
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 176 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
ЧИТАЕМ И АНАЛИЗИРУЕМ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст и законспектируйте его. Добавьте в свою запись примеры сложноподчинённых предложений с придаточным времени, выражающих значения одновременности и последовательности.
В сложноподчинённых предложениях с придаточными времени действия, о которых говорится в главной и придаточной частях, могут происходить или одновременно, или последовательно.
- Одновременность действий выражается предложениями с союзами когда, пока, покуда, покамест, как, в то время как.
- Последовательность действий в предложениях выражается с помощью союзов:
- когда, едва, как только, как, после того как, с тех пор как, только что, только лишь, лишь только, только, чуть, лишь;
- пока, покамест, покуда, прежде чем, прежде нежели, раньше чем, перед тем как и др. Они могут быть синонимичными и употребляться один вместо другого. По мнению известного лингвиста Василия Даниловича Бондалетова, рассматривая союзы в стилистическом аспекте, надо отметить, что простые временные союзы когда, пока, едва, как, только, лишь, как правило, стилистически нейтральны. К союзам с оттенком разговорности относятся покуда и чуть. Все составные союзы (типа в то время как, прежде чем, перед тем как и подобные) имеют оттенок книжности, а союзы покамест, как скоро, прежде нежели являются устаревшими. Союз как может придавать речи в одних случаях архаический, а в других — просторечный оттенок.
Подготовьте устный пересказ текста, опираясь на сделанный вами конспект.
Выпишите из текста все сложные слова. Разберите их по составу, определите способ образования.
Объясните лексические значения выделенных жирным шрифтом слов в третьем абзаце, проверьте себя по толковому словарику учебника. Можно ли просторечные слова назвать арго, арготизмы? Обоснуйте свою точку зрения.
В сложноподчинённых предложениях с придаточными времени, которые являются одним из важнейших типов сложных предложений в русском языке, действия, описываемые в главной и придаточной частях, могут развиваться по двум основным сценариям: они могут происходить одновременно или последовательно. Понимание этой динамики помогает точно передавать временные отношения между событиями.
Когда речь идёт об одновременности действий, это означает, что события в обеих частях предложения происходят в один и тот же момент или в течение одного и того же временного отрезка. Для выражения такой связи используются определённые временные союзы. К ним относятся такие простые союзы, как когда, например, «Солнце уже садилось, когда я наконец выбрался из леса» — здесь процесс захода солнца и действие по выходу из леса происходят параллельно. Также используются союзы пока и покуда, которые часто подчёркивают длительность одновременных действий, например, «Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов» — переход и выстрелы происходили в один и тот же период времени. Союз покамест является более устаревшим синонимом «пока». Союз как также может указывать на одновременность, особенно в значении «в то время как», например, «Как он читал, в комнате стояла полная тишина». Кроме того, существует составной союз в то время как, который явно указывает на совпадение временных рамок, например, «В то время как одни отдыхали, другие продолжали работать». Эти союзы помогают слушателю или читателю представить, что описываемые события развиваются параллельно, создавая картину единого временного потока.
Последовательность действий, в свою очередь, подразумевает, что одно событие происходит за другим, то есть они следуют друг за другом во времени. Для выражения этой последовательности используется более широкий круг союзов. Некоторые из них, как и в случае с одновременностью, могут быть простыми: когда (например, «Когда прозвенел звонок, ученики вышли из класса» – сначала звонок, потом выход), едва (подчёркивает немедленность последующего действия: «Едва он вошёл, как все замолчали»), как (в значении «после того как»: «Как только он приехал, мы сразу отправились в путь»). Особо выделяются союзы, указывающие на быструю или немедленную последовательность: как только, только что, только лишь, лишь только, только, чуть. Например, «Как только я начинал говорить, она выходила из комнаты» — здесь подчёркивается немедленная реакция. Другие союзы более явно указывают на предшествование или следование: после того как («После того как дождь закончился, выглянуло солнце»), с тех пор как (указывает на начало действия, продолжающегося до настоящего момента: «С тех пор как он уехал, я ни разу его не видел»). Кроме того, есть союзы, указывающие на предшествование одного действия другому: пока, покамест, покуда (в значении «до тех пор пока не»: «Часа три мы шли без отдыха, пока не послышался шум воды» – шли, пока не послышался шум), а также прежде чем, прежде нежели, раньше чем, перед тем как. Например, «Прежде чем принять решение, он долго размышлял». Важно отметить, что многие из этих союзов могут быть синонимичными и взаимозаменяемыми в определённых контекстах, что даёт автору гибкость в выборе наиболее подходящего средства для выражения временных отношений. Например, «Как только» и «Едва» часто могут быть использованы для обозначения почти мгновенной последовательности.
