
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 82 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
Первое предложение запишите с помощью фонетической транскрипции, а второе — по правилам орфографии и пунктуации. Прочитайте оба предложения правильно и выразительно.
- Шли два приятеля вечернею порой И дельный разговор вели между собой. (И. Крылов)
- [ты многъл’и в’ид’ьл / насв’эт’ь б’ир’ос//]
Разберите по членам оба предложения. Выделите все словосочетания и разберите три из них устно и письменно.
Фонетическая транскрипция первого предложения: [шл’и два прий’єт’ил’а в’ич’эрн’ий’у парой’ и д’эл’ный’ разговор в’ил’є м’жду сабой’].
Орфографическая запись второго предложения: Ты много ли видел на свете берёз?
Примечание к произношению слова «между»: Слово «между» произносится со слабым ударением или без ударения. Неправильным является произношение «между».
Разбор по членам предложения. В первом предложении «Шли два приятеля вечернею порой И дельный разговор вели между собой» главными членами являются: два приятеля — подлежащее, шли — сказуемое; разговор — подлежащее, вели — сказуемое. Второстепенные члены: «вечернею порой» — обстоятельство времени, «дельный» — определение, «между собой» — обстоятельство образа действия. Во втором предложении «Ты много ли видел на свете берёз?» главными членами являются: ты — подлежащее, видел — сказуемое. Второстепенные члены: «много» — обстоятельство меры, «на свете» — обстоятельство места, «берёз» — дополнение.
Выделенные словосочетания: два приятеля, шли порой, вечернею порой, вели разговор, дельный разговор, вели между собой, видел много, видел на свете, много берёз.
Разбор трёх словосочетаний:
1. Вечернею порой Это именное словосочетание, образованное сочетанием прилагательного и существительного. Тип связи — согласование. Связь осуществляется с помощью окончания -ею зависимого слова, которое согласуется с главным словом в роде, числе и падеже, а также по смыслу. К нему можно задать вопрос: какою?
2. Видел на свете Это глагольное словосочетание, образованное сочетанием глагола и существительного с предлогом. Тип связи — управление. Связь осуществляется по смыслу, с помощью окончания зависимого слова и с помощью предлога на. К нему можно задать вопрос: на чём?
3. Вели разговор Это глагольное словосочетание, образованное сочетанием глагола и существительного. Тип связи — управление. Связь осуществляется с помощью нулевого окончания зависимого слова и по смыслу. К нему можно задать вопрос: что?
Фонетическая транскрипция первого предложения и орфографическая запись второго предложения.
Первое предложение, «Шли два приятеля вечернею порой И дельный разговор вели между собой», в фонетической транскрипции выглядит так: [шл’и два прий’єт’ил’а в’ич’эрн’ий’у парой’ и д’эл’ный’ разговор в’ил’є м’жду сабой’]. Фонетическая транскрипция позволяет точно зафиксировать произношение каждого звука, включая редукцию гласных, озвончение и оглушение согласных, а также место ударения, что крайне важно для правильного и выразительного чтения. Например, здесь мы видим, что безударные гласные е и я в разных позициях редуцируются до звука и или є, а согласные сохраняют свою мягкость или твёрдость.
Второе предложение, которое в оригинале дано в фонетической транскрипции, по правилам орфографии и пунктуации записывается как: Ты много ли видел на свете берёз? Это вопросительное предложение, что отражено в его интонации и знаке вопроса в конце.
Примечание к произношению слова «между»: Важно отметить, что слово «между» в русском языке произносится с ударением на первом слоге: мЕжду. Распространённой ошибкой является произношение с ударением на втором слоге: междУ. Это связано с тем, что в некоторых диалектах или под влиянием других языков ударение может смещаться. Однако нормативным является только один вариант. В транскрипции, представленной в задании, ударение в слове «м’эжду» не указано явно, но подразумевается его правильное произношение.
Разбор предложений по членам предложения.
Приступим к детальному синтаксическому разбору каждого предложения, определяя их главные и второстепенные члены.
