
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской и Н.Е. Львовой является важным ресурсом для углубленного изучения русского языка. Он разработан с целью сделать обучение интересным и доступным для каждого ученика, развивая языковые навыки и критическое мышление.
ГДЗ по Русскому языку 8 Класс Номер 464 Разумовская, Львова — Подробные Ответы
- Спишите, раскрывая квадратные скобки и обозначая звуки буквами. Объясните постановку знаков препинания. Каковы особенности письменной и устной формы речи?
Пи[с’]менная и у[сная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) — в ус[н]ой речи и краска (буквы) — в пи[с’]менной речи. С этим коренным различием связаны богатые инт[ъ]нац[ы]онные возможности ус[н]ой речи и отсу[ц]твие таковых в пи[с’]менной речи. Инт[а]нац[ы]я создаё[цъ] мелодикой речи, местом л[а]гического ударения, его силой, изменениями в ин[ты³]нсивности (громкости), степенью ч[о]ткости произношения, наличием или отсу[ц]твием пауз. Пи[с’]менная ре[ч’] не в состоянии передать всё это. В её распор[и]жении находятся только знаки препинания, которые нельзя назвать даже бледной тенью инт[ъ]нац[ы]онного разнообразия речи… (О. Сиротинина)
- Проведите фонетический и орфоэпический анализ слова интенсивности.
- Являются ли синонимами слова фраза и предложение? Почему?
- Найдите примеры слов, иллюстрирующих орфографическое правило о написании н и нн в прилагательных. Вспомните орфографическое правило, которому подчиняется написание нн в подобных прилагательных.
- Найдите в тексте местоимения. Укажите, каким членом предложения является каждое из них.
- Докажите, что в состав последнего предложения входит безличное.
Письменная и усная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) — в усной речи и краска (буквы) — в письменной речи. С этим коренным различием связаны богатые интонационные возможности усной речи и отсутствие таковых в письменной речи. Интонация создаётся мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, изменениями в интенсивности (громкости), степенью чёткости произношения, наличием или отсутствием пауз. Письменная речь не в состоянии передать всё это. В её распоряжении находятся только знаки препинания, которые нельзя назвать даже бледной тенью интонационного разнообразия речи… (О. Сиротинина).
Объяснение постановки знаков препинания:
- Двоеточие после слова «основу» указывает на то, что далее следует перечисление, раскрывающее содержание обобщающего слова.
- Тире между «звуки» и «в усной речи», а также между «буквы» и «в письменной речи» используется для пояснения, что является материальной основой для каждой формы речи. В данном контексте это тире в неполном предложении.
- Запятые в предложении «Интонация создаётся мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, изменениями в интенсивности (громкости), степенью чёткости произношения, наличием или отсутствием пауз» разделяют однородные члены предложения, которые являются дополнениями.
- Запятая перед словом «которые» в предложении «В её распоряжении находятся только знаки препинания, которые нельзя назвать даже бледной тенью интонационного разнообразия речи…» отделяет придаточное определительное предложение от главного.
- Многоточие в конце текста указывает на неполноту цитаты.
Особенности письменной и устной формы речи:
- Устная речь имеет материальную основу в виде движущихся слоев воздуха (звуков), что обеспечивает ей богатые интонационные возможности. Она характеризуется мелодикой, логическим ударением, силой, изменениями в интенсивности (громкости), степенью чёткости произношения, а также наличием или отсутствием пауз.
- Письменная речь имеет материальную основу в виде краски (букв). Она лишена интонационных возможностей устной речи и не способна передать все её нюансы; в её распоряжении находятся лишь знаки препинания, которые являются лишь бледной тенью интонационного разнообразия.
Фонетический и орфоэпический анализ слова «интенсивности»: Слово: интенсивности Транскрипция: [инты’нс’ивнас’т’и] Количество слогов: 5 (ин-тен-сив-нос-ти)
- и — [и] — гласный, безударный
- н — [н] — согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
- т — [т] — согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
- е — [ы] — гласный, безударный
- н — [н] — согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
- с — [с’] — согласный, глухой, парный, мягкий, парный
- и — [и] — гласный, ударный
- в — [в] — согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
- н — [н] — согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
- о — [а] — гласный, безударный
- с — [с’] — согласный, глухой, парный, мягкий, парный
- т — [т’] — согласный, глухой, парный, мягкий, парный
- и — [и] — гласный, безударный В слове 13 букв и 13 звуков.
