
Учебник по русскому языку для 9 класса, подготовленный под руководством М.М. Разумовской, С.И. Львовой и В.И. Капинос, представляет собой современный и системный подход к изучению русского языка. Он ориентирован на развитие глубокого понимания грамматических основ, а также на совершенствование речевых навыков учащихся.
ГДЗ по Русскому языку 9 Класс Номер 111 Разумовская, Львова, Капинос — Подробные Ответы
- Определите виды сложноподчинённых предложений. Установите, в чём сходство и в чём различие этих предложений.
1) Во-первых, он уж был неправ, что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно. (А. Пушкин) 2) Ветер, дуя на свободе, был так силён, что в четверть часа высушил меня совершенно. (А. Пушкин) 3) Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают. (А. Чехов) 4) Есть горы, что остались до сих пор как крепости невзятой высоты. (Л. Мартынов) 5) Между тем луна вошла в такую силу, что свет её лился на дно оврага, как бы рассеивая туман. (В. Солоухин)
- Сделайте вывод об особенностях употребления союза что и союзного слова (местоимения) что в составе сложноподчинённого предложения.
- Определите, в каком сложноподчинённом предложении обе части являются односоставными. Установите вид односоставных частей.
- Объясните лексическое значение выделенного слова. Проверьте себя по толковому словарику учебника.
Во-первых, он уж был неправ, что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно. (А. Пушкин) – это изъяснительное придаточное предложение.
Ветер, дуя на свободе, был так силён, что в четверть часа высушил меня совершенно. (А. Пушкин) – это обстоятельственное образа действия и степени придаточное предложение.
Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают. (А. Чехов) – это изъяснительное придаточное предложение.
Есть горы, что остались до сих пор как крепости невзятой высоты. (Л. Мартынов) – это определительное придаточное предложение.
Между тем луна вошла в такую силу, что свет её лился на дно оврага, как бы рассеивая туман. (В. Солоухин) – это обстоятельственное образа действия и степени придаточное предложение.
Сходство этих сложноподчинённых предложений в том, что придаточные предложения присоединяются словом что, а различие в том, что это слово в разных предложениях является союзом либо союзным словом, а также в видах придаточных по значению.
Подчинительный союз что служит ТОЛЬКО для связи придаточной части с главной и не является членом предложения. Союзное слово (относительное местоимение) что не только связывает придаточную часть с главной, но и является членом придаточной части сложного предложения, а также на него падает логическое ударение.
В предложении «Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают» обе части являются односоставными. Первая часть «начинает казаться» – односоставное безличное предложение. Вторая часть «вспоминают» – односоставное неопределённо-личное предложение.
Лексическое значение выделенного слова: Вечор – (устаревшее, разговорное) означает «вчера вечером».
Для начала, давайте внимательно рассмотрим каждое сложноподчинённое предложение, чтобы определить его вид и понять, как придаточная часть связана с главной.
В первом предложении: «Во-первых, он уж был неправ, что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно.» Здесь главная часть – «он уж был неправ». От неё мы можем задать вопрос «неправ в чём?», «неправ по какой причине?» к придаточной части. Придаточная часть «что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно» поясняет содержание главной части, раскрывая, в чём именно заключалась неправота. Такие придаточные, которые отвечают на вопросы косвенных падежей и поясняют слова со значением речи, мысли, чувства или состояния, называются изъяснительными. Средством связи здесь выступает союз что.
Во втором предложении: «Ветер, дуя на свободе, был так силён, что в четверть часа высушил меня совершенно.» Главная часть – «Ветер был так силён». От неё мы задаём вопрос «насколько силён?», «до какой степени силён?» к придаточной части. Придаточная часть «что в четверть часа высушил меня совершенно» указывает на степень проявления признака, названного в главной части, и на следствие этого проявления. Такие придаточные называются обстоятельственными образа действия и степени. Средством связи здесь также является союз что, который входит в состав составного союза «так… что».
В третьем предложении: «Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают.» Главная часть – «Мало-помалу мне начинает казаться». От неё мы задаём вопрос «что именно начинает казаться?» к придаточной части. Придаточная часть «что обо мне тоже вспоминают» поясняет, что именно является предметом ощущения или мысли, выраженного в главной части. Это также изъяснительное придаточное предложение, и оно присоединяется к главной части с помощью союза что.
В четвёртом предложении: «Есть горы, что остались до сих пор как крепости невзятой высоты.» Главная часть – «Есть горы». От слова «горы» (существительное) в главной части мы задаём вопрос «какие горы?» к придаточной части. Придаточная часть «что остались до сих пор как крепости невзятой высоты» характеризует, определяет это существительное. Такие придаточные называются определительными. Здесь слово что является не союзом, а союзным словом (относительным местоимением), так как оно является членом придаточного предложения (подлежащим) и его можно заменить на местоимение «которые»: «Есть горы, которые остались до сих пор…». На союзное слово что может падать логическое ударение, и оно является самостоятельным членом предложения.
