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов и имеющее переносное значение. Примеры: носить воду решетом (напрасный труд); кот наплакал (очень мало); закидывать удочку (пытаться что-либо выяснить, разузнать).
Словари русского языка очень разнообразны: толковые, фразеологические, орфографические, орфоэпические, диалектные, словообразовательные, словари антонимов, синонимов и омонимов и другие. Их функции различны: они содержат информацию о словах, сведения о правильном написании и произношении слов, дают описание происхождения слова, информацию о его морфологических и синтаксических свойствах и т. д. Для того чтобы оперативно найти ответы на вопросы, возникающие в устной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует обращаться к различным словарям. Они помогут избежать нежелательных ошибок, покажут условия употребления того или иного варианта. Привычка пользоваться словарями — одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек.
Слово является фундаментальной, основной единицей языка и речи, своего рода строительным блоком, из которого формируются все более сложные языковые конструкции. Оно служит для обозначения, или называния, всего многообразия мира вокруг нас: конкретных предметов, абстрактных понятий, действий, признаков, количеств и отношений между ними. Каждое слово представляет собой сложное единство трех ключевых аспектов: семантического (его значение, смысл), фонетического (его звуковая оболочка, как оно произносится) и грамматического (его принадлежность к определенной части речи, способность изменяться по падежам, числам, родам, временам и вступать в синтаксические связи с другими словами). Именно эта совокупность признаков делает слово уникальным инструментом для выражения мыслей, передачи информации и общения. Лексическое значение слова — это его содержание, то, что оно обозначает, а грамматическое значение указывает на его принадлежность к определенному классу слов и его роль в предложении.
Понимание значений слов начинается с различения прямого и переносного значений. Прямое значение слова — это его изначальное, основное, наиболее частотное и объективное лексическое значение, которое не содержит дополнительных эмоционально-экспрессивных оттенков и напрямую соотносится с конкретным предметом, явлением или действием в действительности. Например, слова брюки, перпендикуляр, торт имеют только прямое значение. Это то значение, которое первым приходит на ум и фиксируется в толковых словарях. Переносное значение — это вторичное, производное значение слова, которое возникает на основе прямого и функционирует в речи параллельно с ним. Оно образуется путем переноса наименования с одного объекта на другой на основании какого-либо сходства (формы, цвета, функции, характера действия и т.д.) или смежности. Часто переносные значения обладают яркой эмоционально-экспрессивной окраской, придавая речи образность и выразительность. Классическими примерами такого переноса являются метафора (перенос по сходству) и метонимия (перенос по смежности). Например, стена здания — это прямое значение, обозначающее вертикальную часть постройки. Но стена дождя — это уже переносное значение, основанное на сходстве сплошного потока дождя с вертикальной преградой. Аналогично, женская шляпка обозначает головной убор (прямое значение), тогда как шляпка гвоздя — это переносное значение, возникшее из-за сходства формы верхней части гвоздя с головным убором.
Словарный состав русского языка формировался на протяжении многих веков, и по своему происхождению все слова можно разделить на исконно русские и заимствованные. Исконно русские слова — это тот древнейший пласт лексики, который возник непосредственно в русском языке или унаследован им из общеславянского и восточнославянского языков. Они составляют ядро словарного запаса и являются наиболее частотными в повседневной речи. К ним относятся такие базовые понятия, как рожь, ночь, город, деревня, дочь, мать, сын, отец, радость, вода, земля, небо, ходить, спать, белый, красный и многие другие. Эти слова отражают быт, культуру и мировоззрение русского народа на разных этапах его истории. Заимствованными словами называются иноязычные слова, которые вошли в русский язык в результате культурных, экономических, политических или научных контактов с другими народами. Процесс заимствования может быть обусловлен необходимостью назвать новые предметы или явления, отсутствующие в родной культуре, стремлением к престижу или краткости выражения. Заимствования могут приходить из разных языков и в разные исторические периоды. Например, из греческого языка пришли слова фонарь, тетрадь, философия, демократия; из латинского — цемент, школа, республика; из тюркских языков — арбуз, карандаш, деньги; из немецкого — ландшафт, курорт, бутерброд; из французского — пальто, букет, ресторан; из английского — компьютер, менеджер, файл. Заимствованные слова, как правило, адаптируются к фонетической, морфологической и семантической системе русского языка, постепенно утрачивая свою иноязычную природу.