Синонимичность слов «фраза» и «предложение»: Слова «фраза» и «предложение» могут рассматриваться как синонимы в широком смысле, поскольку фраза определяется как самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения. В таком понимании термин «фраза» совпадает с термином «предложение». Однако некоторые лингвисты разграничивают выражаемые этими терминами понятия, указывая на более широкое значение «фразы» (как интонационно-смыслового единства) по сравнению с «предложением» (как грамматически оформленной единицы).
Примеры слов с н и нн в прилагательных и правило:
- Письменная — пишется нн, так как прилагательное образовано от существительного «письмо» с помощью суффикса -енн-.
- Коренным — пишется нн, так как одна н входит в состав корня слова «корень», а вторая н является суффиксом, то есть нн находится на стыке корня и суффикса.
- Интонационные — пишется нн, так как прилагательное образовано от существительного «интонация» с помощью суффикса -онн-.
Спишите, раскрывая квадратные скобки и обозначая звуки буквами. Объясните постановку знаков препинания. Каковы особенности письменной и устной формы речи?
Письменная и устная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) — в устной речи и краска (буквы) — в письменной речи. С этим коренным различием связаны богатые интонационные возможности устной речи и отсутствие таковых в письменной речи. Интонация создаётся мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, изменениями в интенсивности (громкости), степенью чёткости произношения, наличием или отсутствием пауз. Письменная речь не в состоянии передать всё это. В её распоряжении находятся только знаки препинания, которые нельзя назвать даже бледной тенью интонационного разнообразия речи… (О. Сиротинина)
В устной речи материальной основой являются звуки, поэтому она имеет богатые интонационные возможности. В письменной речи материальной основой являются буквы, поэтому она не в состоянии передать интонационное разнообразие речи.
Объяснение постановки знаков препинания:
В первом предложении «Письменная и устная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) — в устной речи и краска (буквы) — в письменной речи» использовано двоеточие после слова «основу». Это двоеточие ставится перед перечислением, которое поясняет или раскрывает содержание предшествующего обобщающего слова или словосочетания. Здесь оно указывает на то, что далее будет конкретизировано, что именно является «разной материальной основой». Далее, тире после слова «звуки» и после слова «буквы» используется для выделения пояснительных членов предложения. В данном случае, это тире в неполном предложении, где пропущено сказуемое, и оно служит для усиления противопоставления или уточнения.
В предложении «Интонация создаётся мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, изменениями в интенсивности (громкости), степенью чёткости произношения, наличием или отсутствием пауз» мы видим ряд запятых, которые разделяют однородные члены предложения. Все перечисленные компоненты (мелодика речи, место логического ударения, его сила и так далее) являются дополнениями, отвечающими на вопрос «чем создаётся?», и относятся к одному сказуемому «создаётся». Они являются однородными, так как отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, а также выполняют одну и ту же синтаксическую функцию.
В предложении «В её распоряжении находятся только знаки препинания, которые нельзя назвать даже бледной тенью интонационного разнообразия речи…» запятая перед словом «которые» отделяет придаточное определительное предложение от главного. Придаточное предложение «которые нельзя назвать даже бледной тенью интонационного разнообразия речи» относится к слову «знаки препинания» в главном предложении и поясняет его, отвечая на вопрос «какие?». Относительное местоимение «которые» выступает в роли союзного слова, связывающего придаточную часть с главной. Многоточие в конце предложения указывает на то, что цитата приведена не полностью, или что мысль автора не закончена в данном фрагменте.
Особенности письменной и устной формы речи:
Письменная и устная речь представляют собой две фундаментально различные формы существования языка, каждая из которых обладает уникальными характеристиками, обусловленными их материальной основой и функциями. Основное различие, как указывает автор, заключается в их материальной основе: для устной речи это движущиеся слои воздуха, то есть звуки, а для письменной — краска, то есть буквы и знаки на носителе.
Устная речь является первичной формой существования языка, возникшей исторически раньше письменной. Её главная особенность — это звучание. Благодаря этому, устная речь обладает богатейшими интонационными возможностями. Интонация — это сложный комплекс просодических элементов, который включает в себя:
- Мелодику речи: изменение высоты тона голоса, которое позволяет выражать вопросы, восклицания, завершённость или незавершённость мысли.
- Место логического ударения: выделение голосом наиболее значимого слова в предложении, что может кардинально менять смысл высказывания. Например, «Я пошёл в магазин» (именно я, а не кто-то другой) и «Я пошёл в магазин» (именно туда, а не куда-то ещё).
- Силу и интенсивность (громкость): изменение громкости голоса, которое может передавать эмоциональное состояние говорящего, степень его уверенности или важность информации.
- Степень чёткости произношения: артикуляционная ясность звуков, которая может варьироваться от тщательной дикции до небрежного бормотания в зависимости от ситуации и цели общения.