В пятом предложении: «Между тем луна вошла в такую силу, что свет её лился на дно оврага, как бы рассеивая туман.» Главная часть – «луна вошла в такую силу». От неё мы задаём вопрос «в какую силу?», «до какой степени?» к придаточной части. Придаточная часть «что свет её лился на дно оврага, как бы рассеивая туман» указывает на степень проявления признака и его следствие. Это обстоятельственное образа действия и степени придаточное предложение, присоединяемое союзом что, входящим в составное сочетание «в такую… что».
Сходство всех этих сложноподчинённых предложений заключается в том, что все они используют слово что для связи придаточной части с главной. Это универсальное средство связи, которое может выполнять различные функции. Различие же проявляется в двух аспектах: во-первых, в функции самого слова что (является ли оно союзом или союзным словом), и во-вторых, в смысловых отношениях между частями предложения, что определяет вид придаточного предложения по значению.
Теперь перейдём к особенностям употребления союза что и союзного слова (местоимения) что.
Подчинительный союз что – это служебная часть речи. Его главная и единственная функция – это грамматическая связь придаточной части с главной. Он не является членом предложения, то есть к нему нельзя задать синтаксический вопрос от других слов в предложении, и он не выполняет никакой синтаксической роли (подлежащего, сказуемого, дополнения и т.д.). Союз что служит лишь для того, чтобы показать, что одна часть предложения подчиняется другой. Например, в предложениях «Во-первых, он уж был неправ, что над любовью робкой…» или «Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают», слово что просто связывает главную и придаточную части, не будучи членом придаточного предложения. Точно так же в предложениях со значением степени и следствия, например, «Ветер был так силён, что в четверть часа высушил…», что является частью составного союза «так… что» и также не является членом предложения.
Союзное слово (относительное местоимение) что – это знаменательная часть речи, местоимение. Оно не только связывает придаточную часть с главной, но и выполняет синтаксическую функцию в придаточном предложении, то есть является его членом (например, подлежащим, дополнением или обстоятельством). Союзное слово что можно заменить синонимичным относительным местоимением который или какой (в соответствующих падежах), а также на него может падать логическое ударение, что подчёркивает его смысловую значимость. Например, в предложении «Есть горы, что остались до сих пор как крепости невзятой высоты», слово что является подлежащим в придаточной части («что остались»). Мы можем заменить его на «которые»: «Есть горы, которые остались…». Это чётко указывает на то, что перед нами союзное слово, а не союз.
Далее, определим, в каком сложноподчинённом предложении обе части являются односоставными.
Такое предложение – это: «Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают.» Рассмотрим первую часть: «Мало-помалу мне начинает казаться«. Это односоставное предложение, так как в нём нет и не может быть подлежащего. Сказуемое «начинает казаться» выражено безличным глаголом (или глаголом в безличной форме) в сочетании с инфинитивом. Действие происходит само по себе, без участия конкретного деятеля. Такие предложения называются безличными. Они часто обозначают состояние природы, человека или явления, которое происходит независимо от чьей-либо воли.
Теперь рассмотрим вторую часть: «что обо мне тоже вспоминают«. В этой части также отсутствует подлежащее. Сказуемое «вспоминают» выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени. Действие совершается неопределённым кругом лиц, или важно само действие, а не его исполнитель. Лицо, совершающее действие, не названо и не подразумевается как конкретное. Такие предложения называются неопределённо-личными.
Наконец, объясним лексическое значение выделенного слова.
Выделенное слово – вечор. Это слово является устаревшим и разговорным. Его лексическое значение – «вчера вечером». В современном русском языке оно практически не употребляется в повседневной речи и встречается преимущественно в художественной литературе, особенно в произведениях прошлых веков, чтобы придать тексту определённый колорит или историческую достоверность. Например, вместо «Он подшутил вечор» мы бы сказали «Он подшутил вчера вечером».
Ищете быстрые и точные ответы по русскому языку для 9 класса? Наш сайт предлагает идеальное решение! Мы предоставляем ГДЗ, которые помогут вам легко справляться с домашними заданиями всего за 5 минут.
Сложные правила и задания больше не будут вызывать у вас затруднений. Наша база данных содержит все необходимые материалы по грамматике, орфографии и пунктуации, что позволяет вам находить решения мгновенно. Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что не только помогает получить правильный ответ, но и углубляет понимание языка.
Учитесь в любое время и в любом месте — все материалы доступны онлайн без регистрации и оплаты. Просто выберите нужное задание, и вы получите точный ответ с пошаговым разбором.
Не тратьте время на поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 9 класса вы сможете легко и быстро решать любую домашку, повышая свои оценки и уверенность в знаниях. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение эффективным и увлекательным!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!