
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 140 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- 1. Объясните, какие ошибки допущены в данных примерах. Спишите предложения, внося необходимую правку. Сделайте вывод.
1) В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекает вдоль луга. 2) Которые коровы уже подоены, ложатся спокойно спать. 3) Коровы ждут своих доярок, которые пасутся на лугу. 4) Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была
сильно поношена и забрызгана грязью. 5) Наступило странное время.
Которое можно было бы назвать ещё и незабываемым. 6) Ученик, об котором говорит весь класс, сидит за последней партой. 7) Мы остановились у здания позади, которого были высажены деревья.
- 2. Установите, какой частью речи является каждое выделенное слово. Обоснуйте свой ответ.
В полдень на берегу реки, протекающей вдоль луга, можно наблюдать интересную картину. Ошибка заключалась в нелогичной связи между существительным «картина» и глаголом «протекает» в придаточном предложении. Картина не может протекать. Коррекция достигается заменой придаточного предложения причастным оборотом, который относится к слову «реки», что восстанавливает смысловую и грамматическую правильность.
Коровы, которые уже подоены, ложатся спокойно спать. В исходном варианте относительное местоимение «которые» ошибочно использовалось в начале главного предложения. Относительные местоимения служат для связи придаточного предложения с главным, а не для начала самостоятельного предложения. Исправление превращает конструкцию в сложноподчиненное предложение с определительным придаточным.
Коровы, которые пасутся на лугу, ждут своих доярок. Здесь была допущена смысловая ошибка: «которые» относилось к «дояркам», но глагол «пасутся» относится к животным, а не к людям. Перемещение придаточного предложения так, чтобы оно относилось к «коровам», устраняет это несоответствие.
Сняв шапку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью, гость протянул хозяину руку. Ошибка заключалась в неправильном расположении определительного придаточного предложения, что приводило к двусмысленности. Описание «поношена и забрызгана грязью» логически относится к шапке, а не к руке. Перемещение придаточного предложения к определяемому слову «шапку» делает смысл ясным.
Наступило странное время, которое можно было бы назвать ещё и незабываемым. Неверное использование относительного местоимения «которое» для начала нового самостоятельного предложения. Относительные местоимения не могут начинать главное предложение. Объединение двух предложений в одно сложноподчиненное, где «которое» корректно связывает придаточное с главным, исправляет эту грамматическую ошибку.
Ученик, о котором говорит весь класс, сидит за последней партой. Ошибка заключалась в неправильном употреблении предлога «об» с местоимением «котором». Правильным вариантом в данном контексте является предлог «о».
Мы остановились у здания, позади которого были высажены деревья. В этом предложении была ошибка в пунктуации и конструкции. Запятая после «позади» была лишней, а сочетание «позади которого» должно восприниматься как единый предложный оборот, указывающий на место. Устранение лишней запятой и формирование правильной конструкции исправляет предложение.
Основными ошибками в данных примерах являются синтаксические и смысловые нарушения, связанные преимущественно с некорректным использованием и расположением определительных придаточных предложений и относительных местоимений. Часто встречаются случаи, когда придаточное предложение относится не к тому слову, к которому должно по смыслу, или же относительное местоимение используется для начала самостоятельного предложения, что грамматически неверно. Также присутствуют ошибки в употреблении предлогов и пунктуации. Вывод: для построения грамматически правильных и логически связных предложений необходимо тщательно следить за согласованием частей речи, правильным расположением придаточных конструкций и корректным выбором союзных слов и предлогов.
Теперь рассмотрим части речи выделенных слов.
Вдоль: Это производный предлог, так как он связывает существительное «луга» с глаголом «протекает», указывая на направление действия, и образован от наречия. Отвечает на вопрос вдоль чего?.
Подоены: Это краткое страдательное причастие. Слово образовано от глагола «подоить», обозначает признак предмета (коров) по действию, которое над ними совершено, и отвечает на вопрос каковы?. В предложении выступает в роли сказуемого.
Своих: Это притяжательное местоимение. Оно указывает на принадлежность предмета (доярок) субъекту действия (коровам), отвечая на вопрос чьих?.
Сняв: Это деепричастие. Слово образовано от глагола «снять», обозначает добавочное действие к основному действию глагола-сказуемого «протянул» и отвечает на вопрос что сделав?.
Забрызгана: Это краткое страдательное причастие. Слово образовано от глагола «забрызгать», обозначает признак предмета (шапки) по действию, которое над ним совершено, и отвечает на вопрос какова?. В предложении является частью составного именного сказуемого.
Странное: Это имя прилагательное. Оно обозначает признак предмета (времени), отвечает на вопрос какое? и согласуется с существительным в роде, числе и падеже.