- Наличие или отсутствие пауз: остановки в речи, которые могут быть синтаксическими (разделяющими части предложения), логическими (выделяющими важные смысловые отрезки) или психологическими (передающими раздумье, колебание). Эти интонационные возможности позволяют устной речи быть более экспрессивной, эмоциональной и гибкой. Она часто спонтанна, диалогична, допускает повторы, недоговорённости, а также сопровождается невербальными средствами общения, такими как жесты, мимика, взгляд, которые дополняют и уточняют смысл сказанного.
В отличие от этого, письменная речь является вторичной формой языка. Её материальной основой являются графические знаки (буквы, иероглифы, символы). Главная особенность письменной речи — её фиксированность и долговечность. Она предназначена для длительного хранения информации и общения на расстоянии или во времени. Однако, как отмечает автор, письменная речь не в состоянии передать всё богатство интонационного разнообразия устной речи. В её распоряжении находятся лишь знаки препинания, которые являются лишь бледной тенью интонации. Знаки препинания лишь условно указывают на паузы, логические ударения, тип предложения (вопросительное, восклицательное), но не могут передать тончайшие нюансы мелодики, тембра, силы голоса, которые доступны в живом общении. Письменная речь обычно более структурирована, логична, требует большей точности в формулировках, поскольку лишена непосредственного контекста и обратной связи, характерной для устного общения. Она тяготеет к нормативности и соблюдению грамматических правил.
Проведите фонетический и орфоэпический анализ слова «интенсивности».
Фонетический и орфоэпический анализ слова «интенсивности» позволяет нам понять его звуковой состав и особенности произношения.
Слово: интенсивности
Транскрипция: [инты’нс’ивнас’т’и] Количество слогов: 5 (ин-тен-сив-нос-ти). Гласные звуки образуют слоги, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных. В данном слове пять гласных: и, е, и, о, и.
Разбор по звукам:
- и — [и] — это гласный звук. Он безударный, так как ударение падает на третий слог. В русском языке гласные в безударной позиции могут редуцироваться, но [и] в начале слова обычно сохраняет свою ясность.
- н — [н] — это согласный звук. Он звонкий, так как образуется с участием голоса. Он непарный по звонкости/глухости (нет глухой пары). Он твёрдый, так как перед ним нет смягчающих гласных или мягкого знака, и он не является шипящим. Он парный по твёрдости/мягкости ([н] — [н’]).
- т — [т] — это согласный звук. Он глухой, так как образуется без участия голоса. Он парный по звонкости/глухости ([т] — [д]). Он твёрдый, так как не смягчается последующим гласным [ы]. Он парный по твёрдости/мягкости ([т] — [т’]).
- е — [ы] — это гласный звук. Он безударный. В безударной позиции после твёрдых согласных звук [е] редуцируется и произносится как [ы] или близкий к нему звук. Это явление называется редукцией гласных.
- н — [н] — это согласный звук. Он звонкий, непарный по звонкости/глухости. Он твёрдый, так как перед ним нет смягчающих гласных. Он парный по твёрдости/мягкости.
- с — [с’] — это согласный звук. Он глухой, парный по звонкости/глухости ([с] — [з]). Он мягкий, так как после него стоит гласный [и], который смягчает предшествующий согласный. Он парный по твёрдости/мягкости ([с] — [с’]).
- и — [и] — это гласный звук. Он ударный, так как на него падает основное ударение в слове. Ударные гласные произносятся чётко и без редукции.
- в — [в] — это согласный звук. Он звонкий, парный по звонкости/глухости ([в] — [ф]). Он твёрдый, так как не смягчается. Он парный по твёрдости/мягкости ([в] — [в’]).
- н — [н] — это согласный звук. Он звонкий, непарный по звонкости/глухости. Он твёрдый, так как не смягчается. Он парный по твёрдости/мягкости.
- о — [а] — это гласный звук. Он безударный. В безударной позиции после твёрдых согласных звук [о] редуцируется и произносится как [а].
- с — [с’] — это согласный звук. Он глухой, парный по звонкости/глухости. Он мягкий, так как после него стоит гласный [т’], который в свою очередь смягчается последующим [и]. В данном случае, [с] смягчается под влиянием последующего мягкого согласного [т’]. Он парный по твёрдости/мягкости.
- т — [т’] — это согласный звук. Он глухой, парный по звонкости/глухости. Он мягкий, так как после него стоит гласный [и], который смягчает предшествующий согласный. Он парный по твёрдости/мягкости.
- и — [и] — это гласный звук. Он безударный.