Для обогащения речи и точной передачи мысли используются различные лексические явления, такие как синонимы, антонимы и омонимы. Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые, несмотря на различное звучание и написание, имеют очень близкое или тождественное лексическое значение. Они позволяют избежать повторов, уточнить мысль, придать речи различные стилистические оттенки. Например, врач, лекарь, доктор, эскулап — все эти слова обозначают человека, занимающегося лечением, но имеют разные стилистические коннотации (лекарь — устаревшее, доктор — более официальное, эскулап — ироничное). Синонимы могут различаться оттенками значения (идти, шагать, брести, плестись), стилистической окраской (спать, дрыхнуть, почивать) или степенью экспрессивности. Антонимы — это слова одной части речи, которые имеют прямо противоположные лексические значения. Они используются для создания контраста, противопоставления, усиления выразительности. Примеры антонимов: жёсткий — мягкий, искренний — лицемерный, добрый — злой, высокий — низкий, свет — тьма. Антонимы могут быть разнокорневыми (правда — ложь) или однокорневыми с приставками, выражающими противоположность (входить — выходить). Омонимы — это слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но имеют совершенно разные, не связанные между собой лексические значения. Их появление обусловлено либо случайным совпадением слов, либо расхождением значений одного слова. Например, слово рысь может означать бег животных (к примеру, коня) и дикое животное семейства кошачьих. Другие примеры: коса (инструмент для жатвы) и коса (заплетенные волосы); лук (растение) и лук (оружие). Важно отличать омонимы от многозначных слов, у которых значения связаны общим смыслом.
Язык — это живая, постоянно развивающаяся система, и словарный состав не является исключением. С течением времени некоторые слова выходят из активного употребления, становясь устаревшими, а другие, наоборот, появляются, становясь новыми. Устаревшие слова делятся на две основные группы: архаизмы и историзмы. Архаизмы — это слова, которые вышли из активного употребления, так как были заменены более современными синонимами, но обозначаемые ими предметы или явления продолжают существовать. Например, ланиты (щёки), чело (лоб), выя (шея), перст (палец), сей (этот). Они могут использоваться в художественной литературе для воссоздания исторического колорита или придания речи торжественности. Историзмы — это слова, которые полностью вышли из употребления, потому что исчезли те предметы, явления или понятия, которые они обозначали. Например, конка (лошадь, везущая повозку по рельсам, вид общественного транспорта, предшествовавший трамваю), боярин (древнерусский дворянский титул), опричник (слуга Ивана Грозного), нэпман (предприниматель периода НЭПа). Новые слова, или неологизмы, появляются в языке для обозначения новых реалий, явлений, понятий, открытий или для замены устаревших наименований. Причины их возникновения разнообразны: научно-технический прогресс (интернет, гаджет, смартфон), социальные изменения (омбудсмен, электорат), мода (хайп, фейк). Неологизмы могут быть лексическими (совершенно новые слова) или семантическими (уже существующие слова, получившие новое значение, например, мышка — компьютерная). Судьба неологизмов различна: некоторые быстро входят в активный словарный запас и становятся общеупотребительными, другие остаются на периферии или со временем выходят из употребления, превращаясь в устаревшие слова.