Бы: Это формообразующая частица. Она служит для образования условного наклонения глагола, как в конструкции «можно было бы назвать», указывая на возможность или условие.
Рассмотрим каждое предложение по очереди, выявляя допущенные ошибки, объясняя их суть и предлагая корректный вариант, а затем сделаем общий вывод о правилах построения подобных конструкций.
В первом примере: «В полдень на берегу реки, которая протекает вдоль луга, можно наблюдать интересную картину.» Здесь кроется смысловая и синтаксическая ошибка, связанная с неправильным соотнесением придаточного определительного предложения. Придаточное «которая протекает вдоль луга» по своей структуре и расположению должно относиться к ближайшему существительному, которое оно определяет. В данном случае это «картину». Однако картина не может «протекать вдоль луга». Логически «протекает» относится к «реке». Таким образом, происходит семантический диссонанс – действие, выраженное в придаточном предложении, не соответствует определяемому слову. Для исправления этой ошибки необходимо либо перестроить предложение таким образом, чтобы придаточное относилось к «реке», либо заменить его более подходящей конструкцией. Корректный вариант: «В полдень на берегу реки, протекающей вдоль луга, можно наблюдать интересную картину.» В этом исправленном варианте мы заменили придаточное предложение причастным оборотом «протекающей вдоль луга», который однозначно относится к «реке», устраняя всякую двусмысленность и восстанавливая логическую связь.
Во втором примере: «Которые коровы уже подоены, ложатся спокойно спать.» Ошибка здесь заключается в неправильном использовании относительного местоимения «которые». Относительные местоимения, такие как «который», «какой», «чей», «кто», «что», служат для присоединения придаточных предложений к главному, а не для начала главного предложения. В данном случае «которые» ошибочно стоит в начале предложения, как будто это самостоятельное предложение, что является грубой грамматической ошибкой. Корректный вариант: «Коровы, которые уже подоены, ложатся спокойно спать.» Здесь «которые уже подоены» является определительным придаточным предложением, которое поясняет, какие именно коровы ложатся спать. Оно отделяется запятыми, как и положено придаточному предложению, стоящему внутри главного.
В третьем примере: «Коровы ждут своих доярок, которые пасутся на лугу.» Здесь мы сталкиваемся с ошибкой в логическом соотнесении придаточного предложения и его главного члена. Придаточное «которые пасутся на лугу» по своему расположению относится к слову «доярок». Однако «доярки» (люди) не «пасутся» (это действие характерно для животных, в данном случае, коров). Это создает абсурдную ситуацию. Очевидно, что «пасутся на лугу» должны коровы. Корректный вариант: «Коровы, которые пасутся на лугу, ждут своих доярок.» Переместив придаточное предложение таким образом, чтобы оно непосредственно следовало за словом «коровы» и поясняло его, мы восстанавливаем логику и грамматическую правильность.
В четвертом примере: «Сняв шапку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью, гость протянул хозяину руку.» В этом предложении ошибка заключается в потенциальной двусмысленности или неоднозначности определения. Хотя придаточное «которая была сильно поношена и забрызгана грязью» грамматически относится к «шапку» (так как «которая» стоит сразу после неё), из-за длинного деепричастного оборота «Сняв шапку» и последующего действия с «рукой», у читателя может возникнуть ложное впечатление, что описание относится к «руке». Рука, конечно, может быть забрызгана грязью, но «поношена» – это характеристика одежды или обуви. Эта конструкция создает синтаксическую неловкость, даже если формально и не является грубой ошибкой. Корректный вариант: «Сняв сильно поношенную и забрызганную грязью шапку, гость протянул хозяину руку.» В этом случае мы преобразовали придаточное предложение в причастный оборот, который стоит непосредственно перед определяемым словом «шапку», полностью исключая любую двусмысленность и делая предложение более лаконичным и точным.
В пятом примере: «Наступило странное время. Которое можно было бы назвать ещё и незабываемым.» Здесь ошибка заключается в неправильном пунктуационном оформлении и отделении придаточного предложения от главного. Относительное местоимение «Которое» не может начинать самостоятельное предложение, отделенное точкой от предыдущего. Оно должно служить для связи придаточного предложения с главным. Корректный вариант: «Наступило странное время, которое можно было бы назвать ещё и незабываемым.» Объединив два предложения в одно сложноподчиненное и поставив запятую перед «которое», мы создаем грамматически верную конструкцию, где придаточное определительное предложение «которое можно было бы назвать ещё и незабываемым» поясняет слово «время».