В слове «интенсивности» 13 букв и 13 звуков. Количество букв и звуков совпадает, так как нет букв, не обозначающих звуков (как мягкий или твёрдый знак), и нет букв, обозначающих два звука (как е, ё, ю, я в определённых позициях).
Орфоэпический аспект слова «интенсивности» заключается в правильном произношении. Важно соблюдать ударение на третьем слоге (интенсИвности), а также правильно редуцировать безударные гласные (первое «е» как [ы], «о» как [а]) и смягчать согласные перед «и» (с’, т’).
Являются ли синонимами слова «фраза» и «предложение»? Почему?
В повседневной речи слова «фраза» и «предложение» часто используются как взаимозаменяемые, и в определённом контексте они действительно могут выступать как синонимы. Однако с точки зрения лингвистики, эти термины имеют свои отличия и не являются полными синонимами.
Предложение — это основная синтаксическая единица языка. Оно характеризуется:
- Предикативностью: наличием грамматической основы, то есть подлежащего и сказуемого (или одного из них, если предложение односоставное). Именно предикативность выражает отношение содержания высказывания к действительности.
- Смысловой и интонационной завершённостью: предложение выражает относительно законченную мысль и имеет определённую интонацию конца (повествовательную, вопросительную, восклицательную).
- Коммуникативной функцией: предложение служит для сообщения, вопроса или побуждения, то есть является минимальной единицей общения. Например, «Солнце светит» — это предложение, так как имеет грамматическую основу (подлежащее «Солнце», сказуемое «светит») и выражает законченную мысль.
Фраза, в свою очередь, является более широким и многозначным термином. В лингвистике она может обозначать:
- Интонационно-смысловое единство: это отрезок речи, объединённый одной интонацией и выражающий относительно законченную мысль. В этом смысле фраза может совпадать с предложением или быть его частью. Например, в сложном предложении «Когда наступил вечер, / мы пошли домой» — здесь два интонационных единства, то есть две фразы, но одно предложение.
- Устойчивое словосочетание: это фразеологизм, крылатое выражение, пословица, поговорка (например, «ахиллесова пята», «бросить перчатку»).
- Разговорное употребление: в бытовой речи «фраза» часто используется как синоним «высказывания», «реплики», «короткого предложения». Например, «Он сказал странную фразу».
Почему они не полные синонимы? Главное отличие заключается в том, что предложение — это прежде всего грамматическая единица, а фраза — это чаще интонационная единица. Каждое предложение является фразой, поскольку оно имеет интонационное оформление. Однако не каждая фраза является предложением. Например, словосочетание «красивый дом» — это фраза (в смысле словосочетания), но не предложение, так как у него нет предикативной основы. Междометия, частицы, обращения, которые могут быть выделены интонационно как отдельные фразы, также не являются предложениями в строгом грамматическом смысле.
Таким образом, хотя в обыденной речи эти слова часто используются как синонимы, в лингвистике «предложение» — это строго определённая синтаксическая единица, а «фраза» — более широкое понятие, которое может относиться как к предложению в целом, так и к его части, объединённой интонацией, или к устойчивому выражению. Некоторые лингвисты действительно разграничивают выражаемые этими терминами понятия, подчеркивая, что «предложение» — это единица синтаксиса, а «фраза» — единица фонетики и интонации.
Найдите примеры слов, иллюстрирующих орфографическое правило о написании н и нн в прилагательных. Вспомните орфографическое правило, которому подчиняется написание нн в подобных прилагательных.
В приведённом тексте есть несколько примеров прилагательных, написание которых иллюстрирует правило н и нн:
- Письменная (форма речи)
- Коренным (различием)
- Интонационные (возможности)
Рассмотрим правило, которому подчиняется написание нн в этих прилагательных:
Правило написания нн в прилагательных:
- В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН- или -ЕНН-, всегда пишется нн.
- Пример из текста: письменная. Это прилагательное образовано от существительного «письмо» с помощью суффикса -енн-. Аналогичные примеры: искусственный (от «искусство»), традиционный (от «традиция»), лекционный (от «лекция»).
- Пример из текста: интонационные. Это прилагательное образовано от существительного «интонация» с помощью суффикса -онн-. Аналогичные примеры: революционный (от «революция»), станционный (от «станция»).
- В прилагательных, образованных от существительных, основа которых оканчивается на -н, с помощью суффикса -н-, пишется нн. В этом случае одна н входит в состав корня (или основы), а вторая н является суффиксом.
- Пример из текста: коренным. Это прилагательное образовано от существительного «корень». Основа слова «корень» оканчивается на -н. При добавлении суффикса -н- образуется коренной, что даёт нн на стыке морфем. Аналогичные примеры: каменНый (от «камень» + -н-), сонНый (от «сон» + -н-), длинНый (от «длина» + -н-).