Предложение 1: Шли два приятеля вечернею порой И дельный разговор вели между собой.
Это предложение является сложным, состоящим из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом И, который здесь связывает однородные сказуемые с общим или подразумеваемым подлежащим, или же две части сложносочинённого предложения.
В первой части:
- Шли — это сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени, множественном числе. Глагол «шли» обозначает действие.
- два приятеля — это подлежащее, выраженное количественным числительным «два» и существительным «приятеля». Это составное подлежащее, обозначающее субъект действия. Согласование сказуемого «шли» с подлежащим «два приятеля» происходит во множественном числе.
- вечернею порой — это обстоятельство времени, выраженное существительным «порой» в творительном падеже с зависимым прилагательным «вечернею». Отвечает на вопрос когда? (когда шли?). Оно уточняет время совершения действия.
Во второй части:
- Союз И связывает эту часть с предыдущей, указывая на одновременность или последовательность действий.
- дельный — это определение, выраженное прилагательным. Оно характеризует существительное «разговор», отвечая на вопрос какой? (разговор какой?).
- разговор — это подлежащее, выраженное существительным. Оно обозначает предмет, который является объектом или субъектом действия «вели». В данном случае, это скорее объект, но в конструкции «вести разговор» оно выступает как часть устойчивого сочетания, где «вели разговор» в целом является сказуемым. Однако, если рассматривать «разговор» как отдельный член предложения, то оно является прямым дополнением к глаголу «вели». В контексте «вели разговор» как единого смыслового целого, «разговор» выступает как дополнение.
- вели — это сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени, множественном числе. Глагол «вели» обозначает действие. Здесь подразумевается, что «два приятеля» также «вели» разговор, то есть подлежащее из первой части относится и ко второй, или же вторая часть является безличной в отношении подлежащего, но это менее вероятно. Чаще всего, это однородные сказуемые при одном подлежащем, или же вторая часть имеет пропущенное подлежащее, которое легко восстанавливается из контекста.
- между собой — это обстоятельство образа действия или дополнение с предлогом, выраженное предлогом «между» и возвратным местоимением «собой». Отвечает на вопрос как? (как вели разговор?). Указывает на то, что действие совершалось между ними самими.
Предложение 2: Ты много ли видел на свете берёз?
Это простое, вопросительное предложение.
- Ты — это подлежащее, выраженное личным местоимением во втором лице, единственном числе. Оно обозначает субъект действия.
- много — это обстоятельство меры и степени, выраженное наречием. Оно указывает на количество увиденного, отвечая на вопрос сколько? (сколько видел?).
- ли — это частица, которая придаёт предложению вопросительный характер. Она не является членом предложения.
- видел — это сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени, единственном числе, мужском роде. Оно обозначает действие, совершаемое подлежащим. Сказуемое согласуется с подлежащим «ты» в числе и роде.
- на свете — это обстоятельство места, выраженное предлогом «на» и существительным «свете» в предложном падеже. Отвечает на вопрос где? (где видел?). Указывает на место совершения действия.
- берёз — это дополнение, выраженное существительным во множественном числе, родительном падеже. Отвечает на вопрос чего? (видел чего?). Это прямое дополнение к глаголу «видел», указывающее на объект действия, причём родительный падеж здесь используется для обозначения части целого или количества (после слова «много»).
Выделение и разбор словосочетаний.
Словосочетания — это два или более самостоятельных слова, связанных по смыслу и грамматически, одно из которых является главным, а другое — зависимым. Они не являются предложением, но служат строительным материалом для предложений.
В данных предложениях можно выделить следующие словосочетания:
- два приятеля
- шли порой
- вечернею порой
- вели разговор
- дельный разговор
- вели между собой
- видел много
- видел на свете
- много берёз
Теперь подробно разберём три из них, как было запрошено.
1. Словосочетание: Вечернею порой
- Тип словосочетания по главному слову: Это именное словосочетание, потому что его главное слово — «порой» — является существительным. Именные словосочетания характеризуются тем, что главное слово в них выражено существительным, местоимением, числительным или прилагательным в значении существительного.