В шестом примере: «Ученик, об котором говорит весь класс, сидит за последней партой.» Ошибка здесь связана с неправильным выбором предлога при относительном местоимении. В русском языке с местоимением «который» в предложном падеже используется предлог «о» (или «об» перед гласными и некоторыми сочетаниями согласных, но не перед «к»). Стандартной и правильной формой является «о котором». Использование «об котором» является грамматической ошибкой. Корректный вариант: «Ученик, о котором говорит весь класс, сидит за последней партой.» Замена предлога «об» на «о» делает конструкцию правильной и соответствующей нормам русского языка.
В седьмом примере: «Мы остановились у здания позади, которого были высажены деревья.» Ошибка в этом предложении заключается в лишней запятой и неправильном оформлении предложного оборота. Сочетание «позади которого» является единым целым, выполняющим функцию обстоятельства места в придаточном предложении. Запятая не должна разделять предлог «позади» от относительного местоимения «которого». Придаточное предложение «позади которого были высажены деревья» целиком отделяется запятой от главного предложения, но внутри себя не должно иметь лишних знаков препинания. Корректный вариант: «Мы остановились у здания, позади которого были высажены деревья.» Удалив запятую между «позади» и «которого», мы формируем правильную структуру придаточного предложения, где «позади которого» выступает как единое союзное словосочетание.
Общий вывод по проанализированным примерам заключается в том, что большинство допущенных ошибок связано с неправильным использованием и расположением определительных придаточных предложений в составе сложноподчиненных предложений. Эти ошибки можно классифицировать по нескольким типам:
- Неверное соотнесение придаточного предложения с определяемым словом (как в примерах 1 и 3), что приводит к смысловым нелепицам или абсурдности. Это происходит, когда придаточное предложение грамматически привязано к одному слову, но по смыслу должно относиться к другому, часто расположенному дальше в предложении.
- Грамматические ошибки в оформлении придаточных предложений, такие как использование относительного местоимения для начала нового, самостоятельного предложения (пример 5) или неправильное употребление предлогов с относительными местоимениями (пример 6).
- Пунктуационные ошибки, включая лишние запятые внутри придаточных конструкций (пример 7), или их отсутствие там, где они необходимы для отделения придаточного от главного.
- Синтаксическая двусмысленность или неловкость (пример 4), когда формально предложение может быть правильным, но его структура допускает неправильное толкование из-за неудачного расположения частей.
Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо всегда помнить, что определительные придаточные предложения должны быть расположены максимально близко к тому слову, которое они определяют, и логически соответствовать ему по смыслу. Союзные слова (относительные местоимения и наречия) должны правильно связывать придаточное с главным, а пунктуация должна четко обозначать границы придаточных частей.
Теперь перейдем к определению частей речи выделенных слов, обосновывая каждый выбор.
Вдоль: Это слово является производным предлогом. Оно образовано от наречия «вдоль» и в данном контексте служит для выражения пространственных отношений, указывая направление движения или расположения относительно чего-либо. Предлог «вдоль» связывает существительное «луга» с глаголом «протекает», отвечая на вопрос «протекает вдоль чего?» – вдоль луга. Предлоги не изменяются, не являются членами предложения, но входят в состав падежных форм существительных или местоимений.
Подоены: Это краткое страдательное причастие множественного числа. Слово образовано от глагола совершенного вида «подоить» и обозначает признак предмета (коров) по действию, которое над ними совершено кем-то извне. Краткие причастия отвечают на вопросы «каков? какова? каково? каковы?» (в данном случае «каковы?»). Они изменяются по числам и родам (в единственном числе), но не по падежам. В предложении краткие причастия чаще всего выступают в роли сказуемого или части составного именного сказуемого.
Своих: Это притяжательное местоимение. Оно указывает на принадлежность предмета (доярок) кому-либо или чему-либо, отвечая на вопрос «чьих?». Притяжательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным, к которому относятся. В данном случае «своих» стоит в родительном падеже множественного числа, согласуясь с «доярок».
Сняв: Это деепричастие. Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым. Оно отвечает на вопросы «что делая?» или «что сделав?» (в данном случае «что сделав?»). Деепричастия не изменяются и в предложении обычно выступают в роли обстоятельства, образуя деепричастный оборот.
Забрызгана: Это краткое страдательное причастие женского рода единственного числа. Образовано от глагола совершенного вида «забрызгать», обозначает признак предмета (шапки) по действию, которое над ней совершено. Отвечает на вопрос «какова?». Как и «подоены», является частью составного именного сказуемого в предложении.
Бы: Это формообразующая частица. Частицы – это служебные части речи, которые вносят различные смысловые или эмоциональные оттенки в предложение или служат для образования форм слов. Частица «бы» (или «б») используется для образования условного (сослагательного) наклонения глаголов («можно было бы назвать»), выражая желательность, возможность, условие или предположение. Она всегда пишется отдельно от глагола и не изменяется.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!