
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 148 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
Составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным, употребляя в главной части глаголы волноваться, видеть, замечать, стремиться, предполагать, жалеть. Для связи придаточных и главных частей сложного предложения используйте разные союзы и союзные слова. Постройте горизонтальные схемы придуманных вами предложений.
Иван волновался, что опоздает на урок.
В данном сложноподчинённом предложении главной частью является «Иван волновался». От неё задаётся вопрос о чём? к придаточной изъяснительной части «что опоздает на урок». Связь осуществляется с помощью союза что. Схематически это обозначается как [главная часть] с вопросом о чём? над стрелкой, ведущей к (придаточная часть, что...).
Свидетель видел, куда повернула машина нарушителя.
Здесь главной частью выступает «Свидетель видел». От неё можно задать вопрос что? к придаточной изъяснительной части «куда повернула машина нарушителя». Соединение частей происходит посредством союзного слова куда. Схема отражает это как [главная часть] с вопросом что? над стрелкой, указывающей на (придаточная часть, куда...).
Я заметил, как быстро летит время.
В этом предложении главная часть — «Я заметил». От неё задаётся вопрос что? к придаточной изъяснительной части «как быстро летит время». Части связаны союзным словом как. На схеме это выглядит как [главная часть] с вопросом что? над стрелкой, направленной к (придаточная часть, как...).
Мы стремимся к тому, чтобы стать лучше.
Главной частью является «Мы стремимся к тому». От неё задаётся вопрос к чему? к придаточной изъяснительной части «чтобы стать лучше». Связь между частями осуществляется с помощью союза чтобы. Схематическое изображение показывает [главная часть] с вопросом к чему? над стрелкой, ведущей к (придаточная часть, чтобы...).
Директор школы предположил, сколько будет медалистов в этом году.
В этом предложении главная часть — «Директор школы предположил». От неё задаётся вопрос что? к придаточной изъяснительной части «сколько будет медалистов в этом году». Части соединены союзным словом сколько. Схема показывает [главная часть] с вопросом что? над стрелкой, указывающей на (придаточная часть, сколько...).
Я жалею, что так поступила.
Здесь главной частью является «Я жалею». От неё задаётся вопрос о чём? к придаточной изъяснительной части «что так поступила». Соединение частей происходит посредством союза что. Схематически это обозначается как [главная часть] с вопросом о чём? над стрелкой, ведущей к (придаточная часть, что...).
Предложение: Иван волновался, что опоздает на урок.
Это сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть «что опоздает на урок» является изъяснительной. Главная часть здесь — «Иван волновался». Глагол «волновался» в главной части выражает чувство, эмоциональное состояние. Именно от этого глагола мы задаём вопрос к придаточной части: волновался (о чём?) «что опоздает на урок». Придаточная часть, отвечая на падежный вопрос (в данном случае, вопрос предложного падежа с предлогом «о»), раскрывает содержание, объект волнения Ивана. Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью подчинительного союза что. Этот союз служит только для связи частей и не является членом предложения в придаточной части. Таким образом, придаточная часть дополняет и поясняет смысл глагола «волновался» в главной части. Горизонтальная схема этого предложения будет выглядеть следующим образом: [Иван волновался], от глагола «волновался» стрелка с вопросом о чём? ведёт к (что опоздает на урок).
Предложение: Свидетель видел, куда повернула машина нарушителя.
В этом сложноподчинённом предложении главной частью является «Свидетель видел». Глагол «видел» в главной части обозначает восприятие. От него мы задаём вопрос к придаточной части: видел (что?) «куда повернула машина нарушителя». Придаточная часть «куда повернула машина нарушителя» является изъяснительной, так как она поясняет содержание того, что видел свидетель, отвечая на вопрос винительного падежа. Связь между частями осуществляется посредством союзного слова куда. В отличие от союза, союзное слово не только связывает части предложения, но и является членом придаточной части (в данном случае, обстоятельством места). Оно несёт как связующую, так и смысловую нагрузку. Схематически это предложение изображается так: [Свидетель видел], от глагола «видел» стрелка с вопросом что? направлена к (куда повернула машина нарушителя).
Предложение: Я заметил, как быстро летит время.
Данное предложение также является сложноподчинённым с придаточным изъяснительным. Главная часть — «Я заметил». Глагол «заметил» относится к глаголам восприятия или мыслительной деятельности. От него мы задаём вопрос к придаточной части: заметил (что?) «как быстро летит время». Придаточная часть «как быстро летит время» раскрывает содержание того, что было замечено, отвечая на падежный вопрос. Для связи главной и придаточной частей используется союзное слово как. Это союзное слово является членом придаточной части (обстоятельством образа действия) и одновременно выполняет функцию связи. Оно не только присоединяет придаточную часть, но и вносит в неё дополнительный смысл. Схема предложения: [Я заметил], от глагола «заметил» стрелка с вопросом что? указывает на (как быстро летит время).
Предложение: Мы стремимся к тому, чтобы стать лучше.
Это сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Главная часть здесь — «Мы стремимся к тому». Обратите внимание на указательное слово «тому» в главной части; оно является местоимением, которое нуждается в пояснении. Именно это указательное слово, а не сам глагол, является тем элементом, от которого мы задаём вопрос к придаточной части: стремимся к тому (к чему?) «чтобы стать лучше». Придаточная часть «чтобы стать лучше» уточняет, к чему именно направлены стремления, раскрывая содержание указательного слова «тому». Связь осуществляется с помощью подчинительного союза чтобы. Этот союз выражает цель или желаемое действие и служит исключительно для присоединения придаточной части, не являясь её членом. Схематически это выглядит так: [Мы стремимся к тому], от указательного слова «тому» стрелка с вопросом к чему? ведёт к (чтобы стать лучше).
Предложение: Директор школы предположил, сколько будет медалистов в этом году.
Это сложноподчинённое предложение, где придаточная часть «сколько будет медалистов в этом году» является изъяснительной. Главная часть — «Директор школы предположил». Глагол «предположил» в главной части обозначает мыслительную деятельность, предположение. От этого глагола мы задаём вопрос к придаточной части: предположил (что?) «сколько будет медалистов в этом году». Придаточная часть раскрывает содержание предположения, отвечая на падежный вопрос. Связь между частями осуществляется с помощью союзного слова сколько. Союзное слово «сколько» не только связывает части, но и является членом придаточной части (в данном случае, подлежащим или частью сказуемого, если рассматривать «сколько будет» как цельное выражение). Оно вносит в придаточную часть вопросительный или неопределенный смысл. Схема предложения: [Директор школы предположил], от глагола «предположил» стрелка с вопросом что? направлена к (сколько будет медалистов в этом году).
Предложение: Я жалею, что так поступила.
В данном сложноподчинённом предложении главной частью является «Я жалею». Глагол «жалею» в главной части выражает чувство, сожаление. От этого глагола мы задаём вопрос к придаточной части: жалею (о чём?) «что так поступила». Придаточная часть «что так поступила» является изъяснительной, так как она поясняет причину или объект сожаления, отвечая на падежный вопрос (предложный падеж с предлогом «о»). Для связи главной и придаточной частей используется подчинительный союз что. Этот союз служит исключительно для соединения частей и не является членом предложения в придаточной части. Он указывает на то, что придаточная часть раскрывает содержание глагола в главной части. Горизонтальная схема этого предложения: [Я жалею], от глагола «жалею» стрелка с вопросом о чём? ведёт к (что так поступила).
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!