Лексика русского языка также дифференцируется по сфере употребления. К общеупотребительной лексике относятся слова, которые составляют основу словарного запаса и понятны абсолютно всем носителям языка, независимо от их территориальной, социальной или профессиональной принадлежности. Это наиболее нейтральные по стилистической окраске слова, используемые в повседневном общении и официальных документах. Примеры включают платье, здание, сидеть, думать, красивый, два, я, хлеб, стол, читать, большой. Эти слова формируют ядро национального языка. Помимо общеупотребительной лексики, существуют слова, употребление которых ограничено определенными сферами. Диалектизмы — это слова, характерные для речи жителей определенной местности, то есть территориально ограниченные. Они могут быть лексическими (бирюк — волк, шибко — быстро, векша — белка, кочет — петух, баять — говорить), фонетическими (особое произношение звуков), морфологическими (особые формы слов) или синтаксическими. Диалектизмы часто используются в художественной литературе для придания речи персонажей реалистичности и местного колорита. Профессионализмы — это слова и выражения, которые используются в речи представителей определенной профессии или сферы деятельности. Они отличаются от строгих терминов тем, что часто носят более неформальный характер и служат для удобства общения внутри профессионального круга. Например, в речи моряков можно услышать камбуз (кухня на судне), кок (повар на судне), склянка (полчаса). У врачей — история (история болезни), у программистов — баг (ошибка в программе), у журналистов — утка (ложная новость). Арготизмы (или жаргонизмы, сленг) — это слова и выражения, которые используются ограниченными социальными группами и часто создаются искусственно с целью конспирации или для выражения принадлежности к определенной субкультуре. Они могут быть непонятны для непосвященных и часто имеют сниженную, иногда даже грубую стилистическую окраску. Примеры: раскололся (предал, выдал секрет), стукач (доносчик, предатель), бабки (деньги), чувак (молодой человек).
Фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение, которое состоит из двух или более слов, но обладает целостным, неделимым лексическим значением, часто переносным, и воспроизводится в речи как готовая единица. В отличие от свободных словосочетаний, значение фразеологизма нельзя вывести из суммы значений его отдельных компонентов. Фразеологизмы придают речи яркую образность, выразительность, эмоциональность и лаконичность. Они являются важной частью национальной культуры и отражают народную мудрость, опыт и мировоззрение. Примеры фразеологизмов: носить воду решетом означает заниматься напрасным, бесполезным трудом; кот наплакал — очень мало, ничтожно мало; закидывать удочку — пытаться что-либо выяснить, разузнать, осторожно зондировать почву; бить баклуши — бездельничать; водить за нос — обманывать; сесть в лужу — оказаться в неловком положении, опозориться. Источники фразеологизмов разнообразны: это и народные приметы, обычаи, и профессиональная речь, и литературные произведения, и библейские сюжеты.
Словари русского языка представляют собой бесценные сокровищницы знаний о языке и играют колоссальную роль в речевом развитии человека. Они чрезвычайно разнообразны по своим типам и функциям. Существуют толковые словари, которые объясняют лексическое значение слов, их грамматические формы, приводят примеры употребления. Фразеологические словари собирают и объясняют устойчивые выражения и идиомы. Орфографические словари помогают правильно писать слова. Орфоэпические словари указывают на правильное произношение и ударение. Диалектные словари фиксируют лексику, характерную для определенных регионов. Словообразовательные словари показывают, как образуются слова от других слов. Существуют также словари антонимов, синонимов и омонимов, которые помогают подобрать нужное слово для выражения тончайших оттенков мысли, избежать повторов или, наоборот, использовать контраст. Этимологические словари рассказывают о происхождении слов. Словари иностранных слов объясняют значения заимствованных слов. Исторические словари показывают, как менялось значение и употребление слов с течением времени. Функции словарей многогранны. Они содержат исчерпывающую информацию о словах, сведения о правильном написании и произношении, дают описание происхождения слова, информацию о его морфологических и синтаксических свойствах, стилистической окраске и многое другое. Для того чтобы оперативно найти ответы на вопросы, возникающие как в устной, так и в письменной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует постоянно обращаться к различным словарям. Они являются незаменимыми помощниками в освоении норм литературного языка, помогут избежать нежелательных ошибок, покажут условия употребления того или иного варианта слова. Привычка пользоваться словарями — одна из самых полезных и важных, которую может приобрести человек для своего интеллектуального и речевого развития, поскольку она способствует повышению языковой грамотности, расширению словарного запаса и формированию культуры речи.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!