1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ Разумовская 9 Класс по Русскому Языку Львова Учебник 📕 Капинос — Все Части
Русский язык
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
9 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
Год
2015-2024.
Издательство
Вертикаль.
Описание

Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.

ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 185 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы

Упражнение

Найдите и спишите отрывок из поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», описывающий схватку героя с барсом. Укажите в этом отрывке сравнения. Установите, какими языковыми средствами они выражены. Чем, по-вашему, объясняется обилие сравнительных конструкций в этом отрывке?

Краткий ответ:

Отрывок из поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», описывающий схватку героя с барсом:

И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил…
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
(Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов).
Казалось, что слова людей
Забыл я — и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
(Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык)…

Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз…
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
(Как в битве следует бойцу)!

В данном отрывке присутствуют следующие сравнения, выраженные различными языковыми средствами:

Сравнение «Надежный сук мой, как топор» выражено сравнительным оборотом с союзом «как». Здесь сила и острота сука, используемого Мцыри в бою, уподобляются топору.

Сравнение «Он застонал, как человек» также выражено сравнительным оборотом с союзом «как». Оно подчеркивает человеческие черты в поведении барса, что усиливает драматизм схватки и показывает, насколько серьезным противником был зверь.

Сравнение «Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной» выражено творительным падежом существительного. Кровь, текущая из раны, сравнивается с мощной волной, что передает обилие и стремительность кровотечения.

Сравнение «И мы, сплетясь, как пара змей» выражено сравнительным оборотом с союзом «как». Это сравнение ярко описывает тесное, извивающееся переплетение тел Мцыри и барса в смертельной схватке, уподобляя их змеям.

Сравнение «И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик» выражено сравнительным оборотом с союзом «как». Здесь Мцыри уподобляет себя дикому, свирепому барсу, что подчеркивает его преображение в бою, его дикую силу и ярость.

Сравнение «Я пламенел, визжал, как он» выражено сравнительным оборотом с союзом «как». Мцыри сравнивает свои реакции (пылание, визг) с реакциями барса, что еще раз подчеркивает его единение с природой и звериные инстинкты, пробудившиеся в схватке.

Сравнение «(Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов)» выражено придаточным сравнительным предложением с союзом «как будто». Это сравнение углубляет тему слияния Мцыри с дикой природой, показывая, что он чувствует себя ее частью, как если бы родился среди диких зверей.

Сравнение «(Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык)» также выражено придаточным сравнительным предложением с союзом «как будто». Оно объясняет, почему Мцыри издавал дикий крик, не привычный для человеческого языка, подчеркивая его отчуждение от человеческого мира и близость к природе.

Сравнение «Закрылись тихо вечным сном» выражено творительным падежом существительного. Смерть барса метафорически уподобляется вечному сну, что придает сцене боя трагический и окончательный характер.

Сравнение «(Как в битве следует бойцу)!» выражено придаточным сравнительным предложением с союзом «как». Оно подчеркивает мужество и достоинство Мцыри, который встречает смерть барса так, как подобает настоящему воину.

Обилие сравнительных конструкций в этом отрывке объясняется несколькими причинами. Во-первых, они подчеркивают сходство героя с диким зверем, что является одной из центральных тем поэмы. Мцыри, воспитанный в монастыре, в момент схватки проявляет свои природные, звериные инстинкты, и сравнения помогают читателю ощутить это преображение. Во-вторых, сравнительные конструкции служат характеристикой персонажа, раскрывая его внутренний мир, его силу, ярость и стремление к свободе, которые проявляются в бою. В-третьих, они помогают наглядно представить детали боя, делая описание динамичным, выразительным и живым, позволяя читателю максимально погрузиться в атмосферу схватки. Использование разнообразных средств выражения сравнений (сравнительные обороты, творительный падеж, придаточные предложения) делает язык поэмы богатым и многогранным.

Подробный ответ:

Отрывок из поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», описывающий схватку героя с барсом, является одним из самых напряженных и значимых моментов произведения. Он позволяет читателю глубоко проникнуть во внутренний мир главного героя и увидеть его преображение в условиях дикой природы.