Таким образом, в прилагательных письменная и интонационные нн пишется благодаря наличию суффиксов -енн- и -онн- соответственно, а в прилагательном коренным нн образуется на стыке корня, оканчивающегося на н, и суффикса н.
Найдите в тексте местоимения. Укажите, каким членом предложения является каждое из них.
В тексте присутствуют следующие местоимения:
- её (в предложении «В её распоряжении находятся только знаки препинания…»)
- Это притяжательное местоимение, которое указывает на принадлежность.
- Является определением, так как отвечает на вопрос «чьём?» (в распоряжении чьём? – её) и относится к существительному «распоряжении».
- которые (в предложении «…знаки препинания, которые нельзя назвать даже бледной тенью…»)
- Это относительное местоимение, которое связывает придаточное предложение с главным.
- Является подлежащим в придаточном предложении «которые нельзя назвать…», так как относится к сказуемому «нельзя назвать» и замещает существительное «знаки препинания».
- всё (в предложении «Письменная речь не в состоянии передать всё это.»)
- Это указательное местоимение, указывающее на обобщённый предмет или явление.
- Является дополнением, так как отвечает на вопрос «что?» (передать что? – всё) и выражает объект действия.
- это (в предложении «Письменная речь не в состоянии передать всё это.»)
- Это указательное местоимение, уточняющее предмет.
- Является дополнением, так как отвечает на вопрос «что?» (передать что? – это) и выражает объект действия.
- таковых (в предложении «…и отсутствие таковых в письменной речи.»)
- Это указательное местоимение, которое заменяет ранее упомянутое понятие, в данном случае «интонационных возможностей».
- Является дополнением, так как отвечает на вопрос «кого/чего?» (отсутствие кого/чего? – таковых) и выражает объект отсутствия.
- его (в предложении «…местом логического ударения, его силой…»)
- Это притяжательное местоимение, указывающее на принадлежность.
- Является определением, так как отвечает на вопрос «чьей?» (силой чьей? – его) и относится к существительному «силой».
- этим (в предложении «С этим коренным различием связаны…»)
- Это указательное местоимение, указывающее на предмет или явление, о котором говорилось ранее.
- Является определением, так как отвечает на вопрос «каким?» (различием каким? – этим) и относится к существительному «различием».
- она (в предложении «…поэтому она имеет богатые интонационные возможности.» и «…поэтому она не в состоянии передать интонационное разнообразие речи.»)
- Это личное местоимение 3-го лица единственного числа.
- Является подлежащим, так как отвечает на вопрос «кто?» (кто имеет? – она; кто не в состоянии? – она) и обозначает субъект действия.
Докажите, что в состав последнего предложения входит безличное.
Рассмотрим последнее предложение из основного текста, написанного О. Сиротининой: «В её распоряжении находятся только знаки препинания, которые нельзя назвать даже бледной тенью интонационного разнообразия речи…».
Чтобы доказать наличие безличного предложения (или безличной части), необходимо найти такую часть, где действие или состояние происходит само по себе, без указания на конкретного деятеля, то есть без подлежащего, которое могло бы быть выражено существительным или местоимением в именительном падеже.
В данном предложении такая конструкция содержится в придаточной части: «которые нельзя назвать даже бледной тенью интонационного разнообразия речи». Выделим грамматическую основу этой части:
- Слово «которые» является союзным словом, связывающим придаточное предложение с главным, и выступает в роли подлежащего в этом придаточном предложении. Оно относится к «знакам препинания».
Ищете удобный и бесплатный способ решить задачи по русскому языку в 8 классе? Наш сайт предлагает ГДЗ по русскому языку, где вы можете найти ответы на любые задания онлайн!
Мы понимаем, как сложно порой справляться с домашними заданиями. Поэтому мы собрали все необходимые материалы, чтобы вы могли легко и быстро находить решения. Наша база данных охватывает все темы, включая грамматику, орфографию и пунктуацию, что позволяет вам глубже понять предмет.
Каждое решение сопровождается подробными объяснениями, что помогает не только получить правильный ответ, но и разобраться в сути материала. Вы можете учиться в любое время и в любом месте — просто зайдите на наш сайт и начните!
Не тратьте время на бесполезные поиски! С нашими ГДЗ по русскому языку для 8 класса вы сможете уверенно справляться с домашними заданиями, повышать свои оценки и развивать навыки владения языком. Присоединяйтесь к нам и сделайте обучение проще и интереснее!

Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!