- Морфологический состав: Главное слово порой — это существительное женского рода, единственного числа, в творительном падеже. Зависимое слово вечернею — это прилагательное женского рода, единственного числа, также в творительном падеже.
- Вопрос от главного к зависимому слову: От существительного «порой» можно задать вопрос какою? к прилагательному «вечернею». Таким образом, «порой (какою?) вечернею».
- Смысловое значение: Данное словосочетание обозначает конкретное время суток, когда происходило действие. Оно уточняет, что речь идёт не просто о «поре», а именно о «вечерней поре».
- Тип грамматической связи: Между словами «вечернею» и «порой» установлена связь согласования. Согласование — это такой тип подчинительной связи, при котором зависимое слово (в данном случае, прилагательное «вечернею») принимает те же грамматические формы (род, число, падеж), что и главное слово (существительное «порой»). Мы видим, что оба слова стоят в женском роде, единственном числе, творительном падеже.
- Средства связи: Связь осуществляется с помощью окончания -ею у зависимого слова «вечернею», которое полностью совпадает с окончанием главного слова «порой» в данном падеже. Кроме того, связь подкрепляется смысловым соответствием.
2. Словосочетание: Видел на свете
- Тип словосочетания по главному слову: Это глагольное словосочетание, так как его главное слово — «видел» — является глаголом. Глагольные словосочетания описывают действие и его различные характеристики (место, время, способ, объект и т.д.).
- Морфологический состав: Главное слово видел — это глагол в прошедшем времени, единственном числе, мужском роде. Зависимое слово свете — это существительное мужского рода, единственного числа, в предложном падеже, употреблённое с предлогом на.
- Вопрос от главного к зависимому слову: От глагола «видел» можно задать вопрос на чём? к существительному «свете». Таким образом, «видел (на чём?) на свете».
- Смысловое значение: Словосочетание указывает на место или сферу, где совершалось действие «видел». Оно уточняет, что действие происходило на свете, то есть в мире, повсюду.
- Тип грамматической связи: Между словами «видел» и «на свете» установлена связь управления. Управление — это такой тип подчинительной связи, при котором главное слово (глагол «видел») требует от зависимого слова (существительного «свете») постановки в определённом падеже, часто с использованием предлога. Глагол «видеть» в значении «наблюдать где-либо» или «существовать где-либо» управляет существительным в предложном падеже с предлогом «на».
- Средства связи: Связь осуществляется за счёт предлога на и падежного окончания зависимого слова «свете» (предложный падеж), которые являются обязательными для данного типа управления. Также присутствует смысловая связь.
3. Словосочетание: Вели разговор
- Тип словосочетания по главному слову: Это также глагольное словосочетание, поскольку его главное слово — «вели» — является глаголом.
- Морфологический состав: Главное слово вели — это глагол в прошедшем времени, множественном числе. Зависимое слово разговор — это существительное мужского рода, единственного числа, в винительном падеже (совпадает с именительным для неодушевлённых существительных).
- Вопрос от главного к зависимому слову: От глагола «вели» можно задать вопрос что? к существительному «разговор». Таким образом, «вели (что?) разговор».
- Смысловое значение: Данное словосочетание является устойчивым выражением, обозначающим процесс общения, беседы. Оно указывает на объект действия, то есть на то, что именно «вели».
- Тип грамматической связи: Между словами «вели» и «разговор» установлена связь управления. В данном случае, глагол «вести» (в значении «осуществлять, проводить») требует, чтобы его прямой объект («разговор») стоял в винительном падеже без предлога.
- Средства связи: Связь осуществляется за счёт того, что главное слово «вели» требует от зависимого слова «разговор» определённой падежной формы — винительного падежа. Для существительного «разговор» в единственном числе винительный падеж совпадает с именительным, что иногда называют нулевым окончанием в контексте управления, так как нет явного падежного окончания, отличающего его от именительного. Связь также поддерживается смысловой сочетаемостью слов.
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!