И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил… Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек… Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь: Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье… Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле. И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; (Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов). Казалось, что слова людей Забыл я — и в груди моей Родился тот ужасный крик, (Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык)…

Но враг мой стал изнемогать, Метаться, медленней дышать, Сдавил меня в последний раз… Зрачки его недвижных глаз Блеснули грозно — и потом Закрылись тихо вечным сном; Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, (Как в битве следует бойцу)!

В приведенном отрывке Лермонтов использует множество сравнений, которые не только делают описание схватки невероятно живым и динамичным, но и глубоко раскрывают характер Мцыри, его связь с природой и внутренние переживания. Рассмотрим каждое из них более подробно.

Сравнение «Надежный сук мой, как топор» выражено сравнительным оборотом с союзом «как». Это сравнение подчеркивает не только физическую силу удара Мцыри, но и его решимость, его способность использовать простейшие природные средства с максимальной эффективностью. Сук, обычная ветка, в руках Мцыри становится грозным оружием, подобным острому и тяжелому топору, способному нанести смертельный удар. Это показывает, как герой, оторванный от цивилизации, инстинктивно приспосабливается к диким условиям, проявляя свою природную мощь и находчивость.

Сравнение «Он застонал, как человек» также выражено сравнительным оборотом с союзом «как». Это одно из ключевых сравнений, которое гуманизирует барса, наделяя его человеческими чувствами. Стоны зверя, подобные человеческим, усиливают драматизм схватки, делая ее не просто битвой человека со зверем, а поединком двух равных по силе и отчаянию существ. Это сравнение также намекает на глубокую связь Мцыри с миром природы: он настолько сливается с ним, что даже его противник начинает проявлять «человеческие» черты, отражая внутренний мир самого героя.

Сравнение «Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной» выражено творительным падежом существительного «волной». Здесь кровь, текущая из раны барса, уподобляется мощной, неудержимой волне. Это сравнение передает не только обилие и стремительность кровотечения, но и подчеркивает масштабность и жестокость схватки. Образ волны придает сцене эпический характер, символизируя неумолимость природы и фатальность исхода поединка. Использование творительного падежа делает сравнение более органичным, вплетенным в ткань повествования, создавая ощущение естественности и неизбежности происходящего.

Сравнение «И мы, сплетясь, как пара змей» выражено сравнительным оборотом с союзом «как». Это сравнение ярко и образно описывает тесное, извивающееся переплетение тел Мцыри и барса в смертельной схватке. Образ змей ассоциируется с гибкостью, коварством и смертельной хваткой, что точно передает характер борьбы – это не просто столкновение, а отчаянное, изнуряющее единоборство, где каждый стремится задушить или одолеть другого. Это сравнение подчеркивает первобытную, инстинктивную природу боя, где нет места цивилизованным правилам.

Сравнение «И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик» выражено сравнительным оборотом с союзом «как». Это одно из самых значимых сравнений, показывающее полное преображение Мцыри. В этот момент он не просто борется с барсом, он сам становится подобен ему – дикому, свирепому и необузданному. Слова «пустынный, зол и дик» усиливают это уподобление, подчеркивая его отчужденность от человеческого мира и полное слияние с дикой природой. Это кульминация его освобождения, когда он полностью принимает свою истинную, природную сущность, подавленную годами заточения.

Сравнение «Я пламенел, визжал, как он» выражено сравнительным оборотом с союзом «как». Здесь Мцыри сравнивает свои собственные физиологические и эмоциональные реакции (пылание от напряжения и визг от ярости или боли) с реакциями барса. Это сравнение еще раз подчеркивает его полное единение с диким животным, его погружение в первобытный инстинкт. Он не просто подражает зверю, он *чувствует* и *реагирует* так же, как он, что свидетельствует о глубоком пробуждении его природных инстинктов, которые были подавлены в монастыре.

Сравнение «(Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов)» выражено придаточным сравнительным предложением с союзом «как будто». Это сравнение выходит за рамки простого описания действий и углубляется в психологию героя. Мцыри чувствует себя настолько частью дикой природы, что ему кажется, будто он родился среди этих хищников. Оно отражает его глубинное стремление к свободе, к жизни в гармонии с диким миром, а также его чуждость миру людей, который его пленил. Это сравнение является центральным для понимания трагедии Мцыри, его нереализованного потенциала и стремления к истинной родине.