Стилистический аспект употребления временных союзов, как отмечает известный лингвист Василий Данилович Бондалетов, имеет большое значение для точности и выразительности речи. Простые временные союзы, такие как когда, пока, едва, как, только, лишь, в большинстве случаев являются стилистически нейтральными. Это означает, что они уместны в любом стиле речи – от научного до разговорного, не привлекая к себе особого внимания и не создавая специфических оттенков. Однако некоторые союзы имеют определённую стилистическую окраску. Например, союзы покуда и чуть часто несут оттенок разговорности. Их использование характерно для непринуждённого общения, повседневной речи, и они могут звучать несколько фамильярно или простовато в официальных или высокопарных текстах. Все составные союзы, такие как в то время как, прежде чем, перед тем как, а также другие подобные конструкции, как правило, имеют оттенок книжности. Они чаще встречаются в письменной речи, в научных трудах, публицистике, официальных документах, придавая тексту более формальный, строгий или возвышенный характер. Некоторые союзы и вовсе являются устаревшими, то есть вышли из активного употребления в современном русском языке. К ним относятся покамест, как скоро, прежде нежели. Использование таких союзов в современной речи может создавать эффект архаичности или быть непонятным для широкой аудитории. Особый случай представляет союз как, который может придавать речи в одних случаях архаический оттенок (например, в значении «когда» в старинных текстах: «Как встарь, так и ныне»), а в других — просторечный оттенок (например, в значении «словно» или «будто» в разговорной речи: «Он сделал это, как будто нехотя»).
Теперь рассмотрим морфемный состав и способ образования некоторых сложных слов из текста. Слово сложноподчинённых является прилагательным, образованным от словосочетания «сложно подчинить». Его образование происходит путём сложения основ «сложн-» (от «сложный») и «подчин-» (от «подчинять») с последующей суффиксацией (-ённ-) и окончанием (-ых). Это типичный способ образования сложных прилагательных в русском языке, когда две основы объединяются для создания нового значения. Наречие одновременно образовано от прилагательного «одновременный». Способ образования здесь суффиксальный: к основе прилагательного «одновременн-» присоединяется суффикс «-о», характерный для образования наречий от качественных прилагательных. Существительное одновременность также образовано от прилагательного «одновременный». Способ образования также суффиксальный: к основе прилагательного «одновременн-» присоединяется суффикс «-ость», который служит для образования абстрактных существительных, обозначающих качество или состояние. Прилагательное просторечный образовано от словосочетания «простая речь». Это пример сложения основ «прост-» (от «простой») и «реч-» (от «речь») с последующей суффиксацией (-н-) и окончанием (-ый). Здесь происходит объединение двух корней для создания нового прилагательного, характеризующего принадлежность к просторечию.
Обратимся к лексическим значениям выделенных слов архаический и просторечный, а также к вопросу о просторечиях и арго. Слово архаический имеет несколько значений. Во-первых, оно может означать «представляющий собой пережиток прошлого, свойственный старине». Это относится к явлениям, предметам, обычаям, которые сохранились с давних времён и кажутся устаревшими в современном контексте. Например, архаические обряды или архаические формы правления. Во-вторых, в лингвистике архаический означает «относящийся к архаизмам», то есть к устаревшим словам, оборотам речи или грамматическим формам, которые вышли из активного употребления в современном языке и воспринимаются как устаревшие. Примерами архаических слов могут быть «ведать» (знать), «очи» (глаза), «выю» (шею).
Слово просторечный относится к просторечию — это слова, грамматические формы, выражения, которые не являются нормой литературного языка, то есть не соответствуют его строгим правилам и рекомендациям, но при этом активно используются в обиходной речи, особенно в неформальной обстановке, среди людей с невысоким уровнем образования или в определённых социальных группах. Просторечные слова часто имеют сниженную стилистическую окраску, могут быть грубоватыми или экспрессивными. Примерами просторечных слов являются «тама» (там), «ихний» (их), «ложить» (класть).
Важно провести чёткое различие между просторечными словами и арго (или арготизмами). Просторечные слова, хоть и не являются нормой литературного языка, тем не менее, являются частью общенародного языка и понятны большинству носителей. Они не создаются с целью сокрытия информации или обозначения принадлежности к узкой группе. Их использование часто обусловлено привычкой, уровнем образования или стремлением к неформальности. В отличие от этого, арго — это условный язык какой-либо небольшой социальной группы, который используется для общения внутри этой группы и часто служит цели сокрытия смысла от посторонних. Арго отличается от общенародного языка преимущественно лексикой (специфическими словами и выражениями), но при этом не обладает собственной фонетической и грамматической системой. То есть, арго использует ту же грамматику и фонетику, что и основной язык, но заменяет обычные слова на свои, условные. Например, воровское арго, арго музыкантов, арго программистов. Синонимом слова арго часто выступает жаргон, хотя иногда жаргон понимается шире, как профессиональная или групповая лексика без обязательной функции сокрытия. Таким образом, просторечные слова нельзя назвать арго или арготизмами. Просторечие — это скорее стилистический пласт общенационального языка, а арго — это специфический, часто закрытый, лексический код определённых социальных групп. Просторечие доступно и понятно многим, арго же требует специального знания и используется для разграничения «своих» и «чужих».
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!