
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 125 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
Из теоретической части данного параграфа выпишите примеры. Составьте вертикальную графическую схему каждого сложноподчинённого предложения.
В представленных примерах демонстрируется построение вертикальных графических схем для сложноподчинённых предложений. Каждая схема отражает связь между главной и придаточной частями предложения, а также указывает на союзное слово или союз, который их соединяет.
Первый пример: «И Таня видит дом пустой, ²где жил недавно наш герой. (А. Пушкин)». Здесь главная часть предложения — «И Таня видит дом пустой», которая обозначена на схеме прямоугольником с цифрой ¹. Придаточная часть — «где жил недавно наш герой», она обозначена овалом с цифрой ² и союзным словом «где». Стрелка, идущая от прямоугольника к овалу, показывает, что придаточная часть зависит от главной.
Второй пример: «¹Детство – это путешествие, ²которое никому не удалось совершить дважды. (В. Санин)». В этом случае главная часть — «Детство – это путешествие», представленная на схеме прямоугольником с ¹. Придаточная часть — «которое никому не удалось совершить дважды», изображена овалом с ² и союзным словом «которое». Как и в первом примере, стрелка указывает на подчинительную связь придаточной части к главной.
Третий пример: «¹Мне нравятся люди, ²которым небезразлична жизнь страны.». Здесь главная часть — «Мне нравятся люди», обозначена прямоугольником с ¹. Придаточная часть — «которым небезразлична жизнь страны», показана овалом с ² и союзным словом «которым». Стрелка подтверждает зависимость придаточной части от главной.
Во всех случаях прямоугольник символизирует главную часть сложноподчинённого предложения, а овал — придаточную часть. Стрелка указывает на направление подчинения (от главной к придаточной), а слово внутри овала является союзным словом или союзом, связывающим части предложения. Это наглядно демонстрирует структуру сложноподчинённых предложений.
Представленные примеры наглядно иллюстрируют принципы построения вертикальных графических схем для сложноподчинённых предложений, что является фундаментальным навыком для понимания синтаксической структуры русского языка. Каждая такая схема позволяет визуализировать взаимосвязь между главной и придаточной частями предложения, а также чётко определить роль союзного слова или союза, который выступает в качестве связующего звена.
Рассмотрим первый пример: «И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А. Пушкин)». В этом сложноподчинённом предложении мы можем выделить две грамматические основы, что указывает на его сложность. Главной частью предложения является «И Таня видит дом пустой». Эта часть содержит законченную мысль и может существовать самостоятельно, не требуя дополнительных пояснений. От неё мы можем задать вопрос: «Таня видит дом пустой какой?», или «Таня видит дом пустой где?». Ответ на этот вопрос содержится во второй части предложения — «где жил недавно наш герой». Эта часть является придаточной, поскольку она не может существовать без главной, её смысл раскрывается только в контексте главной части. Придаточная часть присоединяется к главной при помощи союзного слова «где». Союзное слово «где» в данном случае указывает на место и является обстоятельством места в придаточном предложении, а также связывает его с существительным «дом» в главной части. Таким образом, мы имеем дело со сложноподчинённым предложением с придаточным определительным (или иногда обстоятельственным места, если вопрос задаётся к глаголу). На графической схеме главная часть «И Таня видит дом пустой» обозначается прямоугольником с цифрой ¹, что символизирует её независимость и основное значение. Придаточная часть «где жил недавно наш герой» обозначается овалом с цифрой ², внутри которого указывается союзное слово «где», подчёркивающее его роль в установлении связи. Стрелка, направленная от прямоугольника к овалу, наглядно демонстрирует подчинительную связь: придаточная часть зависит от главной.
Перейдём ко второму примеру: «Детство – это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды. (В. Санин)». Здесь главной частью выступает «Детство – это путешествие». Эта часть несёт основную смысловую нагрузку и является грамматически самостоятельной. От существительного «путешествие» в главной части мы можем задать вопрос: «путешествие какое?». Ответ на этот вопрос даёт придаточная часть – «которое никому не удалось совершить дважды». Эта придаточная часть поясняет существительное «путешествие» из главной части, раскрывая его признак. Она присоединяется к главной части при помощи союзного слова «которое». Союзное слово «которое» в данном случае является подлежащим в придаточном предложении и одновременно связывает его с определяемым словом «путешествие». Соответственно, это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. На схеме главная часть «Детство – это путешествие» также представлена прямоугольником с цифрой ¹. Придаточная часть «которое никому не удалось совершить дважды» изображена овалом с цифрой ², а внутри овала указано союзное слово «которое». Стрелка, идущая от прямоугольника к овалу, вновь подтверждает, что придаточная часть подчиняется главной и зависит от неё.
И наконец, рассмотрим третий пример: «Мне нравятся люди, которым небезразлична жизнь страны.». В данном предложении главной частью является «Мне нравятся люди». Эта часть выражает основную мысль и является грамматически полноценной. От существительного «люди» в главной части мы можем задать вопрос: «люди какие?». Пояснение к этому существительному даёт придаточная часть – «которым небезразлична жизнь страны». Эта придаточная часть уточняет признак людей, о которых идёт речь в главной части. Связь между частями устанавливается при помощи союзного слова «которым». Союзное слово «которым» в данном случае выполняет функцию дополнения в придаточном предложении и связывает его с существительным «люди» в главной части. Таким образом, это также сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. На графической схеме главная часть «Мне нравятся люди» обозначена прямоугольником с цифрой ¹. Придаточная часть «которым небезразлична жизнь страны» показана овалом с цифрой ², внутри которого помещено союзное слово «которым». Стрелка, направленная от прямоугольника к овалу, указывает на подчинительную связь, демонстрируя, что придаточная часть зависит от главной и поясняет её.
В целом, эти графические схемы являются мощным инструментом для анализа синтаксиса сложноподчинённых предложений. Они помогают не только визуально представить структуру предложения, но и глубже понять смысловые и грамматические отношения между его частями. Использование прямоугольника для главной части и овала для придаточной, а также указание союзного слова или союза внутри овала, стандартизирует подход к схематизации и делает его универсальным для различных типов сложноподчинённых предложений. Понимание этой логики позволяет легко определять тип придаточного предложения и его место в общей структуре сложного синтаксического целого.
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!