Сравнение «(Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык)…» также выражено придаточным сравнительным предложением с союзом «как будто». Оно объясняет происхождение того «ужасного крика», который издал Мцыри в бою. Этот крик был нечеловеческим, первобытным, потому что его «язык» (в широком смысле – его сущность, его способ выражения) с детства был чужд цивилизованным звукам, привыкшим к миру природы. Это сравнение подчеркивает его отчуждение от человеческого общества и его глубокую, инстинктивную связь с дикой, немой природой, где звуки выражают чистые эмоции и инстинкты.

Сравнение «Закрылись тихо вечным сном» выражено творительным падежом существительного «сном». Это сравнение является эвфемизмом смерти, придавая ей поэтическое и даже умиротворяющее звучание. Несмотря на жестокость схватки, смерть барса описывается как переход в «вечный сон», что может указывать на определенное уважение Мцыри к своему поверженному противнику, который был достойным соперником и частью того мира, к которому сам герой так стремился. Это также подчеркивает окончательность и необратимость исхода боя.

Сравнение «(Как в битве следует бойцу)!» выражено придаточным сравнительным предложением с союзом «как». Это сравнение возвышает Мцыри, показывая, что он, несмотря на свою юность и отсутствие боевого опыта, встретил смерть барса с мужеством и достоинством, присущими настоящему воину. Оно подчеркивает его внутреннюю силу, его готовность к борьбе и его героический дух, который проявился в полной мере в этом решающем поединке. Это сравнение придает всей сцене боя героический пафос и подчеркивает благородство Мцыри.

Обилие сравнительных конструкций в этом отрывке объясняется несколькими важными причинами, которые делают его столь выразительным и глубоким. Во-первых, они подчеркивают глубинное сходство героя с диким зверем. Мцыри, воспитанный в монастыре, в момент схватки с барсом полностью раскрывает свою природную, дикую сущность. Сравнения позволяют читателю увидеть, как он становится частью этого первобытного мира, как его инстинкты пробуждаются, и он действует не как человек, а как хищник. Это ключевая идея поэмы – человек, оторванный от своей природной среды, стремится к ней, и в дикой природе находит свое истинное «я».

Во-вторых, сравнительные конструкции служат мощной характеристикой персонажа. Через эти образы Лермонтов раскрывает внутренний мир Мцыри: его отчаянную жажду свободы, его невероятную силу духа, его ярость и бесстрашие. Мы видим, как мальчик-монах превращается в грозного воина, способного на равных сражаться с могучим хищником. Эти сравнения показывают, что Мцыри не просто борется за свою жизнь, он борется за свою идентичность, за право быть свободным и диким, как природа, к которой он так стремится.

В-третьих, сравнения помогают наглядно представить детали боя, делая его описание невероятно динамичным, реалистичным и эмоционально насыщенным. Они позволяют читателю не просто представить, а почти *почувствовать* каждый удар, каждый стон, каждое движение. Благодаря этим образам, схватка Мцыри с барсом становится одной из самых ярких и запоминающихся сцен в русской литературе, она буквально оживает перед глазами. Использование разнообразных языковых средств для выражения сравнений – от простых сравнительных оборотов до сложных придаточных предложений и творительного падежа – свидетельствует о виртуозном владении Лермонтовым русским языком и его стремлении к максимальной выразительности. Это создает многослойность и глубину текста, позволяя читателю не только следить за сюжетом, но и проникать в психологию героя, ощущать его эмоции и переживания. Таким образом, обилие сравнений в этом отрывке не случайно, оно является неотъемлемой частью художественного замысла Лермонтова, служащим для раскрытия основных тем и идей поэмы.



Общая оценка
4.3 / 5
Комментарии
  • 🙂
  • 😁
  • 🤣
  • 🙃
  • 😊
  • 😍
  • 😐
  • 😡
  • 😎
  • 🙁
  • 😩
  • 😱
  • 😢
  • 💩
  • 💣
  • 💯
  • 👍
  • 👎
В ответ юзеру:
Редактирование комментария

Оставь свой отзыв 💬

Комментариев пока нет, будьте первым!

Другие предметы

Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.

Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.

Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.

Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!